7 марта’ 1951 г., №54 (1896).
	‚‚ Собрания. вое
	‚ Собрания военнослужащих — одна. из
важных ‘форм массово-воспитательной ра-
боты, действенное средство мобилизации
личного состава на достижение новых ус-
пехов в боевой и политической подготовке,
воспитания‘ воинов в духе советского пат-
риотизма; образцового выполнения - воин-
ского долга перед Родиной. Практика по-
казывает также, что эти собрания епособ-
ствуют еще более тесному сближению
командиров и потитработников с массой
солдат, сержантов и офицеров, помогают
нашим руководящим кадрам глубже узнать
нужды, запросы авиаторов, своевременно
ликвидировать те или иные недостатки.

Исходя из этого, мы регулярно проводим
общие собрания военнослужащих. Эти со-
брания проводятся в зависимости от ус-
ловий и задач, выполняемых авиаторами,
В подготовке и проведении их самое ак-
	тивное участие принимают комантиры
всех степеней, политработники, партийные
руководители.

Так, например, нашим подразделениям
предстояло выполнить ответственную учеб-
ную задачу. Чтобы  нацелить личный
состав. на образцовую подготовку и прове-
дение предстоящих полетов, мы решили
провести собрание военнослужащих на
тему «Выполним учебную задачу
отлично!». . Командиры,  политработники
тщательно готовили это собрание, и оно
прошлю. в деловой обстановке. С докладом
выступил командир части, в прениях —
8 товарищей. Одни из них делились своим
опытом, другие говорили о важности co-
хранения военной тайны, 0 том, как луч-
ше справиться © задачей; третьи критико-
вали отдельных авиаторов за их несерьез-
ное отношение в делу. Собрание имело
большое значение. С чувством высокой от-
	К›’вопросу ‘о-штурмайской
	Обсуждение вопросов терминологии
самолетовождении указывает на бур-
‚ развитие нашего штурманекого де-
_ его практики и теории, вызываемое
“THEM ростом отечественной авяацион-
	Необходимое нам единство мнений 6у-!
дет, несомненно, установлено,  евли мы
зчикнем в существо практики и теории ca-
молетовождения, помня при этом, что ме-
тот лизлектического материализма требует
рассматривать каждое понятие не изолиро-
ванно. 8 в тесной связи и в развитии, и
не станем менять уже установившиеся
термины и понятия без особой кв тому
	необходимости.

Самолетбовождение,
как работа экипажа и как наука

Тт. Соколов и Бабай в статье «0 тер-
уннолагии в Самолетовождении» пишут,
	что «В изданной литературе по штурман-
скому делу можно встретить различные
термины, выражающие по существу одно и
тэ же понятие: дэронавигация, ‘воздушная
навигация. самолетовождение и др.»; и
предлагают вместо всех этих терминов
установить один — «вамолетовождение».
Тели первые два термина действительно
выражают одно и то же понятие, то тер-
мин. «самолетовождение» выражает совер-
шенно другое понятие. Здесь допускается
старая ошибка. по поводу которой еще в
1931 году автор данной статьи писал В
№ 2 «Вебтника Воздушного Флота»: сме-
ширать самолетовождение с аэронавига-
циёй—все равно, что смешивать,  напри-
мер, понятие воздушного боя с тактикой
воздушного боя или, скажем, авиацию с TEO-
рией авиации ит. д. В той же ‘статье сд-
молетовожление определялось. как. рабочий
процесс, состоящий из определения своего
местонахождения и сочетания пилотирова-
ния и ориентировки для направления по-
лета к цели, a аэронавигация — как
наука о самолетовождении, его теория. В
тальнейшем термин «еамолетовождение» в
указанном смысле прочно укоренилея в
нашем штурманском словазе.
	энания, Необходимые для современного
самолетовождения, обеспечиваются целым
рядом наук, как. например, авиационная
картография, аэрография, авиационная
астрономия, радионавигация,  зэронавига-
ция. маневрирование самолетов. Эти науки
существуют, они стали фактом, они имеют
«вон труды и специалистов. евою специ-
фическую технику и стремительно разви-
ваются. Не видеть этого процесса разви-
тия, отрицать его, пытаться «закрыть»
отдельные авиационные науки по самоле-
товождению-— значит смотреть не вперед, &
назал, тянуть нас к старому, пройденному
этапу развития. :
	Поэтому теперь было бы неправильным
всю сумму этих наук называть одним
наименованием—«аэронавитация». Навига-
ции пора возвратить то. содержание, ка-
KUM ОНО когда-то обладало у нае и о0бла-
дает до сих пор у моряков; тем более, что
нет надобности в каждом роде войск и ве-
AOMCTBe заводить разные термины и поня-
тия. Такой разнобой будет вреден для
взаимодействия и, в частности, для
морской авиации. К навигации, на наш
взгляд, следует отнести изучение вопро-
сов курсового вождения (компасное дело,
	навигационный треугольник, счисление
пути).

