11 мая 1951 г., № 108 (1950).
	2 UClAVUAOHCK HH NV AM 8. Зет т мое

Е, ПОЯЩНЫй   СЛЕТ ОТЛИЧНИКОВ”.   METOMIMECHOE и   Поток поиветствий

УНИИ mUMnNAUsy ПРЕПППАРАТЕПЕЙ -

В связи с семидесятилетием
	И. В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями лоброго здоровья И долгих
	пожеланиями доброго здоровья И до?
лет жизни товаришу Сталину прислали:
	Ново- Орского.
	Коллектив работников IIOBO-
райздравотдела, Чкаловской области;
	Учителя Больше-Таловской семилетней
школы Веселовского района, Ростовской

области; .
Коллектив работников потребкооперации
Самухского района, Азербайджанской

ССР: . .
	Учащиеся, преподаватели и администра-
тивно-хозяйственный персонал Краснодар-
ской одногодичной школы мастеров  сель-
	ского строительства;
Коллектив учителей Гадячского района,
	Полтавской области;
	Учащиеся: ‘школы № 5, гор. Ленкорань,
	Азербайджанской ССР;
Трудящиеся Петропавловского района,

Воронсэской области;
Колхозники колхоза им. Красного Знаме-
	ни Ленкоранского района, Азербайджан-

ской ССВ;
Районная партийная организация и
	трудящиеся Россошанского района, Воро.
нежской области:
	Районная комсомольская организация
Комсомольского района, Сталинградской

области:
	Учителя и работники дошкольных учреж-
дений гор. Сталиногорска, Московской 0б-
	начальной
Новосибир-
	ласти,
Учашиеся = Степанихинской
	школы Болотнинского района

В Н-ском соединении состоялся слет OT
ттивов боевой пи политической полго-
	JHYRHROB COEBOH и иматТачесвУуй Ue
TOBRA.

Участники слета прослушали доклад
	тов. Вондратюка о методах воспитания от-
личников боевой и политической подготов-
ки и залачах. которые стоят перед ними.
	Докладчика дополнили участники слета
— лучшие люди частей и подразделений,
те, кто настойчиво учится, крепит в9-
инскую дисциплину, неустанно заботится
о повышении боеготовности своего подраз-
	деления, чахти.
	В клубе авиатарнизона в торжествен-
ной обстановке прошел вечер, посвящен-
ный одному из лучших в части экипажу в
соетаве летчика старшего лейтенанта Пыли-
	Кова, авиамеханика старшего сержанта
Москаленко и моториета сержанта Мали-
НИНА.
	На вечере с докладом выступил воман-
тир части. Отметив успехи, достигнутые
экипажем офицера Пышкова, докладчик
призвал всех воинов неустанно совершен-
ствовать свое воинекое мастерство, повы-
пать боетотовность части, крепить дис-
циплину, бороться за отличные подразде-
ления.

С большим вниманием выслушали при-
сутствующие выступление летчика Стар-
‘его ‘лейтенанта Пышкова. Он подробно
рассказал о TOM, Kak ИХ ЭКИПАЖ добился
отличных успехов в боевой и политиче-
кой подготовке.

Тепло встретили воины выступления
‘виамоханика старшего сержанта  Моска-
енко и моториета сержанта Малинина,
	которые поделились опытом своей работы.
В заключение был зачитан приказ
командира с награждении членов отлично-
го эканажа ценными подарками и 06ъ-
явлении им благодарности,
Б СЛИНЯКОВ.

oa

ОТЛИЧНЫЕ ЛЕТНЫЕ
		лификацию. Он стал чаще обращаться KO
мне с самыми различными вопросами, вни-
мательно следил за. моими действиями. Ве-
черами он изучал теорию, зачастую поевя-
нал учебе и выходные дни.
	Так мы продолжали работать и В даль-
нейшем. Я старался поручать воину более
ответетвенные  работы,. доверял ему само-
стоятельно снимать и. проверять масляный
фильтр, устанавливать зазоры в свечах
мотора и другие задания. Он делал это
старательно, работал значительно быстрее,
чем раньше. Вскоре сержант Томаш был
повышен в должности.
	Путь сержанта Гомаш в отличники лиш-
ний раз подтверждает, что каждый воян
может стать нястоящиам мастером своего
	  дела.
	Чтобы повысить  илейно-тборетический
уровень поеподавания сопиально-экономи-
ческих дисциилин, в нфшем авизучилаще
проводятся методические совещания. , На
пих преподаватели обсуждают лекнии по
‘емам курса, вопросы ‘методики преподава-
	‘ния. рефераты.
	Учителя и. сотрудники. Шепелевской срелд-
ней школы Турковского района, Саратов-
‚ской области;

