СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		$ февраля 1951 г., № 27 (1869).
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНОВ
	В центре внимания от
комсомольского собрания
	ВУЮ ПОЛЬ
	за перело
		ртийная
	инь
	ЗАБОТА ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ КОММУНИСТОВ
	повоелневно интересуется учебой всего
личного состава.

На одном из открытых партийных 0-
браний было упомянуяю имя беспартийного
офицера Пешухова, несеръезно — OTHO
сиршегося к учебе. Присутствовавитий на
собралтии тов. Шенгухов признал, 410 он
дейстрительно ‘ослабил внимание к изуче-
нию произвюдений классиков  марксизма-
ленинизма, невнимательно относился Е
составлению коненектов. Изютийная оэга-
низация сделала правильный вывод: 9т0-
бы обоспечить дальнейшее улучшение Ka-
чества маркеистоко-ленинекой  полготовки
авиаторов, нообходимое более тщательно
контролировать учебу всех без исключения
воинов, помогать им расти в идейном от-
ношении. В помощь изучающим MaDRCHaM-
ленинизм был организован для всего лич-
ного состава ряд лекций и докладов, на-
пример: «Преимущества социалистической.
системы хозяйства перед капиталистиче-
ской», о работах товарища Сталина «Анар-
хизи или социализм?», «Относительно
марксизма в языкознании» и др.

Партийное бюро внимательно изучает
опыт работы руководителей политических
занятий, их помощников и оказывает ‘им
конкретную помощь. Присутствуя на 34-
нятиях в группах  политзанятий, члены
бторо лично знакомятся, насколько тлубоко
коммуниеты из числа солдат и сержантов
усваивают изучаемый материал. Это дает
возможность своевременно принимать Me-
ры для дальнейшего повышения качества
учебы членов и канлилатов партии.
	Важную роль в идейном воспитании
коммунистов играют агитаторы. На атита-
пионную  таботу выдвинуты передо
	рые BOHHLI——OTINUH AE боевой и политиче-
	ской подготовки. Б части сложился дея-
тельный атгитколлектив, умело использу-
ющий различные формы работы:  коллек-
тивные читки газетных материалов, инли-
видуальные и групповые беседы. Пар-
тийнсе бюро постоянно следит за деятель-
ностью апитаторов, оказывает им неебхо-
димую помощь. Особенно большую работу
с мололыми эгитаторами проводит член
партийного бюро тов. Александров. Он
часто беседует е ними, делится своим опы-
том, советует, как лучше изучать людей,
тотовить и проводить индивидуальные бе-
сеты. пользоваться материалами из газет
	ги журналов.
	Неустанное — изучение марксизма-ле-
нинизма является жизненной потребностью
миллионов советских людей. С неослабной
энергией овладевают теоретическими 3Ha-
ниями армейские большевики, все совет-
ские воины.
	Партийная организация авиачасти, где
секретарем тов. Самарцев, ведет большую
работу по идейно-теоретическому воспита-
нию коммунистов. Партийные  руководи-
тели, группа нештатных консультантов, рут
ководители групп мзркенстеко-ленинской
подготовки ‘офицеров и политических за-
нятий, пропагандисты кружков сети Wap
тийного просвещения приложили немало
усилий для того, чтобы повысить идейную
закалку BCOX коммунистов. Эта работа да-
ла положительные результаты, способству-
ет повышению боеготовности  подразделе-
ний, воспитанию всего личного состава в
духе советского патриотизма, образцового
выполнения воинского долга перед Роди-
ной.
	Как же осуществляется в этой части
идейно-теоретическое воспитание коммуни-
сетов?
	Следует прежде всего сказать, что все!
коммунисты охвачены той или иной gop-
мой идойно-теоретической учебы. Одни по.
сещают вечерний университет марксизма“.
ленинизма или партийные школы,  дру-
тие учатся в группах ны
ской подготовки офицеров. или политиче-
ских занятий, третьи—в кружках и полит-
школах. В части регулярно проводятся
лекции и доклады в помощь изучающим
историю и теорию большевистской партии.
Систематическое, последовательное изуче-
ние марксистско-ленинской науки дает
членам и кандидатам ВКП(б) возможность
неуклонно повышать свой идейно-теорети-
ческий уровень.

