8 февраля 1951 г., №

31 (187

3).
	ИЗ. ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	Письма 0 зверствах
интервентов
	Газета Н-ского соединения систематичь-
ски печатает материалы, показывающие
подлинное лицо заокеанских «мастеров»
международного разбоя и их союзников. В
середине января в газете была помещена
тематическая полоса «ОША — страна по-
лицейского произвола». 1 Февраля был
опубликован содержательный материал,
разоблачающий «американский образ жиз-
ни», 3 февраля напечатана статья И, Грз-
чева—свидетеля кровавых злодеяний аме-
риканских имперпалистов Ha севере Poc-
сви в 1918—1920. годах.
	Kpome того, на страницах этой газе
ты опубликованы письма советских лю-
дей, родственники которых погибли от раз-
бойничьей руки американских  интервен-
тов. Каждое письмо яваяется обвинитель-
ным актом против американских и антлий-
ских «пирилизованных» разбойников, го-
веригививих страшные злодеяния на wa
шей земле.
	«Мой отеп сражался против  америкап-
ских интервентов, — говорится в письуе
Е. Ивановой. — В одном жарком б0ю og
был контужен и попал в плен к змерл-
канпам. Вместе © другими пленными ето
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Кандидаты сталинского блока Комсомольское бюро— ср
коммунистов и беспартийных коллективного руководст
	Ww
Знатный

сталевар
	Струя металла хлынула в разливочный
ковш, наполняя цех тяжелым шумом, ми-
риадами огненных искр.

Важдый раз те минуты, когда металл
Идет из печи, бывают особенно торжествен-
ными. Мощный фейерверк стальных искр
здесь сравнивают © праздничным салютом.
Вот и сейчас на металличеекой площадке у
мартеновской печи № 4 собралиеь стале-
плавильщики:

— Плавка выдана на два чаеа десять
	минут раньше графика, — заявил пла-
вильный мастер Лоесвянников. — По лан-
	ным экспреселаборатории, сталь получена
втличного качества. —_

Собравтниеся горячо поздравляют молюдо-
го сталевара Алексея Соловьева е новым
достижением. Он взволнованно отвечает:

— У вах же училея, товарищи...
	Торячо поздравляли товарищи евоего мо-
лолого друга. м в тот день, когда он был
Избран делегатом на Вторую  Реесоюзную
конференцию сторонников мира, и когда
был выдвинут и зарегистрирован кандида-
том в депутаты Верховного Совета Удмурт-
ской АССР. и когда в ознаменование трид-
цалилетнего юбилея автономной феспубли-
ки был награжден орденом. Трудового Врас-
ного Знамени,

Откуда у двадцатитрехлетнего рабочего
такая большая популярность? Чем он за-
служил такой почет и уважение? Ответом
на это являются его практические дела:
Алексей Соловьев беззаветно служит нафо-
ду, Родине, высшим своим  ечастьем он
считают высокопроизволительный  творче-
екий труд, борьбу за построение  комму-
HUBMA.

В новомартеновском цехе выросла целая
плеяда замечательных мастеров сталеваре-
ния. Здесь трудятея скоростники  Токаев,
Фасхутдинов, Медведев и другие. Присмат-
риваясь в приемамо их работы, Соловьев
заиметвует у каждого из них самое ценное.
Это позволяет ему Увеличивать вынуек
стали. улучшать ее вачество. экономить
топливо и материалы. В 1950 лу он
сварил 150 скоростных плавок и выдал
565 тонн стали сверх плана. При этом
бригала ежемесячно выплавляла по три
плавки на сэкономленных материалах.
	Bee свои трудовые достижения знатный
сталевар Алексей Соловьев посвящает Вге:

ASDOTHOMY канлилату в депутаты великому
	Сталину.
Л. ТЕБЕНЬКОВ,
	сталевар, депутат Берховного
Совета СССР.
	ВСТРЕЧА С КАНЛИЛАТОМ
	ЮЖНО-УРАЛЬСЕВИИ ВОЕННЫЙ ORPYT,
7 февраля. (По телеграфу от наш. норр.).
Зал клубь 1-го Чкаловского авиаучилища
переполнен. Сюда для встречи © кандида-
том в депутаты Верховного Совета РОФСР
собраликь курсанты, преподаватели, воль-
нонземные сотрудники.