Рабочие, инженерно-технические работни-
кии служащие строительного управления
№ 1 треста Мосгазпроводстрой Министерст.
ва. нефтяной промышленности СССР;
	Работники треста Гидроэнергопроект Ми.
нистерства электростанций СССР; -

Учителя 528-й школы Кировского района
гор. Москвы;

‚Коллектив научных, инженёрно-техниче:
ских работников, рабочих, служащих Госу-
дарственного научно-исследовательскога
аккумуляторного института Министерства
промышленности средств связи СССР;

er me el аА АХ,
	Коллектив работников Курского кирпич-
	ного‘завода № 1;
’ Студенты-заочники Львовского филиала
	Всесоюзного заочного института промышь
	ленности строительных матерналов,
Коллектив работников Больше-Карайской
	МТС Романовского района, Саратовской об-
ласти;
Коллектив преподавателей и учащихся

железнодорожной школы № 86 станции
Ртишево Юго-Восточной ж. д.;
	Коллектив учащихся и учителей средней
школы № 2, станция’ Лосиноостровская
Ярославской ж. д.;

Коллектив учителей и учащихся семилет:
ней школы № 38 Аллерского района, Крас:
нодарского края;

Колхозники и колхозницы колхоза им,
ХУП партсъезда  Tlecrpasexoro района,
Куйбышевской области;
	Коллектив учителей Бичурского аймака,
Бурят-Монгольской АССР;
	Коллектив работников Всесоюзного науч:
но-исслеловательского института животно-
водства;

Рабочие и служащие госмельницы № 59
Курганинского района, Краснодарского
края;

Коллектив учителей и учащихся Кирсаз
новской средней школы № 3 Тамбовской
области;

Коллектив артели «Пролетарский путь»;
гор. Чапаевск, Куйбышевской области;

Колхозники колхоза им. Ворошилова
Адлерского района, Краснодарского края;

Коллектив работников местной промыш
ленности гор. Таганрога;

Трудящиеся Коротоякского района, Воро-
нежской области;

Коллектив учителей Черномысовской шко-
лы Ханты-Мансийского национального окру:
га, Тюменской области;

Колхозники сельскохозяйственной артели
‘um. 15-летия Октября Пестравского рай:
она, Куйбышевской области;

Медицинские работники Агдашского рай-
она, Азербайджанской ССР;

Кирова Ярдымлинского района, Азербайд-
жанской ССР;

Колхозники колхоза им. Орджоникидзе
Масаллинского района, Азербайджанской
CCP;

Коллектив рабочих, служащих и специа-
листов Самухской МТС, Азербайджанской
CCP;

Финансово-банковские работники Горо-
докского района, Львовской области;

Коллектив работников суда и прокурату-
ры Комсомольского района, Сталинградской
области;

Учителя и учащиеся семилетней женской
школы № 7 гор. Тамбова; :

Работники и воспитанники Златопольско-
го детского дома Кировоградской области:
	Партийная организация и трудящиеся
Сине-Липяговского района, Воронежской
области,
	Учителя и учашиеся Веприкской семилет*
ней школы Гадячского района, Полтавской
области;

Коллектив работников Михайловской ап-
теки № 123 Курганинского района, Красно:
	дарского края,

Коллектив работников Еланской нефте-
базы Сталинградской области;.

