7 марта 1951 г., № 54 (1896),
	события в Корее.
	олной армии
	Сообщение Главного . командования Пар
	ПХЕНЬЯН, 6 ‘марта. <{ТАСС). В’ переда
ном сегодня сообщении Главного командо-
вания Народной армии Корейской народно”
демократической республики товорится:

На воех фронтах части Народной армии
совместно © ^ китайскими“ добровольцами
прочно удерживали рапее занятые ими 19?
	ЗИПИИ.
	‚ВЕНГЕРСКИЙ НАРОД:
УОЧЕТ НИТЬ В МИРЕ“
	БУДАНЕНЕТ, 5 марта. (ТАСС). Вентер-
ские тазеты продолжают публиковать от-
слики на решения сессия Всемирного Co-
	вета Мира.

Гавета «Мадьяр пемзет» подчеркивает,
979 решения первой сесрии. Веемирного
Совета Мира «мобилизуют самые различ-
ные слои населения во веех частях света
на борьбу за мир и создают возможность
для тесного сотрудничества в защиту мира
между различными миролюбивыми группа-
ми. объединениями и организациями как
	внутри стран, так и в международно
маститабе». AY Ha PO OM
Ренгерекий Hapoel,  пинюр газета
	«Фрипни уишаг», с радостью приветствует
Обращение Всемирного Совета Мира, 0
котором он узнал в празлничные дни вто-
рого съезда Венгерской партии трудящих-
ся. Венгерский народ, ставший в резуль-
тате самоотверженной борьбы  Советекого
Союза хозяином евоей судьбы, хочет жить
в мире. Под Стокгольмеким Воззванием
подписалось свыше 7 млн. венгров. Уча-
ствуя в кампании по подписанию Обраще-
лия Всемирного Совета Мира, вентерские
трудящиеся вновь покажут свою верность
делу мира и св00 репимость отстаивать
	его 20 Конца.
	ВОЙСНОВЫЕ ЧАСТИ
ПОД ВЫВЕСКОЙ
ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЙ

полиции
	БЕРЛИН, 6 марта. (ТАСС). Газета «Ней-
ес Лейчланд» опубликовала материалы о
подготовке агрессивных военных формиро-
ваний из западноберлинской полиции. Из
«строго секретных» «служебных инетрук-
ций полицейского управления Берлина, в
TOM числе инструкции № 5», имеющихся
в распоряжении газеты, следует. что про-
водится систематическое вооружение и
муиггровка запалноберлинекой полиции.
	Эта «служебная инетрукция № 5» 60-
держит в себе конкретные указания по
обучению западноберлинекой полиции 0б-
ращению с ручными гранатами, автомата-
ми ‘и пулеметами.

Тазета сообщает также, “что в западно-
берлинскую полицию включались и непре-
рывно включаются бывшие офиперы, ун-
тер-офицеры и рядовые гитлеровской по-
лиции и армии < целью обеспечения на 0с-
нове этих указаний быстрой подготовки за-
палной полиции, которая в последнее вре-
мя исключительно усилилась.
	ПОДГОТОВКА НК НОВОЙ ДЕВАЛЬВАЦИИ
ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЙ МАРКИ
	БЕРЛИН, 6 марта. (ТАСС). По сообще-
нию агентства АДН из Бонна, в финаноо-
вом комитете при Верховной союзнической
комиссии в Петероберге пронеходят нео-
фициальные переговоры © новой. девальва-
ции западногерманской марки. В основе
переговоров ‘лежит разработанный англи-
чанами план: Боннские власти не учает-
вуют в переговорах и даже официально не
информированы © них.
	При первой девальвации западногерман-
ской марки, в связи < девальвацией анг
лийского фунта стерлингов во второй по-
ловине 1949 года, правительство Аденауэ-
ра было также поставлено перед совер-
нтивитимея фзктом. Результатами первой
девальвации был большой рост цен на все
ввозимые товары и связанная с этим 00-
щая волна подорожания на внутреннем
запалногерманском рынке.
	нением ужасных мук до голодной смерти и
четвертования включительно».

19 сентября англичане отобрали банду
головорезов и убийц, сформировали епеци-
альный поезд, в который посадили комис-
саров. Поезд направился в сторону Ашха-
бада.. В классном вагоне комфортабельно
расноложилея палач Тиг-Джонс.