Первым выступает доверенное липо офи-
цер Родиснов. Он подробно знакомит изби-
рателей < жизнью, трудовой и обществен-
ной деятельностью кандидата в депутаты,
известного в городе детского врача Мария
Васильевны Бабинцевой.

Пеюле него выступают курсанты Бурцев,
Зайцев, стаиний сержант Тульчинокий и
другие.

В заключение. тепло ветреченная изби-
пателями. выступила кандидат в депутаты
	Верховного Совета РСФСР М. В. Бабинцева.
	Важнейшим условием уепешной  дея-
тельности комсомольской организации яв-
ляются работоспособность, активное уча-
стие в руководстве организалией роех без
исключения членов бюро. Без их помощи
одному секретарю трудно по-настоящему
проводить вею воснитательную работу
	среди комоомольцев и молодежи, бороться
за примерноеть членов ВЛКСМ в боевой и
	политической подготовке, в соблюдении
воинской дисциплины. Вот почему так,
важно, чтобы все члены бюро руководили
организацией, проявляли инициативу в
постановке различных вопросов внутри-
комсомольской работы, энергично боролись
за выполнение решений, принятых на со-
браниях и заседаниях бро.
	Ноложительным примером в этом емы-
сле служит работа комсомольского бюро,
mie секретарем старитина Семячков. Bee
члены бюро участвуют здесь в подготовке
и проведении комсомольских собраний, co-
вещанай актива. Они постоянно заботятея
о претворении в жизнь принятых  реше-
ний. Члены бюро являются хормиими по-
MONTHHKaMH секретаря организации. Они
всегда находятся среди молодежи,  зна-
ют их запросы и нужды, умело оказывают
комеомольцам практическую помощь.
	За какое бы лело ни взялось бюро, воз-
главляемое тов. Семячковым. оно Re¢er-
да добивается успеха. Особенно успешно
члены бюро помотают командиру в выра-
шивании отличников боевой и политиче-
ской подготовки. По их инициативе регу-
лярно проводятся беседы 06 опыте передо-
виков учебы, лучшим воинам посвящаютея
открытые комсомольские собрания, 9 НИХ
в ПОЛНЫЙ ГОЛОС говорят стенгазеты, «бое-
вые листки». Бюро систематически пропа-
гандирует правила летной службы, орга-
низует обмен опытом летной работы,
строго взыскивает с ‘TeX, KETO неточ-
но соблюдает требования уставов, на-
ставлений и инструкций. В результате
чиело отличников в подразделении выросло
в минувшем году более чем в два раза.
Многие комсомольпы (Взсенцов, Бабешко,
Грищенко и другие) все полетные задания
выполняют Только OTAHYHO. Механи-
ки и младигие авиаспециалисты обеспечи-
вают безотказную работу материальной ча-
ети.
	В центре внимания комсомольского бюро
стоят RONPOCH! идейно-политичеекого вос-
питания воинов, Сам старшина Семячков,
Tak же, как и остальные члены бюро, ре-
тулярно выступает перед мололежью с
докладами, беседами. Бюро привлекает к
чтению лекций опытных пропагандистов,
настойчиво борется за примерность членов
ВЛЕСМ в политической учебе. И эта рабо-
‘та лает положительные результаты. На
проверке политических занятий все ком-
‚сомольцы получили только хорошие и 91-
личвые оченки.