Название «Теория самолетовожления»
	будет неправильно потому, что упомяну-
тые нами науки изучают не только тео-
рию, но и технику и практику самолелто-
вождения, ибо наша наука не должна от-
рываться от практики, 3, наоборот, слу-
Жить ей.
	Поэтому— наше мнение: надо называть
весь комплекс штурманских наук о самоле-
товождении тем, чем OH и является,
Т. е. «наукой 0 самолетовождении» или
«самолетовождение, как наука». Научные
и учебные пособия называть «курс само-
летовождения», «учебник по самолетовож-
лению», «руководство по самолетовожде-
нию итп т
	Необходимо подчеркнуть, что BO всех
этих курсах. учебниках и руководствах
после изложения сведений из отдельных
наук должен быть обобщающий раздел,
объясняющий, как все эти сведения. ис-
пользуются в комплексе при решении
практических залач в самолетовожлении.
	Способы самолетовождения
или методы навигационных
определений?
	Этот вопрос можно считать  пентраль-
ным во всем обсуждении, поскольку имен-
но вокруг него разгорелись жаркие споры.
И лействительно. поспорить есть о чем.
	Объявив. что самолетовождение * больше
не складывается из разных с1п0с0бов, так
Kak «деление» на способы «уже изжило
себя и требует пересмотра», тт. Соколов и
Бабай и некоторые другие участники об-
суждения тут же предлагают ввести три
основных метода навигационных определе-
ний: компасные. радиотехнические и аст-
реномические. Злесь эти товарищи. не счи-
тзясь с холом развития нашей  штурман-
СБОЙ науки, лопуекают ошибку и предла-
гают старое, в свое время отпавшее деле-
ние на методы навигационных  определе-
ний. Астати, и само утверждение о том,
что в нашей литературе самолетовожлений
пелится на способы. неверно, Во всех из-
даниях, нашего наставления. наоборот,
говорилось, что самолетовождение про-
изводится разными способами, ий пПод-
черкивалось их комплексное применение в
различных комбинациях в зависимости от
Условий полета. Делится же самолетовож-
тение не на способы. з на этапы работы
(выход на курс, контроль и исправление
TIVTH, BRIXOY Ha пПель и т. х.).
	Итак, в том. что самолетовождение  мо-
жет производиться разными способами и в
разных их сочетаниях, тов. Соколов и дру-
тие усмотрели застой и PYTHHY, a B TOM,
чтобы производить навигационные опре-
	ь *) См. «Сталинский сокол» №№ 113, 219,
251, 273, 288, 293 за 1950 г. и №№ 23 и 30
ва 1951 г
	этому методу особенности ‘(подчеркнуто
мной. — Б. 6.), которые твердо должен,
знать каждый ‘авиатор». Вот‘ именно,
товарищи,  эти-то особенности  каж-
хого метода и связывают  бесформенную
кучу разных навигационных определений
в стройную систему воздушной  аетроно-
мии, ралионавигации, самолетовождения
по компасу. Всякий штурман и летчив
знает, что его работа по самолетовождению
юостоит не просто из отдельных  навига-
ционных определений, а в их целеустрем-
ленной связи, направленной по особым для
каждого сноеобз ‘правилам ‘и законам Е
	выполнению задачи полета.
’ Кроме того, термин ‚ «навигациенное
	определение» отражает только одну стор-
ну самолетовождения, я бы еказал, пас-
сивную Сторону. то-есть определение свое-
	TO местонахождения, а не другую и глав-
ную, я бы сказал. активную сторону, —
вождение к цели. Добавление‘ этой недо-
стающей стороны в термин ‘«навигацион-
ные определения» полностью возвращает
им смысл способов самолетовождения.