Изучение произведений Ленина и
	Сталина требует умення правильно ор-
ганизовать личное время. Поэтому партор-
	ганизация ‘ требует oT коммуниетов
составления личных планов, в в0-
торых записываются последовательность
	работы над литературой, сроки изучения
того или иного произведения, дни кон-
сультаций. Такие планы дают -возможноеть
каждому коммунисту правильно раепреде-
лять и использовать свое личное время.
Вместе с тем они позволяют руководителю
марксистеко-ленинской учебы и секретарю
партбюро лучше контролировать ход само-
стоятельной учебы коммунистов и оказы-
вать им необходимую помошь.
	Благодаря такому методу самостоятель-
ной работы многие товарищи добились су-
шественных результатов. Взять, к приме-
ру, тов. Назарова. По теме  «Идеологиче-
ские основы большевистской партии» он
изучил следующие произведения В. И.
Ленина: «С чего начать?», «Что делать?»;
труды И. В. Сталина: «Коротко о партий-
ных разногласиях». «Ответ «Социал-Демо-
крату», письма из Кутаиса, «0б осно-
вах ленинизма», а также вторую главу
«Краткого. курса истории ВКИ(б)». Тов.
	Назаров составил по теме подробный кон-
		Успех в идейно-теоретическом воспита-
наи коммунистов во многом определяется
составом пропагандистов. Исходя из этого,
пропагандистами кружков сети партийного
просвещения и руководителями групп мар-
ксистско-ленинокой подготовки офицеров и
политзанятий были назначены наиболее
теоретически подготовленные коммунисты.
Заслуженным уважением среди всего лич-
ного состава пользуются пропагандиеты,
тт. Вуш и Лукьяненко. Имея хорошие зна-
ния по теории и истории большевизма,
они продолжают неустанно повышать свой.
идейно-теоретический уровень.

Особую заботу партийная организалжия и
пропаганииеты проявляют о тех  товари-
max, которые елабо усваивают отдельные
темы и не проявляют достаточной актив-
ности на семинареких занятиях. С ними
ведется индивидуальная, работа.
	Коммунист тов. Лубанин одно время с0-
вертлненно не выступал на семинарах. Ру-
ководитель группы тов. Лукьяненко 00-
ратил на это внимание. Он побеседовал с.
ним по содержанию изучаемой темы. Окз-
залось, ито тов. Лубанин внимательно про-
чел и законенектировал всю рекомендован-
ную литературу, имеет ясное представле-
ние по всем вопросам изучаемой темы. 0т-
малчивалея же он на занятиях потому, что
не был уверен в своих знаниях. Беседа
подействовала на тов. Лубанйна; на m0-
следующих семинарах и собеседованиях он
стал выступать. активно.

Практика показала, что одной из дейст-
венных форм контроля и помощи комму-
нистам в их илейно-теоретическом росте
являются индивидуальные беседы руково-
дящих партийных работников. Такие беее-
‚ды предусматриваются ежемесячным пла-
“HOM работы партийной организации. Это
помогает свосвременно выявить, как Учат-
ся коммунисты, повлиять на тех товари“
щей, которые недобросовестно работают
над повышением своих политических
знаний. Секретарь парторганизации по-
стоянно поддерживает тесную связь ©
руководителями групп  маркеистеко-ле-
нинской учебы и политзанятий. По-
сле каждого занятия он получает точные
данные о том, как каждый коммунист из-
учал тему. Все это также позволяет ак-
тивно воздействовать на Качество учебы
коммунистов.
	Так. одно время тт. Горбунов и Горелов
ослабили работу над изучением рекомендо-
ванной по учебному плану литературы.
Партбюро не прошло мимо этого факта.
Оно вскоре поставило вопросе о маркеи-
стско-ленинской учебе коммунистов Ha
партийном собрании. При обсуждении это-
го вопроса коммуниеты предложили чаще
устраивать лекции в помощь изучающим
историю ВКП(б), проводить консультации
по отдельным темам, учебного плана. Парт-
бюро учло эти предложения. Была сюзда-
на группа нештатных консультантов из
числа наиболее политически подготовлен-
ных коммунистов. Ныне консультанты CH-
стематически беседуют с коммунистами по
существу изучаемых тем, разъясняют наи-
более сложные вопросы. Они служат свя-
`зующим звеном между партбюро и комму-
нистами, способствуют  укоеплению пар-
тийного влияния на весь личный состав.
	Систематический контроль, критика и
самокритика на партийных собраниях и
заседаниях партбюро являются действен-
ным средством улучшения всей партий-
но-политической работы и, в частности,
марксистско-ленинской учебы  коммуни-
	стов. Олновоеменно ‘бюро заботится 00
	идейной закалке беспартийных воинов,
	комсомольцев в учебе
	отчетно-выююрного
ия  ортанизацим,
	Конечно, такая неоперативность в 1ра3б0ре
персональных дел не дала должных po-
зультатов.

