1 февраля 1951 г., № 25 (1867).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Великому вождю советского народа

товарищу СТАЛИМУ Иосифу Виссарионовичу
	(Окончание. Начало см. на 1 erp.)
	учителя, врачи, нзучные работники, ин-
женеры, агрономы, зоотехники, писатели,
артисты, художники верно служат совет-
скому народу и двигают вперед культуру
киргизского народа, социалистическую по
содержанию и национальную по форме.
	БВеличайшее счастье ‘ киргизекого наро-
да состоит в том, что он живет, борется и
трудится в единой, дружной сталинской
семье народов великой страны социализма.
Своими достижениями мы обязаны ‹брат-
ской ‘помощи народов Советского Союза и
прежде всего великого русского народа.
Это он, великий русекий народ, первым
поднял знамя борьбы за власть’ Советов,
ва воплощение в Жизнь идей великого
Ленина и Ваших идей, товарищ Сталин, 0
свободе и равноправии народов. ‘Это on,
великий русский народ, научил нае стро-
ить заводы и школы, управлять техникой,
собирать высокие урожаи, печатать книги
и овладевать наукой.
	Мирное развитие ЁКиргизетана, как и
всей нашей страны, было нарушено веро-
ломным нападением на нашу Родину не-
мецко-фашистских захватчиков. По Ваше-
му призыву, товарищ Сталин, киргизский
народ вместе со всеми народами CCCP e
первого же дня войны ветал на защиту
Ролины. Воины-киргизы героически залци-
щали столицу нашей Родины Москву, ко-
лыбель революции — город Ленина, доб-
лестно спажалиеь под Сталинградом, штур-
мовали Берлин.
	Навсегда останутся. в памяти народа
имена Душенкула Шопокова, одного. из 28
легендарных героев-панфиловцев, Чолпон-
бая Тулебердиева, грудью прикрывшего ам-
бразуру вражеского дзота. 40 тысяч вои-
нов Киргизии награждены боевыми орде-
нами и медалями, 54 храбрейшим из них
присвоено звание Героя Советского Союза.
Рабочие. колхозники и интеллигенция са-
	моотверженно трудились в тылу, BHOCA

свой вклал в великое дело победы.
	hax боевую программу, отвечающую
жизненным интересам всего советского на-
рода, восприняли мы программу строитель-
ства коммунизма, начертанную Вами в Ва-
шем выступлении 9 февраля 1946 года.
Трудяшиеся Советского Киргизстана, вы-
полняя послевоенный сталинский пятилет-
ний план, достигли новых успехов во всех
областях хозяйственного и. культурного
‘строительства.
	Промышленность республики выполни-
ла задание пятилетнего плана по выпуску
валовой продукции. Работники промышлен-
ности, транспорта добились повышения
производительности труда, снижения себе-
стоимости, улучшения качества продук-
пии, внедрения новейшей техники и пере-
	довых методов трула. Наши колхозы, сов-
хозы значительно перевынолнили задание
	все богатства этих стран принадлежат куч-
Ke анчгло-американских империалиетов, ме-
стных феодалов, помещиков и буржуазии.
На этом мрачном фоне еще ярче виден
расцвет нашего родного Киргизотана, вид-
HO, как бесконечно много дали киргизэхо-
му народу партия Ленина -—— Оталина, род-
ная советская власть и Вы, наш отец и
учитель. товарищ Сталин.

Любимый и родной Иосиф  Виесарионо:
вич! В день всенародного праздника при-
мите от возрожденного гением Ленина —
Сталина киргизокого народа низкий по-
клон и юердечный paxMaT ga Bee To, что
Вы слелали лая нае.
	Дорогой товариш Сталин! Вы учите ед-
	ретских людей не успокаиваться на до-
CTHTHYTOM, не зазнаваться, а смело векры-
вать и преодолевать недостатки в работе и
веегла двигаться вперол.
	Оглядываясь на славный путь, пройден-
ный за 25 лет, мы даем себе отчет в том,
что у нас много еще недостатков, много
нерененных задач, перед нами стоят еще
более величественные задачи коммунисти-
ческого строительства.
	ваверяем Вас, дорогой нам отец и учи-
тель, что мы смело будем преодолевать
трудности, устранять недостатки в нашей
работе, обеспечим еще. более мощный
подъем всех отраслей народного хозяйства
и культуры. Мы будем неустанно крепить
могущество нашей любимой Родины —
Союза Советских Социалистических Рес-
публик, неразрывной частью которого был,
	есть и всегда будет наш  Советевий
Киргизстан.