С. потушенными огяями мчалея поезд в
пустыню, увозя навсегла лучших руково-
дителей бакинского пролетариата. Было
около 5 часов утра, когда на 207-й
версте от Враеноводека, на перегоне меж-
Ty станциями Неревал и Ахча-Куйма, но-
вад остановилея. Его сразу окружили глу-
хой етеной апглийские солдаты. Затем из
вагона с тюремными рептетками стали вы-
водить арестованных комиссаров.
	С методичностью заправских палачей
деиствовали ‘английские бандиты и их

прислужники. Они разбили выведенных из
ватона’ комиссаров на три группы и по-
вели в степь. В 5 часов утра 20 сентября
1918 года’ неподалеку от железнодорежно-
го полотна загремели выстрелы...
	Вошмарпа сцена этого злодейекого убий-
ства. Английские палачи и их пособники
Не только раестреляли, они  четвертовали
26 бакинеких комиеезров. На месте гибе-
ли героев обнаружены были следы зверской
расправы. Вот’ недалеко от дороги ‘одна из
могил. Здесь было расстреляно, а затем
порублене шашками 17 человек. Это пер-
вая и третья группы казненных. Как сле-
дует из документов и показаний, вторая
группа в 9 человек бросилась бежать, пы-
таясь укрыться от выстрелов за холмами.
Но палачи не дали уйти своим жертвам.
Дольше ‘всех теплилась надежда на нобег у
одного. Вто он — неизвестно. Ему удалось
отбежать от общего места ‘расстрела сажен
	на сто. Там его и убили. Остальные рас-
стреляны и зарублены ближе, группами. по
—3 человека.

° Нельзя без содрогания, гнева и ненави-
CTH к английским  палачам слутать pac-
сказы’ людей, участвовавших в откапыва-
	ини трупов расстрелянных бакинеких ко-
мисеаров.
	<...) бийетво этих товарищей, —раеека-
зывал ‘рабочий Кузнецов, — пронеходило
всевозможными средствами. Головы были
отделены от туловища, находитись в но-
тах, сбоку и т. д. Часть черепов не были
целы, были перебиты и разлроблены... Их
	не только’ рубили, ‘а: убийство происходило
		_ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ
	заместителей министров иностранных дел четырех держав
		ПАРИм, 5 марта. (Спец. норр, ТАСС).
Сетодня здесь, в помещении Розового двор-
ца. открылось предварительное совещание
заместителей министров иностранных дел
СССР, Франции, США и Великобритании,
созванное для выработки повестки дня (о-
вета министров иностранных дел.

В совещании участвуют: заместитель
министра иностранных дел СССР: А. А. Гро-
мыко, генеральный секретарь министерства
иностранных дел Франции А. Пароди, от
	Совлиненных Штатов — посол Ф. Джессеп,
от Великобритании — парламентский за-
меститель министра иностранных дел
	a. Josue.
	2. 06 ускорении заключения мирного
договора с Германией и в соответетвии с
этим о выводе оккупационных войск из
	Германии.
	совещания была уже определена тогда, ког-
да Советское правительство’ и `правительст-
ва США, Англии и’ Франции. обменялись
нотами по вопросу о созыве сессии Совета
министров иностранных дел.
	Безусловно, сказал Громыко, ‹ является
важным определить круг’ вопросов, подле-
жащих обсуждению министрами четырех
держав. так как от ‘определения круга во-
просов будет в значительной степени зави-
сеть. в каком направлении пойдет работа
Совета министров иностранных дел. Совет-
ское правительство в своих последних но-
тах уже изложило евою позицию по вопро-
су о демилитаризации Германии. Советское
правительство исходит из того, что выпол-
нение Потедамского соглашения о демили-
таризации Германии и недопущение реми-
питаризации Германии ‘ имеет особенно
большое значение для укрепления мира в
Евроне; да и не только в Европе, и для
ослабления напряженности‘ международного
положения; о котором часто говорят. офици-
зльные представители‘ Великобритании,
Франции и США: ,
	Громыко показал полную несостоятель-
ность попыток представителя Великобрита-
нии возложить ответственность за напря-
женность международной обстановки на Co-
ветекий Союз и отверг’ как’ инсинуацию
заявление Дэвиса о страхе «перед атрес-
сией вооруженных сил ССР».
	Тромыко указал, что нельзя согласиться
с утверждениями представителя Великобри-
тании о том, что правительство Великобри-