Члены бюро не придавали серьезного
значения пропатанде уставных  требова-
ний, славных боёвых традиций Советской
Армии. Беседы. на эти темы  проводилиеь
очень редко и носили отвлеченный харак-
тер, не увязывались © жизнью и учебой
звиаторов. .

На собрании выяснилось, что многие:
соллаты и сержанты мало знакомы с ис-
торией и традициями своей авиачасти.
06 этом говорили в своих выступлениях
члены ВЛЕСМ тт. Калюжный, Пономарен-
5о и другие,

— Когда мы прибыли в часть, — ска-
вал тов. Калюжный, —— нае бегло ознако-
мили © ее ‘историей и боевыми традиния-
ми Олнако это была единственная беседа.
	‚Вновь избранное бюро должно воеръез ва-
	няться воспитанием молодежи на боевых.
традициях. Лля этого есть все возможно-
сти. У нае служат ветераны Великой Оте-
честренной войны. Именно они призваны
учить и воспитывать молодежь, рассказы-
вать ей о героических подвигах  сталин-
ских соколов. Воепитанием воинов на 0ое-
вых традициях слелует заниматься He OT.
случая к случаю, а повседневно, TOTS
эта работа принесет большую пользу.

Член бюро тов. Борисов поднял на со-
брании важный вопрос о товариществе и
взаимной выучке. Он говорил о TOM, что
комсомольцы должны не только сами елу-
жить примером в учебе и лиециплине, но
ий увлекать за собой вею мололежь.
	—- Все ли комсомольцы являются хоро-
шими товарищами? № сожалению, He BCC.
Тов. Серов назвал в своем докладе фами-
лию отличника Цаплина. Он, действитель-
но, передовик учебы. Но Цаплин забывает
0 CBOCM долге помочь товарищам, научить
их работе. Да и сам я mor бы оказать
большую помощь товарищам в овлалении
своей военной специальностью, в изуче-
нии авиационной техники.

Выетупающие подвергли критике членов
бюро за то, что они не осуществляли си-
стематический контроль за учебой и пове-
дением каждого члена ВЛКСМ.

Отчетно-выборное собрание прошло аж-
THBHO, под знаком широко развернутой
критики и самокритики. Собрание намети-
ло конкретные мероприятия. направлен-
ные на повышение успеваемости всех чле-
нов РЛИЕСМ в учейе. воспитание их в
духе боевых тралиций.
	Майор И. АЗЕЛИЦКИЙ.
	`возтлавляемой тов. Серовым. стоял вопросе
	обоспечения тримерноети членов ВЛАСМ в
учебе и дисциплине. Докладчик и высту-
павшие в прениях товарищи рассказывали
о том, как комсомольцы-авиаторы борют-
ся за достижение высоких ‘показателей
в боевой и политической подготовке.
Отчетный доклад тов. Серова был по-
строен на конкретных, убедительных при-
уерах и фактах. Он взволновал  комсо-
мольцез, побудил их к активному обсуж-
дению затронутых вопросов. Докладчик от-
MOTI, UTO комсомольская организамия по-
могала командиру и партийной организации
вырацивать отличников учебы, развивать
	у воинов стремление безупречно  вышол-

нять бвой служебный долг.
Вольтгинетво комсомольцев — передо-
	вики учебы и дисциплины. Своим приме-
ром они увлекают авиаторов на уепешное
вытюлнение учебно-боевых задач, на по-
вышение боеготовности авиаторов.
	Вюмсомольекая организация многое еде-
лала для повышения качества  полити-
ческой подготовки. Регулярно проводились
беселы и консультации по изучаемым те-
мам, оказывалась индивидуальная помощь
отстающим, организовывалиеь вечера у
карты Родины,