Мы горячо одобряем и поддерживаем
	сталинскую внешнюю политику нашего
правительства — политику мира и безо-
пасности нашего государетва. Во главе с
советским народом за мир, демократию и
социализм борютея наши братья и друзья
— освобожденный великий китайский на-
род, народы Польши, Чехословакии, Вен-
грии, Румынии, Болгарии, Албании. герои-
	ческий корейский народ, все честные люди
	MHP.
	Киргизский народ зв тесном еодружестве
	со всеми народами Советского Союза, во
главе с великим русским народом, неуклон-
но пойдет вперед по пути, указанному
партией Ленина—Сталина. по пути побед
коммунизма в нашей стране.
	Да здравствует наша великая советская
Родина — твердыня дружбы и славы на-
родов нашей страны!
	Да здраветвует великая партия больше-
виков. партия Ленина— Сталина, закален-
ный в боях авангард советского нарола.
вдохновитель и организатор наших побед!
	Да живет и здравствует долгие и долгие

годы наш отец, вождь и учитель великий.
Сталин!
	от киргизского народа
	пятилетнего плана по росту поголовья 09-
щественного скота, повысили его продук“
тивность; расигирилиеь посевные площади,
поднялась урожайность, значительно уве-
личились поставки государству сельскохо-
зяйственных продуклов. В 1950 году рес-
публика с честью выполнила’ план затото-
вок хлеба. мяса, овощей, фруктов и коже-
	венного сырья.
	Кандидаты сталинского блока коммунистов и беспартийных
	ИНИЦИАТОР КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОНОМИИ
	В обеденный перерыв невысовая, светло-
волосая девушка вошла в контору цеха.

— Лида. опять получайте письма. Как
иного у вас друзей! Позавидовать можно..,
— говорит начальник цеха и вручает ей
разноцветные конверты. Ha них обычно
кратко выведено“ «Москва, обувная фабри-
ка «Парижекая Коммуна»; бригалиру Ли-
yan Корабельниковой»,

И действительно, число друзей у нее
с каждым днем растет. Не проигло и го-
да, как Лидия Корэзбельникова выступила
инициатором комплексной экономии, а имя
ее теперь широко известно-в нашей стра-
не и заее пределами. И, разбирая получен-
‘ные письма, она все чаще ветречает кон-
верты с почтовыми штемнелями стран Ha-
родной демократии, где также горячо под-
держали ее почин.

Комплексная экономия! Вак ясно и чет“
ко выражено в предложении Лидии Кора-
бельниковой горячее стремление  патрио-
тов Родины во всем. прояваять рачитель-
ный хозяйский подход к использованию
сырья, материалов. Этот метод применим
всюду, где советокий человек имеет дело с
народным добром. с социалистической соб-
ственностью.

В почине Лидии Корабельниковой, про-
‘стой работницы, се невиданной силой рас-
крылись черты нового, коммунистического
отношения людей к производству, о кото“
рых В. И. Ленин писал; «Коммунизм на-
чинается там, где появляется  самоотвер-
женная. преодолевающая тяжелый труд,
забота рядовых рабочих of увеличении
производительности труда. 0б охране каж-
дого пуда хлеба, угля, железа и других
продуктов, достающихея не работающим
лично и не их «ближним», а «дальним»,
т е. всему обществу...».

Ценно было то, что Лидия Ворабельни-
кова призывала экономить не отдельные, &
комплекено все материалы с таким раече-
том, чтобы к концу месяца из них можно
было в течение одного дня изготовить до-
полнительную продукцию. В обязательстве
молодежной бригады цеха детской обуви,
возглавляемой Лидией  Корабельниковой,
так и было записано: «Мы будем работать!

