1 марта 1951 r.,
	Ne 49 (1891).
	ий сокол
	СТАЛИНСК
	 артийная ЖИЗНЬ
		— оанимаюсь в паотийной школе. 93-
	вятия посещаю регулярно, — отвечал Be-
лобуев. -
	Когда разговор коснулся содержания
изучаемой темы, выяснилось, что Волобуев
усвоил ве елабо.
	—— ПНесеръезно относитесь к теоретиче-
ской учебе, — сказал секретарь паргорга-
низации  коммуниету. — С отставанием
в партийной школе неразрывно связаны и
серьезные недостатки в вашей служебной
деятельности. Полумайте 05 этом.
	После этой беседы Волобуев коренным
образом изменил отношение к учебе. Пар-
тийное бюро помогло ему правильно ис-
пользовать свои политические знания
в практической деятельности.
	Заботяеь 06 илейной закалке коммуни-
стов, бюро добивается того, чтобы все они
принимали активное участие в агитацион-
но-пропагандиетекой работе.
	ВБоммуниет Курзанов считал. что лоета-
точно регулярно посещать занятия в круж-
ке по изучению «Враткого курса истории
ВЕП(6)», чтобы иметь прочные знания.
Однако это мнение сильно поколебалось,
когда ему пришлось выступить перед вои-
нами > беседой. Слушатели залали атита-
тору много вопросов, но на ‘некоторые из
них Курзанов не мог дать исчерпывающий
ответ. Коммуниет пришел к правильному
выводу, что ему необходимо много ра-
ботать над изучением гениальных трудов
В. И. Ленина и И. В Сталина.
	Большое внимание уделяет ‘бюро офице-
рам, самостоятельно изучающим маркеиет-
ско-ленинекую теорию. В подразделении
систематически проводятея товарищеские
собеседования по изучаемым темам. Эти
собеседования служат ценным подспорьем
в работе офицеров, помогают бюро контро-
тировать учебу каждого коммуниста.
В клубе части читаются лекции, прово-
дятея консультации в помошь самостоя-
	тельно изучающим историю и теоряю
большевистской партии.
	Постоянная: деловая помощь и строгий
контроль помогли партийному бюро нала-
дить плототворную ‘УЧебу членов и каНдила-
тов ВЕП(б). Высокая илейная закалка ком-
муниетов ‘во многом способствует подъему
уровня всей политико-воспитательной ра-
боты в подразделении, улучшению каче-
ства боевой и полигической полготовки
воинов, обеспечению авангардной “роли
членов и кандидатов партии в Учебе и
укреплении железной. воинской диецин-
лины. Почти все коммунисты подразлеле-
ния являются отличниками боевой и по-
литической подготовки. Никло из них не
имеет дисциплинарных взысканий. Офи-
церы-большевики Пахомов, Черноглазов и
Хохлупин, неустанно повышая свой идей-
ный уровень, “‘добилиеь замечательных
успехов в воспитании воинов в духе ©о-
ветекого ‘патриотизма, безграничной пре-
данноети партии Ленина—Сталина.
	Воины-коммуниеты активно участвуют
в агитащионно-пропатандистекой — работе,
личным примером и пламенным большеви-
стеким словом увлекают личный состав
подразделения на достижение новых, более
высоких успехов в Учебе и работе.
	{вардии старший лейтенант
В МУРАСОВ.
	Глубокое изучение основ марксизма-
ленинизма—первейшая обязанность каж-
gore члена и кандидата партии. Поэтому
вопросы политической учебы коммуниетов
находятся в центре внимания партийного
бюро, возглавляемого тов. Авлониным.
	Члены бюро повседневно контролируют,
как коммуниеты повышают свой идейный
уровень.
	Перед началом учебного года в системе
партийного просвещения члены бюро
тт. Авдонин, Яковлев и другие провели
с коммунистами индизидуальные беседы.
С учетом подготовки и пожеланий членов
и кандидатов ВЕН(б) были укомплекто-
ваны кружки. Член ‘партии тов. Па-
хомов изъявил желание заниматься в
вечарнем = унизерситете маркеизма-ле-
нинизма; в партийной о школе  поже-
лал учитьея офицер Волобуев: коммуни-
сты Нетров и Курзаноев пептосили зачис-
лить их в кружок по изучению «Ераткого
курса истории ВАП(б)». Некоторые това-
рищи заявили о том, что они будут изу-
чать историю и тоорию большевистской
партии самостоятельно. Партийное бюро
тщательно обсудило вопрос 6 выборе фор-
мы учебы коммуниетами и, ‘удовлетворив
их желания, помогло подготовиться к на-
чалу ‘учебного тода в кружках и полит-
школах. Таким образом, политической. уче-
бой были охвачены вее коммуниеты.
	(С первых же дней учебы бюро устано-
BIO связь © вечерним ` ‘университетом
маркоизма-ленинизага, © партийной школой
п Гуководителем кружка по изучению
«Краткого курса исторяи ВЕН(б)». Глубоко
вникая в учебу каждого коммуниста, по-
веедневно контролируя самостоятельную
работу над произведениями‘ клаюсиков.
марксизма-ленинизма, партбюро имеет воз-
можность своевременно оказывать ‘товари-
щам помощь, влиять на’ тех, ито отстает
в учебе.
	ВБ первые дни занятий выяснилось, что
не все коммунисты, изучаюнею историю и
теорию’ большевиетекой партии, умеют ра-
ботать над книгой, составлять конспекты.
Так, тов. Петров не умел выделять глав-
ное в прочитанном. Он перепиеывал в тет-
радь целые страницы из книг. Это отни-
мало иного времени, и он, естественно, не
успевал всесторонне подготовиться к заня-
тиям в кружке. Член бюро ros.
Яковлев  поделилея е Петровым  опькгом
работы над книгой, показал, как нуж-
но составлять конспекты. Своевременной
оказалась также ‘беседа на тему «Мой
опыт самостоятельной фаботы по’ изу-
чению «Ёраткого курса иетооии ВКП(б)»,
проведенная тов. Пахомовым по поручению
партийного бюто.
	Члены бюро не оставляют без внимания
случаи нерадивого отношения коммуни-
стов К. Политической учебе. Секретарю
партийной организации тов. ABIOHHHY
стало известно, что офицер Волобу-
ев поверхностно тотовитея к занятиям
в партийной школе. Предложение товари-
щей о помощи Волобуев отверг. Он заявил,
Чо в «опеке» не пуждается. Секретарь
парторганизации побеседовал © коммуни-
стом. Тов. Авдонин попросил Волобуева
рассказать, как он повышает свои творе-
тические знания.
	За передовую роль.
	ОБЗОР ПЕЧАТИ
	HOMCOMONBUCR B Y4@0 H дисциплине
	тики, побуждающей комсомольцев  посто-
янно итти вперед...».
Однажды комсомолец Е получил
	посредственную оценку по огневой подго-
товке. Комсомольское бюро поручило от-
лнчнику учебы тов. Заболотному оказать
помощь товарищу. И сейчас, сообщает га-
зета, комсомолец Будаков идет в ногу с
другими воинами.