Доклалчик признал, что успехи комсо-
мольской организации могли быть более
значительными, если бы бюро не допус-
кало серьезных промахов. в своей работе.
Члены бюро нелостаточно влияли на тех
комсомольцев. которые отставали в УЧебе.
	Ь таким товарищам относятся члены
ВЛКСМ Швецков и Ратанов.  Ком-
сомольское бю09 He потребовало от
	них добросовестного отношения к уче-
бе. Если бы члены бюро работали с каж-
дым комоомольцем в отдельности, отлич-
ников боевой и политической подготовки
было бы значительно больше, Тов. Серов
признал, что ортанизатия BIRCM нело-
статочно уделяла внимания  отличникам,
распространению их опыта.

В докладе и выступлениях говорилось о
наруниителях BOWECKON дисциплины. Олна-
ко на собрании He было дано аналива
деятельности бюро по укреплению дисцип-
WHEL.

Тов. Серов вынужден был признать, что
бюро своевременно не принимало  репи-
тельных мер против тех, кто допускал не-
дионинлинированность. Комсомолен Тиму-
хин совершил проетупок. который обсуж-
	лалея на собрании епуетя пять месяцев.
	\{Ж Молодежный — вечер, посвященный
предстоящим выборам в Верховный Совет
республики, состоялся в Н-ской авиачасти,
	пишет сержант Бондарев. Доклад на вечере
	сделал секретарь комсомольской организа-

`ции старшина. Матросов. Затем выступили

воины Сафонов, Опанасенко, Иванов и дру-
гие. Они говорили о необходимости ‚встре-
тить день выборов новыми успехами в учебе
и работе. В заключение собравшиеся про-
смотрели кинофильм «Клятва».

эк Стол справок ежедневно работает на
агитпункте при избирательном участке
Н-ской авиачасти, сообщает тов. Марченко.
Это дает возможность воинам-авиаторам
всегда получить ответы на волнующие их
вопросы. Кроме того, в агитпункте регу-

_лярно проводятся беседы, доклады для из-

бирателей. Так, тов. Ярошевич недавно сде-
лал доклад на тему «Марксизм-ленинизм о
религии», тов. Рукавишников провел беседу
о великой непреоборимой силе советского
		ЕЛЕФОНИСТЫ Н-ского авиапод-
разлеления обеспечивают постоян-
	ную и бесперебойную связь. Сейчас, в
	дни подготовки к выборам в Верхов-
ные Советы союзных и автономных
республик, связисты стремятся работать
еще: лучше.

На снимке: отличник боевой и поли-
тической подготовки связист гвардии
сержант А. Сучков за ремонтом ап-
парата.
	Фото гвардии майора Г . БАЗОВА.
	НП аходчивость
авиаторов
	Всю ночь бушевала вьюга. Только под
утро ветер утих. Дедяную дорогу, прохо-
хившую влоль русла реки, замело, и моло-
той колхознице Тане Зотовой пришлось ис-
	кать новый путь. №олхоз отправил ее в
город © важным поручением. :
Влруг лошаль попятилахь и провали-
	лась в скрытую пол енегом прорубь. Сани
остались на поверхности, оглобли легли по
краям проруби. Испуганная лошадь, по-
виснув на гужах, забилась в холодной
воде.

...В это время влали, на краю высокого
обрывистого берега, стояли два лыжника.
Это были сержанты Хохлов и Уткин. Х0-
хлов считается лучшим слаломистом части.
Они решали, как лучше спуститься 6
кручи. И вдруг увидели сани, прозалив-
шуюся в прорубь лошадь.

— За мной! — скомандовал Хохлов и
ринулся вниз.

Полоспели во-время. Быстро сняв Лыжи,
сержанты подложили их под лошаль.

Почувствовав опору, лошадь поставила
передние ноги на твердый снег. Еще
мгновенье. и она выкарабкалась на лед.