Кстати, о замене слова «способ» На
«метод». Лет 20 тому назад так и говори-
ли: методы аэронавигационных определе-
ний. И говорили неправильно. 61069б и
метод не одно и тоже.   Слово «©1060»
более применимо к работе, производству,
а «метод»—к рассуждению. к теории, по-
ведению. Например, «способ производетва»
и «диалектический метод». Поэтому. пра-
вильнее для работы по самолетовождению
применять слово способ, чем метод. В этом
смысле я считаю также ошибочным при-
менение слов «способы» и «методы» в 60\-
бометании,

Теперь 0б основном способе. До поелед-
него времени во всех наших руководствах
и наставлениях указывалось, что среди
всего комплекса способов  самолетовожде-
ния самолетовождение по компасу Я3В-
ляетея основным, дополняемым в’ зависи-
мости от обстановки другими снпоеобами.

Чем же это было вызвано и сохраняется
ЛИ ЭТО положение на сегодня?

Дело в том, что только ‘самолетовожде-
ние по компасу в подавляющем большин-
стве полетов было непрерывным способом,
независимым от наличия и исправноети
какого-либо наземного оборудования (как,
например, в радионавигации), пли види-
мости небесных ‘светил (астронавитация),
или постоянной вилимости земли’ (визуаль-
ная ориентировка): Поэтому самолетовож-
дение по компасу объявлялось основным в
смысле непременности в кажлом полете,
	его стержнем.
	WlCDMUHONAOCUM —
	Г енерал-лейтенант авиации
Б. СТЕРЛИГОВ.
		пвослужащилх
	водятся в составе чаети, иногда—по под
разделениям.

На своем опыте мы убедились, что ©0-
брания военнослужащих приносят большую
пользу. Убедились мы и в том, что собра-
ния лишь тогда являются мобилизующим
средством, оправдывают свое назначение,
когда они тщательно готовятся. Чрезвы-
чайно важно, чтобы доклад. был содержа-
тельным, высокоидейным. Необходимо 3a-
благовременно оповещать воинов о повест-
ке дня предстоящего собрания. с тем, что-
бы они могли подготовиться к нему.

В одном из подразделений было пров
дено собрание военнослужащих е повест-
кой дня «О взаимной выручке и взаимо-
помощи в учебе». Bech личный состав
заранее был оповещен 0 теме собра-
ния. На стенах комнаты политпроеветра-
боты были вывешены портреты героев
	Отечественной войны, отличников боевой
и политической подготовки, лозунги и
призывы. Хорошо. подготовился. докладчик,
офицер Попов. Ему удалось убедительно
рассказать о спайке и сплоченности лич-
ного состава ‘подразделения во время
Великой Отечественной войны. Докладчик
называл фамилии героев, выручавиих сво-
их товарищей в бою, говорил об их заслу-
гах. Присутствовавиие на собрании летчи-
ки, механики, воздушные стрелки с вни-
манием слушали доклад. Выетупавшие’
резко критиковали отлельных воинов, на-
рушающих принципы товарищества, при-
зывали к взаимной выручке и помощи.
Следует отметить, что такие собрания в
этом подразделении — не редкость. He
случайно оно является лучшим в нашей
части. На последней проверке политзаня-
тий рядовой и сержантекий состав показал
отличные знания. Половина воинов под-
	давления разными методами, они видят
прогресс. Мы считаем, наоборот, что чем
больше у нас будет способов самолетовож-
дения и чем свободнее каждый из них
будет развиваться, тем больше выпграет
от этого качество самолетовождения в це-
лом.
Вся история развития самолетовождения
в предельной ясностью говорит 9 том, что
самолетовождение развивалось и совершен-
ствовалось именно благодаря появлению
новых и усовершенствованию старых спо-
еобов. самолетовождения. Причем не только
под влнянием бурного развития техники,
но и усовершенствования способов ее ие-
пользования. овладения этой техникой.

Свое отрицание способов — самолетовож-
дения тт. Соколов и Бабай начинают с то-
Го, что «в свое время деление было умеет-
но». Хорошо, а`что же случилось теперь, в
наше время, ‘со ‘способами ^ самолетовожде-
ния? А случилось, как скажет всякий
штурман, то, что каждый из этих способов
стал лучше, точнее; короче говоря, значи-
тельно развился, особенно радиочавигация,
сделавшая реальностью полный слепой по-
лет. Так каким же образом можно считать,
что «деление» самолетовождения на спосо-
бы, правильное в то время, когда они были
в зачатке, «изжило себя» в наше время,
когда они сильно развились? Где тут логи-
Ra, rye диалектика?