Веё дни ее на фабрике Фыли наполнены
творческим трудом. Она стремилась ках
можно больше выпускать обуви, которой
тогда фабрика снабжала Фронт. Советские
воины писали работницам письма, В них
‘они благодарили обувщиц /за высококаче-
ственную продукцию. В своем труде мо-
лодая работница находила огромное удов-
детворение — ведь.и она вносила свою
лепту в дело разгрома врага, в дело борь-
бы ‘за мир,

И не успел смолкнуть грохот орудий,
как пех. в котором работала Лидия Кора-
	бельникова, стал выпускать детекую
обувь. Красивые и добротные детские
туфельки сходят © конвейера, который 9-
служивает молодежная бригада Лидии Ко-
рабельниковой.

«Нет, кажется, на свете более мирно
настроенных людей, чем советские люди,—
писала Лидия Корабельникова в статье
«Потише. Черчилль!».—Я, работница, тру-
жусь в большом коллективе, — тут и по-
жилые, вилавштие виды рабочие и юноши.
“На фабрике немало участников Великой
Отечественной войны. И когда в нашей
среде возникают разговоры о войне, они
КАК-ТО сами собой обращаются в разговор
о борьбе за мир». Й молодая  стахановка
вместе со своими подругами все делает для
укрепления мира, Усердным трудом на
благо Родины отвечает на происки поджи-
тателей войны. Вот почему коллектив «Ла-
рижской Коммуны» послал Лидию Вора-
бельникову своим делегатом на Вторую
Всесоюзную конференцию сторонников
мира. На этой конференции знатная обув-
Tana была избрана в состав Советского
комитета защиты мира, где теперь ведет
большую работу.

Недавно на своем собрании обувщики
«Парижской Коммуны» снова назвали имя
Лидии Корабельниковой, на этот раз как
кандилата в депутаты Верховного Совета
РСФСР.

— Лидия. Ворабельникова — пламенная
патриотка нашей Родины, — заявляли ра-
	ботнипы -— и мы не оцтибемся, если пош-
лем ее в верховный орган Российской Фе-

дерации.
э Б. ДУБРОВИН,
		получая в этот день Никаких материалов
из кладовой».

И вог наступил памятный день 29 ап”
реля 1950 года. При входе; в фабричный
двор был вывешен плакат: «Сегодня вое
цехи «Парижекой Коммуны» работают на
сэкономленном материале». А когда подве-
ли итог, то оказалось, что Фабрика только
за один день выпустила 29.000 пар обу-
ви, причем из кладовых не было взято ни
одного дециметра кожи, ни одного гвозди-
ка. А бригада Лидии Корабельниковой ра-
ботала на сбереженном материале полторы
смены. 1.100 нар детской обуви — BOT
результат ее заботливого, бережного отно-
шения Е народному добру.

C тех пор так и повелось, что один
день, обычно в конце месяца, обувная фаб-
рика «Парижекая Коммуна» выпускает
продукцию из сэкономленных материалов.

Что дало нашей стране  повоеместное
применение метода комплекеной экономии?
Это — новые миллионы метров ткани, 0
тни тысяч пар обуви, новые паровозы, д9-
ма, новые тракторы, комбайны.

Много горячих последователей у Лидий
Корабельниковой нашловеь в странах Ha-
родной демократии. Переняв опыт совет-
ской стахановки, обувщики фабрики «Тис-
са» в Венгрии менее чем за полгода изго-
товили из сбереженного сырья 40 тысяч
пар обуви. В Польше на двадцати с лиш-
ним предириятиях из месяца в месяц про-
водятся «дни Корабельниковой». принося-
щие государству миллионы злотых.

В конце минувшего года Лилия  Кора-
бельникова побывала в Польше и Чехосло-
вакии. Она была на польском заводе ивме-
рительных приборов во Влохах, где впер-
вые в Польше появилась «бригада кора-
бельниковцев». Ее тепло встретили в Ра-
доме и Хелино — центрах обувной про-
мышленности и всюду в других городах.
«Польша в лесах стройки. Государству,
строящему социализм, дорог каждый che-
реженный гвоздь, каждый метр ткани», —
заявляли рабочие на встречах с советским
HOBATODOM производства.

