Э
СТАЛИНСКИИ СОКОЛ

ЩЕ MY wea ASE Tw, WE OY (1926).

ры ыы Te SC ae
		ая
	ЖИЗНЬ
	Парти
	KY OWMGCTBEHHOM
	художественной самодеятельности  членуз
семей авиаторов. «В нашей части, — пи-
ет он. — многие жены военнослужащих
	принимают активное участие в драматиче-
ской, танцовальной, хоровой и других груп-
пах. Под руководством тов. Ревякиной
драматический коллектив поставил спек-
такль «За вторым фронтом». Жена офипе-
ра Адамова умело руководит танцовальной
группой женщин. Члены семей авиаторов
тт. Александрова, Лебедева, Тарасенко,
Щенетова и другие с успехом выступают
в концертах художественной самодеятель-
НОСТИ».
	Многочисленные письма авиаторов cB
детельствуют о широком размахе самодея-
тельности, о том, что она играет больтую
роль в воспитании личного состава там,
rie ею повседневно руководят командиры,
политработники и партийные организации.
	Большая роль в этом деле должна при-
надлежать и комсомольским организациям.
Олнако кое-где комсомольские работники
стоят в стороне от ‘организации культур-
ного лослта авиаторов.
	В письме офицера Н. Полева говорится:
	«Секретарь бюро ВЛЬСМ Н-ского авид-
подразделения лейтенант Мазинг  само-
устранился OT художественной самодея-
тельности. не оказывает ей должного вни-
мания. Вели раньше Hall коллектив
славился кАк один из лучших и
неоднократно награждался ценными подар-
ками, то теперь он находится на грани
развала. Многие участники самодеятельно-
сти выбыли из коллектива, с остальными
занятия проводятся релко, как правило, за
	три-четье JHA до какого-либо  празд-
ника».

Тов. Полев справедливо замечает, что
	только безответственностью секретаря 0W-
ро ВЛКСМ тов. Мазинга и нетребователь-
ностью заместителя командира по полит-
части можно объяснить тот факт, что ком-
сомольская организация перестала зани-
маться вопросами художественной самодея-
тельности.
	Значительная доля вины за слабую ра-
боту некоторых коллективов падает на
клубы частей и подразделений. Гвардии
сержант А. Килимник сообщает, что у
них длительное время не обновляется про-
грамма концертов, а клубные работники не
заботятся о подборе нового репертуара. По-
лобные. недостатки имеются и в других
подразделениях. Военкор А. Веремеев пи-
шет о том, что их клуб не заботится о. ка-
честве проведения репетиций. На репети-
циях обычно бывает не. более половины
участников ‹амодеятельности, что вредно
сказываетея на качестве полготовки про
граммы
	Так же несерьезно здесь относятся изв
подбору репертуара. Миритья © этим
лальше нельзя. Культурные запросы и ху-
дожественные вкусы авиаторов возросли, и,
чтобы удовлетворить их, требуется под-

нять художественную самодеятельность до
уровня этих запросов.
	Нри подготовке оепертуара слелует пол-
нее использовать лучшие произведения с0-
ветских писателей, композиторов, песни,
пляски и танцы народов СССР. Вместе с
тем необхолимо пополнять репертуар ма-
териалами из жизни своей части, способст-
рующими воспитанию авиаторов.
	Приближается лето. Задача коллективов
художественной самодеятельности — obec-
печить разумный лосуг авиаторов B дни
напряженной летной учебы, внести свой
вклал в дело повышения боевой и полити-
ческой подготовки.
	насущные задачи XY LONG
амолоятельноети
	Одним из важных средств коммуниети-
ческого воспитания и организации KYAb-
турного досуга воинов являетея художе-
ственная самодеятельность. Она призвана
развивать у авиаторов высокие чувства со-
ветокого патриотизма, советской военной
и национальной гордости, воспитывать
армейскую молодежь бодрой, жизнерадост-
ной, не боящейся препятствий и спосо5-
ной поеодолевать любые трудности.
	Для успешного решения этих задач не-
обходимо сделать самодеятельность массо-
вой, ее репертуар — высокоидейным и ху-
дожественно полноценным, прозодить вы-
ступления коллективов перед воинами не
от случая к хлучаю, a систематически,