тании не имвет никаких агрессивных на-
мерений. Трудно согласиться ‘с тем, заявил
Громыко, что за гонкой вооружений, за
непрерывным увеличением численности в0-
оруженных сил Великобритании и некото-
рых других держав, за мерами, кэторые
предпринимаются для создания вооружен-
ных сил в Западной Германии, для ремили-
таризации Германии, скрываются мирные
намерения, Хорошо известно; что в настоя-
щее время ‘имеет место не только угроза
агрессии со стороны‘ государств, осущест-
вляющих гонку вооружения, но’и имеют
место акты агресени, участником которых
является Великобритания.
	Советское правительство. продолжал 1 ро-
мыко. считает, что выполнение Потедамеко-
го соглашения 0 демилитаризации Герма-
нии и недопущение ее Ремилитаризации
имеет громадное значение. для укрепления
мира и действительно способно улучигить
отношения между четырьмя державами.
	Тромыко указал далее, что, по мнению
Советского правительства, в повестку дня
Совета миниетров иностранных. дел должны
быть включены следующие вопросы:
	1.0 выполнении четырьмя державами
Потеламекого соглашения о демилитариза-
	ции ‘Германии и недопущении ремилитари-
зации Германии.
	6 марта в районе восточного побережы
пасти Народной армии потопили два ва:
	жееких корабля.
В районе Сеула на южном берегу рек

Ханган части Народной армии уничтожили
	и ранили более 280 солдат и офитерь
противника. Уничтожено два танка п мно
	го лоугой военной техники втага,
	(юго-западнее Сайгона), во время которых
они потопили вражеский корабль окон
Кан-То, обстреляли город Рач-Яиз и унич-
тожили крепость противника Фун-Гиеб,

Сообщается, что в провинции Гуан-Гяея
въетнамекие патриоты ебили два француз
ских самолета.

Воодушевленные победами въетнахс;ой
Народной армии, части Народно-освоболи.
тельной армии Лаоса. предприняли. настул:
ление на французские позиции в Пак-Хон,
Аттоле, Мон-Кан и Бассак (в Южном dar
св), уничтожив при этом несколько фран-
цузских постов, включая посты в Муонг
‘Кон и в ЛТаонг-Гане.
	3. 05 улучшении обстановки в Европе и
о немедленном приступе к сокращению во-
оруженных сил четырех держав — CCCP,
США. Великобритании и Франции..
	значение первого вопроса, предлагаемого
советской делегацией для включения в по-
вестку дня сессии Совета министров иноет-
ранных дел. сказал Громыко, определяется
хотя бы уже тем, Что четыре державы
взяли определенные — обязательства по
Потсдамекому соглалнению. Эти обязатель-
ства толжны быть выполнены. Такова точ-
ка зрения Советского правительства. Вы-
полнение этих обязательств и недопущение
возрождения германского милитаризма
имеет важное значение для обеепечения
международного мира и безопасности и за-
трагивает кровные интересы народов Евро-
пы. в том числе и интересы германского
	народа.

Важное значение имеет также ускорение
заключения мирного договора © Германией
и в соответствии с этим вывод оккупацион-
ных войск ‘из Германии. Прошло уже более
пяти лет с ‘тех пор, как четыре державы
взяли на себя определенные обязательства
И Р этом отношении. Тем не менее и эти
обязательства не выполнены. Германия
остается искусственно разорванной. Задача
восстановления единства Германского госу-
таретва на демократических и мирных осно-
	вах не Ззетенд.
	ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ
	ПЕКИН, 6 марта. (ТАСС). Агентство
Синьхуа, ссылаясь на сообщение Вьетнам-
ского информащионного агентства, передает,
что въетнамекие партизаны и отряды Na
родного сопротивления усилили свою ак
тивность в тылу врага.

Только за одну неделю в середине ‘фев-
раля отряды народного сопротивления и
партизаны, действующие в районе дельты
Красной реки и в центральной части Се-
верного Вьетнама, уничтожили пять’ УК-
репленных пунктов противника в провин-
циях Бак-Нияь и Гуан-Гинь.