Трудовую жизнь Лидия Корабельникова
начала на фабрике «Парижекая Коммуна»
в военный 1942 год. Злееь она окончила

один день в месяц без снабжения, т. е. пе! школу ФЗО, здесь вступила в ряды ВЛЁВСМ.
	Отчетно-выборному собранию в комсо-
мольской организации, rye секретарем
тов. Сивоконь, предшествовала тщательная
подготовка. Члены бюро. оказали помошь
секретарю в составлении отчетного докла-
ла. Так, тов. Сулеев готовил материал для
раздела «Работа комсомольской  организа-
пии по обеспечению  примерности комс-
мольцев в боевой учебе», член бюро Ларио-
нов помог осветить вопросы, связанные ©
укреплением воинской дисциплины.
Остальные член бюро составляли лиа-
	траммы и ехемы, писали лозунги и пла-
		Большую помошь членам бюро оказала
	партийная оттанизация.
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНОВ
	ВРЫСОкКаАяЯ аЕТИвВНОСТЬ
	вают болыную помаць своим товари-
щам. Число отличников за отчетный пе-
риод выросло почти втрое. Этому значи-
тельно способствовало то. что за пюслед-
нее время Комсомольское бюро улуч-
игило индивидуальную работу, добиваясь
примерности всех комсомольцев в учебе и
дисциплине. Не так давно право называть-
ся отличниками получили воины-комюо-
мольцы Ямалтдинов, Тараканов, Седых. За
короткое время комсомолен Тараканов вы-
рос из моториста до авиационного механи-.
‘Ka. Большую практическую помощь в его
росте оказал член комсомольского бюро
Касаткин, У Тараканова одно время He
было достаточного опыта в работе на ма-
териальной части. Сержант Касаткин, вы-
полняя с ним работы по установке мото-
ра, внимательно следил за действиями вои-
на, практически показывал и объяснял
последовательность выполнения отдельных
видов работ, разбирал его ошибки и сове-
товал, как их исправлять. Сейчае на Доске
отличников можно увидеть фотографии об9-
их воинов.

Прения, развернувшиеея после отчетного
доклада, отличались высокой активностью.
Критика недостатков была резкой и прин-
пипиальной.

Серьезной критике подвергли комеомоль-
цы слабую работу бюро по воспитанию у
	в пустыню нельзя вылетать без воды. Бы-
ли случаи, когда люди погибали при вы-
нужденной посадке самолета AMIE только
потому, что их фляги были пустыми.

— Ну, а как с отарой

— Пришлось вернутьея к чабанам и
сбросить им несколько бачков воды. Затем
показал им выход на прогон.

Не менее поучительным ‘был полет в
район Сарыкамышекой впадины — этой
большой котловины ¢ растрескавшимися
от сильной жары берегами. На месте ee
50—60 лет тому назад былое еще озеро
площадью в 150 квадратных километров.
Да и самое русло Узбоя: е которым пилот
Сидоров. впервые познакомилея во время
этого полета, выходит из Сарыкамышекой
впадины, неподалеку от колодна Чарышлы:

В берегах Узбоя много оли. Наличие ее.
несомненно... уеложнит работу строителей
канала. Соляные слои придется выбирать,
а на место их закладывать бетон и дру-
гие строительные материалы. Вода канала
не должна солержать в себе большие коли-
	чества растворенных ©олен, иначе она бу-
пет непригодной для орошения.
	По сторонам Узбоя иногда попадаются
озера.

— 0зера очень глубокие, — рассказы-
вает пилот. — Они богаты рыбой. ДИЧЕЮ.
	Шредетавьте себе, околько разведется здесь
всякой живности. когда в Кара-Кумы при-
дет вода. Вот раздолье будет для охотни-
Kos! x

Мыель повернуть Аму-Дарью обратно
всегда прельщала туркменский народ. Есть
сведения, что с такой просьбой туркмены
обращались к Петру Т. Действительно, в
OTHOM из своих указов по поводу енаряже-
ния экснедиции в Хиву Петр [ писал:
«Над гаваном, rae бывало устье Аму-
Дарьи реки, построить крепость человек, на
тысячю... Ехать к хану Хивинскому по-
слом, а путь иметь пюдле той реки, и 05-
мотреть прилежно течение оной реки. тако
же и плотины, ежели возможно оную воду
паки обратить в старый ток, к тому же
протчие устья запереть. которые идут в
Оральекое море».