тщательно готовить каждый концерт или
постановку.
	Именно так и поступает начальник, клу-
	ба Н-ской части. В репертуаре  вамодея-
тельного коллектива этого клуба — в пе-
снях. музыке, танцах — широкое отраже-
	ние нашло творчество народов СООР. Вместе
е тем репертуар отражает и жизнь ча-
сти, прославляет лучших авиаторов, кри-
тикует отстающих и нераливых. Перед
авиаторами выступают коллективы драма-
тический, хоровой и другие, в составе ко-
торых—десятки солдат, сержантов, офице-
ров и членов их семей. Командир и ето за-
местители принимают личное участие в
выступлениях коллектива самолеятельно-
сти. оказывают ему повоелневную помощь.
	0 высокой идеиности репертуара и мас-
совости художественной самодеятельности
своего подразделения рассказывает возн-
кор П. Дементьев. «Наш хор, —говорится в
его письме, —© успехом ислюлняет песни о
Родине, о коммунистической партии и
великом Сталине. В подразделении создан
струнный оркестр, исполняющий русские
народные песни и песни народов
СССР, танцовальная и партерная группы.
Значительная часть концертных программ
посвящена разоблачению  американо-ан-
глийских поджигателей войны».
	Подбор репертуара и его исполнителей—
только одна сторона работы. Важно, чтобы
каждое выступление коллектива самодея-
тельности было хорошо подготовлено, что-
бы художественный уровень исполнения
не отставал от идейного содержания про-
граммы.
	Офицер В. Капустянов в своем пиеьме
рассказывает об опыте старшего сержанта
В. Тузова: «Прежде чем выступить е но-
вой концертной программой, tos. Тузов
проводит несколько репетиций, тщательно
отрабатывает исполнительское мастеретво
каждого участника. Не случайно возгла-
вляемый им коллектив пользуется извест-
ностью далеко за прелелами части».
	Этот пример заслуживает подражания и
раопроетранения.
	Опыт показывает, что при упорной ра-
боте многие коллективы в состоянии
подготовить не только интересный, со-
держательный концерт, но и спев-
такль. Военкор Н. Веретельников с096-
щает, что драматическая группа, ко-
торой руководит офицер Литягин, с успе-
хом осуществила постановку ньее А. Rop-
нейчука «Калиновая роща» и В. Собко
«За вторым фронтом». «В нашей драмати-
ческой группе, — пишет тов. Веретельни-
ков, — нашлись не только способные ар-
тисты-любители, но и хорыние декораторы.
Вомсомольцы Прокофьев, Гранов, жены во-
еннослужащих Моисеенко, — Костинкова,
Кушева и другие изготовили запоминаю-
щиеся декорации B каждой сцене спектак-
лей».

В своем письме звоенкор Н. Запорожец
	ставит важный вопросе о необходимости
более пгирокого привлечения к участию в
	(ОБЗОР ПИСЕМ, ПОСТУПИВШИХ В РЕДАКЦИЮ)
	ДНИ полетов в Н-ском авиаподразделении регулярно выходят «боевые лист-
	состава. ВБ ‘статьях
	авторитегом у личного
	ки». Они пользуются большим
	и заметках называются передовики учебы, показывается их опыт, по-больше-
	На снимке
	(слева направо): отличники
	ВИСТСКИ критикуются недостатви.
	боевой и политической подготовки члены редколлегии летчик лейтенант В. Ды-
шель, младшие техник-лейтенанты В. Арефьев и И. Шфейтер за выпуском очеред-
	Фото Т. МЕЛЬНИКА.
	ного номера «боевого листка».
	Организация и проведение
беседы в кружке
	подготовленных или отстающих? Мне ка-
жется. что здесь не может быть какого-то
единого правила. Ведь цель беседы —— BO-
влечь в активное обсуждение всех слуша-
телей кружка.
	На этом занятии первое слово было
предоставлено слушателю тов. Бучину. Я
это сделал потому, что он ранее очень
редко выступал на занятиях. Бывает и
так, что первое слово предоставляетея та-
кому товарищу, который слабо отвечал на
предыдущем занятии.
	Выступление тов. Бучина я слушал
внимательно, дал ему возможность до
конца высказаться. А когда он кончил го-
ворить. я спросил слушателей: «Ато хо-
	чет что-либо еще сказать по этому во-
просу?». Вызвались тт. Титов, Кусакин.
Они дополнили тов. Бучина. внесли по-
	правки.