Народные силы в Южном Вьетнаме пред-
приняли ряд атак на французские позиции
межлу Лонг-Чау-Хао, Рач-Жиа и Кан-То
	В составе делегации СССР — А. И. Лав-
рентьев, В. С. Семенов, А. П. Навлов; де-
легации Франции — Tu ze xa Турнель,
Р. ле Маржери, Сейду; делегации США —
Ч. Болен, И. Лектофф, Брюс; делегации Ве-
ликобритании — А. Маллет. Д. Гаррисон.
	Было условлено, что председательство-
вать будут по очереди представители четы-
рех держав. На первом заседании нредседа-
тельствовал А. Пароди. Представитель Ве-
ликобритании Дэвис заявил, что единствен-
ной задачей этого предварительного сове-
щания является составление повестки дня
для предстоящего заседания Совета ми-
нистров иностранных дел. Мы здесь нахо-
димся не для того, чтобы разрешить те
проблемы, которые стоят перед нами, ска-
зал Дэвис, а только для того, чтобы соста-
вить список этих проблем для обсуждения
их министрами иностранных дел.
	Тем не менее Дэвис сделал заявление, в
котором ныталея представить политику за-
падных держав как политику, лишенную
каких-либо агрессивных намерений; и воз-
ложить всю вину за ухудшение отношений
между великими державами на Советский
Союз. Пытаясь определить причины на-
пряженности международной обстановки,
Дэвис обходил важнейший вопрос о реми-
литаризации Западной Германии, осущест-
вляемой западными оккупирующими держа-
вами. Представитель Великобритании Дэвис
от имени Великобритании, Соединенных
Штатов и Франции внес следующий проект
повестки дня Совета министров иностран-
ных дел четырех держав:
` 1. Рассмотрение причин существующего
международного напряжения в Европе и
мел. необходимых для обеспечения действи-
тельного и длительного улучшения отноше-
ний межлу Советским Союзом и США, Ве-
ликобританией и Франпией.
	4. оавершение договора для восетанов-
ления независимой ‘и демократической
Австрии.
	3. Проблемы, относящиеся к воестанов-
лению германского елинства и подготовке
	мирного договора.
Представитель СССР А. А; Громыко за-
явил, что Задача данного предварительного
	БЕРЛИН, 6 марта. (ТАСС). Вак передает
атентство АДН; вчера в зале конгрессов
Лейпцигской ярмарки состоялся масеовый
митинг, на котором выступил заместитель
премьер-министра Германской  демократи-
ческой республики Вальтер Ульбрихт. На-
помнив 05 обращении Национального Сове-
та Национального фронта к четырем вели-
ким лержавам и 0b обращении Народной
палаты к боннскому федеральному парла-
менту с целью разработки общегерманеких
прелложений для предстоящего совещания
министров иностранных дел четырех вели-
ких держав. Ульбрихт сказал: «Хотя пред-
ставители Бонна до сих пор не ответили,
однако мы тбежлены. что требования На-
	к ровс
	БРАЗИЛЬСКИЙ ФЛОТ И ВОЕННО-МОРСКИЕ БАЗЫ
ПОД ГОСПОДСТВОМ США

МОНТЕВИЛЕО 6 марта. (ТАСС). Как, с0-  0 мобилизации бразильских военно-морские
		сил. на помощь империалистической ‚Вто
сии B Корее».

Газета сообщает также. что для пер
оборудования авиационной и морской базы
Вал де Кане в штате Парз и ее приспо
собления для приема крупных военных
кораблей туда прибыла сметизнная амерн-
кано-бразильская комиссия.
	общает бразильская газета «Импренеа по-
пулар», на днях Бразилию посетил адми-
рал американского военно-морского флота
Милтон Элузол Майлс лля «проверки дея-
тельности американской военно-морской
миссии в Бразилии». Газета указывает,
что действительная цель поездки амери-
	Канского адмирала —<0бсуждение вопроса
	Столь же очевидным, продолжал Громыко,
является значение вопроса 0б улучшении
обстановки в Европе и о немедленном. при-
ступе к сокращению вооруженных сил че-
тырех держав. Если правительства Велико-
британии и других стран, представленных
на настоящем совешании, действительно
заинтересованы в устранении угрозы новой
войны и в укреплении мира, они имеют
удобный случай продемонстрировать это на
деле ‘и согласиться обсудить на Совете ми-
нистров вопрое о сокращении вооруженных
сил четырех держав. Отношение к этому
советскому прелложению правительств трех
западных держав будет являться показате-
лем того. насколько серьезны их намерения
—улучитить обстановку в Европе, ослабить
напряженность международной обстановки
и улучшить отношения между Советским
Союзом. с одной стороны, и другими госу-
дарствами — участницами данного сове-

шания —— © другой.
	После выступления Громыко представи-
тели США и Франции предложили закрыть
заседание.