Работники потребкооперации Михайлов-
ского района, Амурской области:

Колхозники и колхозницы, рабочие и ин-
теллигенция Урджарского района, Семипа-
латинской области;

Орджоникидзевский райком Тбилисской
организации КП(б) Грузии;

Колхозники и колхозницы, рабочие и
служащие Чимкентского района, Южно-
Казахстанской области;

Трудящиеся Тарбагатайского района, Во-
сточно-Казахстанской области:
	Учащиеся школы № 162 Сталинского рай-
она, гор. Баку.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	самолет из штопора и на бреющем полете
уходили из зоны обетрела. Штопор как
фигура высшего пилотажз 3а короткий
срок получил широкое распространение и’
был заимствован у России летчиками зару-
бежных стран.

Вонстантин Константинович  Арпеулов,
прохолжив выдающиеся летные иселелова-
ния П. Н. Нестерова, внес серьезный вклад
в решение проблемы штопора. Дальнейшие
и решающие работы в этой области были
выполнены уже после Великой Октябрь-
ской революпий.
	Совместными усилиями советеких yue-
ных, инженеров и летчиков-испытателей в
нашей стране впервые в мире было разрз-
ботзно пзиболее полное теоретическое 0б0-
спование всех видов штопора, создана ме-
толика вывола многих типов самолетов из
этой фигуры.
	Труды этих ученых, и в первую очередь.
профессора В. Пышнова, А. Журзвченко п
других, дали советским конструкторам воз-
можноеть строить самолеты,  облалающие
высокими антиштопорными свойствами.
	После Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции К. К. Арцеулов еще более
активно вел преподавательскую  хеятель-
ность, готовил кадры красных военлетов.
Неустанно работая в области развития со-
ветской авиации, Арцеулов поступил на
ответственный участок летной работы. —
летчиком-испытателем на один из авиапи-
онных заводов. К. Арпеулову принадлежит
честь аспытания одного первых совет-
скпх истребителей конструкции Поликар-
пова — самолета «ИЛ-400».

В. Арпеулов явился олним из организа-
торов советского  планеризма. Принимая
активное участие в полетах. он занимался
Также конструкторской деятельностью.
Планер его конетрукпии занял первое ме-
сто на первых Российских состязаниях
	сто на первых Госсийских состязаниях

планеристов, проводившихея в Крыму в
1923 году.

В настоящее время К. Арнеулов п01-
	востью посвятил ведя живописи. Его ри-
сунки. большей частью посвященные авид-
ЦИОНной теме, воспитывают у советских

людей любовь к сталинекой авиапии. к ее
героям.
	Полковник Г. ЗАЛ УЦКИЙ.
	На совещаниях заслушаны и обсуждены
лекции на темы: «Основные черты мар-
ксиестского философского материализма»,
«Партия большевиков в пепиод падготов-
ки и проведения Великой Октябрьской co-
ниалистической революции», «Идеологиче-
ская работа партии в послевоенный пери-
од» и ряд других.

Преподаватели BHcrv nad ¢ докладами,
в которых рассказали о своем опыте рз-
боты с курсантами. в поивитин им прак-
тических навыков в работе над произведе-

ниями классиков мабкеизма-ленинизма, об
использовании хуложественной литературы

з преподавании четории ВЁП(б).
	Выл также проведен теоретический ее-
минар по работе товариша Сталина «0т-
носительно малксизма в языкознании», На
этом семинаре преподаватели получили хо-
рогую зарядку для дальнейшей, работы
по илейно-политическому = воспитанию
	курсантов.
И. МАЛОЛЕТКИН.
	Делятся опытом
учебы
	Офицеры, поступившие в академию, н®-
редко задают слушателям старших курсов
вопоосы: как организовать pabery, чтобы
успевать по всем лиспиплинам, как до-
биться отличных результатов в учебе,
ит п.

Чтобы помочь слушателям курса бы-
стрее приобрести навыки самостоятельной
работы над Учебным материалом, стать
передовиками учебы, мы создали альбом
«Опыт работы отличников». Содержание
альбома составляют высказывания отлич-
ников учебы.

Так. отличник стаоший лейтенант Коно-
ваЛОВ ПИШет:
	«Я считаю. что успехи в учебе зависят
от умения правильно планировать свое
время». Далее тов. Коновалов рассказывает
о том, как он работает над  лекдионным
материалом, над заланиями  преподавате-
лей и куреовыми проектами, как органи-

зует свой отдых.