Затем я подвел итог выступлениям, сде-
лал вывод, подчеркнув те положения, ко-
торые являлись главными, но не были в
достаточной мере освещены слушателями в
процессе беселы.
	Практика показывает, чт в повышении
активности немалое значение имеет пра-
вильная постановка вопроса перед слуша-
телями. Нельзя. например, сначала вы-
звать того или иного слушателя, а потом
ставить вопрос. При таком подходе заня-
тие приобретает казенный характер. Kpo-
ме того. слушатели, зная, что поставлен-
ный вопрос относится не ко всем, а толь-
KO к одному товарищу, молчат, дожидаясь
своей очереди. Другое лело, когла руково-
дитель обращается ко всей аудитории. Тут
	сразу обнаруживается несколько  желаю-
щих отвечать.

Бывает и так. что слушатель  затруд-
няется ответить на поставленный перед
	ним вопрос. В этом случае необходимо по-
мочь ему.
	—= Расскажите о характере и движу-
щих силах революции 1905 года. — 00-
ратилея я к слушателю тов. Чепилову.
	Смутившись немного, тов. Чепилов за-
явил. что он врял ли сумеет ответить.
	— А вы подумайте, как следует, —
сказал я и дал несколько наводящих во-
просов. Подумав немного и заглянув В
свои записи. тов. Чепилов довольно полно
изложил существо вопроса.
	В процеесе беседы у слушателей инотха
возникают вопросы, © которыми они 0б-
ращаются к руководителю. В таких слу-
чаях я поступаю так: спрашиваю воинов,
кто из них может дать ответ. И в боль-
пиенотве своем товарищи сами правильчо
освещают вопросе. Если же никто из слу-
тателей не изъявляет желания дать ответ,
	! тогла я лаю объяснение.
	Важнейшей частью работы руководите-
ля кружка по изучению «Краткого курса
истории ВКИ(б)» является организация и
проведение товарищеекой беседы. Живая
беседа позволяет хорошо выявить знания
слушателей, способствует более глубокому
изучению истории и теории  большевиет-
ской партии.

Следует, однажо, признать, что вызвать
активность слушателей, овладеть методи-
Бой живой беседы-—не простое дело. Неред-
ко беседа подменяется «опросом», т. e,
слушатели коротко отвечают на вопросы,
поставленные руководителем. Таким мето-
лом проводил и я беседы в начале своей
пропаганхистекой деятельности. И только
с течением времени, по мере накоилення
опыта, я стал постепенно овладевать
методом организации и проведения живой,
развернутой беседы.

Подготовка к беседе по существу начи-
пается задолго до ее проведения. Уепех то-
варищеской беседы зависит от того, на-
сколько содержательно и доходчиво пропа-
гандист изложил материал перед слушате-
лями и наеколько лоброеовеветно они сами
	выполнили домалинее задание. Поэтому Я
стремлюсь в своих рассказах по разделам
	темы в простой и дохолчивой форме рас--
	KPBITS OCHOBHLICG Положения истории и Teo-
	рии большевистской партии и тем самым
облегчить слушателям самостоятельное

изучение  «Ираткого Kypca истории
ВКП(б)».
	Бместе с тем я не только указываю ли-
тературу по теме и рекомендую, какие ху-
дожественные произведения следует пре-
честь, Но и помотаю им готовиться к бе-
седе, провожу с ними консультации. Хо-
рошю подготовленным воинам я поручаю
оказать помошь товзлишам.
	иичное общение руководителя со елуа-
телями в процесее подготовки к занятиям,
товазрищеекая взаимопомощь значительно
способствуют повышению активности на
занятиях.