Следующее заседание состоится 6 марта
в 3 часа дня.
	ВЫХОД ОЧЕРЕДНОГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ
«ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ ЮГОСЛАВИЮ»
	Вышел очерелной. 9 (80). номер газе-   «Влика Тито пытается мобилизовать силы
	Победа сборной команды Москвы
	своих фашистоких приспешников»:
Б. Марьянович и С. Маркович — «Решу-
тельно бороться за сохранение мира, про-
тив милитаризации страны —— долг жен.

щин Югославии»; С. Джорджевича — «Ра.
стег сопротивление в югославской армии»;
М. Недельковича — «Трудовое крестьянет-

BO отказываетея оплачивать — титовские
трабительские займы и налоги»; А. Кочи-
ya — «Югославекие студенты He хотят
учиться у фашистеких профессоров» и ху.
гие;

Газета публикует также сообщения 0
жизни трудящихся СССР, решения первой
сессии Всемирного Совета Мира и инфор-
мапионные материалы о П съезде Венгер
ской партии трудящихся.
	МАТЧ ПО ХОККЕЮ
	ты «За социалиетическую Югославию» —
	органа югославских революционных эми-
грантов в СССР. :
В газете опубликованы: постановление
	Совета Миниетров СССР и ПЕ ВЕШб) «0
новом снижении государственных рознич-
ных цен на продовольетвенные и промыш-
	ленные товары» и постановление {1
ВКП(б) «0 Международном женском дне
8 марта».
	Б номере напечатана передовая статья
«В борьбе против клики Тито трудящиеся
Югославии добьются своего освобождения
н независимости страны». а также помо-
	щены статьи; «Решения Всемирного Co-
вета Мира — путеводная звезда для на-
родов в борьбе за мир»; С. Цекича —

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
	25 тысяч любителей спорта собрались
вчера вечером на трибунах Центрального
стадиона «Динамо», где между сборной
национальной командой Полыши и сборной
командой Москвы состоялся‘  международ-
ный товарищеский матч по -хоккёю ‘с шай-
бой.

В 7 часов 30 мин. вечера на ярко осве-
щенной ледяной площадке выстроились
польские и советские спортсмены. Капита-
ны команд В. Бобров и М. Венцек: обменя-
лись спортивными вымпелами, а игроки
обеих команд — памятными жетонами:

Вместе с хоккеистами-авиаторами
Г. Мкртычаном, А. Виноградовым, П. Жи-
буртовичем, В. Бобровым, Евг. Бабичем и
В. Шуваловым спортивные цвета столицы
защищали В. Меныциков (ЦДСА), А. Ку-
чевский («Крылья Советов») и динамовцы
А Уваров, В. Кузин и Б. Петелин.

Счет был открыт в серелине начального
периода, когда игрок‘ сборной Полыии
	Ходаковский, использовав ошибку вра-
таря, послал шайбу в ворота хозяев. поля.
	разными  ередствами Били чем попало»,

ры. АС ВР аа mo a
	‹Били чем попало, били как попало —
в спину, в затылок!.. Так могут поступать
только трусливые и хишные звери. И суро-
вым обличением английским империзлиети-
ческим хищникам бьют сегодня в лицо
гневные строки величайшего советского
поэта Владимира Маяковекого, описавшего
звериный облик британских палачей.

Стали

на 207-й версте,
Ha насыпь
с площадок скинув. ©

И сотен винтовок

огонь засвиетел —

Стреляли в затылок и в спину.

— Рука, размахнись,

раззудись, душа!