В защиту своих положений тов. Соколов
и другие ссылаются на опыт Великой Оте-
чественной войны и послевоенный опыт. Но
разве именно этот опыт и, мы добавили
бы, предвоенный огромный опыт, наиболее
ярко выраженный в знаменитых дальних
перелетах по сталинским маршрутам, не
являются доказательством зрелости и Ma-
стерства наших штурманских и вообще
летных кадров, подготовленных именно по
пазным способам самолетовожления и уме-
	лому их сочетанию!

Защишая свои позиции, тт. Соколов,
Бабай и другие гриводят в качестве ос-
новного аргумента утверждение, что каж-
Ib из способов самолетовождения в «чи-
стом» виле почти не применяется, а приме-
	няется только в комплексе. Ну и что же?
И все-таки каждый комплексе в каждом
вонкретном случае состоит то из одних, то
из других способов в разных пропорциях,
отчего сами способы отнюдь не исчезают.

Тт. Соколов и Бабай пугаются, что при-
знание наличия разных ©/10собов может
привести к их  противопоставлению и
предпочтению одних в ущерб другим. Но
эти страхи вряд ли серьезно можно при-
нять во внимание. Хорошие, точные и на-
лежные способы самолетовождения всегда
будут с успехом и охотно применяться на-
игим летным` составом. -

Если же отказаться от способов самоле-
товождения (хотя это не в пашей власти и
не может быть достигнуто административ-
ным путем), то как быть © наукой и обу-
чением самолетовождению? Вель еели ta-
	молетовождение, по тов. Соколову, не соето-
ит из’ разных способов, & нредетавляет с0-
бой единый и неделимый комплекс, ти
наука по самолетовождению, чтобы не от-
рываться от практики, должна быть еди-
ной и неделимой; сразу охватывающей
весь комплекс. Но этого. Bak мы видели
выше, в действительности нег и быть не
может. Поэтому ошибочной является и по-
зиция тт. Носова и Гордеева, думающих
обучать летную молодежь сразу комплекс-
но, не давая сначала стройного изложения
каждого способа самолетовождения.

Мы считаем попрежнему правильным,
что самолетовождение У нас состоит из
разных ‚ способов, поименяемых в разных
сочетаниях, судя о обстановке, и что
каждый из этих способов, хотят или не
хотят этого отдельные товарищи, будет
изучаться, разрабатываться и еовершен-
ствоваться своей наукой, входящей в об-
щий курс самолетовождения. И если
уточнять нашу терминологию, то только
исходя из этой позиции, для ее усиления.
Так. например, вместо названия  «самоле-
товождение способами компасной навига-
ции» лучше будет говорить: «навигацион-
ные способы самолетовождения»; и соот-
вететвенно «астрономические и радиона-
вигапнонные (не радиотехнические, как
предлагает тов. Ратц) способы  самолето-
вождения».

Но вернемся к методам навигационных
определений. Видя в наличии способов са-
молетовождения опасность «разрыва его на
куски», тов. Соколов тут же разрывает
его на еще более мелкие клочки, представ-
ляя весь пропесс работы но самолетовож-
дению в виде многочисленных отдельных
навигационных определений разными ме-
тодами. Уж если быть последовательным,
надо было бы не группировать эти опреде-
ления по методам.

В самом деле, разве навигационные оп-
ределения не могут производиться (и про-
изводятся) в комплексе разных методов,
разве, становясь на Точку зрения авторов
этого предложения, не надо бояться проти-.
вопоставления одних методов другим н
пренебрежения одними за счет других? Де-
ло. конечно, не в этой аргументации, кото-
рую мы считаем. несостоятельной-ни против
способов самолетовождения, ни против ме-
тодов навигационных определений. Дело в
том, что тт. Соколов и Бабай просто пытя-
ются подменить установивттиеся понятия ©
способах самолетовождения одноименными
методами  павигапионных — определений.
Что это именно ‘так, видно из приведенно-
гс авторами перечня навигационных опре-
делений. В него вошла вся работа по пер-
вой задаче самолетовождения, правла, без
всякой внутренней связи. И это-то предло-
жение дает его авторам право многозначи-
тельно заявить: «Таким образом. диалек-
тика развития технических средетв самоле-
товождения привела к тому, что термины
компасная” навигация,  радионавигация,
аетронавигация получают новое содержа-
	ние». .
Предложив ‘свои «методы навигацион-
	ных определений», авторы на всякий слу
чай. тут же предупреждают: «..каждый из
указанных выше методов навигационных
опрезхелений имеет свои, присущие только
	В Н-СКОЙ части систематически прак-