Большое внимание уделяет тазета поо-
паганде боевых традиций, как важного
средства воспитания отличников. В одном
Из номеров газета рассказала авиаторам о
героических подвигах воспитанников ком
сомола трижды Героев Советского Союза
Александра Покрышкина и Ивана Кожеду-
6a, дважды Героя Советского Союза Алек-
вандра Ефимова. В этом же номере опуб-
ликованы корреспонденции о ‘лучших
комсомольцах — отличниках боевой и по-
литической подготовки. Среди них—авиа-
торы Порядков и Стаценко, награжденные
Почетными грамотами ПЕ ВЛКСМ.
	Огромные успехи советского нарола в
коммунистическом строительстве BAOXHOR-
ляют наших воинов на образцовое выпол-
нение воинского долга. Газета сообщает, что
комсомольцы одного подразделения завяза-
ли дружескую переписку © молодыми
строителями Куйбышевской пидроэлектро-
станции. В своем письме авизторы обеща-
ли отлично учиться, настойчиво  овлале-
вать военными и политическими знания-
ми, укреплять дисциплину. Свое елово
они выполняют с честью. Не отстают ип
строители гидроэлектростанции. Они лоби-
	ваются все новых и новых успехов в своеи
работа:
	Ь сожалению, не все- опубликованные в
газете материалы, поевяшенные передовой
роли комсомольцев в учебе и дисциплине,
написаны на высоком уровне. Некоторые
из них страдают общностью, не содержат
Бонкюетного опыта воспитательной  радбо-
ты. Газета нередко выпускает из поля
зрения такие темы, как воспитание у ком-
сомольцев-авиаторов честности и правдиво-
сти, большевистской бдительности к про-
искам американо-английских ° полжигате-
лей войны. Недостаточно газета также пу-
вликует материалов о сбережении комсв-
мольцами боевой техники и военного иму-
щества, о работе комсомольских —активи-
	стов в дни полетов и во время подготовки
материальной части.
	После проведения отчетно-выборных со-
браний комсомольские организации при-
ступили кв выполнению принятых ре-
шений. Но газета почему-то не показыва-
вт на своих страницах, как работают