Гуляй, : г
правосудие наше!
Хрипевших

били,
прикладом глуша.
И головы

‚ Е чорту с-под шашек!
Засыпав чуть, -
	. приличия для,
Шакалам

не рыться чтоб слишком, —
Вернулись
в вагон
и дрались,

деля’
убитых
	В`крови барахлипгко.
	° Убийцы пытались тщательно скрыть
следы свосто кровавого злодеяния. Ради
этого они не остановились перед расстрелом
путевого сторожа, который стал невольным
свидетелем злодеяния. В газете «Асхабал-
	ла» уже после  злодейского убийства
«26-ти» было напечатано сообщение о
том, что все комиссары благополучно прн-
были в Асхабад (Ашхабад) и должны ехать
дальше. Позже английские власти спобщи-
ли народу, что бакинекие комиесары  на-
правлены в Индию в качестве заложников.
	В то время, когда распускалиеь эти на-
сквозь лживые, лицемерные и труеливые
слухи, английский капитан Тиг-Джонс
горячо. благодарил убийц 26 комиссаров. .
	Но английским палачам и их прихвост-
ням не удалось скрыть правду от народа.
Прижатые к стене фактами, они BHIHVRKie-

ere eo we Г
	EE ЗАВ >

ны были признать себя ВиНовИымя в этом
преступлении.
	Через две минуты. Б. Петелин отквитал _
	гол. Вскоре В. Бобров мастерски обвел за.
щиту гостей и из трудного положения за:
бросил в их ворота вторую шайбу. „Неза.
долго до перерыва В. Шувалов и Б. Пете.
лин довели счет до 4:1. :

Сразу ‘же после перерыва В. Бобров я
В. Шувалов провели стремительную ком.
бинацию, и последний забросил в сетку
сборной Полыни пятую шайбу. После. мет.
ких бросков В. Кузина и В. Шувалова
результат возрос до 7 ; 1

В заключительные 20 минут вратарь
польской команлы Я. Мацейко, несмотря
на свое большое искусство, пропустил еше
две шайбы, проведенные В. Бобровым и
Б. Петелиным. Со счетом 9; 1 сборная
команда Москвы одержала победу над
хоккеистами Польнти.
	Завтра между польскими и советскими
	спортсменами состоится вторая междуна.
родная. товарищеская встреча.
	В. АЛЕКСАНЛРОВ.
	Выступление Вальтера Ульбрихта в Лейпциге
	родной палаты Германской  лемократиче-
ской республики и Национального совета
соответствуют желаниям населения Bo-
сточной и Западной, Северной. и. Южной
Германии». *

«Требовать заключения мирного догово-
ра_е Германией в этом году — это наше
право и наш национальный долг, ибо еше
не было в неторин случая, чтобы через
пять с половиной лет после окончания
войны стране отказывали в заключении
мирного договора. Мы убеждены, что в не-
мецком народе имеется‘ достаточно сил,
которые в евостоянии установить во всей
Германии внутренний порядок, отвечающий
кнтересам народа, и который булет лучше,

чем это могут сделать американский, ан-
глийский и французский губернаторы».

Ульбрихт охарактеризовал Лейпцитекую
ярмарку 1951 гола как мошную демонетра=
цию достижений строительства своими CH-
AMM. .

