10 апреля 1951 г., № 33 (1925).
		СТАЛИНСКИИ Сокол

Комсомольцы распространяют (Смотр стенных
		опыт отличников учебы
	цированными авиационными  специали-
стами.
Такую помошь  комеомольское бюро,
	возглавляемое офицером Шарковым, орга-
низует авиаторам, которые испытывают
какие-либо трудности в овладении авиаци-
онной техникой. С этой целью проводятся
не только индивидуальные беседы передо-
BHKOB © отстающими. Широко используют-
ся групповые беседы, лекции и доклады
на технические темы. открытые комео-
мольские собрания, натлядная агитация,
стенная газета.

Замечательных успехов в боевой и по-
литической учебе добились комеомольцы-
авиаторы Аксенов и Котельников. Опыт
	учебы   И работы этих передовиков бюро
слелало достоянием всех воинов  подраз-
теления. Было проведено  специаль-
	ное открытое комсомольское собрание 6
повесткой дня «Служить Родине, как ави-
	зторы Аксенов и Котельников». На собра-.
	нии выступили и сами отличники. Они
поделились опытом изучения материальной
части самолета, методами обслуживания
полетов. Это собрание было настоящей
школой передового опыта. Оно многому на-
учило мотористов и механиков.

Члены ВЛКСМ взяли за правило —— 06-
суждать каждый случай отказа или пере-
боя в работе материальной части, векры-
вать их причины, способы устранения
недостатков.

Технический состав подразделения, о
котором идет речь, успешно обслуживает
самолеты. В этом большая заелуга комсо-
	MO ABICB.
Майор М. ЗЛОБИН.
	ментального Фильма «Владимир Ильич
Ленин». Собеседования помогли авиаторам
лучше усвоить биографию великого вождя.
Живо и интереено проводит старшина
беседы У карты нашей Родины, он при
этом использует факты из жизни воинов
труппы. Рядовому Лендо родные прислали
письмо, в котором сообщили об успехах
колхоза в борьбе за урожай. А авиатору
Лебель пишут из Николаевской области о
строительстве электростанции. Помощнмк
руководителя, использовав эти письма, про-
вел беседу, которую воины прослушали ©
большим интересом. В другой раз тов. Ва-
лякин организовал обсуждение материалов
о стройках коммунизма.
Помощник руководителя не только от-
танизует индивидуальную помощь отета-
ющим, но и воздействует на всех слуша-
телей. борется за их примерность в учебе.
	В труппе, где помощником тов. Валя-
кин. все воины успешно усваивают темы
учебного плана политических занятий. И
в этом его большая заслуга. Недавно он
был награжлен почетной грамотой обкома
	Капитан П. МАКЕЕВ.
	До начала полетов оставалось несколько
минут. Все авиационные специалисты oc-
мотрели самолеты, опробовали двигатели
и доложили командирам экипажей о го-
товности материальной части. Только
авиаторы Степанов и Каштенко все еще
были у своих машин.
	— В чем задержка, товарищи? — спро-
сил подошедитий к ним секретарь комсо-
мольской организации офицер Шазков.
	— Задержалиеь немното, а теперь спе-
ним догнать товзоинтей.
	После полетов секретарь пригласил к
себе отличников Леметева и Гамбурекого.
	— Вы опытные авиаспециалисты, —
сказал он, — с работой справляетесь от-
лично. Вот почему  комсомольское бюро
поручает вам помочь авиаторам Степанову
и Каштенко. Теоретическая подготовка у
них неплохая, а вот практических навы-
вов эксплуатации самолетов ‘мало. Подели-
тесь с ними своим опытом, посоветуйте,
как быстрее и лучше овлалеть техникой.
	Вомсомольцы Чеменев и Гамбурекий
охотно взялись за выполнение поручения.
В дни работы на материальной части и в
свободное от учебы время они рассказыва-
ли Степанову и Каштенко об особенностях
ухода за самолетом, о порядке предполет-
ного и послеполетного осмотра, практиче-
ски показывали, как следует устранять де-
фекты, советовали, как лучше организовать
работу во время подготовки самолетов к
полету. Переняв опыт отличных авиаспе-
пиалистов, Степанов и Каштенко лучше
стали справляться с0 своими обязанностя-
ми. Теперь они считаются высококвалифи-
	Отличник боевой и политической под-
готовки старшина Валякин по праву счи-
тается лучшим помощником руководителя
труппы политзанятий. Большую работу
ведет он со слушателями, добросовестно
выполняет свои почетные и ответетвен-
ные обязанности. Мололой пропагандист
	всегда находится среди авиаторов. Он
оказывает им повседневную помощь.