вновь избранные бюро и секретари комсо-
мольских организаций.
	Систематически и на высоком идейном
уровне освещать жизнь и работу комоэ-
мольских организаций, их роль в борьбе
За то, чтобы каждый член ВЛКСМ был от-
личником боевой и политической подго-
товки, — важнейшая задача авиационной
газеты. Надо шире показывать все много-
образие форм работы комсомольских орга-
низаций.в воспитании отличников, в по-
вышении идейного уровня членов ВЛЕСМ.
Освещая успехи передовых авиаторов. не-
редавая их опыт, необходимо вместе ©
тем критиковать тех членов ВЛЕСМ. ко-
торые нерадиво относятся в овладению и
сбережению боевой техники.
	успешное выполнение  комсомольскими
организациями и каждым членом ВЛАСМ
задач, поставленных Военным Министром,
зависит прежде всего от высокого уровня
идейно-воспитательной работы и повез-
дневного партийного руководства. Задача
газеты состоит в том, чтобы своими мате-
риалами воспитывать ‘бесстрашных, б0д-
рых, уверенных в своих силах авиаторов,
готовых преодолеть любые трудности во
ИМЯ дальнейшего процветания нашей Ро-
дины, идущей под руководством партии
Ленина— Сталина к торжеству коммуниз-
	ма.
	Вомсомолец сержант Макаров — отлич-
ник боевой и политической подготовки.
Часто в кругу товарищей он рассказыва-
eT о своей работе, делится опытом овладе-
ния авиационной техникой. Вот что рас-
сказал сержант Макаров в одной из таких
бесед:

«Многие из вас помнят тот день, когда
я прибыл в наше подразделение. На вечер-
ней поверке тогда старшина приказал
мне выйти из строя и представил всем во-
инам. .

— В нам прибыл новый товарищ —
сержант Макаров Александр Иванович, —
сказал старшина. — Мы должны помочь
ему освоиться на новом месте и стать 0-
личником».

Немало трудностей встречал сержант
Макаров в своей работе. Но он настойчиво
преодолевал их, с каждым днем совершен-
ствовал свое боевое мастерство. Большую
помощь оказали сержанту комсомольцы —
отличники учебы.

«В дальнейшем, — рассказывал тов. Ма-
каров, — еще многое не лалилось, каза-
лось, я работал с большим усердием, а па
поверку не все получалось правильно. В
чем же, думал я, причина? Опытный
авиатор, отличник Борисов подсказал мне
— надо заранее готовить рабочее место.

Моей работой заинтересовалось — комеэ-
мольское бюро. Вызвали меня Ha заседа-
ние, подробно расспросили, ‘как и почему
не ладится у меня дело. Поручили ‘te-
варищам помочь мне и действительно
кренко помогли...