№ беседе готовятся не только слушатели,
но и а сам. Внимательно еще раз прочиты-
	BA!  соответотвующие теме  произвеоде-
ния В. И. Ленина и И. В. Сталина, spo-
сматриваю конеультации, опубликованные
	в Периодической печати, детально обдумы-
ваю, как построить занятие, чтобы оно
действительно вылилось в живую беседу.
	Опыт показывает, что следует разрабо-
тать специальный план беседы. В этом
плане я определяю и формулирую вопросы,
которые следует обсудить. Причем выно-
шу на обсуждение, как правило, не более
трех-четырех основных вопросов и форму-
дирую их так, чтобы они наиболее полно
охватывали содержание темы.

Кроме того, в плане записываю и те
вопросы, которые, на мой взгляд, следует
поставить слушателям дополнительно.
Иногла замечаю для себя, кого из слуша-
телей нало спросить обязательно. При
этох учитываю. как товарищ выступал на
предыдущих беседах, насколько он добро-
совестно работает над материалом.
	( чего начинать беседу? Такой вопрос
обычно встает перед каждым пропаганди-
стом. Я. например, начал беседу по теме
«Меньшевики и большевики в период
русско-японской войны и первой русской
революции» с того, что напомнил слуша-
телям, какие вопросы предстоит расемот-
реть. Это дает возможность воинам сосре-
доточить внимание на главном и позво-
ляет им вспомнить материал, который они
изучали, готовясь к занятиям.

Затем я перед всеми слушателями по-
ставил первый вопрос и спросил, кто же-

лает отвечать.
Руки полняли несколько человек. Кого
	спросить в первую очередь — намболее
		Бережно хранить и правильно
использовать клубное имущество
	В большинстве авиапионных частей и
подразделений политпросветимущество ис-
пользуется правильно. по назначению и
все воины от солдата до командира отно-
сятея к нему. как настолицие радивые хо-
зяева,
	ИНримером в этом отношении может елу-
жить клуб Н-ской авиачасти. Имеющееся
здесь имущество содержится в исправном
состоянии, пронумеровано, записано в ин-
вентарную книгу и ежемесячно проверяет-
ся. Вее, что требует ремонта, немедленно
приводитея в порядок. Если вещь пришла
з неиесправное состояние по вине того или
другого работника, начальник клуба доби-
вается ремонта ее за счет виновника. Так
было. например, в подразделении офицера
Бабий, гле в результате  безответетвенно-
ети ралиоперетвижка выпила из етроя через
два месяца поеле ее установки. Ремонт
перелвижки был отнесен За счет виновни-
ка. Теперь в этом подразделении все иму-
щество закреплено за определенными  ли-
цами и приняты меры к улучшению его
хранения.

В образцовом состоянии содержат клуб-
ное и библиотечное имущество в полразде-
лении, гле политработником тов. Абрамов.
Здесь во-время составляют планы ремонта
инвентаря, музыкальных инструментов и
аппаратуры, строго контролируют выпол-
нение планов и качество оемонта.
	№ сожалению. в некоторых подразделе-
ниях работники клубов. получив музы-
кальные инстфументы. ралиоаппаратуру и
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
По инициативе комсомольцев в Н-ской
ариачасти организован выпуск радиобюл-
летеней. Первая передача была посвящена
подготовке к первомайскому празднику.
По радио выступили офицер Рябушенко,
секретарь комсомольской организации тов.
Сомайкин, младигие авиаспециалисты Ря-
бов и Галиев, радист Вепринцев. В своих
выступлениях они рассказали о передовых
воинах части, о том, как они добиваются
отличных успехов в учебе. -

Во второй передаче было раееказано 0
гружениках советских предприятий, до-
срочно выполняющих заказы для великих
	другое имущество, спешат передать их
первым понавшимея на глаза людям и не
интересуются тем, как эти средства будут
использоваться и кто за них отвечает. Ро-
зультаты бесхозяйственности и бескопт-
рольности в таких случаях сказываются
быстро.