‚Рядовой Танюк изучает биографию
	В. И. Ленина. В свободные часы Валякин
терпеливо учил его работать над книгой,
составлять конспекл. Большую помощь
оказал помошник руководителя и рядовому
Бецеку. .

Тов. Калякин не ограничивается инди-
видуальной помощью воинам. Он часто
проводит беседы, в которых рассказывает
слушателям о чудесных преобразованиях,
происходящих в каждом уголке нашей
необъятной Родины, 0 самоотверженном
труде советских людей, успешно строящих
под руководством партии Ленина— Сталина
коммунистическое общество. Старшина Ка-
лякин ооганизовал обсуждение просмотрен-
	ных воинами кинокартин «Денин в 1918   ВЛЬСМ.
	уч стенда
	голу», «Ленин в Октябре», а также доку-
	Ить зв нашем подразделении стенд,
около которого можно ежедневно видеть
группы оживленно беседующих авиаторов.
	На стенле помещен материал 00 амери-
канской интервениии против  Советекой
республики в 1918—1920 годах. Рядом
вывешены газетные статьи. рассказываю-
щие о кровавых злодеяниях американо-
английских захватчиков на сезере России,
Дальнем Востоке и юге нашей страны в
толы гражданской войны.
	Рядом размещены документы,  Фотогра-
фии, вырезки из тазет и журналов, разоб-
лачающие преступные замыслы заправил
Уолл-стрита, их бредовую идею мирового
тосподства. Эти часто обновляющиеся ма-
зериалы нагляхдно показывают, что втор-
		Сталинской премии первой степеня уло-
етоена повесть «Вольница»*, принадлежа-
щая перу одного из наших лучших, CTa-
рейших писателей Федора Васильевича
Гладкова. Повесть «Вольница» по теме яв-
ляется продолжением «Повести о детстве»
произведения, тоже отмеченного Сталин-
жкой премией.

Много лет тому назад А. М. Горький,
убеждая тогда еще молодого писателя
Ф. Гладкова создать книгу о днях  0в0его
детства, говорил: «Я уверен, что это будет
хорошая книга». Уверенность великого пи-
	сателя оправдалась. ба произведения
Ф. Гладкова — «Повесть 0 детстве» и
«Вольнипа». рассказывающие о мрачном
	ee ee rn

прошлом дореволюционной России, © борьбе
трудящихся против эксплуататоров, пред-
ставляют огромный интерес для читателей,
имеют больное художественное и познава-
тельное значение.

Повесть «Вольница» убедительно ПоБа-
зывает, ках в недрах капиталистичеекого
строя царской России росло и зрело рево-
зюционное движение масс, как постепенно
трудящиеся люди начинали понимать, что
терпеливая TOKOPHOCTS ИЛИ борьба в оди-
ночку не приведут к победе, что для этого
‘нужно действовать сообща, сплоченно и ор-
ханизованно .
	подневольного труда, не человеческие усло“
mie она С д тит аптих ея Mace. звериное
	вия жизни трудящихся MACE, Spb”
обличье эксплуататоров. Читая «Вольни-
пу» сопоставляя прошлое © современ-
	ностью, еще глубже оцениваешь размах
‹оциальных перемен, происшедших в на-
тей стране в результате победы Великой
Октябрьской сопиалистической революции.
Величие строительства коммунизма,  Маб-
птабы сталинских планов преобразования
природы, счастье и красота нашей жизни
огознаются особенно глубоко при сравнении
$ тяжелым прошлым царской России.
Круг явлений, охваченных В повести
«Вольница», невелик. Писатель Рисует
жизнь рабочих одного из рыбных промыс-
лов Каспия на рубеже двадпатого века. Но
тлубина изображения этого «куска» жизни,
раскрытие автором  пеихолотии героев,
	‚ «Новый мир» №№ 7, 8, 9, 1950 г.
	С сознанием долга
	868 прогрессивиое человечество чествует лауреатов
мемлунаролиых Сталимених преглий
	ФРАНЦИЯ
	Вчера это сообщение было передано по
пражекому радио. Сегожня «Руде право»,
«Млада фронта», «Нраце», «Лидова демо-
крацие» и другие газеты на видных ме-
стах публикуют материалы о присуждении
международных СОталинеких премий мира.
		революции и государства мира. Оталин 01
релетии пути знешней политики этого го-
сударства, основой которой  являетея
борьба за упрочение мира между народами.
Благодаря сталинской политике мира, по-
следовательно проводимой на международ-
ной арене, страна социализма завоевала
небывалый авторитет среди простых людей
всего мира.