= ‘Большую’ ‘работу комсомольское ° бюро
 ВЫПолНиЛО В периот подготовки и прове-
‘дения выборов в местные Советы депута-
тов трудящихея. Сейчас оно активно Уча-
ствует в подготовке к выборам в Верхов-
‘ный Совет республики.
	Ценным в работе бюро является умение
поддержать инициативу рядовых членов
ВЛКСМ. Так, комеомолец Карпин однажды
	предложил бюро провести молодежный
вечер. Бюро одобрило это предложение,
Вечер был подготовлен и проведен на вы-
соком идейно-политическом уровне. В дру-
гой раз член ВЛКСМ старшина Штейн-
фильд предложил провести совещание ком-
 сомольцев-авиамехаников по обмену  опы-

Be подготовки материальной части к WO-
`летам. Это совещание также состоялось И
‘ принеело большую пользу воинам.
	Правильно организуя политическое в06-
питание комсомольцев и молодежи, разум-
ный, культурный досуг воинов, повседнев-
но пропагандируя требования вобнной
присяги и уставов Советской Армии, ком-
сомольская организация завоевала прочный
авторитет у всего личного состава. Члены
ВЛЕСМ являются здесь надежными помощ-
пиками командира и парторганизации В
зътолнении всех залач. которые ставятся
	перет полразделением.
	АРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Колхозники оукрупненной сельхозартели имени
Орджоникидзе Лозовского района выдвинули кандидатом в депутаты Верхов-
ного Совета Украинской ССР председателя своего колхоза Героя Социалистиче-

ского Труда Г. С. Могильченко.
20 лет работает Г. С. Могильченко председателем колхоза. Он проявляет

большую заботу о поднятии материального и культурного уровня колхозников.
Сельхозартель ежегодно получает высокие урожаи сельскохозяйственных культур.
	сумме около эз миллионов рублей,
	Денежный доход колхоза исчисляется в

Иную картину мы видим в ROMCOMOAb~
ской организации, где до последнего вре-
мени секретарем был лейтенант Орлов. За-
седания бюро проводились здесь крайне
нерегулярно и готовились плохо. Тов. Op-
лов предпочитал составлять планы  рабо-
ты единолично, не привлекая к этому делу
актив. Он не только не развивал инициа-
тиву членов бюро, но нередко сковывал ее.
Члены Sips Абхазов и Цыбульский вне-
сли однажды предложения по органи-
зации досуга воинов, но Орлов ие поддер-
жал товарищей.
	Отсутствие коллективности в деятельну-
сти бюро, естественно, отрицательно ска-
зывалось на работе всей комсомольской ор-
танизации. Тов. Орлову не раз указывали
на это, но он только обещал исправиться,
а недостатки в руководстве не изживал.
Вьнюлнения принятых на собраниях и за-
седаниях бюро решений попрежнему викто
не проверял. Несколько раз, например,
здесь решали организовать коллективы
художественной самодеятельности,  спорт-
CEKMHH, провести литературные вечера.
Но все это осталось на бумаге. В  резуль-
тате  идейно-политическая и BHYTDH-
союзная работа в комсомольской организа-
ции поставлена была плохо.
	‘bh, «СТИЛЬ»
общего ©
руководством
	Такой. се позволенья сказать,
руководетва не имеет ничего
настоящим коллегиальным ру
комсомольской организацией.
	Устав ВЛАСМ требует коллегиальности
в работе комсомольских бюро. Это означает,
что важнейшие. принципиальные вопросы
жизни и деятельности комеомольской оргА-
низации должны решаться на собраниях
и заседаниях бюро ВЛАСМ, а не единолич-
но секретарем организации. Практика по-
казывает, что успешное решение задач,
стоящих перед комсомольскими  организа-
циями, всецело зависит от умения членов
бюро коллективно руководить ROMCOMOND-
nama. Hay чутко прислуптиваться к их
предложениям. ‹ поддерживать инициативу
рядовых членов ВЛЕСМ, настойчиво про-
велить в жизнь принятые. решения.
	Пужно добиться, чтобы каждое комсо-
мольское бюро стало на деле органом кол-
	лективного руководства. умело мобилизую-
щим молодых воинов на решение важней-
	ших задач.
Гвардии капитан В. ПРЯДИН.
	и Пыбульский вне-  привезли в концлатерь, раздели Донат» и
	несколько часов держали на тридиатигра-
дусном морозе. Й после толо. как затнан-
ные в узкое. тесное помещение узники
	приныи в ©6бя, их стали пытать».
	После всего перенесенного отец Е. Ива-
новой навсегда осталея инвалидом,

Авиатор А. Мухин пишет в газете о
зверствах американо-антлийсвих интврвен-
тов в Мурманске: «Почти в каждой семы
моих земляков в 1918—1920 годах ane
риканцы убили одного-двух человек, Неко:
торые семьи в Мурманске полностью были
истреблены американскими бандитами».