‘ В заключение хочется сказать вам, та-
варищи, TO отличником может быть
каждый воин. Нало только проявлять
больше усердия в УЧебе и укреплении
дисциплины, чаще обращаться к опытным
авиаторам за помощью и никогда He 0е-
лаблять напряжения в работе нал собой».
	00 этой беседе комсомольца Макарова
рассказала на своих страницах одна из
авиационных газет. Газета подчеркивает,
Что, став отличником, комсомолец Макаров
не успокаивается на достигнутом, а упоу-
но продолжает совершенствовать свои знз-
ния, помогает. товарищам. Под его влияни-
ем лучше стал обслуживать авиационную
технику комсомолец Вузнецов, ликвидиро-
вал свое отставание в политической под-
готовке комсомолец Гетта.
	Тазета показывзет, что воспитание 0т-
личников требует серьезной, вдумчивой ра-
боты. Большую роль в этом деле должны
сыграть комсомольские организации авиа-
ционных подразделений. Материал тазеты
рассказывает читателям, какое большое
значение имеет постоянная помошь каждо-
му члену ВЛЕСМ в боевой и политической
подготовке, напоминает, что нужно доби-
ваться строгого выполнения комсомольца-
ми требований военной присяги, уставов и
наставлений Советокой Армии с тем, что-
бы члены ВЛЕСМ были примерными вои-
НАМИ.

Индивидуальная работа по выращиванию
новых отличников предполагает хорошее
знание людей, предупреждение малейших
нарушений воинской дисциплины, восиин-
тание членов ВЛЕСМ в духе ‘большевист-
ской критики и самокоитики.
	В период проведения отчетно-выборных
комсомольских собраний газета опублико-
вала ряд передовых статей, корреспонден-
ций и писем  военкоров, посвященных
борьбе комсомольшев за отличную учебу,
лучшее освоение техники, укрепление во-
инской дисциплины. В корреспонденции
«Примерность комсомольцев в воинской
дисциплине» газета сообщает:
	«Ни одно мероприятие по укреплению
воинской дисциплины не прошло в полраз-
делении без участия комсомольцев. На
заседаниях бюро и комсомольских  собра-
ниях не раз обсуждались вопросы в при-
мерности членов ВЛКСМ в дисциплине.
Каждый вопрос обсуждали по-деловому, в
духе большевистекой критики и самокой-
	ценностей на миллионы рублей. Вот олин
	из характерных примеров. Однажды на
станции Акстафа в поезде № 401 был
вскрыт багаж английского полковника Фле-
мена, который вез большую партию конт-
рабандных товаров. В нем оказалось на
400.000 рублей каракулевых шкурок и
ковров. На робкие попытки местной охраны
вадержать товар английский комендант
отказался это сделать.

Открытый грабеж национальных богатетв
Азербайджана  дополнялея дикими бес-
чинствами. издевательствами и насилиями
английской военщины над населением.

1 апреля 1919 года группа жителей го-
рода Баку писала министру внутренних дел
муссаватистского правительства: «Нет сил
воздержаться умолчанием по поводу безо-
бразий, творимых английскими солдатами.
Никто на наши жалобы не обращает вни-
мания, а полиция совершенно не хочет вме-
шиваться в дела с англичанами. Солдаты
держат себя ло того нахально, безобразно
и неприлично, что женщине совсем невоз-
можно выходить на улицу, когда там анг-
лийский солдат... Неужели это культурный
народ?».

Избиение местных жителей, пьяные ле-
боши английских солдат и офицеров были
обычным явлением на улицах и в рестора-
нах Баку. Но сообщению содержателя ре-
сторана «Медведь», 12 апреля 1919 года
английские офицеры в числе 30—35 че-
ловек в. течение двух часов  буйствовали,
рвали скатерти, бросали на. улицу фураж-
ки и шляпы посетителей ресторана.

Подобных фактов дикого разгула и ху-
лиганетва английской военщины в  Азер-
байджане можно привести множество. Каж-
дый такой факт — яркое свидетельство
того, что английские офицеры и солдаты
вели себя в Баку и других городах Азер-
байлжана. как в любой из своих колоний.
			Н-ского подразделения ведут агитаторы.
	Они рассказывают воинам о великих сталинских стройках, о ‘достижениях
нашей Родины в различных областях народного хозяйства. На снимке (слева
	направо):
	лейтенант
	В. Аваргин, лейтенант
	коммунисты-агитаторы старший
	В. Валашкин и капитан Н. Соловьев подбирают литературу к очередным беселам.
		Фото стартего лейтенанта А. АГАПОВА.
		Содержание и эксплуатация аэродрома
	(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
	В зимний период учебы требуется очень
	экоплуатапия аэролрома акалемии зимой
	тщательный уход за летным полем аэро-  ирютилого года затруднялась тем, что при-
	дрома, так как частые снегопады, a IL