Народы ‘ветречают в огромной радостью
присуждение первых международных Ста-
линских премий мира, как новое доказа-
тельство значения международного движе-
ния защитников мира, как новое проявле-
ние мирной политики Советского Союза.

Присуждение международных  Сталин-
ских премий мира народы ветречают © ог
ремным воодушевлением, ибо эти премни
связаны’ с именем. величайшего морального
авторитета современности, с именем зна-
меносца мирз И. В. Сталина.

Международные Сталинские премии ми“
ра, указывает газета, присуждены семи
выдающимся деятелям, хорошо известным
за пределами. их стран. Важлый из них яв-
ляется верным сыном своей родины, пат-
риотом, борцом за благо своего народа, ак-
тивным борцом за мир. Лауреаты между-
народных Сталинских премий мира пред-
ставляют различные политические  взгля-
ды, различные расы и вероисповедания,
различные страны и континенты. Но все
они представители самого могучего дви-
жения, какое только знала история чело-
вечества, — всемирного движения сторон-
ников мира.

Никакой занавес клеветы и лжи, про-
должает газета, не сумеет скрыть от наро-
дов мира ту основную истину, что Москва
думает о мире, Москва бофетея за мир,
Москва награждает тех, кто борется за
мир.

Польская общественность, говорится в
заключение статьи, © радостью приветет-
вует лауреатов международных Сталинских
премий мира, видя в присуждении этих
премий новое проявление мирной политики
нашего великого союзника и друга — Co-
ветекого Союза, дальнейший шаг в усиле
‘нию борьбы за сохранение и упрочение
мира.
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	ПРАТА, 8 апреля. (ТАСС). Чехословац-
кая общественность с огромным интересом
и глубоким удовлетворением встретила со-
общение 0 присуждении международных
Сталинских премий «За укрепление мира
межлу народами».
			Внешняя торговля Китая в 1950 году
	страны. Рис, который вместе с пшеницей
и другими продовольственными товарами
составлял в последние несколько лет боль-
шую часть китайского импорта. сейчас
экспортируется. Это свидетельствует 06
огромных достижениях сельского хХозяй-
ства Витая за последние два года.

На госудафетвенные торговые компании
приходилось 53,29 процента экспорта и
70,52 пропента импорта всей страны. Это
дало возможность Китаю планировать евою
внешнюю торговлю.

Торговые соглашения, заключенные
Китаем в 1950 и в начале 1951 года, за-
ложили прочную основу для дальнейшего
развития внешней торговли Китая.
	ПЕВИН, 9 апреля. (ТАСС). Агентство
Синьхуа сообщает, что в 1950 году объем
внешней торговли Китая был в несколько
раз больше, чем в 1949 году. Впервые с
1877 года экспорт Китая превысил им-
порт. Превышение составляет 9,34  про-
цента. Первое место во внешней торговле
Китая занимал Советский Союз. Витай те-
перь перестал быть полуколониальным
рынком, и демпинг капиталистических
стран не может больше дуцеть ‘его про-
мышленность.

В прошлом roxy основной статьей им-
порта Китая являлись промышленное 0б0-
рудование, станки и сырье, на которые
приходилось 18 процентов всего импорта
	В Н-еком подразделении проведен смотр
стенных газет. Для военкоровского актива
был прочитан доклад «Подготовка ко Дню
печати и задачи стенных газет и «б9е-
вых листков» по обеспечению боевой и по-
литической подготовки в летний период».