Вальтер Ульбрихт указал на новые боль-
пгие возможности, открывающиеся для не-
мецкого экспорта в связи. е неуклонным
подъемом народного хозяйства в Советском
Союзе и странах народной демократии. «С
этой точки зрения, — заявил Ульбрихт,/—
мы осуществляем наши внешнеторговые
планы в интересах не только Германской
демократической республики, но и всей
Германии».
	поряжения, начальник порта удалилея, 4
утром 17 сентября к началу высадки пае-
сажиров «Туркмена» на  красноводекую
пристань был стянут весь местный гарни-
зон. На берегу стояли две артиллерийские
батареи англичан. Нредупрежденные св0-
ими офицерами, они готовы были открыть
огонь по пароходу, где находились комис-
сары.
	Вскрывая впоеледетвии обетоятельства
этого события, товарищ А._И. Микоян пи-
сал в редакцию газеты «Набат», что в
аресте комиссаров <..принимали деятель-
	foe участие английские офицеры” коман-
	дующий британекими силами в Красновод-
еке полковник Баттин и его адъютант. Их
участие выразилесь в самой гпусной фор-
ме».
	Арестовав бакинских комиссаров, пол-
ковник Баттин  злорадно ликовал. И
не только он. Более высокие чины британ-
ского правительства и командования
также _ торжествовали 10 этому по-
воду. <...Это было известие первостепенной
важности, — писал глава британской мис-
сии в Средней Азии генерал Маллесон. —
На наших берегах неожиданно появилась
группа крупнейнгих агитаторов России».
	заключенные в красноводекий арестный
дом комиссары подверглись в этом мрач-
HOM застенке диким издевательствам. Им
не ‘выдавали никакой пищи, содержали в
отвратительных условиях.
	Английские ‘палачи торопилиеьо рае-
правиться со своими жертвами и лейство-
вали с лихорадочной поспенгностью. «Ци-
вилизованные» бандиты в. английской во-
енной форме‘и’ их прислужники; выполняя
приказ генерала Маллесона и его предета-
вителя капитана Тиг-Джонеа: развили
бешеную деятельность по подготовке убий-
ства комиссаров.
	0 том. какая дикая расправа готовитея
над большевистскими руководителями, ци-
нично кричала одна продажная  газетка.
«Отныне будет отвечать толова Шаумяна,
Джапаридзе, Корганова и др., — вещал
этот рупор английских империалистов.
— Мы не остановимся даже перед причи-
	злодеяние
	Огромную. роль в разоблачении гнуеных
убийц, растерзавших 96 бакинских комис:
саров, сыграла статья товарища
Й. В. Сталина «К расстрелу 26 бакинеких
товарищей агентами английского империа-
лизма», опубликованная в зпреле 1919 го-
да в газете «Известия». Приводя в эй
статье один разоблачающий документ,
товарищ Сталин писал, что он (этот локу-
мент. — В. П.) <...подтверждая варварство
знглийских империалистов. не говорит, 8
кричит о безнаказанности и ликом разгуле
	иле: ХР КТК Е

английских агентов, расправляющихея (
бакинскими и закаепийскими «туземцами»,
	ков с чернокожими в Центральной Афри-
ке». Беспощадно клейма английских   пада-
чей; товарине Сталин назвал их имлериа-
листическими людоедами, насквозь про-
	ГНИБШИМИ.
	ный облик.
	потерявшими всякий мораль-
	английских империалистов
	ъ‘тлатицией почитания светлой памати ге-
			Пассажирский поезд Врасноводек —
Таликент замедляет свой бег. Над необозри-
мым степным простором разноситея про-
тяжный гудок паровоза... 19-й разъезд пу-
ти. Поезд останавливается. Bea па-
ровозная бригада. проводники, пассажиры
выходят из вагонов и обнажают головы
перел памятником-монументом, стоящим в
стороне от железноторожного полотна.
	‚ Этот величественный монумент возлвиг-
нут на месте гибели славных 26 бакин-
ских комиссаров, зверски растерзанных ан-
глийскими интервентами и их пособника-
ми —  ‘эсерами. меныневиками и дашнака-
ми в 1918 голу. Каждая грань памятника,
каждое слово. высеченное на нем, раеска-
зывают о геройской смерти верных сынов
бальшевистской партии и советского на-

pera.
	«эдесь на рассвете 20 сентября
1918 г., — написано на памятнике, —

‚ английскими империалистами и их эсе-
10-меньшевистсними прислужниками
	были расстреляны 26 бакинсних комис-
саров».
	В боковых нишах ‘ памятника BHI-
травированы имена Степана‘ Шаумяна,
Алеши Джапарилзе. Мешади  Азизбекова,
Иванз Фиолетова. Павла Зевина, Григория
Корганова, Ивана Малыгина... Дваднать
шесть славных имен” На пьедестале на-
чертаны их пламенные предемертные сло-
Rat
	«Мы умираем за коммунизм, да здрав-
ствует коммунизм!».
	„Юли, `Подхоля К памятнику, поч-
тительно склоняют обнаженные головы.
Rakin советский человек евято хранит
	память о славных патриотах нашей Роли-
ны — 26 бакинеких комиесарах. На пе-
регоне ‘межлу станциями Перевал и Ахча-
Куйма на 19-м разъезде пути, останавли-
ваются сейчае все поезда. Останавливаясь.
опи тают протяжные гудки. Это стало
	См. «Сталинский сокол» № 49 3a я мар-
та 1951 г