0 зверствах американцев в Архангель-
Che рассказывает в своем письме тов
	Л. Гассуль.

Много ни в чем не повинных советских
людей американо-английские оккупанты
замучили в лагерях смерти на острове My-
дьюг и на полуострове Иоканьга. Авизтор
A. Кущев приводит расеказ своего рол-
ственника 06 ужасных пытках, которым
подвергали интервенты наших людей в
каторжной тюрьме на острове Мудьюг.

Американо-английские оккупанты про
ливали кровь советских людей не тольк
на севере, но и на юге и на Дальнем Во
стоке. Авиатор И. Назыров рассказывает в
зверствах интервентов в Баку. «Вторгниеь
на Кавказ.-— пишет воин, — интервенты
	развернули здесь невиданный разбой. Войдя
в наш город. они открыли публичные до
	ма. Многих наших девушек они увезли
за океан.
	По’ ночам в городе производились, .0б-
лавы. Расстреливали мирных людей He
только в тюрьмах, но и за городом, на
улицах, на площадях и даже в квартирах,

В злолейском убийстве 26 бакинских
комиссаров повинны не только англичане,
	но и их партнеры по разбою — американ-
ские бандиты».
	Статьи и письма о зверином облике аме-
рикано-английских интервентов, публикуе-
	мые На страницах газеты, выЗы-
вают в сердцах советских авиаторов
глубокое чуветво ненависти к американ-
	ским и английским империалистам, opra-
низовавшим военную интервенцию против
нашей Родины в 1918—1920 тг. и в
настоящее время стремящимся разжечь по
жар третьей мировой войны.
	Принимая то или иное решение в поле-
те, летчик должен учитывать, что метео-
рологическая служба указывает лить наи-
более вероятные зоны обледенения, Поэто-
му, чтобы обледенение не было неожидан’
ным, необходимо постоянно наблюдать 38
Эортовым термометром,  облачностью й
осадками.

Особенно велика вероятность  обледене-
ния в облаках, состоящих из переохлаж”
денных капель, или в переохлажденном
дожде. Однако тяжелое обледенение можно
чаще встретить в «молодых», плотных, 6
плохой видимостью облаках, находящихея
в стадии развития, Наоборот, в старых,
разрушающихея облачных системах вер
ятность опасного обледенения будет зна-
чительно меньше. Облака, не лаюшие 0631-
Ков, но находящиеся в стадии развития,
могут дать более опасное обледенение, не-
жели облака, из которых выпадают 0сзд-
ки, Это положение не относится к кучево-
дождевым облакам. в которых и при HATE
чии осадков наблюдается интенсивное 06-
леденение.

При встрече с зоной переохлажденного
дождя, связанного с фронтом, еледует либо
подняться на несколько сот метров вверх,
где должен быть слой воздуха е положи“
тельной температурой. либо соверирить п9-
еадку на ближайшем аэролроме,

При полете зимой внутри слоиетых 1
слоисто-кучевых облаков, имеющих обыч-
но толщину в несколько сот метров, мож-
но встретить слабое обледенение у нижне-
го основания облака и более значительное
—[ У верхней границы облака.