Затем участники смотра  обменялиеь
опытом работы. Капитан Поздышев, 0т-
жант Бобков, старший сержант Левченко,
старшина Гащко и другие рассказали 0
том, как стенные газеты и «боевые лист-
ки» помогают командирам повышать бое-
тотовность подразлелений, укреплять в9-
инскую дисииелину.

— Наша газета, —сказал тов. Бобков —
постоянно освещает опыт. отличников. Так,
например, мы поместили ряд заметок от-
личника боевой и политической подготовки
старшего сержанта Москвина «Как я стал
отличником». Редколлегии нашей газеты
больнгую помощь оказывают командир,
партийная оотанизация.
	Интересным и поучительным было вы-
ступление офицера Поздышева. Он раеека-
зал о том. как стенная газета помогла ря-
товому Шербакову стать передовым вои-
HOM,

Редаклор «боевого листка» старшина
Гацко поделилея опытом выпуска «б0е-
вых листков» на старте. Содержание этого
«боевого листка» состоит из двух  разде-
лов: задачи дня и итоги летного дня. По-
мешаемые заметки рассказывают главным
образом об опыте отличников учебы.

— Но «боевой листок» и критикует —
говорит старшина. — Однажды по вине
старшины Сидорова произошла задержка в
работе радиостанции. Мы отметили этот
недостаток и указали на причины непо-
ладок. Критика возымела свое действие.

Поучительным средством обмена опытом
являлся подробный разбор представленных
на смотр стенных газет «За Родину», «На-
вигатор», «На штурм», и др. В разборе
были затронуты важные вопросы: какой
должна быть передовица в стенной газете,
как подбирать заголовки, оформлять статьи
и заметки.

Смотр стенных газет принес большую
пользу военкорам, поднял еще выше авто-
ритет стенной печати в подразделении.
	В. ДАРКОВ.
		ПАРИЖ, 8 апреля. (ТАСС). Лауреат
международных Сталинских премий мира,
выдающийся деятель движения сторонни-
ков мира, известный французский ученый
Фредерик Жолио-Кюри в беседе е коррес-
пондентом газеты «Юманите» заявил: «С
глубоким волнением я узнал сегодня ут
ром, что мне присуждена международная
Сталинская премия «За укрепление мира
между народами». Премия мира, которой я
удостоен, имеет для меня тем большее
значение, что она присуждена жюри, из-
бранным великим народом, постоянно дока-
зывающим свою глубокую преданность д®-
лу мира».

Тзуреат международных Сталинских
премий мира Эжени Коттон заявила кор-
респонденту газеты «Юманите»:

«Я по-настоящему счастлива, что уен-
лия женщин в борьбе за мир получили т8-
кую высокую оценку. Женщины являютея
	великой силой в борьбе за прочный мир. В
моем лице этой награды удостоены жен-
щины, объединенные в Международной де-
мократической федерации женщин и Co-
юзе французеких женщин. Я должна под-
черкнуть, что борьба за мир происходила
¢ большим упорством блатодаря участию
женщин в этом великом движении, кото-
poe сегодня заслужило похвалы. Я должна
добавить, что премия приобретает 060556
значение в связи с тем, что она носит имя
Сталина, который является величайшим
зашитником мира».
		СОФИЯ, 8 апреля. (ТАСС). Сегодня все
болгарекие газеты публикуют постановле-
ние Комитета по международным Сталин-
ским премиям «За укрепление мира между
народами».

Газета «Работническо дело» помещает
на первой етранице портреты лауреатов
международных Сталинских премий мира.

В переловой  статье,. озаглавленной
«Пусть креннет дело мира!», газета пи-
шет: С чувством самой глубокой и искрен-
ней радости болгарекий народ ветретил со-
общение © присуждении международных
Сталинских премий «За укрепление мара
между народами». Первыми лауреатами
международных Сталинских премий явля-
ютея вылающиеея борцы за сохранение и
укрепление мира, имена которых известны
всему миру.