рой и оттепели портят его покров.
Методов и способов укатки енегового: по-

крова много, и практика показывает. что
	ля укатки снега больше веего используют:
	ходилось боротьея с заносами и снежными
валами на укатанной полосе. В текущем
году по предложению офицера Дуракова
производится задержание снега в направ-
лении господствующих ветров. что были
	деревянные катки. Но при этом пренебре-  сделано в самом начале укатки еснегового
	покрова. на расстоянии 20—25 метров
здоль ‘укатанной полосы при помощи
грейдера были сделаны снежные валы по
3—5 штук с каждой стороны © промежут-
ками между ними в 10 метров. Этот епо-
coh также дал хорошие результаты: на
летном поле не образуются сугробы. Одна-
Ко. как показал опыт. за снежными вала-
	гают другими средствами аэродремных №-  покрова. На расстоянии
ханизмов. Между- тем опыт еодержания   влоль Укатанной поло
	аэродрома Араснознаменной военно-воздуш-
HOH академии показал, что только кам-
плекеное применение всех средств дает
желаемые результаты.

В конне января этого года выпало не-
мало снега. Выеота снежного покрова ме-
	стами доходила до 12—14 см. Чтобы пед-   ми необходимо систематически caer, и
	летное поле, была произведена  после каждой поземки их нало обязательно
	готовить летное поле, Oba произведена
укатка его катками в три следа. Но эт9
не обеспечило достаточной плотности снега,
Тогда офичеры Сидоров и Дураков предло-
жили произвести рыхление укатанного
снега с последующим уплотнением.

Для этой цели был использован тяж?-
лый сугроборез, слеланный из двух вось-
миметровых тавровых балок, а вслед за
ним были пущены тяжелый утюг и катки.
Этот способ дал исключительный эффект в
уплотнении снега.

Большое значение также имеет понерёч-
ная укатка летного поля, особенно при
обильном выналении снега. “Между те .
некоторые товарищи из тыловых. подраз-
делений отказываются от нее, Tak как
этот 610600. по их мнению, создает допол-
нительные трудности для работы тракто-
pueros (частые развороты, укатка по спи-
тали).

Недавно у нас был проведен слег’ луч-
ших автомобилистов. На нем воины рас-
сказали о том как они добиваются успе-.
	X0B в эксплуатации и сбережении ма-
шин. Офицеры Левенко и Безнощен-
ко прочитали водителям доклады на
	темы: «Новые отечественные автомобили
и их конструктивные особенности», «Тех-
ническое обслуживание автомашин зимой».

В подразделении регулярно проводятся
также беседы о передовом опыте вождения
	прочищать.

В период оттепели также создаются труд-
ности в уплотнении снега, так как снег
прилипает к каткам. Чтобы избежать этого,
катки обивают резиной. Это исключило
всякую возможность прилипания снега и
позволило укатывать летное поле при лю-
бых температурах воздуха.
	Вся работа по эксплуатации летного по-
ЛЯ, приведение его в постоянную тотов-
HOCTh происходят чаше  веего ночью.
	что создает дополнительные трудности,
особенно для трактористов. Лля облегчения
	их работы следует выделять 1—2 укатчт-
ков-руководителей, которые следят за пра-
ВИЛЬНОЙ обработкой летного поля.
	Bee эти метолы полтготовки летного по-
	я дали положительные результаты.
	Подполковник Б. ТЯННИН.