Таня Зотова горячо поблагодарала cep-
жантов за оказанную помощь.
	Сержант И. ФОМЕНКО.
	В связи е развертыванием избитатель-
ной кампании по выборам в Верховные С9-
BETH союзных и автономных республик
агитаторы ведут широкую  агитапионную
работу спели избирателей, разъясняют им
советский избилательный закон, принцины
Сталинской Конституции,  руковоляптую
роль партии Ленина Сталина в б005бе
нантего народа за построение коммунисти-
ческого общества. _
	Все это показывает. что партийная 00
ганизация. которой руководит тов. риа
пев, умело работает в области илейно- we
ретического воспитания авиаторов. Важно
при этом, что всю эту работу она тесно.
увязывает с теми задачами, которые pea
ют воины. с жизнью части. подразделений.
Не случайно в течение ряда лет здесь mer,

летных происшестви it.
	Настойчиво овладевая военными ий Ifo-
литическими знаниями, умело осущеет-
вляя свою передовую роль, коммунисты
помогают командованию успешно ретать
все задачи боевой и политической подго-
TORK.
	Майор М. ЛАБУНСКИИ.
	В частях и учебных заведечиях
	(Наши военкоры сообщают)
	Тесную связь с местным театром под-

держивают авиаторы Н-ской авиачасти, со-
общшает военкор тов. Лисицын. Недавно
	по инициативе нашего клуба они коллектив-
но просмотрели новый спектаклъ.
	% B H-ckom авиаподразделении среди
лучших отмечен авиамеханик старшина
Пескишев. .
	Александр Пескишев, как сообщает. гвао-
дии младший лейтенант Н. Дышлевой, за
время своей службы в Советской Армии
подготовил целый рял замечательных авиа-
специалистов. Командование части награ-
дило его радиоприемником.

wk Отличное знание уставов Советской
Армии служит ‘залогом их образцового
выполнения. Как сообщает военкор П. Ли-
сицын, курсанты классных отделений, кото-

рыми командуют коммунисты Олейник, По-
спелов и другие, сдав на «отлично» зачеты

по знанию уставов, столь же безукоризнен-
но выполняют все их требования.
	МОЛОЛЕЖНЫЙ ВЕЧЕР.
	В честь 20-й годовщины  шефетва
пенинско-сталинского комсомола над Воен-
но-Воздушными Силами в клубе Н-ского
звиагарнизона состоялся  комсомельско-
молодежный вечер.

С локладом выступил офицер Масяйкин.

После доклада состоялось вручение по-
четных грамот.

Почетные грамоты получили отличники
боевой и политической подготовки  стар-
шина Бородип, старшие сержанты Нехо-
рошев, Жуйков, сержант Пучков и другие.
	Ф ВАЖИН.
	Аороший пример показывает и комму-
нист Слинько. Самостоятельно работая над
темой «Теоротические основы большевиет-
вкой партии», он прочел ряд произведе-
ний классиков Марксизма-ленинизма, вы-
ступление тов. А. А. Жданова на философ-
ской дискуссии и вслед за этим составил
конспект по узловым вопросам темы. Тща-
тельная подготовка позволила ему активно
участвовать в теоретическом  собеседова-
	зан GRR UU ee te

ИЗ ИСТОРИИ
	свои международные рекорды по продол-
жительноети полета, высотности и скоро-
сти и занимает первое место сфеди русских
авиаторов.

Мастерство Ефимова роело. Выдающий-
ся летчик стал основоположником школы
летного мастерства. В одном из своих вы-
ступлений Михаил Ефимов сказал 06 ис-
кусстве полета: «Все искусство воздухо-
плавания (речь идет о полете на самолете.
—Т. 3.), по-моему, заключается не ‘в про-
должительности полетов, а в умении упразв-
лять аппаратом. Важное значение имеют
опускание авиатором азроплана © высоты
© остановленным мотором (свободный пла-
нирующий спуск) и крутые повороты (ви-
ражи), что очень важно при случайных
осложнениях во время полетов. Без твер-
дого знания искусства эволюционирования
в воздухе авиатор и аэроплан‘ всегда В
опасности. Аппарат должен находиться В
полной власти авиаторов... Аэропланы
лучших систем нуждаются еще в усовер-
шенствованиях, и каждый из авиаторов
может многбе сделать, если будет изучать
в воздухе свои ошибки и несоверненство в
конструкции своего аэроплана».

Развитие авиации в России потребовало
организации обучения летных кадров. Все
яснее определялись контуры военного при-
менения самолетов. Царское военное велом-
етво решило, наконец, организовать ряд
летных школ. Первая из них должна была
открытьея вблизи Севастополя на реке Ка-
че осенью 1910 т. В эту военную школу
первым ее инструктором был назначен
гражданский летчик Михаил Никифорович
Ефимов. Рабочее происхождение Ефимова
не давало ему права на получение офи-
церекого чина, хотя он и обучал военных
летчиков. Тишь во время войны Михаил
Никифорович получил чин подпоручика.