Советский Союз является могучей 019-
рой мира и демократни. К Советскому Соз-
зу нк великому Сталину обращены взоры
трудящихея веех стран. Славный пример
первых лауреатов международных Сталин-
ских премий мира будет влохновлять мил-
лионы борцов за мир на еще более смелую
й беззаветную борьбу за счастье человече-
erga. :
	РЕНГРИЯ
	БУДАПЕШТ, 8 апреля. (ТАСС). Газета
«Сабал.неп», комментируя сообщение о
присуждении международных Сталинских
премий «За укрепление мира между наро-
дами», пишет: Международные  Сталин-
окие премии выражают огромное уважение
народов Советекото Союза’ и. всех народев,
борющихея за мир, к тем, кто самоотвер-
женно боретея за дело мира. Выдающиеся
борцы за мир, удостоенные международ-
вых Сталинских премий мира, живут в
разных странах, в различных условиях
ведут они борьбу за жизнь и созидание,
против сил смерти и разрушения. Их ми-
ровоззрение, политические взгляды, рели-
тиозные убеждения не одинаковы. Но одно
тесно объединяет их: не щадя своих сил,
они борются за мир, за дружбу народов.

Венгерский народ приветствует выдаю-
щихея борцов за дело мира, которых он
считает образцом в великой борьбе за мир
	во всем мире.
	«КРОСС МИРА»
В БОЛГАРИИ
	СОФИЯ. 9 апреля. (ТАСС). Вчера по
всей Болгарии начался массовый весенний
‚«кроес мира». В нем ‘участвуют сотни
‘тысяч спортеменов-—активных борцов за
мир. Участники кросса соревнуются в беге
на дистанции 500, 1 тыс. и 5 тыс. мет:
ров. росс проводитея под знаком широкой
разъяснительной работы среди населения
в связи с предстоящим сбором подписей
под Обращением Всемирного Совета Мира, 0
заключении Пакта Мира межлу пятью ве-
ликими державами.

Только в Софии в «кроссе мира» уча-
стровало свыше 50 тыс. легкоатлетов.
	ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
СОВЕТСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ
	В БЕРЛИНЕ НКОМЕНДАНТУ
АМЕРИНАНСНКОГО СЕКТОРА
	БЕРЛИН. 8 апреля. (ТАСС). 28 марта
в районе Груневальда (Большой Берлин),
где проходят военную подготовку контин-
генты западноберлинеких наемников, В
результате взрывов были ранены пассажи-
ры одного из поездов, & также причинен
материальный ущерб городекой железной
дороге. В связи © этим 6 апреля предета-
витель Советекой контрольной комиссии в
Берлине С. А. Деньгин направил комен-
данту американекого сектора Берлина ге-
нерал-майору Л. Мэтьюсону письмо, в ко-
тором говорится:

«28 марта 1951 года, в 13 часов 55
минут, вблизи линии городской железной
дороги, на перегоне Николасзее—Рруне-
вальд в американском секторе Берлина бы-
ло произведено несколько взрывов, в ре-
зультате которых в поезде № 2451 были
выйиты стекла и ранены наесажиры.

Я обращаю Ваше внимание на недо-
нустимость проведения в пределах города
и особенно вблизи железной дороги, кото-
рой пользуются сотни тысяч берлинцев,
подобных военных экспериментов, могу-
щих повлечь за собой жертвы среди граж-
данского населения, а также нарушение
нормальной работы городского  тране-
порта».
	РОСТ ЧИСЛА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЯПОНИИ
	ТОКИО, 8 апреля. (ТАСС). В результа-
те отоутетвия в японской промышиленно-
сти техники безопасности на предприяти-
ях ежедневно происходят несчастные слу-
чаи и число их непрерывно растет. Как
сообщает газета «Родося», по официаль-
ным японским данным, на 1.246 предприя-
тиях города Кавасаки (префектура Кана-
гава), на которых занято 79.021 чело-
век, в 1950 году в результате несчастных
случаев 4.325 рабочих получили серьез-
ные ранения, 3.755 — легкие ранения и
67 рабочих были убиты. Ежедневно на
предприятиях города Вавасаки происходит
в среднем 22 несчастных случая.

По тем же данным, в городе Цуруми
(префектура Канагава), где на предприя-
тиях работают 42.530 рабочих, в 1950
году в результате несчастных случаев на
производстве 5.526 рабочих получили уве-
чье и 21 рабочий был убит.

Согласно официальным сведениям, в
1950 г. число несчастных случаев на
предприятиях города Цуруми увеличилось
по сравнению с 1949 гэдом более чем в
три раза.