В комнатах политиоосветработы Н-екой
авиачасти стоят лва пианино. Еще не так
давно они имели хороший вид. Пол акком-
панемент воинов-пианистов здесь успешно
выступали участники художественной Ca-
молеятельности. Сейчас пианино уже рас-
строены. покрылиеь пылью. клавиши их
покороблены. Почему так случилось? Преж-
де всего потому, что начальник клуба
на принял своевременных мер к закрепле-
нию дорогостоящих инструментов за опре-
деленными лицами. Сейчас пианино требу-
ют капитального ремонта.

Не в лучшем состоянии содержится и
кинозппаратура. Виномеханики часто ме-
няются. воспитательная работа с ними не
велется. Их не приучают бережно отно-
ситься к государственному имуществу.
Неудивительно, что только за последнее
время здесь было несколько случаев порчи
кинолент.

С полобной бесхозяйственноетью ми
риться дальше нельзя. В клубах и других
культурно-просветительных учреждениях
частей необходимо повести самую реши-
тельную борьбу за сбережение и правиль-
ное использование культиросветимущества.
	Инженер-майор П. АТАМАНЕНКО.
	строек коммунизма. В заключение этой пе-
редачи выступил авиатор Хратков, кото-
рый прочитал письмо, полученное им 01
демобилизованного воина этой чаети тов.
Барбашева, ныне работающего на Цимлян-
ском тгидроузле. Барбашев сообщил, что
комсомольская бригада экскаваторщикоз, в
которой он работает, в честь  всенарод-
ного праздника 1 Мая выполняет до 145
процентов нормы.

Сейчас в части готовится выпуск оче-
редного радиобюллетеня на тему  «Отлич-
ной учебой крепить могущество социзли-
стического Отечества».
	РАДИОБЮЛЛЕТЕНИ В ЧАСТИ
	В конпе беседы я обычно оцениваю вы-
ступления товарищей, отмечаю, у кого ка-
кие были ошибки, подвожу итог и делаю
общее заключение по теме. Приемы. о ко-
торых шла речь выше, позволяют мне,
как руководителю, активизировать слуша-
телей кружка, проводить занятия живо,
доходчиво и солержательно.
	Возроешую активность слушателей
кружка я сейчас направляю на подготов-
ку к завершению учебного года сети пар-
тийного просвещения. Авиаторы гамостоя-
тельно повторяют пройденный материал.
Слелует отметить, что все слушатели стре-
	мятея успелино закончить учебный гол. Мы.
	же помогаем им в этом путем  ортаниза-
ЦИИ консультаций и дополнительных заня-
	ТИИ.
Старший лейтенант А. ГОЛОВКО,
	руководитель кружка по изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)».

романа
			Основное внимание
участников  совеща-
ния привлек образ
тлавного героя рома-
	О романе
	зии генерала Воронова, авторам не уда-
	‚лись. Роман лает представление о генера-
	ле Боронове, как о хорошем, доброй души
человеке. Однако в нем не чувствуется то-
го военного таланта, который особенно
ярко проявился у советских генералов в
годы Великой Отечественной войны.
	Имеются в книге и другие большие
недостатки, свидетельствующие 0 том, что
писатели детально не изучили авиацион-
ную жизнь. Летчик майор Е. Орлов указал
на ряд серьезных авиационных погренно-
стей. Уже с первых страниц романа авто-
ры удивляют читателей такими  описа-
ниями: «Красный самолет коснулся коле-
сами земли и побежал по зеленому полю
аэродрома, осторожно обходя (7) свежие
глубокие воронки» (стр. 27). Через не-
сколько страниц (стр. 35) читатель узнает
новое определение фигуры — штопора:
«Однажды Алексей попал в штопор. Ма-
пгина камнем неслась. вниз. Земля вер-
телась. Он терял сознание. Ему стоило
невероятных усилий схватиться за ручку
управления и почти у самой земли побе-
дить машину и благополучно  призем-
ЛИТЬЯ».