Млалший лейтенант Успенский расека-
зывает о том. как он стал отличником. 06
организации своих занятий пишут TT.
Михняк. Филиппов.

Альбом является’ хорошим подепорьем в
учебе для ‘всех слушателей.
	Младший лейтенант
В. ПОНОМАРЕНКО.
а
	В Комитете по Сталинским
	премиям в области литературы
и искусства
	Комитет по. Сталинским премиям в 00-
ласти литературы и искусства  дополни-
тельно обсудил вопросе об опере Г. Жуков-
ского «От всего сердца», выдвинутой на
соискание Сталинской премии третьей сте-
пени Комитетом по делам искусств при
Совете Министров СССР, Союзом советских
композиторов CCCP и Союзом  советеких
композиторов УССР.

Комитет признал справедливой критику
этой оперы со стороны советской общест-
венности и вошел е ходатайством в Совет
Министров СССР 0б отмене решения 0
присуждении композитору Г. Жуковскому
Сталинской премии за музыку указанной
оперы.
	лета гондола смещаетея, нарушзет центров-
ву и самолет, теряя скорость. переходит
в штопор. Другие иначе объяеняли причину
перехола самолета в штопорное  положе-
	НИе.

`Ариеулова, имевшего большую теорети-
ческую подготовку и практический опыт,
давно. интересовала проблема штопора.
Находясь в школе. он серьезно принялея за
ее изучение, составляя различные расче-
THI.
	«Я понимал, — вспоминает Арцеулов,
— чм все мои расчеты можно прове-
рить только на опыте. Надо было решить-
ca. Al отвечал за подготовку истребителей и
считал своим долгом найти с1060б выво-
дить машину из штопора, чтобы не только
обезопасить полет. яо и использовать эту
фигуру в воздушном бою».

Друзья и сослуживцы. знавшие © наме-
рений Арцеулова ввегти самолет в предна-
меренный штопор, безуспешно пытались
уговорить его не лелать этой попытки. Но
решение было им принято.
	День 24 сентября (ет. ст.) 1916 года
выдалея чудесный. Ветер умеренный.

Полеты учеников. которые обычно начи-
палнеь в 3 чаеа утра, уже окончились. На
зэродроме было безлюдно. Арцеулов co cBo-
им механиком Минюкасом находились Ha
старте. Биплан стоял готовый к полетам.
	Послелние приготовления. запуск мото-
	Легко оторвавшиеь от земли, Арпеулов
стал набирать выеоту.

06 этом своем полете Константин Вон-
стантинович рассказывает:

«Долго набирал высоту. Наконец, достиг
2.000 метров. Еше раз в голове пронеслись
разработанные мною приемы вывола #3
штопора. Сбавил газ. выключил мотор, что-
бы сбавить скорость, и задрал н06 ©8м0-
лета...

Я почувствовал. что машина теряет ско-
рость. но инстинктивно, по привычке, не
дал ей свалиться на крыло. Потом через
несколько секунд снова задрал 506 маши-
ны, дал левую ногу—и мой самолет закру-
тилея в штопоре. Я, конечно, не стал
ждать, сколько будет витков. дал от себя
ручку и доотказа обратную ноту, и самолет,

сДелав олин-полтора витка, на мгновение
	ской области;
Трудящиеся Алешковского района, Воро-
	нежской области;
	_Трудящиеся_ ‚ Ровеньского района, Bo-

ронежской области;
Воспитанники  Днепрсопетровского дет-
	ского дома We  ;
Учителя и ученики школы № 33 Адлер-
	ского района, Краснодарского края,

Молотовский райком Тбилисской органи-
зации КП(б) Грузии;

Учащиеся, педагогический коллектив и
обслуживающий персонал `Политехникума
им Моссовета Управления промысловой
кооперации при Совете Министров РСФСР;

Коллектив учителей Железнодорожного
района гор. Москвы;

Колхозники и колхознипы Колхоза им,
Ворошилова Пестравского района, Куйбы-
шевской области;

Коллектив медицинских работников Ку-
сарского района, Азербайджанской ССР;