Газета отмечает также, что © января
1951 г в Японии прекращена выдача
	ВАРШАВА, 8 апреля. (ТАСС). Все поль-
ские газеты опубликовали сегодня сообще-
ние о присуждении международных Стз-
линских премий «За укрепление мира ме-
жду народами».

Тазета «Трибуна люду» в передовой
статье подчеркивает, что слово мир нерзз-
рывно связано со словом СССР, ибо с рож-
дением страны социализма впервые в исб-
	тории появилось государство, которое не
	заинтересовано в разжигании войны.
В результате победы Великой Октябрьской
социалистической революции впервые в
истории возник строй, при котором страной
	управляет не какой-либо класе, заинтере-
сованный в войне и в военных захватах, а
трудящийся народ, выше веего ценящий
мир.

Слово мир, продолжает газета, неоазрыз-
но связано с именем Сталина. Вместе ©
великим Лениным Сталин является opra-
низатором победоносной социалистической
	Наглядная агитация
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Сержант Ботаченко оборудовал в своем под-
разделении фотомонтаж, рассказывающий о
кровавых делах американских солдат и
офицеров в Корее, показывающий колони-
альный грабеж американских империали-
CTOB,

Недавно, пользуясь материалами этого
монтажа, лейтенант Дырман провел беседу
на тему «Американский империализм —
злейший враг человечества».

Заканчивая свой рассказ. агитатор об-
ратилея к диаграмме,  иллюстрирую-
щей распределение Государственного бюд-
mera CCCP wa 1951 гот. Он напомнил
воинам о том, что в нашей стране большая
часть бюджета расходуется на нужды на-
родного хозяйства и культурное строитель-
ство. в то время как в США большинство
государственных средств тратится на под
готовку новой войны.

Большое впечатление произвело на
авиаторов сопоставление фотографий, по-
казывающих  безрадостную жизнь трудя-
щихся в империалистической Америке, со
снимками, на которых запечатлены сози-
дательный труд и отдых советских людей.
	жение американцев в open — одно из
звеньев общей цепи злодеяний уолл-стри-
товских поджигателей войны.

— Захотели воех елелать рабами, —
товорит об американских интервентах тов.
Полотенцев. — Не выйлет!

Авиаторы, стоя ‘у стенда, подолгу 96-
суждают хол военных действий в Кюрее,
радуются героической стойкости Народной
армии и отрядов китайских добровольцев.

Чувство глубокого возмущения вызыва-
ют У советских воинов зверства, чинимые
американской военщиной. Советские люди
знают, что за слезы и коовь ни в чем не-
повинных людей агрессоры дорого попла-
тятся.
	Старший сержант А. МЯЛКИН.
	В ДАНИИ НАЧАЛСЯ СБОР ПОДПИСЕЙ ПОД ОБРАЩЕНИЕМ
ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА
	КОПЕНГАГЕН. 9 апреля. (ТАСС). По
сообщению тазеты «Ланл ог фольк», сегод-
ня по всей Лании начался сбор подписей
под Обращением Всемирного Совета Мира
о заключении Пакта Миша между пятью
великими лержавами.
	и драться! И не затравленными волками, а
скопом — плотной стеной».
	Раскрывая характеры людей волжекой
вольницы, Ф. Гладков подчеркивает их
  трудолюбие, талантливость и сметку в Da-
боте, их удаль и веселье, присущее им
чувство красоты, которую они умеют на-
ходить во всем — в человеке, в природе, в
пеене. Кузнецы Игнат и Тарас, бескорыет-
но ‘увлеченные тонкой, искусной ковкой;
талантливый самородок, изобретатель хи-
троумных механизмов Балберка; вдохновен-
но любящие море и свою профессию рыба-
ки Кари и Корней — все эти люди изобра-
жены автором с большой, искренней лю-
бовью. Они глубоко ненавидят своих экс-
плуататоров, любят труд, чувствуют его
организующую силу.
	Писатель рассказывает 0 TOM, как кол-
лективный труд, «артельная жизнь» опла-
чивали людей, рождали ‘в них буйную,
неудержимую силу, которую не могли за-
душить невыносимо тяжелые условия тыб-
ного промысла. «Несмотря на то, что ра-
ботали от темна до темна, все, как и рань-
ше, пели песни на плоту и так же, как и
в прошлые дни, ев плота уходили густой
толпой с пляской, словно срывались с це-
пи. И на плоту, и в мастероких, и в Ka-
зарме жил свой ватьжный, беспокойный
самоуправный дух, который похож был на
вольность».
	эначительное место уделено в повести
разоблачению гнилой «теорийки»  утеши-
тельства, ев вредоносного влияния ‘на с03-
нание людей. Старикашка Онисим, пропове-
дующий незлобивость и отрентение от всех
земных забот, отвлекает людей от борьбы
за свои права. Народ изгоняет этого пропо-
ведника, изобличая его во лжи и избирая
для себя пусть более трудную, но зато и
более плодоносную лорогу борьбы в эксплу-
ататорами.
	Писатель вскрывает анархичесвую при-
роду бродяжничества, срывает с него по-
кровы ложной романтики и жестоко би-
чует этих «бегунов», «вечных  странни-
ков», называя их беспочвенными мечтате-
лями и бездельниками. Устами одной из
своих героинь — бунтарки Прасковеи пи-
сатель, полемизируя © Проповедниками
бродячей жизни, говорит о великой орга-
низующей, мобилизующей роли труда.
«Нал стан, по-твоему, канкан, а по-наше-
му — дружья артель, — возражает Прае-
ковея Онисиму. — В ней мы —^ сильные,
	Датекий комитет сторонников мира 60
общает, что под Обращением Всемирного