Особенно серъезное обледенение самолет
может встретить в горной местности в об-
лаках с пнаветренной стороны хребта. 0
полветренной стороны вероятность обледе-
нения благодаря нисходящим движениям
воздуха будет значительно меньшей,

Для уменьшения опасности обледенения
необходимо всегда стремиться выбирать
такой префиль полета, чтобы путь в 06-
лаках был кратчайшим. При встрече с об
леденением лучше изменить высоту поле’

та, так как зоны опасного обледенения

ИА ОРЛЕ
	ЖЕ ВР РЕ РЗ м

редко имеют вертикальную мощность 60-
лее 1.000 метров.
	Отличное знание летных качеств еамо-
лета, умение пользоватьея противообледе-

wy em ee
	ета & 7 ЕРАЗ

AATCIBH DIME устройствами, знание метео-
рологической обстановки, быстрая. и прз-
вильная оценка ее в воздухе являются 38-
логом успешного выполнения полетных
заданий в любых условиях погоды,
Инженер-полковник И. КРАВЧЕНКО.
	На снимке: председатель колхоза Г. С. Могильченко (второй слева) совместно
с бригадирами и звеньевыми обсуждают план весенних полевых работ.
	Фото В. ХЕИФЕЦА.
	НОВАТОР ПРОИЗВОДСТВА
	вами, вюнетантин Илуридзе оевоил ско-
ростную ковку рессорных хомутов и стал
изготовлять их по 30—40 штук в лень
вместо четырех по норме. Такой производ-
етвенный успех кузнеца объясняется тем,
что Вюнстантин Илуридзе тщательно гото-
вил рабочее место, инструменты, матери-
алы. Он не делал ни единого лишнего
движения. г

В новатору-кузнецу шли на выучку
многие рабочие завода, шли и с соседних
предприятий. Они перенимали  переловой
стахановекий опыт. Труд кузнена-новатора
высоко оценила Родина: в день 20-летия
Советской Грузии Константин Михайлович
Илурилзе был награжден орденом Ленина.

Трудящиеся столицы Советской Грузин
в минувшем году посылали тов. Илурилзе
	CBOMM делегатом на Бторую  БВееесюзную
	конференцию сторонников мира. Бозвра-
тившись из Москвы, он провел много бе-
сед. посвященных борьбе за мир, разобла-
чению гнусных замыслов ‘американских
поджигателей войны. В беседах стахано-
вец призывал тбилиецев своим трудом кре-
пить дело мира.

Четыре года назад трудящиеся Горий-
ского района избрали Константина Илурид-
зе депутатом Верховного Совета Грузин-
ской ССР. Он с честью оправдал доверие
народа. Теперь горийские колхозники сно-
ва выдвинули знатного земляка кандидатом
в депутаты Верховного Совета республики.

Большая честь заслужить доверие
народа. Оправдать его можно только ca-
моотверженным трудом на благо Родины,
говорит Конеталегии Илуридзе,

Ветав на прелвыборную  стахановскую
вахту, он выполняет по четыре-пять норм
в день. Так работает кандидат в депутаты

кузнеп Илуридзе.
	В МИХАЙЛОВ.
	Гулок возвестил о начале работы. Нро-
будилось сердце завода — кузнечный цех,
Огромный тяжелый молот е силой ударил
по раскаленному железу. Кузнец Илурилзе
держит большими клещами трехпудовую
болванку, кажушуюся в его крепких руках
совсем невесомой. Поворачивая ее во все
стороны, кузнец командует:

— Бей! :

Улар! Снова удар! Вскоре кусок железа
принимает форму буфера паровоза и на-
правляетея для последующей обработки в
механический цех... Сколько самых разно-
образных деталей, частей для паровозов,
вагонов ‘изтотовмл этот кузнец!
	...В. 1930 году вын крестьянина села
Меджврисхеви, Горийского района, Кон-
стантин Илуридзе поступил на Тбилисский
паровозо-вагоноремонтный завод’ имени
Сталина. Он много слышал о предприятии,
на котором начинал свою кипучую рево-
люционную деятельность вождь народов
товарищ Сталин. И, придя на завод, моло-
лдой рабочий прежде всего ‘посетил комна-
ту-музей, где собраны документы и иллю-
страции о первых годах революционной
деятельности великого вождя. Векоре
Илурилзе познакомилея со старейшим ра-
бочим завода Егором Васильевичем Хубу-
лури, который рассказал ему о беседах
товарища Сталина со слушателями рабо-
чих кружков.