Проездом на новое место службы, по
просьбе авиационной общественности, Ефи-
мов остановилея в Москве, где 10 октяб-
ря 1910 года совершил несколько поле-
тов. Московские газеты, посвящая Ефимо-
ву пространные статьи, писали: «Москва
уже давно хотела видеть полеты одного из
лучших наших авиаторов, имя которого
гремит далеко за пределами Родины .. Ефи-
мов покажет такие полеты, какие Москва
еще не видала, за это говорит его опыт-
НОСТЬ...».

Ожидания москвичей оправдались: пюле-
ты Михаила Пфимова в Москве были на-
столько совершенны, что вызвали всеоб-
щий восторг,

Интересно отметить, что за всю евою
	летную практику Михаил Никифорович не
имел ни одной аварии, несмотря на то, что
	поломки и лаже катастрофы самолетов в те
времена были обычным явлением. Ефимов
даже в случае отказа материальной чаети
в воздухе всегла благополучно совершал
посалку.

Дело здесь, конечно, не только в том,
что этот замечательный русский летчик-
самородов отлично знал и чурствовал свой
самолет. Высокая лисциплинированность и
мастерство, мужество и выдержка позво-
ляли ему летать без аварий и поломок,
всегда точно принимать решения, благопо-
лучно совершать посадки в любых усло-
ВИЯХ.

Ефимов настойчиво и упорно прививал
эти качества будущим летчикам. Вот как
отзываются о нем его ученики. Русский лет-\
чик, инвалил первой мировой войны Алек-
сей Афанасьевич Сумин. живуший в на-.
стоящее время в Одессе, рассказывает:

— Ефимов был лисциплинированным и
исключительно требовательным инструкто-
ром, строго взыекивал © нае за малейшее!
нарушение летных правил. Он не допускал!
никаких вольностей. в полете даже лля’ тех,
летчиков, которые уже хорошо освоили тех-
нику пилотирования.

Работая в кзчестве инструктора в Ка-
чинской авиационной школе. Михаил Ни-
кифорович подготовил целую плеяду рус-
ских военных летчиков. Наряду © этим
Михаил Никифорович занималея  испыта-
нием новых самолетов и как летчик-испы-
татель принимал участие в их усовершен-.
ствовании. В 1912 году он лично испыть
вал авиационные парашюты, изобретен
ные Глебом Евгеньевичем Котельниковым.
Проведя © ними сложные опыты по сбра-\
сыванию манекенов и грузов. Ефимов та:
блестящее заключение ‘о качестве авиа

са  бо а ера еде

a ee

A LSE apn PO ere

—-

=

Во ‘время первой мировой империзлисти-
ческой войны Михаил Никифорович Ефи-
мов после короткого пребывания на Oper
те снова возвратился в Качинскую авиа-.
ционную школу, где продолжал готовит
летные кадры.

После Великой Октябрьской сопиалисти-
ческой революции Михаил Никифорович
Ефимов остался преподавать во летной
школе Во время гражданской войны 01’
был арестован и заключен  белогвардей!

пами в тюрьму, а затем расстрелян на юг!
России в 1920 году.

ао РА Ч, ЕЕ СРР

Плодотворная деятельность первого:рус:

ского летчика-инструктора Михаила Ники i
форовича Ефимова вошла  неувядаемо
	страницей в историю авиации нашей Ро
ДИНЫ.

Полковник Г. ЗАЛУЦКИИ.,
a.

посадок, Ефимов предложил подняться в
воздух в качестве пассажиров некоторым
членам аэроклуба и своим бывшим сослу-.
живцам-железнодорожнижам. Блестяще вла-
дея машиной, Михавл Никифорович веегда
точню рассчитывал посадку на маленькое
поле, окаймленное плотным кольцом много-
численных зрителей. Среди пассажиров,
которые поднимались в воздух, был вла-
делец самолета и «хозяин» Ефимова бан-
кир Асидиае. -

Чтобы полнее охарактеризовать этого че-
ловека, следует привести его интервью ©
корреспондентом газеты по поводу проис-
ходивших полетов. На вопрос, какие он
испытывал ощущения, впервые подняв-
пвись в воздух на самолете, Веидиае ци-
нично ответил:

— Когда я взлетел и увидел такое
огромное количество публики, я испытал
опущение больших барышей, которые я
получу. Потом я испугался, что если вдруг
Ефимов меня  разобъет, кому достанутся

мои деньги... и ренгил скорее опуститься

на землю.
Полеты E@umopa Bp Олессе произвели
	большое впечатление на передовую общест-
венность и послужили серьезным толчком
к более быстрому прогресеу летного дела в
России.