ВОИНЫ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ
	автомобилей. Шофер бензозаправщика, рядо-
вой Овчаренко рассказал 0 том, как он
добился рекордного межремонтного пробега.
06 умелом сбережений и эксплуатации
звтомашины говорил в своей речи  отлич-
ный водитель рядовой Кафаров. Его авто-
мобиль марки «ГАЗ-51» прошел без капи-
	тального ремонта 100 тысяч. километров.
Воин сэкономил большое количество бен-
	ИН :
А. ПОРОШЕНКО.
	Государственный банк. все помещения и
склады таможни, почту, телеграф, лучшие
дома в городах Закавказья, ввели свою по-
лицию. Их произвол He знал никаких
грании.
	за время оккупации англичане вывезли
из Закавказья огромные ‘богатства: 26
миллионов пудов марганна, около 30 мил-
лионов пудов нефти. большое количеетво
рыбы, табака и других продуктов. Только
в Азербайджане они награбили пенностей.
	исчисляемых огромной суммой В
278.798.290 рублей.
	Нефть, хлопок, марганец, рыба, табак,
каракуль — все эти ценности манили и
раздражали алчные аппетиты английских
колонизаторов. Их грабеж далеко не огра-
ничивалея только вывозом сырья и полу-
фабрикатов. Они захватили и увезли цен-
ности Бакинекого отделения Государетвен-
ного банка.

Даже после увода своих войск из Азер-
байджана и Грузии интервенты продолжа-
ли свою грабительекую  нолитику, продол-
жали предъявлять требования на но-
ставку им нефти и других материа-
лов и ценностей. В октябре 1919 года
поступило, например, требование от anr-
лийского генерала Брефа о предоставлении
ему ежедневно. по 30 цистерн нефтяных
продуктов. и о перекачке по керосинопро-
воду 750.000 пудов керосина. Поставка
такого количества нефтепродуктов была
сопряжена с большими трудностями, но
тенерал Бреф был неумолим. Он приказал
приостановить перекачку керосина для
местных нужд.
	Английские генералы Денстервиль. Том-
	‘сон, Бреф, Маллесон и другие сподвижни-
ки мистера Черчилля по грабежу и раз-
бою. пользуясь высокими полномочиями
британского правительства и военной си-
лой, грабили Закавказье оптом и в розни-
цу с профессиональной хваткой хапуг и
стяжателей.

Были среди английских офицеров воры
и контрабандисты пониже рангом, но не
менее многоопытные и жадные. Они тащи-
ли из Азербайджана все, что могли и как
	МОГЛИ.

В декабре 1918 года тенерал Томсон
приказал «не подвергать осмотру багаж
проезжающих по железных дорогам англий-
ских офицеров и солдат...». Подобное по-
ощрение английских властей контра-
бандистам и спекулянтам привело к т0-
му. что английские офицеры вывезли из
Азербайджана и Закаспия всевозможных
	СЕМИНАРЫ . СЕКРЕТАРЕЙ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
	Б Борисоглебеком авиазучилище им. В. П.
Чкалова недавно проведен семинар секре-
тарей комсомольских организаций. На се-
минаре был обсужден вопрое о. ходе выпол-
нения решений [У пленума ПЕ ВЛКСМ.
	Участники семинара прослушали лекцию о
	работе товарища Сталина «Относительно
марксизма в языкознании».
	Лейтенант В. ЛЫЖИН.
	1реабители, убийцы, колонизаторы...
		Пытаясь прикрыть свои захватнические
цели, англичане приступили к захвату
Азербайджана под видом борьбы е германо-
турецкой опасностью. В действительности
они готовилиеь в первую очередь свергнуть
советскую власть в Баку и оккупировать
его своими войсками. Англия взяла на себя
организацию всей борьбы в Закавказье
против большевиков.

По сравнению со своими американекими
и французскими союзниками, английские
империалисты в 1918 году находилиеь в
более выгодном положении в емыеле про-
никновения в Азербайджан. К тому време-
	ни. английские войска оккупировали. ‘севе-.
	ро-западную часть Ирана и окззалиеь в
непосредственной близости от Баку.

Вторжение в Азербайджан английские
интервенты осуществили при непосред-
ственном и прямом содействии дашнаков,
наиболее активных атентов англичан в
Баку, а также эсеро-меньшевистских пре-
дателей. Дапнтнаки, эсеры и меньшевики
установили контакт с англичанами и пред-
лежили им свои ‘услуги в деле оккупации
Баку.