Константин Илурилзе е первых же дней
старался быть достойным членом коллек-
тива завода, имеющего славные революци-
онные традиции. Он успешно овладел
сложной квалификацией кузнеца. А в
1940 году рабочие уже с гордостью стали
называть имя этого кузнеца — одного из
зачинателей  стахановекого движения на
заводе. Лвижимый патоиотическими чувст-
	СЕМИНАР КОМСОМОЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ
	  Н-СКАЯ АВИАЧАСТЬ. (По телеграфу от
‘наш. корр.). Здесь проведен семинар вновь
избранных секретарей комсомольских орга-
пизаций и членов бюро. Участники семи-
нара прослултали инструктивные доклады
о планировании комсомольской работы, о
	Количество переохлаждленной волы в 05-
	лаке зависит от температуры воздуха. Чем

ниже температура воздуха, тем меньше в
облаке содержится воды. Так. например,
при температуре-—20? и ниже обледенение
крайне редко может достигнуть олаеных
размеров, за исключением кучево-дождевых
облаков, тде случаи опасного обледененая
цаблюдалиеь и при температурах ниже
20°. Интенеивноеть обледенения зави-
‘CH? также и от размера капель, из кото-
рых состоит облако. Наиболее  значитель-
Hoe обледенение имеет место в облаках.
‘состоящих из капель различной величины,
или когда наряду © каплями в облаке на-
ходятся кристаллы льда. Большая  вод-
ность и одновременное наличие переохлаж-
денных капель воды и кристаллов льда
имеет. место в кучево-лождевых облаках
при температуре от 0° до—10°. В этой ча-
сти облака наблюдаетея наиболее гильное
обледенение. Полет в такой зоне наряду е
обледенением осложняетея еще наличием
сильной болтанки и грозовых разрялов.
	Скорость самолета имеет существенное
значение для обледенения и играет двоя-
кую роль. Прежде всего, чем больше еко-
рость самолета, тем больше он встречает
H& своем пути переохлажденных капель в
единицу времени и, следовательно, тем бы-
стрее он может обледенеть. С другой сто-
роны, скоростной самолет потвергается так
‘называемому кинетическому нагреву велед-
ствие сжатия и` трения  ветречного
‘потока воздуха. Благодаря повышению тем-
пературы самолет сохраняет положитель-
ную температуру лаже на высотах, где
температура воздуха ниже O° Так, при
еворости 100 м/сек. повышение температу-
‚ры самолета достигает —— 5°, при свороети
200 м/сек.   20° и при скорости 300
м/сек. --45°. :

Однако эти данные верны для полета в
‘воздухе, где отсутетвуют облака или пере-
охлажденные капли воды. При полете в
водяных облаках повышение температуры
самолета будет меньшим, чем при полете
3 безоблачном пространстве. так как кап-
ли, ударяяеь 9 самолет, будут частично.
или полностью испарятьея, понижая TOM-
пературу самолета. Следовательно, самолет,
входящий при горизонтальном полете из
бозоблачного пространства в облако. испы-
тывает внезанное понижение температуры.
Находясь вне облака, где температура 0°
или даже несколько выше 0°, самолет мо-
жет обледенеть при входе в облако.

Чтобы ‘избежать этого, рекомендуется
чететь на такой высоте, где бортовой тер-

ведении комсомольского хозяйства, о под-
боре и распределении поручений и др.
Кроме того, для комсомольских руководи-
телей была прочитана лекция на тему
«В. И. Ленин и И. В. Сталин о коммуни-
стическом воспитании молодежи».
	мометр показывал бы температуру вне 06-
лака несколько выше O°. Эта так назы-
ваемая безопасная температура  завиеит
	OT  скороти полета. Следовательно,
большая скорость полета  предохра-
няет самолет от обледенения благода-
	ря кинетическому нагреву, если темпера-
тура облака не слишком низка. С друтой
стороны. скоростной самолет может пол-
	вергнуться более интенсивному  облелене-
нию, если кинетический натрев не обес-
печивает температуру самолета,  находя-
щегося в облаке, выше 02.