В начале июня в Ницце были назначены
международные состязания самолетов. До-
бившись согласия Ксидиаса, Ефимов oT
правился в Ниццу, где побил все мировые
авиационные рекорды того времени по
скорости, продолжительности полета и вы-
соте подъема. Опытные авиаторы, пред-
ставители других стран, остались далеко
позади.

то был огромный успех русского авиз-
тора. Пресса всех стран, широко описывая

происходившие соревнования, особое вни-
мание уделяла выдающимся достижениям
Ефимова.

Возвратавшиеь на родину, Михаил Ни-
кифорович выплатил неустойку Ёсидиасу,
ликвидировал кабальный договор и цели-
ком посвятил себя авиации. Завоевав меж-
дународные рекорды скорости, BBICOTHI
подъема и  продолжительноети полета,
Ефимов неустанно совершенствовал техни-
ку пилотирования, глубже  познавал воз-
можности самолетов. Он охотно передавал
свои знания авиационной молодежи, ру-
ководил тренировочными полетами моло-
дых русских летчиков.

93 сентября 1910 года Ефимов прини-.
маст участие в первом Воероссийском
	празднике воздухоплавания, состоявшемся
в Петербурге. Он значительно улучшает
	VCCKHH J@TYH-HHCTPYRTOD

enBblli 0
	который мог бы демонетрировать полеты
перед публикой и за большие деньги под-
нимать в воздух желающих. Всидиас видел
в Ефимове наиболее подходящего для этой
цели человека. Й банкир решил истратить
130 000 франков на обучение Ефимова.
	Договор с Ёсидиасом был крайне тяжел
лля Михаила Никифоровича. Он должен
был после окончания учебного заведения в
течение нескольких лет «отрабатывать»
затраченные на его обучение деньги, со-
вершая показные полеты по городам Рос-
еии. Страстный энтузиаст летного дела,
Ефимов дает свое согласие, рассчитывая
хоть этим оказать посильную помощь раз-
BHTHIO отечественной авиации.
	Окончив летное училище во Фран-
ции, Ифимов возвращается в родную
Олессу. Но возвращается уже не начинаю-
	щим летчиком, а победителем междунарол-
ных соревнований. В 1909 г. он побил
международный рекорд полета с пассажи-
ром. Ефимов проявил себя и как вылаю-
щийся летчик-новатор, принимая активное
участие в улучшении конструкций лета-
тельных аппаратов.
	Многочисленные красочные афиши воз-
вещали о возвращении русского летчика и
о предстоящих полетах. На беговом иппод-
роме, который должен был служить лет-
ным полем, были построены специальные

трибуны для зрителей.
	Рабочие-железнодорожники, бывшие со-
служивцы Ефимова, студенты и друзья со-
брались на вокзале в день его приезда.
Вогла подошел поезд, в честь русского
азвиатора была устроена овация. Михаил
Ефимов пригласил веех рабочих железно-
дорожного узла Олессы на предстоящие по-
леты, выдав им билеты на самые лучшие
места. ‘
	8 (21) марта 1910 года состоялея полет
Ефимова. Это был. после полета самолета
А Ф. Можайского, первый полет в России.
Десятки тыеяч зрителей собрались вокруг
бегового ипподрома, чтобы посмотреть по-
леты. Ефимов мастерски оторвал машину
от земли и набрал высоту 100—150 мет-
ров. Затем он слелал несколько кругов над
ипподромом и под бурные привететвия
присутствующих плавно посадил самолет в
центре импровизированното летного поля.
	Совершив подряд несколько взлетов и
	попадали за границу, где и потучалти при-
менение. .