Вековечпая мечта туркменского нарола
не могла осуществиться в условиях пар-
екой России. Эту мечту сделала реально-
сетью советекая власть — власть освобож-
денного народа. ~

..Летчик вел самолет от одного ко-
лодца к другому, ориентируяеь по еле
заметным признакам местности. Ими елу-
жили древние,. чуть заметные с воздуха
тропы, проложенные когда-то скотоволами-
	Правительство ‘Союза CCP и Вы,
товарищ Сталин, высоко оценили славный
труд колхозного крестьянства Киргизии,
Три тыеячи колхозников и колхозниц, ра-
ботников совхозов и МТС награждены ор-
денами и медалями, 99 лучшим из них
присвоено звание Героя Социалистическо-
	го Труда -

За годы послевоенной пятилетки пПо-
строены сотни новых школ, больниц, клу-
бов, радиоузлов, научно-исследовательских
учреждений. Виргизекие пиеатели создали
ряд крупных произведений,  отображаю-
щих жизнь республики. Наши театры o60-
татились новыми оперными, балетными и
драматическими постановками. Улучши-
шось материальное благосостояние рабочих,
колхозников и интеллигенции. Более чем
в два раза вырос фонд заработной платы
рабочих и служащих и доходы  колхозни-
КОВ.

Трудящиеся Киргизии, как и весь со-
ветский народ, с огромным воодушевлени-
ем восприняли историческое решение. С0-
ветского правительства 9 строительстве
Куйбышевской. Сталинградской и Raxos-
ской гидроэлектростанций, Главного Турк-
менского = Южно-Украинского, Cepepo-
Крымекото и Волго-Донского каналов. Kup-
гизский народ своими трудовыми подвига-
ми на предприятиях, в колхозах и совхо-
зах вносит свой вклад в сооружение
этих величайших строек коммунизма, В
дело укрепления могущества нашей люби-
мой Ротины,
	Показать окружающим народам, на деле
превосходство советекосо строя над патри-
архальным, феодальным и буржуазным
строем-—поставили Вы, товарищ Сталин,
задачу перед нами. Исторические услехи,
достигнутые киргизовким народом за 25 лет
сопиалистическом строительства, служат
яочайпшим доказательством  неизмеримого
превосходства советекого строя над  про-
гнившим буржуазным строем. Народы ` за-
рубежного Востока — Индии, Афганиета-
на, Ирана, Турпии — стонут под гнетом
американо-антлийских империалистов и
своих феодалов, помещиков и капитали-
стов. Трудовой парод в этих странах ли-
тен элементарных прав человека. он вла-
чит голодное, нищенокое существование,
ежегодно от голода и нищеты гибнут мил-
лноны человеческих жизней. Там царит
темнота и бюскультурье, а земля, вода и
	молодежи любви к боевой технике, Высту-
пающие отметили, что комеомольское бюро
сотавило без воздействия отдельные слу-
чаи невнимательного отношения к техни-
Ke, которые имели место со стороны ком-
сомольцев Голушкова и Шилина. Вместо
того, чтобы придать принципиальное зна-
чение совершенным этими  комеомольцами
нарушениям, бюро ‘квалифицировало их
Kak мелкие пущения.

Комсомолец Плис совершенно  справет-
ливо указал на то, что распространение
оныта: отличников. носит подчас поверхно-
стный характер.

— Взимних условиях, — сказал он, —
в работе на материальной части особенное
значение приобретает умение пользоваться
обогревательными приборами. ° Отдельные
комсомольцы недостаточно хорошо знают
особенности эксплуатации материальной
части зимой, a бюро упустило это из виду,
не организовало им помошь в приобрете-
нии практических навыков.

На отчетно-выборном собрании в прени-
AX BLICTYNHI0 более половины всего соста-
ва организации. Это говорит о высокой ак-
тивности, о стремлении членов  ВЛАСМ
поднять на более высокий уровень работу
своей организации.

Капитан В. ШУРИНОВ.
Лейтенант Л. ЯСНОПОЛЬСКИИЙ,
	кочевниками. Эти тропы тянутея к колол
пам со всех сторон. И по тому, в каком ня-
правлении тропы  схолятся. а также по
расстоянию между ними. пилот определял
направление и близость колодцев.