Моптность обледенения находится в пря-
мой зависимости от времени полета в з9-
не обледенения. При пробиваним облачно-
сти или горизонтальном полете’ реальную
опасность могут предетавлять облака. ©о-
стоящие 3 переохлажденных капель.
имеющие значительную вертикальную
мощность и занимающие больигие террито-
рии. Такими облаками являются  слоисто-
дождевые и кучево-лождевые облака. свя-
занные в атмосферными фронтами. Доста-
точно сказать, что 75 проц. случаев
обледенения наблюдается при полете в
облачности фронтов и лишь 25 проц. —
при полете в облачности однородных  воз-

XVUIHBIX Macc.
	4. Как избежать
обледенения
	Перед полетом летчик обязан прежде
всего тщательно изучить метеорологиче-
скую обетановку по марнруту, обратив
060б0е внимание на наличие атмосферных
фронтов, на вертикальную и горизонталь-
ную протяженность облачных Macc, на
распределение температуры. воздуха пе
вертикали и особенно на положение изо-
терм 0°и 20°. Это дает возможность опре-
делить наиболее вероятные зоны обледе-
нения и, следовательно, наметить возмож-
ные пути обхода 06060 опасных зон. В
случае, если встреча с обледенением неиз-
бежна, Bee же можно предусмотреть
такой профиль полета, где эта опасность
будет наименьшей.

В зимний период в умеренных широтах
зоны обледенения целесообразнее  переле-
тать на высоте 3—4 км, где температура
обычно бывает около —20 и ниже граду-
сов, и поэтому полет даже в облаках при
этих температурах не приведет к опаено-
му обледенению. Полеты зимой на малых.
высотах менее выгодны из-за опасности.
	встречи с зонами обледенения, низкими
облаками и туманами.
	В ПОМОЩЬ

ПЕРЧИКУ Метеорологические
условия обледенения самолета

1. Влияние обледенения
на полет самолета
	Практика полетов показывает, что обле-
денение представляет довольно серьезную
опасность для самолета, находящегося в
воздухе.

Под обледенением самолета понимается
сбразование слоя льда во время полета в

зультате замерзания водяных капель на
частях самолета. }
	Ири обледенении самолета лед отлатает-
ся на передних кромках крыльев и хвосто-
вого оперения, на отдельных частях фюзе-
ляжа и на винте. Обледенению подверга-
ются также приемная часть указателя
exopoeri, карбюратор, антенна, стекла ка-
ИНЫ.
	У реактивных двигателей, кроме того,
обледеневают входная кромка ‘диффузора,
лопатки направляющего аппарата и пер-
вой ступени осевого компрессора. Вусками
льда. срывающимися со стенок диффузора
и других чЧаотей  воздушно-реактивного
двигателя, могут быть повреждены лопатки
компрессора.

Основная опасность при обледенении за-
ключается не только в увеличении веса са-
молета ‘за счет образовавшегося льда, но и
в ухудшении его аэродинамических харак-
теристик.
	Tak как все факторы обычно дей-
ствуют одновременно, то самолет может до-
вольно быстро потерять скорость. Для под-
держания безопасной скорости летчику
приходится прибегать к увеличению мош-
ности мотора, что не всегда возможно и це-
лесообразно.  Неравномерное отложение
льда на различных частях винта приводит
® сильной тряске мотора. а срывающиеся
куски льда с винтов могут пробить обттив-
ку фюзеляжа. Изменение формы ‘несущих
поверхностей самолета может также вы-
звать опасные вибрации.