Товариш Сталин, характеризуя эту пре-
дательскую роль  эсеро-меньшевистеких
контрреволюционеров, писал: «Приглатая
англичан в Баку и предавая большевиков,
бавинсвие меньшевики и эсеры думали
«использовать» английских «гоетей» как
силу. причем предполагалось, что хозяева-
ми в стране останутся меньшевики и эсв-
ры, «тости» же уедут во-евояси. На деле
получилось обратное: «гости» стали не-
ограниченными хозяевами... ».
		=
	Б новом романе Николая Никитина «Се-
верная Аврора», носвяшенном героической
борьбе советского народа противо знгло-
амеряканских интервентов на севере на-
шей Родины в 1918—1920 годах, приво-
Дится весьма примечательный и откровен-
ный разговор между одним из главных ор-
танизаторов вооруженной интервенции про-
тив Советской России Черчиллем и его во-
енным консультантом. На вопросы кон-
сультанта, как будут распределены. сферы
влияния в России, какую позицию должна
занимать в этом Англия и ночему Америке,
й именно ей, достанется львиная. доля до-
бычи, Черчилль ответил: «Другой позиции
нет и не может быть. Американцы мечта:
ют о полном захвате России... Я это знаю.
Они мечтают путешествовать из Вашингто-
на в Петроград без пересадки... Но на этом
деле заработаем и мы!». .

В этом заявлении «величайшего HeHa-
вистника Советской России». Kak назвал
Черчилля В. И. Ленин. словно в’ Зеркале,
отражены взаимодтнойтения  империалисти-
ческой Англии с ее старшим партнером—
США. Потесниться перед «веесильным»
американским долларом. и в то же время
урвать кусок пожирнее — Вот какие по-
мыслы лежали в основе политики знглий-
ских империалистов.

Какой же лакомый кусок стремились
урвать английские империалисты в период
военной интервенции 1918—1920 тодов,
куда устремляли они свои ‘хищные в30-
ры? Таким лакомым куском для англий-
еких грабителей и колонизаторов являлось
Закавказье и прежде всего Азербайлжан ¢
ero неисчерпаемыми нефтяными богатства-
ми. В то время, когла’ США развернули
особенно активную деятельность по захва-
ту и ограблению советекого Севера и 60-
ветского Дальнего Востока, англичане при-
лагали все усилия к тому. чтобы стать
полновластными хозяевами в Asepbaiiawane,
Грузии, Закаспии.

Было бы, однако, ошибочно полагать, что
К овладению нефтяными богатствами 3a-
кавказья стремилиеь только англичане.
Еще в 1918 году финансовые  магнаты
Уолл-стрита вместе с английскими. капита-
листами намеревались вооруженным путем
завтадеть «черным золотом» Азербайджа-
на. Англо-американские — империалисты,
разрабатывая свои колонизаторские  плз-
НЫ ^вакабаления и отрабления етраш
	передовых революционных рабочих, бестю-
щадно преследовало коммунистов. По тре-
бованию английских генералов  буржуаз-
ные националисты Закавказья и Закаспия
расстреляли тысячи лучших представите-
дей трудящихся, призывавших массы к
борьбе против оккупантов и их най-
митов. В тороде Красноволске интервенты
живым закопали в землю Павла Бесшаноч-
ного. Между станциями Ягман и Джебел
были зверски убиты и евалены в извеет-
ковую яму 27 человек. Головы убитых
были отрублены. Несколько человек было
раестреляно в Казантжике. .
	Ъ самым бесчеловечным пыткам и звер-
ствам прибегали английские оккупанты.
При допросах они жгли арестованных зас-
	каленными шомполами, били по ногам,
вырезали на спинах звезды и полосы.
В Ягмане целый вагон се арестованными
	жителями города был вывезен за семафор.
Здесь всех арестованных оккупанты изру-
били птатками.
	Нещадно  расправлялись интервенты с
большевиками Закаспия. В своей преступ-
ной деятельности они широко использэвали
эсеро-меньшевистских предателей. Так. в
	Кизил-Арвате эсерами были захвачены де-
вять ашхабадеких комиссаров.
	Узнав об этом злодеянии, В. И. Ленин
поручил наркому труда тов. Полторацкому
срочно выехать в Закаспий. На пути сле-
дования тов. Полторанкий был схвачен
эсеро-меньшевиками в городе Мерве и в
ночь на 22 июля 1918 гола расстоелян.
	Ноеле расстрела тов. Полторацкого ашха-
бадские эсеры в специальном поезде тайно,
ночью вывезли из городской тюрьмы де-
вять ашхабадских комиссаров и 24 июля
1918 года на ‘576-й верете от Красновод-
ска, между станциями Аннау и Гяурс,
зверски их расстреляли. Вместе с банлой
Азис-хана английские колонизаторы захва-
тили Теджен. Город был разграблен, а на-
селение, включая женщин, детей и стари-
ков, поголовно вырезано.
	Так расправлялись © трудящимися со-
ветского Ближнего Востока английские ко-
лонизаторы, трабители и убийпы.
	Одним из самых страшных и диких зло-
деяний, совершенных английскими импе-
риалистами на нашей земле, был расстрел
26 бакинских комиссаров. 06 этом —
	‘в следующей корреспонденции.
	- Баку—Красноволск.