— Орнентируешься и по остаткам древ-
них кладбищ, по развалинам бывших ее-
лений, которые когда-то стояли на Узбов,
— говорит Иван Ефремович. — Помогают
и солончаковые пятна А вообще, после
того, как сделаешь сотни посадок в песках,
поневоле выработаешь в себе оеобое чув-
ство местности. Инетинктом это назвать,
конечно, нельзя; лучшие, пожалуй. — кон
центрированным опытом.

Много неприятностей доетазили Сидоро-
ву в этом полете емерчи, столь часто BO3-
никающие по руслу Узбоя. Внезапно по-
явившийея смерч не всегда удается 0б0й-
ти стороной или подняться нал ним.

— Я набрал высоту 1.500 метров. но И
это не помогло. — рассказывает пилот.—
Пришлось войти в смерч. чтобы’ преодо-
петь его. Самолет бросало несколько раз из
стороны в сторону, врашающийся вихрь
словно стремился разорвать машину на
	EES EE

части. Важно в таких случаях крепко дер-
жать управление. i‘
	“a ke
	шШет книгу о полетах в пустыне. Мы спро-
CHIH 06 этом самого пилота.
	— А кто вам сказал? — спросил он,
немного смушаясь. — Писать еще рано. В
одном уголке Туркмении я еше не был.
Вот слетаю тула несколько раз, тогда вид-
но’ будет...

Разговор снова зашел 0 TOM недалеком
времени, когда в Кара-Кумы прилет вола.
	— Влага здесь чудеса совершит, — го-
ворил пилот. — Вот приезжайте к нам
весной. Маки, тюльпаны цветут в пустыне.
Но потом солние начинает брать верх. Поч-
ва нагревается ло 70—80 градусов. А бу-
дет вода — здесь и хлопчатник A cae
	харныйи тростник, и цитрусовые, и пальмы
— вое буйно нойлет.
	Мы расстались с Иваном Ефремовичем на
аэродроме. В воздухе было морозно и вет-
рено. Солнце щедро заливало аэродром и
окружающую его пустыню. Пробежавитиеь
19 ровному полю. «По-2» сделал круг й
взял курс на Ашхабад. Летчик помахал на
прощанье рукой. То же самое сделали все
присутствующие, желая дальнейших yene-
	AUB одному из активных участников вели-
Кой сталинской стройки.
	5. ДОБРОХВАЛОВ.
	Письмо обсуждено и принято на собраниях рабочих, колхозников, служа-
щих и интеллигенции Киргизской ССР.
	Награждение орденами и медалями работников промышленности, сельского хозяйства, науки,
культуры и искусства Киргизской ССР
	Ленинпольского района А. Айт
проходчик шахты № 1—1-бие
«Кызыл-Кияуголь» С. Алимов.
	Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 31 января 1951 года в евязи с
лвзлцатипятилетием Киргизской Советской
Социалистической Республики и достигну-
тыми успехами в развитии промышленно-
сти. сельского хозяйства, науки. культуры
‚и искусства награждена большая группа
` работников промышленности, сельского
` хозяйства. науки; культуры и искусства
Виргизской ССР.