Совета Мира подписалось уже 86 видных
датчан — профсоюзные деятели, артисты,
спортемены, учителя, врачи, художники

ий FD.
	потому что верные, и друг друга в обиду
не дадим. В этом дружьем стане я челове-
вом стала».

OcoSce звучание имеет в этой повести
тема судьбы женщины из рядов городской
и деревенской бедноты. Баторжная ЖИЗНЬ.
горькая доля не уничтожили в ней тяги к
добру и правде, не умертвили чувства 60б-
ственного достоинства. Постепенно растет
классовое самосознание женщины, назре-
вает ее протест против гнета и бесправия,
царивших в буржуазно-крепостнической
России.

Мастереки нарисован писателем образ
Насти — матери Феди, мололой женщины,
забитой нуждой, задавленной деспотизмом
мужа и свекора, но сохранившей светлую,
поэтическую душу.
	Отличительной чертой повести «Больни-
ца» является 10, чт0, несмотря на мрач-
ность изображенных в ней фактов и собы-
тий, общий колорит произведения — 0п-
тимистический, жизнеутверждающий, обу-
словленный ‘той исторической перепекти-
вой, которая глубоко  осознаетея писате-
лем:

№ достоинствам повести следует отнести
И 10, что большинство ее героев наделены
четкими, индивидуальными чертами, име-
ют сочные характеристики, запоминающие-
ся биографии. Язык повести образный, на-
родный, много в ней ярких пейзажных 3a-
рисовок.

Недостатком произведения Ф. Гладкова
«Вольница» являетея то, что, рассказывая
0 своих детских впечатлениях, о мыслях и
переживаниях, которые были У него в деся-
тилетнем возрасте, пиезтель невольно от-
ступает в некоторых случаях от жизнен-
ной правды и приписывает мальчику не по
возрасту разумные рассуждения. Так, на-
пример, вряд ли мог бы ребенок «почув-
слвовать», как пишет об этом автор, в гу-
ле волжских волн «далекие напевы боль-
ших толи», Вряд ли при этом могла притти
ему в голову такая глубокая, недетская
мысль 0 том, что Волга словно «на своем
бесконенном пути по Росеии впитала в. ве-
бя п горе и радости сел и городов».
	Можйо было бы указать еще на  He-
сколько подобных мест в произведении.

Олнако этот недостаток не снижают
	главных достоинетв И Значения повести
«Вольнина»., являющейся, несомненно,
	Хорошая книга
	динамику этих отношений, их постепенное
обострение, которое в результате приводит
к яростному взрызу возмущения рабочих.

Постепенно вея масса рабочих начинает
понимать тяготеющую над ней несправед-
ливость. «Вольницей нас зовут, — говорит
одна из «резалок». — А мы — как ape-
станты. Забросили нае в пески, в дикое
место, где и не растет-то ничего, загнали
в бараки как скот, запрягли в фаботищу,
и живем мы под палкой, в голоде, в болез-
нях. Вот тебе и вольница!».