_ При тяжелом обледенении. ‘уменьшение
воздушной скорости может быть настолько
значительным, что самолет начнет быстро
	щих из более мелких капелек воды, кото-
рые при ударе о самолет почти мгновенно
замерзают, сохраняя свою шаровилную
форму. Изморозь образуется на передних
кромках крыльев, на ваклепочных голов-
ках и других выетупах при температурах
от —4° д —35° и.чаше при температуре
ниже 10°. Изморозь менее прочна, чем
лед. и легче улаляетея при применении
противообледенительных средств. Изморозь
отлагается также и на лопастях винта. Не-
равномерное сбрасывание ее с отдельных
частей винта вызывает сильную вибрацию.
В отдельных случаях изморозь отлагаетея
в виде узкой кромки льда на лобовой ча-
сти крыльев. Не представляя серьезной
опасности при горизонтальном полете, та-
кое обледенение может быть опасным при
посадке, когла уменьшается скорость по-
	  лета.
	терять высоту. Наряду ¢ этим  быетрое
уменьшение скорости и изменение формы

песущих поверхностей делают самолет
трулно управляемым.
	2. Виды обледенения
	В зависимости от размеров калель воды,
структуры льда и места отложения его на
самолете различают следующие вилы обле-
	денения.
Чистый лед. Стекловидный, — про-
зрачный или беловатый лед, креп-
ко примерзающий к самолету. On 06-
	разуется при полете в переохлажденном
дожде или облаках, состоящих из крупных
капель, и при температурах or 0° до
—20°. чаще от 0 до —5 градусов. Лед
больше всего скапливается на лобовых ча-
стях несущих поверхностей и передних
кромках лопастей винта. Крупные капли
воды, ударяясь о самолет, замерзают не ера-
зу: часть волы растекается, образуя глад-
кие слои льда. Такой лед очень трудно
удалить с самолета. Часть воды, ете-
кая с лобовых частей, замерзает, образуя
неровности, которые значительно увеличи-
вают лобовое сопротивление.

При этом виде обледенения применение
противообледенительных устройетР не
всегда Целесообразно, так как лед может
быть сброшен лишь се передней части ко-
жуха противообледенительного устройства.
Оставшийся же лед может значительно
ухудшить аэродинамику крыла. Поэтому в
таких случаях, чтобы выйти из опасной
зоны обледенения, надо изменить высоту
полета.

Малопрозрачный, мутный лед © шерохо-
ватой поверхностью образуется при полете
в области переохлажденного дождя и мок-
рого снега или в облаках. состоящих из
крупных и мелких капель. Такой лед быют-
ро, но неравномерно нарастает на передних
кромках крыла, сильно ухудшая аэродина-
мику самолета. Как и прозрачный лед, этот
вид отложения очень крепко держитея на
самолете и может наблюдаться чаше веего
нри температурах от 0° до —10°, а иног-
даи до —20°.

Непрозрачный, белый © зернистым или
пористым строением лед в’ виле изморози
	образуется при полете в облаках, соотоя-
	Иней — мелкокристаллический Налет
в виде отдельных кристаллов льда, при-
мерзающих ко Всем открытым  поверхно-
стям самолета, образуется при попаланин
холодного самолета в относительно тенлый
и насыщенный водяными парами воздух.
	0бледенение в виде инея— довольно ред-
кое явление в умеренных пгиротах, но 60-
лее частое—в Арктике, особенно в при-
брежных районах и на границе льда и чис-
той воды в холодную половину года. Воли-
чество осевшего инея на самолете бывает
незначительным, но при входе в переохлаж-
денное облако самолет может подвергнуть-
ся очень сильному обледенению.

Многообразие условий погоды. обусловли-

вает образование и смешанных видов обле-
ленения.
	5. Интенсивность
обледенения
	Скорость отложения Abia на самолете
зависит от ряда фэкторов и может быть
наибольшей в том случае, когла вея пе-
реохлажденная вода. соприкасающаяся е
самолетом. булет замерзать. Поэтому ин-
тенсивность обледенения будет тем боль-
ше, чем больше переохлажденных капель
содержится в единице объема воздуха, т. е.
чем больше так называемая волность 06-
лака.