Орденом Ленина награждены: бригадир
колхоза ‹ «Орто-Азия» Сузакского. района
Ш. Абаиллаев. чабан колхоза «Первое мая»
	ПО МЕСТАМ
 ВЕЛИКИХ СТРОЕК *
	А. Айтынбетов,   Виргизского филиала Академии наук СССР
—1-бис  треста Б. Джамгерчинов, секретарь ЦЕ КП(б) Кир-
мов, директор   гизии В. Д. Дикамбаев, директор Киргиз-
	Киргизского государственного медицинеко-   ского научно-исследовательского института
	Becro 4
	го института И. №. Ахунбаев, колхозница
колхоза -«Ш Интернационал» Кантекого
района Д. Байтеленова, табунщик колхоза
им. Карла Маркса Быстровекого района
А. Боромбаев, председатель колхоза им.
Сталина Кеминского района А. Боромбаев.
министр государственной безопасности Кир-
гизекой ССР Н. П. Володин. директор
Института языка, литературы и история
	Летать в Кара-Кумах трудно. Пилоту
необхолимы большой опыт, отличное эна-
ние местных условий.
	— Нуетыня капризна, — говорит на-
чальник Ашхабалекого аэропорта. — Не
каждому. даже хорошо пилотирующему в
обычных ‘условиях летчику можно. дать за-
дание на, полет в Кара-Кумы. Одни воздут-
ные смерчи чего стоят. Да и ориентировка
очень еложная. Впрочем, 06 этом лучше
всего поговорить © нашим пилотом тов,
идоровым. У него солилный отытг.
	..Мы встретились с Иваном Ефремови-
чем Сидоровым на аэродроме Гражданско-
го воздушного флота. Пилот выполнял оче-
редное задание, обслуживая работы геоло-
гической экспедиции. Может быть, поэто-
му мы начали разговор не о технике пи-
лотировалия, а о геологах, выехавших на
трассу канала. Иван Ефремович оказалея в
курев их Jed.
	— Б Аара-Вумах много еще неиесле-
дованного, — говорил Сидоров. — На кар-
тах царской России это было белое пятно.
Взять хотя бы такой вопрос -— насколько
глубоко пески залегают? Некоторые дума-
ют, что в пустыне, среди песков не так
уж трудно канал прорыть. Но дело-то вель
Не В самом рытье. Канал надо проложить
так, чтобы. вода из него не просачивалаеь
в окружающие пески. Известно, что в пу-
стынях большие реки нередко бесследно
исчезают, в пески уходят, Геологи это яв-
ление называют фильтрацией. Много хло-
пот принесут и подвижные пески. —
Сидоров откинул 60 евоего лба черные,
слегка  седеющие волобы и заключил’
— Важную работу ведут геологи. Хочется
оказать им как можно больше помоши.
	Ивану Вфремовичу сорок лет. Он. срехне-
го роста, коренаст. Лицо у нео волевое,
обветренное, словно бронзовое; Вот ужо бо-
лее пятнадцати лет работает он в Средней
Азии, из них шесть лет — в Туркмении.
Сотни самых различных заланий выполнил
пилот на своем неизменном  «По-2». On
летал © вкепедициями по обеледованию
пастбищ и колодцев. разбросанных в пу-
етыне, разыекивал заблудившиеся  отары
овец, производил © воздуха протравку су-
сликов, опрыскивание полей хлончатника.
Да разве вее перечислишь! И кажлый полет
	лавал новый опыт. Крупицы этого опыта,
		колхозница   животноводства Н. И. оахарьев,
Кантекого   человек.
	Орленом Трудового Нрасного Знамени —
5 человек; орденом «Знак Почета» —
9 человек: медалью «За трудовую доб-
	619 человек; медалью «За трудовую доб-
лесть» — 521 человек; медалью «За тру-
повое отличие» —— 409 человек. »
	(ТАСС).
	Все. это сказалось на ходе отчетно-вы-
борного собрания. Оно отличалось высокой
АКТИВНОСТЬЮ.

В своем докладе тов. Сивоконь подробно
рассказал о проделанной работе по идеоло-
гическому воспитанию комсомольцев, по
укреплению воинской дисциплины, повы-
шению примерноети комсомольцев в бое-
вой и политической учебе.
	Большое место в доклале было отведено
рассказу 9 том, как комсомольская орга-
низация помогает командиру обеспечивать
летную учебу.

Комсомольцы — авиационные механики
Сунчихин. Фарионов и лругие оказы-
	лопчак, который в полете нетрудно при-
HATh за водную поверхность. В крайнем
случае можно сесть и на него. Но соль
вызывает большюе трение, и самолет может
легко скапотировать. Даже если пилот
максимально сбавляет скорость, и то при
соприкосновении с солью чуветвуютея
сильные толчки. словно машина 060 что-
то бьется.

Наконец, удалось найти слегка занесен-
ный песком такыр. Это была удача. Те-
перь летчик мог приземлить самолет не-
далеко от отары. Вак цемент. твердая гли-
	Наш путь лежит из Ташкента в Ашха-
бад. Векоре после Чарджоу, что на бере-
гах Аму-Дарьи, должны начаться типич-
ные Кара-Кумы. Воображение невольно ри-
сузт ровное песчаное пространетво, где нет
ни травы, ни деревьев, ни человеческого
жилья. Пустыня есть пустыня. Однако
скоро убеждаешься, что это воображение
` обманчиво.