тикуются выступления по радио
отличников боевой и политической под-
готовки. Недавно у микрофона радио-
узла части выступил лучший авиамеха-
ник, секретарь комсомольской организа=
ции сержант В. Венедиктов;  Он поде-
лился опытом своей работы. На‘снимке:
авиамеханик сержант В. Венедиктов
выступает у микрофона.
	Фото капитана М. ЧЕКРЫГИНА.
	В частях п учебных
заведениях
	(Наши военкоры сообщают)
	ветственности отнеслись воины к подго-   разделения — отличники боевой и поли-
товке к полетам и провели их эффективно,   тической подготовки.
	тической подготовки.

В Н-ском подразделении на собрании
военнослужащих однажды был поставлен
вопрос «Задачи личного состава по развер-
тыванию художественной  самолеятельно-
сти». Собрание прошло живо. активно, в
прениях выступило 10 человек. И резуль-
таты не замедлили сказаться. Сейчас злесь
успешно работают хор, ансамбль плясунов,
струнный оркестр, неуклонно повышается’
Уровень всей культурно-массовой рабуты.

Практика убедительно свидетельствует,
что собрания военнослужащих способству-
ют повышению качества боевой и полити-
ческой подготовки, улучшению политико-
массовой работы срехи воинов. Именно по-
этому мы ©о всей серьезностью должны го-
ворить о недостатках, которые еше имеются
в этом деле. В сожалению, ло сих пер в
отдельных подразделениях собрания воен-
нослужащих проходят крайне нерегулярно,
вопросы обсуждаются однообразные.

Эти недостатки мы постараемся устра-
нить в своей работе. Собрания военнослу-
жащих = одно из действенных средств
мобилизации авиаторов на образцовое вы-.
полнение задач, поставленных перед Восн-
но-Возхушными Силами большевистской
партией, великим Сталиным.

Капитан В ГРИШИН.
	Собрания военнослужащих развивают
политическую сознательность авиаторов,
повышают их патриотические чувства.
Однажды в части провели собрание на те-
му «За что мы любим натиу Родину». До-
Bad сделал секретарь  пафторганизации
тов. Саенко. Ярко. интересно рассказал он о
богатствах и просторах нашей Родины, об
успехах, одержанных советским народом
под руководством большевистской партии,
пол волительством товарища Сталина. Пос-
ле доклада многие товарищи произнесли
горячие патриотические речи. С гордостью
говорили они 9 могучей социалистической
Родине, о тех коренных преобразованиях,
которые произошли за годы советской вла-
сти в их родных местах. В то же время
‘выступавшие ` приводили убедительные
примеры. показывающие. как тяжело жи-
	вется трудящимея в странах капитала.