В. ПАРКОВ.
	О зверствах и грабежах английских
империалистов в Азербайджане и
Закаспии в годы военной
	интервенции
+>

Ближнего Востока, главную ставку делали
на Баку — Ramneinnit стратегический
	пункт, обладание которым обеспечило бы
им господство на всем Каспийском море. .
	Оценивая Баку как важнейший страте-
гический ‚пункт, как неиссякаемую сокро-
вищницу нефти, английский  экономиче-
ский журнал «Нир-Йет» писал: «В. отно-
шении нефти Баку не имеет себе равных.
Баку — величайший нефтяной центр ми-
ра. Если нефть — королева, то Баку — ее
трон».
	Вот к этому-то «трону» и тянулись
салные руки английских империалиетов.
		1918. году положение Баку было
весьма сложным. Воодушевленный победой
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюций, бакинский пролетариат под руко-
водством большевиков первым в Закавка-
зьё полнял знамя Советов. 9то было 31 ок:
тября (13 ноября) 1917 года.
	Установление советекой власти в Баку
й образование в апреле 1918 года Бакин-
ского Совнаркома были встречены бешеным
сопротивлением со стороны не только бур-
жуззии и помещиков Закавказья, HO 4H
международного империализма. Внутренняя
контрреволюция в союзе е иностранными
империалистами мобилизовала свои силы
для разгрома советекой власти в Баку.
	_ Напряженная внутренняя обстановка в
Баку осложнялась обстановкой внешней,
международной. Городом нефти стремились
овладеть Германия и Турпия. Но германо-
турецкие хищники встретили на своем пу-
ти сильного конкурента в лице империа-
листов Антанты — США. Англии, Фран-
	 пий. Таким образом, в 19198 году за Баку
	велась борьба не только между силами ре-
волюции и контрреволюции. Но также и
между двумя основными империалиетиче-
скими груитировками.
	С первого же дня вступления в Баку
	английские империалисты занялись грабе-
жом. Они прибрали к рукам Каспийский
флот и принялись хишничееки ‹выкачи-
вать бакинскую нефть, которая ‘затем на-
правлялась в Персию ‘для пужл анг-
лийской армии. Так, 21 августа 1918 го-
та штаб английских оккупационных войск
	потребовал. oT «Центрокаепия»  (эсеро-
меньшевистского правительства в Азер-
байджане) отправки в Энзели «ia по-
	требностей Великобритании» 15 тысяч пу-
дов машинного масла, 600 тысяч пудов
мазута, 300 тысяч пудов бензина ит. п.

Англичане захватили нефтепровод Баку

— Батум, железные дороги, морские суда,
	Хищнически грабя Закавказье и Закас-
пий, англичане намеревались. не только
навечно захватить нефтяные источники
Азербайджана. туркменекий хлопок и дру-
гие богатства, но и превратить трудящих-
ся Азербайджана и Закаспия в евоих коло-
ниальных рабов. В этом империалиетиче-
ским колонизаторам и палачам  веемерно
помогало предательское эсеро-меньшевиет-
ское правительство «диктатуры Центро-
каспия».

Английское командование пускало в ход
самые жестокие репрессивные меры против