Вара-Вумы кажутся ровным, однообраз-
‘ным плато в том случае, если смотришь
‚на них © большой высоты. На самом же
` Деле огромная пустыня, особенно в южной
‘Части. представляет собой сильно вехолм-
пленный и весьма пестрый ландшафт, Пес-
‚ чаные бугры, напоминающие по своим
внешним очертаниям огромных лежащих
верблюдов. поднимаются на 20 и более
`метров. Другие бугры пониже. Все вместе
‘они убегают вдаль. словно беспорядочно
разбросанные морские волны.

1 Эги бугристые. или грядовые, пееки по-
 крыты сухой травой, саксаулом, турке-
`станской акацией. Редкие заросли этих
‚деревьев и кустарников простираются
‘иногда на болыние расстояния, образуя
настоящие «леса» из саксаула — всегда
‚толого дерева, не дающего тени. Закрен-
‘пенные пески покрыты так называемыми
сероземными почвами — очень  плодород-
ными. если они получают в достаточном
	количестве влагу.
	овладываясь Из месяца в месяц, из года в
гад, формировали, ‘можно сказать, особую
профессию — искусство вождения самоле-
та в пустыне. Искусство ’эт0  ©в0605-
разное и нелегкое. Вот что рассказал Иван
Ефремович об одном из своих полетов. ‘

В юго-восточной части пустыни па-
СУТЕЯ большие STAIa казлакулевых овей.
		’ Но жизнь теплится лишь на закрепив»

Ишихся песках. Совсем иная картина на
} `барханах. сохранивших свою подвижность.
Это -—— одно из неприятных явлений Кара-
`Кумов. Перемещаясь с места на место, поз
Гдвижные пески постоянно ‘меняют облик
‘пустыни, засыпают оазисы, затрудняют
  строительство дорог, а ‘следовательно, и
‘освоение земли; Нередко. особенно после
’рродолжительных песчаных буранов, не-
‘возможно воспользоваться автомобильными
‚дорогами. Тогла единственным  ередетвом
зообщения в пустыне служит самолет,

р Значение авиации в Кара-Бумах особен-
По сильно возросло в связи с развернув-
‚ шейся подготовкой к строительству Глав-
 ного Туркменского канала. Самолетами
  тользуютея многочисленные научно-иселе-

`.Товательские экепедиции, По воздуху пе-

i
	  ребрасываются необходимые материалы и
	JOODV BAH HE.
	Пилот И. Е. Сидоров готовится к очередному вылету! в Кара-Кумы.
Фото Б. АНТОНОВА.
	нистая Поверхность такыра служит, хоро-
шей естественной Ве площадкой
в пустыне. :

Через некоторое время & самолету подо-
шел один Из чабанов. Солнце палило не-
стерлимо, губы y человека потрескались
	и кровоточили. Он с трудом произнес толь-
Ko OLHO CHOBO:
	— Bogan,

— Я протянул чабану asry,~— pac-
сказывает Иван Ефремович.— Он evae-
	рожно схватил ве и начал пить. Я знал,
что человеку, долго паходявшемуся без
воды, нельзя позволять пить сразу много.
Пришлось отпимать флягу. Да. в полном
смысле слова отнимать. потому что в та-
ких случаях человек не хочет отдавать
воду. -

— Между прочим, === продолжал пилот.—=
	Однажды отара в 12 тысяч голов перегоня-
лась с одного пастбища на друтое; `Неожи-
данно налетевший ветер поднял во в03-
дух тучи сухого песка. Песчаный буран
в пустыне хуже снежной метели в тундре.
В метель ни зги не видно, но зато хоть
дышать легко, & здесь ни того, ни другого.
Отара сбилась © трассы прогона и ушла
на восток. По заданию начальника 4эро-
порта пилот Сидоров вылетел на ризыскя
колхозного стала

Только на третий день удалось обнару-
жить отару. Но здегь возникла другая
трудноеть — где посадить машину? Кру-
мм — песчаные гряды. Мосадить самолет
на них нормально нельзя — сразу перевер-
нет. Если положить машину на крыло, то
почти неизбежна поломка. Пилот сделал
	еще круг, два, три... Внизу виднелея со-