Запоминаетея волнующий эпизод, когда
эти затравленные нуждой люди читают
прокламацию, которая рассказывает об их
тяжелой доле и призывает к органи-
зованному сопротивлению эксплуататорам,
к непримиримой борьбе за свободу, за
счастливую, радостную жизнь.

«..все слушали в непонятным для меня
волнением, словно ждали, что сейчае про-
изойлет что- необыкновенное, — пишет
Ф. Гладков. — А когда Харитон предупре-
длительно поднял руку и стал читать раз-
дельно и повелительно, налтряженное ожи-
лание их и сдержанные вздохи вдруг взвол-
новали и меня. В бумажке кто-то призывал
держаться теенее друг в другу, бороться
сообща и дружно против итграфов и выче-
тов».

С большим внутренним напряжением,
динамично и ярко описаны выступления
«резалок», их возмущение против подряд-
чицы и управляющего. их ненависть К Па-
уку-хозяину. Перед глазами читателя, как
живые, проходят мужественная и суровая
«резалка» Прасковея, перенесшая тяжелое
горе— смерть единственного ребенка и став-
шая организатором борьбы женщин на по-
мысле против эксплуататоров; Оксана,
жестоко метящая упнетателям за свою се-
стру, погибшую в доме терпимости; Галя и
Наталиа, стойкие в труде и борьбе.

Ряд героев повости — Раиса, Трифон,
Харитон и Григорий евязаны се революци-
онным полпольем. Они играют большую
роль в пробуждении классового самосозна-
ния трудовых людей. поднимают забитых,
подавленных гнетом и темнотой рабочих на
борьбу против экеплуататоров. «Кому и что
мы можем доказать? — товорит один из
них, Трифон. — Лраться надо. Ненавидеть
	яркость и правдивость их жизненных ха-
рактеристик поднимают повесть до значе-
ния большого исторического полотнз.

Крестьянский мальчик Федя переезжает
с родителями из деревни в Астрахань, от-
туда вместе с матерью отправляетея на
рыбный промысел — Жилую Восу, в вата-
ry, Te живет в течение девяти месяцев.
Ири возвращении в Астрахань он стано-
вится свидетелем жутких событий, проис-
шедптих‘в связи © карантином по случаю
холеры. Такова вкратце сюжетная канва
повести. Перед читателем проходит талле-
рея образов: представителей городекой бед-
ноты — людей труда, с одной стороны, и
хозяев-угнетателей, жестоких экоплуатато-
ров трудящихся масс, — е другой.

В повести резко подчеркивается антато-
низм между трудом и капиталом. Талант
ливый  пиезтель глубоко знает жизнь,
владеет маркоистеким методом, позволяю-
щим правильно оценивать явления дейет-
вительности. Гуманность, человечность
простых людей, их готовность помочь друг
другу противопоставляются в повести. зве-
риному облику буржуазии.

Гневом и ненавистью дышат строки,
описывающие произвол хозяев промыелов,
подрядчицы и приказчика. Гонители всего
живого, душившие рабочих пгграфами, они
остались в памяти писателя, ках стратиные
призраки, ввероподобные существа. Это
они заставляли люлей погибать от болезней,
толола и непосильного труда. Страшной
правдой веет от описания того, как один
из рабочих солильщик Гордей, у которого
от соли на ноге образовалась язва, лишен-
ный какой бы то ни было медицинской
помощи, «лечил» свою рану горячими уг
TAME.
	Бесчеловечнзя эксплуатация порождает
в людях труда жгучую ненависть к угне-
тателям. «Подрядчица распоряжалась сво-
ими затажницами, как ей хотелось: это бы-
ли ве рабыни. Она могла выбросить из ка-
вармы всех, по ве мнению, нерадивых, она
вычитала © больных за каждый прогуль-
ный день и не выдавала положенный паек.
И все дышали лютой ненавистью и к п®д-
вядчице, и к приказчиюу, И К ПЛОТоВомМу».
Описывая взаимоотношения между хозяе-
вами и рабочими, Ф. Гладков вскрывает
	большим вкладом в COBETCKYIO AMMPATYYY.   Гбочим страховых пособий при неечаст
	НЫХ СЛУЧЗЯх.
	Н. ИГНАТОВА.