Так было и с изобретением самолета
А. Ф Можайским. Его труды были забы-
ты реакционными правителями России и
были использованы в других странах. Во
Франции, Америке, Германии и Англии
стали строить по образцу самолета Можай-
ского летательные аппараты тяжелее воз-
	духа.
	ОТЕЧЕСТВЕННОЙ E
АВИАЦИИ

В нашей стране — родине самолета И
	MHOrUX выхающих ея открытий в области
звиации-—сложилась также передовая шко-
ла летного мастерства, пкола. положившая
начале созданию основных правил техники
пилотирования и самолетовождения.
	Из истории авиации известно, что пер-
вые полеты на аппаратах тяжелее воздуха
были сопряжены ©0 значительными труд”
ностями. В то время еще не было доста-
точно изучено «поведение» самолета в в03-
лухе. Поэтому каждый полет требовал не
только больших знаний и мастерства, HO
также смелости и мужества летчика.
	Основоположником отечественной школы
летного мастерства был Михаил Никифоро-
вич Ефимов. Интересно сложилась жизнь
этого замечательного человека.
	Ефимов родился 1 ноября 1881 года в
семье рабочего в городе Смоленске, где и
окончил ремесленное училище. С малых
лет Михаил Ефимов испытывал острую ну-
жду. Его семья покинула родной город в
поисках работы. После долгих скитаний,
наконец, приехали в Одессу, сулившую, по
слухам. хорошие заработки. Однако в «бой-
ком» портовом городе было еще больше
безработных, чем в Смоленске. Случай
ность помогла Ефимову пПоетупить на теле-
траф Юго-Западной железной дороги в ка-
честве механика-электрика. Это был Фев-
	раль 1904 года.
	Несмотря на то, что русское изобретение
находило успешное применение за рубежом,
косные царские чиновники продолжали Ca-
ботировать развитие отечественной авиа-
ционной промышленности. Они не оказыва-
ли поддержки русским ученым и конструк”
торам. К развитию авиации приложили ру-
ку частные предприниматели. Дельцы ис-
пользовали полеты, как цирковое зрели-
ще, наживая на этом солидные капиталы.
Открывниеся в России спортивные аэро-
клубы возглавлялись крупными купцами и
финансистами. Это делало авиационный
спорт спортом «избранных», крайне сужа-
ло рамки развития отечественной ‘авиации,
придавало ей коммерческий характер.
	Одним из первых в России был аэро”
клуб, созданный в Одессе. Материальная
часть его состояла из одного учебного пла-
нера, построенного механиком-электротех-
ником А. Цацкиным. Этот планер испы-
тывали многие «избранные члены аэроклу-
ба», но никто не мог добиться успеха. Те
том 1909 года этот планер, как непригод-
ный к полетам, был доставлен с бегового
поля в Олессу, на Михайловокую площадь,
в качестве экспоната для выставки.
	Михаил Ефимов, давно проявлявший ин-
терес к авиационному спорту и хорошо из-
учивший планер, попросил разрешения
испытать его. Банкир Анатра, в то время
глава аэроклуба, уверенный в провале за-
ven Ефимова. дал разрешение. С первого
раза Ефимов блестяще осуществил взлет
на планере, Векоре Михаил Никифорович,
отлично освоив технику пилотирования,
стал обучать многих любителей авиацион-
ного спорта. Мастерство его росло с каж-
дым днем. Было очевидно, что в буду-
тем он станет выдающимея авиатором.
	Успехами №фимова заинтересовался один
из крупных одесеких банкиров Ёсидиас.
Авиация сулила ему новые прибыли, и он
решил рискнуть. Надо было иметь пилота,
	С первых же дней работы Михаил Ники
форович завоевал расположение товарищей
своим трудолюбием и отличным знанием
техники. В свободное время Ефимов зани-
мался спортом, которому отдавался всей
душой. Он увлекался тяжелой атлетикой,
принимал активное участие в велосипед-
ных и мотоциклетных гонках. В них он
завоевывал первые места, оставляя далеко
	позали известных рекордеменор.
	В России в это время начал развиваться
также планерный и авиационный спорт.
	Россия была родиной многих важней-
ших научных открыгий. Но эксплуататор-
ские классы душили вое прогрессивные и
свобололюбивые стремления русского на-
рода. рабоки преклонялиеь перед западной
буржуазной культурой. Замечательные до-

стижения деятелей отечественной науки и
техники не встречали поддержки царского