Коллектив учителей Калганского района,
	Читинской области;
Киквилзенский райком ВЛКСМ Сталин-
	градской области;
Коллектив работников станции Кусар-Чай
	Азербайджанской ж. д.;

Железнодорожники станции Евлах Азер-
байджанской жк. д.;

Трудяшиеся Иргизского района, Актю-
бинской области;

Райком ВКП(б), исполком районного Со-
вета депутатов трудящихся и райком
ВЛКСМ Киевского района гор. Москвы;
	Коллектив медицинских работников Эла-
топольского района, Кировоградской обла-
	сти,
Шадринский райком ВЛКСМ Курганской
	области;
Медицинские работники Штейнгартского

района, Краснодарского края;
Работники и воспитанники Новосибирско-
го детского дома № 14;
Учащиеся средней женской школы № 2,
гор. Ленкорань, Азербайджанской ССР;
	Политотдел и руководство Брестского от-
деления Брест-Литовской ж. д.
	Учащиеся и преподаватели Toproso-
кооперативной школы Куйбышевского обл-
потребсоюза;

Коллектив учащихся. учителей и служа-
ших школы № 603 гор. Москвы;

Трудящиеся Красно-Полянского района,
Московской области;

Трудящиеся Виноградовского района, Мо-
сковской области:
	Рабочие, архитекторы, инженеры, техники
и служашие Государственного института по
проектированию высших учебных заведений
Министерства высшего образования СССР;
	Железнодорожники Минского отделения
Западной ж. д.;

Трудящиеся Раменского района, Москов-
ской области;

Трудящиеся Мытищинского района, Мо-
сковской области;

Преподаватели и учащиеся 24-й школы
гор. Минска;

Минского политехникума:
	как бы остановился и затем перешел в
пикирование. А когда мотор заработал (я
потерял примерно 500 метров). я снова на-
брал высоту немного более 2.000 метров и
уже сознательно сделал витков пять, вы-
вел самолет и после этого пошел на по-
садку».

Почти весь личный состав школы на-
блюлал за этим полетом. Когда  Арнеулов
произвел посадку, собравшиеея устроили
ему бузную овапию.

Немного отдохнув. Арцеулов снова под-
нялся в воздух и несколько раз вводил’ са-
молет в штопор и выводил из него.

Полеты были связаны е большим  рис-
ком. Бо имя высокой цели Арцеулов пре-
небрег серьезной опасностью и впервые в
мире преднамеренно ввел самолет в штопор,
3 затем выработал некоторые приемы ‘вы-
хода из него.

24 сентября 1916 г., т. е. в день вы-
полнения штопора. Арцеулов подал началь-
нику Севастопольской летной школы рз-
порт, в котором просил разрешения ввести
эту фигуру в программу обучения в группе
нстребителей. Вскоре в Вачинекой авиаци-
онной школе фигура «штопор» была офи-
циально ввелена в Программу обучения.

Отделение истребителей к тому времени
было переведено в расположенный недале-
ко от Севастополя город Бельбек. Там был
организован второй аэродром, гле проходи-
ли и высший пилотаж. Когда летчики за-
канчивали куре истребительного отделения,
то совершали полет звеном. Летали они по
маршруту Бельбек — Евпатория и обрат-
но. Шли группой или звеном на Качу и
над школьным аэродромом одновременно г0-
вершали. штопор, поеле чем шли На по-
Садку.

Освоение русскими летчиками приемов
вывода самолета из штопора резко сокоати-
ло аварийность при обучении летного co
става. Повысилось качество выполнения
других фигур выешего пилотажа, так как
случайный переход в Штопорное положе-
ние перестал быть опасным.