Непонятно, почему при штопоре машина
камнем неслась вниз? Почему летчик-
испытатель терял сознание? Почему он
бросил ручку? И почему, наконец, нужны
невероятные усилия, чтобы вновь схва-
титься за нее? Из всего этого ясно только
одно. что авторы, имея благое намерение
показать сложность работы летчика-испы-
тателя, запутывают простые вещи и до-
пускают грубые ошибки.
	Беседуя с Маровым, Алексей Ширяев
рассказывает о подвигах своего погибшего
друга, летчика Новикова. Во время одного
из полетов был пробит бензобак самолета.
«Новиков нащупал пробоину, — paccka-
зывает Ширяев, — заткнул ее перчаткой
и к цели полетел». Прежде всего непонят-
но, как мог летчик в полете вообще дотя-
нуться до бензобака и заткнуть пулевую
или лаже снарядную пробоину? У авторов,
видимо, весьма неясное представление 0
пагмещении бензобаксв на самолете.
	Авторы порой не считаютея и с прави-
лами летной елужбы, в чем нетрудно убе-
диться, прочитав следующие строки Ha
стр. 119: «Самолет Ширяева неожиданно
скрылея в густом тумане, и Жаров завол-
	воБался. Сначала он  сверил
	приборов с картой (?), затем стал бросать
самолет из стороны в сторону, стараясь
отыскать Ширяева». Излишне, пожалуй,
товорить о том, что такие действия ведо-
мото при полете в облаках или в тумане,
приводят к столкновению и гибели обоих
экипажей.

— Есть ошибки и в описании воздуш-
ного боя Алексея Ширяева с немецким са-
молетом-разведчиком, — продолжал майсо
Орлов. — Приведем несколько  приме-
ров: «Алексей прибавил газ, самолет
вздрогнул и рванулся ввысь»; «Алексей
нажал на рычаг высоты, но одной рукой
не’ мог его сдвинуть. Тогда он навалилея
всем телом, помогая другой» (?) ит. д.
Авторы зачем-то заставляют Ширяева эко-
номить кислород и совершать без него
подъем на высоту более семи тысяч метров,
хотя машина имела запасе кислорода на
весь полет. В погоне за внешним эффектом
авторы пренебрегают требованиями на-
ставлений, строгое выполнение которых
приносило нашим летчикам победу в бою.
	Богда авторы переходят к описанию
жизни на аэродроме, то обязательно ука-
зывают, что «Стремительно по полю, сод-
ного конца в другой, проносились бензоза-
правщики»... (стр. 85. 99. 118 и др.). Йз-
	вестно, что на аэродроме бензозаправшики
не носятся, а передвигаются очень мед-
ленно, и. кроме того, двигаются они не
по полю, а лишь около стоянок самоле-
тов.
Участвовавтий в обсуждении книги
летчик майор П. Пуцно правильно отметил,
что только при условии исправления всех
этих недостатков и. недоделок, хорошо за-
думанный роман «Крылатые люди» сыт-
рает свою положительную роль в воспи-
тании советских авиаторов.

В заключение совещания выступили ав-
торы романа тт. Аргутинская и Повзе.
Они рассказали о том, как работали нал
Книгой, 0 своих творческих замыслах в
отношении послелующих частей произве-
дения. Пиеатели заверили Участников co-
вещания. что все высказанные замечания
будут учтены при переработке первой кни-
ги романа и в работе над era  прололже-
	ов завол- [ги романа ий в работе над его
показание   нием.
	командир полка сухо обрывает его: «Наш
полк так начал воевать, так воюет и так
дальше будет воевать. Новшеств  захоте-
ли?.. У меня, знаете ли, свои традиции,
еще гражданской войной установленные.
Я никому не позволю их ломать. А веяки-
ми новшествами мне заниматься некогда».
	Образ командира полка явно не удался
авторам. Он не жизненен, Ффальшив: Ав-
торы в общих чертах знакомят читателей
с биографией Зилина. «Он окончил школу
пилотов еще в годы гражданской войны...
и KO всем остальным. не участвовавшим в
гражданской войне, относился с некоторым
предубеждением».