Полобные собрания мы проводим регу-
лярно. На них ставим вопросы воинской
дисциплины, подготовки материальной ча-
‘ети к эксплуатации в условиях зимы, рас-
` сматриваем итоги боевой и политической
учебы за ‘определенный период. Обсужда-
ются также различные вопросы воинского
воспитания. В ряде случаев собрания про-
		Ж Группа консультантов, пишет офицер! © большим успехом.
	Капустянов, создана в Н-ской авиачасти.
Консультантами выделены наиболее Teope-
тически подготовленные коммунисты. Среди
них— тт. Войтонис, Харланов, Гузик, Теле-
гин и Другие. К каждому консультанту
прикреплены 4—5 чеповек, с которыми они
регулярно. проводят занятия. Работа груп-
пы консультантов направлена на оказание
помощи воинам-авиаторам в политическом
самообразовании. Деятельвостью  консуль-
тантов руководит партийное бюро.
	3\К Заслуженным авторитетом в Н-ской
части пользуется летчик Сергеев, сообщает
нам военкор тов. Егоров. Повседневно со-
вершенствуя свои военные, политические
и специальные знания, этот офицер. успеш-
но выполняет все полетные задания. Сле-
дуя примеру своего командира, его подчи-
ненные также достигли отличных ‘успехов
	в боевой и политической подготовке. Этих
	результатов офицер Сергеев добился бла-
годаря неукоснительному выполнению тре-
бований воинских уставов и наставлений.
	бований воинских уставов и наставления.
‚За безупречную службу тов. Сергеев и его
	подчиненные награждены ценными подар-
ками.
	* Экипаж радиостанции комсомольца
	‚сержанта Бородулина является лучшим по
	обслуживанию полетов, сообщает нам воен-
кор тов. Лесных. Воины экипажа тщатель-
но готовят свою радиостанцию к полетам,
хорошо ` сберёгают материальную часть,
	строго придерживаются правил эксплуата-
	ции. В этом экипаже развито чувство то-
варищеской взаимопомощи. ’Воины-специа-
листы изо дня в лень повышают свои зна-
	ния, совершенствуют навыки. Беря пример
	с тов. Бородулина, отличных результатов
достигли в учебе и работе экипажи сер-
	‘жанта Лунина и ефрейтора Карабатова.
	ж Ежемесячно подводятся итоги учебы в
	нашем подразделении, сообщает рядовой
В. Козакевич. Велущее место по всем видам
	боевой. и политической подготовки про-
должительное время занимают отделения
младших сержантов Курача и Дорошкова.
* Войсковое товарищество крепнет среди
советских авиаторов. Старшина Н. Ля-
хов рассказывает в своем письме о комсо-
мольцах Воронцове и Некраюове, ‚ которые
помогают своим товарищам в учебе,
	Вюнечно, при. этом_не отрицалось, a Jar.
	же подчеркивалось, что в отдельных слу-
чаях другие способы самолетовождения
превосходили ‘самолетовождение по комиа-
	другим. - Но   превосходили самолетовождение по комиа-
ожна при-: су по точноети, по надежности и служи-
	ЛИ Поэтому Как средством контроля пути,
	выполняемого по компасу. так и самостоя-
	тельными способами на отдельных ЭТАПАХ
	и даже в целом полете. Теперь, с развити-.
	ем и усовершенствованием других способов
и средств самолетовождения, особенно pa-
дионавигации, таких особых случаев ста-
новится все больше и больше, Тем не ме-
нее, ив этих случаях нельзя. пренебрегать
самолетовождением по компасу. как необ-
ходимым дублером для гарантий надежно-
сти и безопасности полета. Поэтому мы
считаем, что Формулу «Самолетовождение
по компасу. является основным способом»
следовало бы теперь изменить так: «Нави-
тационный 610006 самолетовождения яв-
ляется непременным дублирующим cHoce-
GoM во всяком полете, выполняемом тру-
гими способами самолетовожления».
	Ориентировка
		`Окружная` олимпиада художественной самодеятельности
		ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(По телеграфу от наше норр.). В течение
нескольких дней в Доме офицеров прохо-
дила окружная олимпиада художественной
самодеятельности частей и училищ округа.
Смотр показал, что за истеклий год само-
деятельные коллективы добились заметных
успехов. Повысилось их исполнительское
мастеретво. ряды участников самодеятель-
	ности пополнились новыми способными
исполнителями.

Успешно прошли выступления  авиато-
ров. Хор второго Чкаловского авиационного
училища еще раз подтвердил, чте он. яв-
ляетея олним из. лучших хоровых коллек-
тивов в округе. В училище также созданы

‘отличный оркестр струнных инструментов,
	акробатическая группа.
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«ПОЛОЖЕНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, НО... К ХУДИТЕМУ»
		просветработы приняты меры. Нереизбра-
ны советы комнат. С членами советов про-
ведены инструктивные занятия о плани-
ровании и организации работы. В комна-
тах политпросветработы обновлена нагляд-
ная агитация и полобрана литература.
	Йз политоргана в редакцию сообщили,
что корреспонденция капитана И. Свири-
дочкина, опубликованная под таким заго-
ловком в «Сталинекдм соколе» 3 февраля
в. г., обсуждалась на совещании политра-
ботников. .

Лля улучшения работы комнат полит-

В своих статьях тт. Соколов и Бабай
правильно подчеркивают достоинства ви-
зуальной ориентировки и ее преимущества
	‚при выполнении таких заданий, как. wae
	пример, разведка, поиск малозаметных це-
лей и др.