Расстрел 26 озкинских комиссаров —
одно из самых алодейских и страшных
преступлений империалистов Антанты на
советской земле.
	Нрямыми вдохновителями и организато-
рами- расстрела бакинских комисваров бы-
ли английские интервенты. 06 этом еви-
детельствует признание: английского гене-
pata Маллесона и других чинов’ британ-
ского командования. Непосредегвенным  op-
ганизатором злодейского убийства бакип-
ских комиссаров являлся английский офи-
цер капитан Тиг-Джоне. ‘Это’ 0 ‘немовы-
нужден был признать на суде главарь за-
каспийских эсеров Фунтиков: «Предетави-
тель английской миссии в Ашхабале Тиг-
Джонс... говорил’ мне’ лично до расстрела
комиссаров... 9 необходимости расстрела, а
после рассгрела выражал уховольётвие: что
расстрел в соответствии с видами антглий-
ской миесии произведен».
	История кошмарного убийства бакин-
ских комиссаров тзкова. Отряд английско-
го генерала Денстервиля после первой неу-
дачной попытки удержать в своих руках
горох нефти. летом 1918 года пол. пажи-
MOM турок бежал из Баку. Велет за свои-
ми британскими хозяевами бежали из
Баку и прихвостни англичан — члены
«диктатуры. Центрокаспия». Бакинские ко-
миссары, арестованные англичанами, были
посажены. на парохол «Туркмен».
	В ответ на’ попытку комиссаров напра-
вить Нарохох в советскую Астрахань анз
гличане, ‘паходившиеся на пароходе, заста-
BHI команлу взять курс на Краеноводек,
паходивинися в пх руках.
	Ь ночь на 17 сентября пароход бросил
нкорь у Врасноводека. Немедленно подо-
шел баркае начальника порта. Два ан-
глийских офицера потребовали, чтобы их
немедленно перевезли на берег. «Мы имеем
важные сведения для местных властей», —
заявили офицеры, Забрав их на свой баркас
и запретив разгрузку судна до особого pac-
	Когда участие ‘английских интервентов
в этом злодейском убийстве быле пол-

ностью доказано, они и тогла  прололжали

вести себя‘ нагло и вызывающе. Генерал
	сев соо писал, что «большевики  6e30-
цасны только тогда, когда они о мертвы».
oma Al
	Ra EN ЗЕРЕР: ©

Людоед Черчилль, с присущим ему пи-
Низмом, писал, что империалисты Антан-
ты «советских людей... убивали без разбо-
ра: Они, как захватчики, стояли на рус-
ской земле. Они вооружали врагов Совет-
ской власти. Они блокировали ‘порты; Рос-
сии и топили ее корабли. Они серъезно. и
деятельно желали ей гибели».

Такова была физиономия империалиетов
Антанты. Такова и сейчас отвратительная
физиономия AMEDHKRAHO-ATPTWACKHX  T10.UKH-
гателей новой войны. С такой же зверсхой
жестокостью, как и 30 с лишним дет на-
зал, действуют английские империалисты #
ныне. Вместе с американскими империали-
стами они убивают женщин. детей п ста:
риков в Корее. душат национально-0евобо-
дительное движение в Индонезии. Малайе
и в других колониях. При помощи  пран-
ских реакционеров имперяалисты СИА я
Англии злолейеки убивают демократов Юж-
ного Азербайджана, волущих героичеекую
борьбу за свободу и пезависимость своего
парода. Вее эти Факты показывают звери-
ный облик англо-американеких империали-

стов. пытающихся развязать новую миро-
вую войну. у
	5. ПАРКОВ,
Баку — Красноволек  _
		т.  < “ хлавтор ©. ©. УСТИНОВ.

секретарь), 1-67 (отдел боевой подготовки), 1-97

epee ОРУ, < м, (отнаа onoangerece::
	-У2 (секретариат), 1-98 (издательство).
	7 I S SS’ ~CI a A CA
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва 83, Верхняя Масловка, д. № 73. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: Коммутатор Д 3-25-00 до 03, доб. 1-62 (отв,
1-28 (отдел партполитработы), 1-61 (отдел культуры), 1-34 (отдел писем), Д 1-36-03 (отдел информации), 1

Tsnorpadua raver Военно Ноадущиых Сл *Охалянский coxor>, Opran Boennoro Muunctepcraa Cowsa CCP. 00  e ео
	Изд. № 1108.