В 1932 тоду во время маневров
летная часть, которой командовал Зи-
лин, плохо справилась с заданием из-за
неподготовленности. Зилин не хотел со-
знаться в своих ошибках. Произошли круп-

ные Неприятности, и его уволили в за-
пе. и только в начале войны его опять
	призвали в боевую авиацию.

„Крылатые лю
	Tax бомана (авторами
залумана трилогия)
эти образы должны
получить свое даль-
нейшее развитие.
	Недавно издательство «Советский писатель» выпустило в свет первую книгу
на Л. Аргутинской и М. Повзе «Крылатые люди» — о советских авиаторах.
В основу романа легли события первых месяцев Великой Отечественной войны.
На лнях в редакции газеты «Сталинский сокол» состоялось обсуждение
	на летчика-истреби-
теля коммуниста
Алексея Ширяева. С
первого же возлушно-
го боя над  примо-
CKHM городком и да-
лее в продолжение

авторы рисуют. образ

романа «Крылатые люди». На обсуждении присутствовали летчики-офицеры,

писатели, авторы романа и сотрудники редакции.

Участники обсуждения книги говорили о положительных сторонах произве-
дения и вместе с этим указали на ряд существенных недостатков книги.

Ce RD A I

всего повествования
человека

BOACBOTO,

oe ак Dnaw_

сость,

а

ж
следствие

*

молодости,

IRIE EEE

Авторы правильно
показывают основной
источник высоких
илейных и морально-

AA ы
боевых качеств  ©0-

неопыт-

ности. Чутье командира-воспитателя под-

pranann Wluongarv

ирпарилерное Nemenye: on

ветского воина. Этот источник — пламен-
ное чувство советского патриотизма, прояв-
тяютнееся в сыновней любви к матери-
	сказало Ширяеву правильное решение: он
взял Жарова к себе ведомым.

По-отечески заботливо растит Ширяев
молодого летчика. Почувствовав, что sha-
ров не верит в свою способность сбить
вражеский самолет, командир эскадрильи
принимает все меры, чтобы заставить лет-
чика повёрить в себя, в свои силы. Во
	`время развелки Ширяев и Жаров вдвоем
	вступают в воздушный б0й с немецкими
	истребителями. Они вместе атакуют врага.
	Немецкий самолет сбит.
Эта победа окрыляет юношу, заставляет
	его поверить в свои силы, мастерство. Те-
перь он дерется с врагом уверенно и 0т-
важно. От боя к бою увеличивается счет
сбитых им фашистских машин, закаляется
воля летчика, зреет его мастерство. Логи-
ческим завершением сложного процесса
становления воина-авиаторз является при-
своение Жарову высокого звания Героя
Советского Союза.

Писатель М. Колосов говорит об образах
других авиаторов: серьезного, окупого на
слова, скромного и мужественного Николя-
ева: веселого, общительного, дерзкого В
бою Бакрадзе.

В этих образах авторы романа сумели
показать сильные характеры советских
людей. их отношение в Родине, своему
воинскому долгу. Тепло выписаны образы
Тани Жаровой. Лены. артиста Некрасова,
добровольно вступившего в армию, потом-
ственного тульского оружейника Несте-
ренко. Эти люди, как и весь советский
народ. в годы суровых испытаний делают
все, что в их силах, чтобы быть полезны-
ми любимой Ролине и быстрее победить
	ненавистного врага. В последующих кни-
	Родине, в беззаветной преданности  больше-
вистской партии, вождю и учителю всех
трудящихся — великому Сталину. Это
чувство ярко выражено в письме Ширяеза
товарищу Сталину, написанном 6 ноября
1941 года, векоре после того, как летчик
усльшнал по ралио выетупление вождя.

«Мне никогда не забыть день, когда я
торжественно присягал на верность своей
Отчизне. Я произносил слова клятвы И
думал: ведь эту же клятву — © мужеет-
вом и достоинством защищать Отчизну —
дали и Вы. И мне казалось, что Вы в
своей солдатской шинели в одном ряду, в
одном строю со мной.

Тогда наша страна строилась и богате-
ла с каждым днем. Но Вы не расставались
сб своей боевой шинелью, и это напомина-
ло нам о том, что впереди еще.будут суро-
вые испытания, что еще грянет битва.