Но если это так. то не является ли ви-
зуальная ориентировка одним из способов
самолетовождения? Визуальная ориентиров-
ка, как один Из с106обов _ самолетовожде-
ния, конечно, не утеряла своего значения и
по сей день. Мало того; ‘она даже получила
средства к ее усовершенствованию; Kak
один из четырех способов.

В свое время выделением” общей ориен-
тировки преследовалась безопасность поле-
та. Экипаж обязывался всегда сохранять
общую ориентировку. От детальной ориен-
тировки этого потребовать было нельзя,
да и не нужно. В настоящее время рязви-
тие точности и надежности других ©п2оо-
бов самолетовождения позволяет почти
всегда восстановить ориентяровку ¢ их
помошью, и поэтому надобность в делении
ориентировки на «общую» и «детальную»
для авиации, обладающей средствами для
радио- и аотросамолетовождения, вообще
отпалает.
	() месте самолета
	По-отечески заботиться о п
	=
(ОБЗОР ПИСЕМ)
		Советское ‹ Правительстве и лично
товарищ Сталин  по-отечески заботятся
06 улучшении материального благосоетоя-
пия нашего народа, в том числе и воинов
Советской Армии. Новым ярчайшим прояв-
пением сталинской заботы о людях явилось

постановление Советского правительства
и Центрального Комитета ВКП(б) об оче-
редном — четвертом по счету — сниже-
	нии государственных розничных цен На
	итанми Воинов
	‘продукты поступают всегда высокого ва-
чества, пища здесь приготовляетя ^одно-
образная. безвкусная.

Работники этото пишеблока не соблюда-
ют элементарных правил гигиены. Посу-
да моется плохо, повара и остальной o6-
служивающий персонал работают в гряз-
ной спеподежде. Врачи заглядывают в
столовую очень редко. Частенько они даже
забывают взять пробу пищи.

Заведующий столовой старшина сверх-
срочной службы тов. Галдиенко почти еже-
дневно слышит жалобы воинов на плохое
питание. Но он чаше всего coBeTyer не
обращать внимания на такие «пустяви»
ий уверяет. что «все наладится».
	0 плохой работе пишеблока хорошо из-
вестно и офицеру‘ Осмоловскому, ответ-
отвенному за питание авиаторов. Но он
тоже не принимает необходимых мер. Сле-
дует как можно быстрее исправить создав-
пееся здесь положение и привлечь винов-
ных Е ответетвенноети.
	Не лучше обетоят лела и в столовой,
которой заведует тов. Комов. Здесь также
проявляют мало заботы о качестве и раз-
нообразии ниши. Больше того. в этой: ето-
ловой есть случаи неполной вылачи про-
ayeTos. В письме  военкора Ю. Семенова
говорится. что о плохой работе столовой и.
допускающихея ‘там злоупотреблениях
знает офицер Rapes. Ho решительных
мер к устранению этих недостатков до сих

пор Не принято.
	Факты бездушного отношения к ObITO-
вым нуждам воинов единичны в Советской
Армии. Они имеют место лишь там, где
нет должного контроля со стороны коман-
диров и политработников за деятельностью
хозяйственников и работников пищеблоков.
Такие факты нетерпимы и ‘должны быть
немедленно устранены.

Советский народ горячо любит свою
армию. Он обеспечивает воинов всем необ-
ходимым для плодотворной учебы. Долг
каждого командира и  политработника,
обязанность партийных организаций —
заботиться о TOM, чтобы войны  свое-
	Хорошо налажено обслуживание вои-
нов. и в столовой. которой. заведует. стар-
шина  сверхерочной службы  Солодухин.
На кухне, в посудомойке, в обеденных. за-
лах’-— здесь чистота и порядок; accop-
тимент блюд разнообразен, пища всегда

приготовляется своевременно и вкусно.
В письме старшего лейтенанта мели-
	пинской службы 9. Волнова говорится,
что пиша у них готовится по заказам, Бо-
	‘товары массового потребления. Советекий   тимент блюд разнообразен,
	народ и его защитники с радостью ветре-
тили Это историческое постановление.
Разработанные но указанию товарища
	к 9 атм

Сталина и И ‘утвержденные. им Нормы про-
	овольственного снабжения личного соста-   торые. Накануне принимаются от авиато-
	ров. На выбор, как правило, предлагаются
два-три первых блюда и три-четыре—вто-
рых. Столы всегда сервируются за 5—7
минут до прихода. питающихся. Поэтому
задержки с выдачей пищи здесь никогда не
бывает. . .

Военкор тов. Волков далее подробно
рассказывает, как добились работники
пищеблока высокого качества в работе.
В частности, он справедливо подчеркивает
проявляемую здесь заботу о повышении
квалификации поваров. Специальная уче-
ба работников столовой сыграла больную
роль в улучшении качества приготовления
пищи. -

0 том, как заведующий столовой тов.
Брянник заботится о повышении культуры
в работе поваров, говорится и в письме
военкора А. Москворецкого. Благодаря по-
веедневной практической помоши ео сто-
роны завелующего пищшеблокем молодой
	повар комсомолец Иванушко за короткий
	срок научился приготовлять разнообраз-
ную, вкусную и валорийную пищу. Вее
воины этого подразделения хорошо отзы-
ваются о качестве питания.

Ё сожалению, не везде работники пише-
блоков чувствуют ответственность за по-
рученное дело. В некоторых подразделе-
ниях еще не изжито бездущное отношение
к воинам со стороны заведующих столо-
выми и офицеров, отвечающих за работу

пишеблоков.
	ва Вооруженных Сил отличаются выюокой
калорийностью, разнообразием ассортимен-
та продуктов. Они полностью оправдали
себя во всех ролах войск. В тех авиача-
стях, где эти нормы используются строго
по назначению. где работники пищеблоков
творчески относятся к своим обязанностям,
проявляют инициативу и хозяйственную
распорядительность, там питание вполне
удовлетворяет воинов.

В чиеле писем военкоров в редакцию
очень Часто поступают отзывы 0 доброео-
вестной работе поваров, официанток, заве-
дующих столовыми, о хорошей деятельности
пищеблоков в целом. Некоторые воины
просят через газету выразить‘ работникам
своей столовой благодарность за отличное
питание и культурное обслуживание, дру-
rite, подробно ‘описывая деятеленость того
или иното пищеблока, желают, чтобы этот
опыт нашел свое применение в других ча-
стях:

Военкор солдат И. Медиков в своем
письме в редакцию сообщает, что в их
столовой пиша всегда приготовляется свое-
временно и вкусно. Объясняется 91,
прежде всего, высокой ответственностью
каждого работника пищеблока за качество
питания и обслуживание воинов, за бое-
	ВУЮ готовность своей части. заведующая
	столовой тов, Гостева, повар тов. Рошкевич
и официантка. тов. йрысина считают своим
долгом своевременно и быстро накор-
мить авиаторов добротной пищей, чтобы
знести свой вклад в дело повышения ка-
	чества боевой учебы.
	Термин и понятие «действительного ме-
ета», полученного визуальным способом,
пора сдать в архив. Удобно.. на наш взгляд,
ввести термин. «визуальное место» (ВМ).
	Но надобность  в термине ‘ действитель-
ное о (или истинное) о место › самоле-
та для меня очевидна. Равным образом не-
обходим термин «заданное место» (3М); к
которому относится ИПМ, RIM, цель и
другие заданные точки по маршруту, через
которые обязан пройти путь самолета
(группы). Дело в том, что главной задачей
самолетовождения во ‘всяком полете яв-
ляется не столвко и не только определение
своего меета’ (пассивная роль), а выход на
заданную цель и полет по заданному
маршруту ‘(активная ролв). Для того, что-
бы оценить, е какой точностью. выполнено
задание по самолетовождению, а это необ-
ходимо кзк в учебных, так и в боевых и
в иселедовательских интересах, — и не-
обходимо определять отклонение ДМ от ЗМ.
Ясно, что определение ДМ не входит в обяз
занности экипажа и должно производиться
96060.

Только бережное ‘отношение к штурман-
ским наукам, уважение (в их истории и
помощь им в разрешении очередных прак-
тических вопросов самолетовождения  п9-
зволят поднять нашу лучшую в мире оте-
чественную науку 0 самолетовождении
на выешую ступень развития.
	Военкоры М. Ярков и Б. Митрошин в] временно и сполна получали вое, что им
своем письме в  редакцию сообщают, что,   положено, по-сталински проявлять заботу
несмотря на то, что со склада в столовую Го бызе и питании воинов.