Й вот снова во главе вставших на за-
щиту своей Родины советских людей мы
видим Вас, мудрого и прозорливого, с
теплым прищуром таких знакомых, дорогих
глаз, поседевшего от дум и забот о наро-
де, но не уставшего водить своих сыно-
вей в бой.

И мудрость Ваша передается народу, и
сила Ваша рождает героизм миллионов».

Высокое сознание долга перед Родиной
лежит в основе конфликта между Ширяе-
вым и командиром полка Зилиным. Под-
полковник Зилин — человек  живуший
	полковник оилин — человек, живущий
старым багажом. Ему свойственно бюро-
кратически формальное, а порой и пре-
	небрежительное отношение ко всему нов-
му. И когда Ширяев настаивает на твер-
дом закреплении пар, организации учебы,
	wee НИ С.

талантливого. Глубокая преданность Роди-
	Не. высокое чувство ответственности 3a ве
	сульбу. — вот та движущая сила, котора”
влохновляет летчика В борьбе в врагами.
	Лля Ширяева подвиг — проявление 55
патпиотических чувств. Воин-большевик,
	патриотических С LAUR ee?
он всегда готов к благородным, самоотвер-
женным поступкам. Это — органическое
качество его характера,  воспитанного
паргией Ленина — Сталина.

Ширяеву присуще постоянное творче-
	ское горение, он неустанно ищет новые м6-
тоды и приемы лучшего применения гроз-
ного оружия, доверенного ему народом.
Несмотря на противодействие людей отста-
лых, живущих старыми представлениями о
войне. Ширяев налаживает в своей истре-

о
	eg EE BO

бительной эскадрилье регулярную учебу,
wifumanmnd запала ния. Wap. разрабаты-

>a

вает наиболее эффективные способы сопро-
и она 6 CBOHM eTpeMiaeHi-

TN
	вожления штурмовиков. ое >
ем к постоянному совершенствованию

воолушевляет и увлекает 3a собой п
	НЕенных. ыы
Ширяев — хороший воспитатель.
	тношения & моло-
	г Валентин Жаров
только что окончил
	В его груди оъет-
sara. roToBoro BCe-
	ать свою Родину, HO У
умения, ни боевого опы-
	отстал от
vnesd На
	дому летчику тарову.
Младший лейтенант
	еще очень молод. Он тольк
авиационное училище. В et
ся горячее сердце патриота,
ми силами защитать свою
ного пет еше ни умения, AY
Ta.

В первом же б0ю а
труппы. потерял ее и один
аэродром.

Командир эскадрильи 1
чм растерянность Жарова -
	Эту отрицательную характеристику дает
Зилину не кто-нибудь, & полковник Федо-
ров, который работает в штабе начальни-
ком отдела кадров. И совершенно, непонят-
но, почему человека консервативного, не
любящего критики и не желающего ис-
правлять свои ошибки, отставшего от
жизни и, кроме того, не летающего на
истребителе, назначают командиром истре-
бительного полка. который защищает сто-
	лицу Родины — Москву в воздуха. JTO
не жизненно и поэтому не типично.

Союзником Ширяева в борьбе против
	KOCHOCTH командира полка становитея KO-
	миссар Неженцев. Ero 00раз не рас-
KPH авторами романа. Комиссар яв-

ляется представителем партии в нашей
армии. Высокая большевистекая идей-
	ность дает ему возможность хорошо видеть
хол жизни и боевой деятельности авиато-
ров. Он добивается отстранения Зилина от
должности и назначения командиром полка
Ширяева. Он поддерживает Ширяева в его
неустанных поисках нового в тактике боя,
в обучении и воспитании воинов. № сожа-
лению, все эти действия комиссара пока-
заны е помощью крайне скупых художе-
ственных средств.

— Вообще нужно отметить, —еказал вы-
ступивший на совещании писатель П. бы-
тин, — что образы больших военных ру-
ководителей, в частности командира диви-
	Ниряев понял,
	4 — Это не тру-