Векоре русские летчики стали  приме-
нять штопор и в боевых полетах, Попав
под зенитный огопь, русские летчики вво-
хили самолет в штопор. Противник. думая,
что самолет сбит, прекращал зенитный
огонь. тогда отважные авиаторы выводили
	ВАЧИНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИШЕ.
(Наш корр.). Среди летных групи Качин-
ского авпапионного училиша наибольших
успехов добились группы офиперов Жуй-
кова и Фотинова. В этих группах нет ни
одной посредственной оценки. Девиз лет-
чиков-инструкторов, механиков,  мотори-
стов и курсантов этих групп — работать
	и УЧИТЬея только отлично.
Опенки «отлично» и «хорошо»
	NRE AR

больнтинство полчиненных лейтенанта Бу-
ланова. Правда. злесь несколько отстают
от других курсантов тт. Трошков и Ива-
нов. Олнако офицеры и товарищи по уче-
2 роячески помогают WM  подтянуться
	то уровня передовых.
	Олхним из первых на трибуну слета под-
нимается авиационный механик сержант
	Богатинский.

— Я горжусь тем, что присутствую на
слете отличников, среди лучших воинов на-
тей чаети.—товорил тов. Богатинский.
— Теперь я могу сказать своим товарищам
по елужбе, евоим родным, честно  трудя-
щимся в колхозе, что я не отетаю от них,
илу в ногу е НИМИ.

Лейтенант Швед подробно рассказал на
лете, какую работу проводит он по воспи-
танию отличников. Этот офицер сумел
сплотить коепкий коллектив’ авиаторов.
	0 замечательном чувстве войскового то-
варищества говорил на слете и механик
самолета комсомолеп Ольховиченко.
	— С сержантом Томаш нам предстояло
работать вместе, — рассказывал  Ольхо-
виченко. — Увидев на груди сержанта
комсомольский значок, я решил спросить
его. не является ли он отличником, На
мой вопрос об этом Томаш ответил: «Как
вам сказать: я не отличник, HO H He OT-

стающший».
	— Значит «середнячок»? — в шутку
заметил я. —= А почему не отличник?
	Выяснилось, что Томаш выполняет свои
обязанности без’ инициативы. На” другой
день мы пришли на стоянку. Надо бы-
ло быетро подготовить машину к поле-
там. Сержант лолжен был протереть фюзе-
ляж самолета и навести чистоту в кабине,
Эту работу он выполнял медленно. При-
итлоеь несколько раз поторапливать мото-
риета. Но я заметил, что, несмотря на мед-
лительность. Томаш все делает тшательно.
аккуратно. Я опять решил поговорить @
НИМ.

— Вы знаете старших сержантов Мамо-
нова ‘и Калмыкова? — спросил я его.
Получив утвердительный ответ, продолжал:
— Они ведь на практической Фаботе при-
обрели свои знания и стали авиационными
механиками. Этого и вы можете добиться.

— А я почему-то сб этом не подумал,
— сказал Томаш.
	С тех пор сержант Томаш заметно
изменил свое отношение к заботе. Че-
	рез некоторое время у него появилось
отремление позыеить свою военную Бва-
	Много ценных советов было высказано
на слете и о том, как лучше распростра-
нять опыт передовиков, чтобы сделать его
достоянием всех авиаторов. С этой целью
в подразделёнии, где секретарем ROMCO-
мольской организации тов. Жотолев, систе-
матически устрозизаются беседы, собрания.
Здесь, например, состоялись открытые ком-
сомольские собрания, беселы на интерес-
ные темы: «Учиться Так, ‘как рядовой
Губарев», «0 чем творит карточка взы-
сканий и поощрений отличника Теренть-
ева» и по другим вопросам.  Вомсомоль-
ская организация оказывает командиру
большую помошь. Благодаря постоянной
заботе бюро об учебе и лисциплине каждого
члена ВЛКСМ see комсомольцы подразде-
ления являются теперь передовыми вои-
нами. Дружные усилия командира, пар-
тайной п комсомольекой организащий дали
свои положительные результаты. Теперь
‘подразделение — олно из лучших в части.
	Умелыми воздушными воинами показали
себя летчики Грязнов. Цакунов. Их опыт
широко распространяетея не только ‘в .сво-
ем, но и в других подразделениях. Для это-
го используются различные формы  мае-
совой работы, совещания по обмену опы-
том, специальные радионередачи, лиетов-
ки и стенгазеты. Благодаря такой работе
опыт передовиков стал лостоянием всего
летного состава потразлеления.
	Участники слета заявили о’своей твер-
той репгимости добиться новых успехов в
боевой и политической подготовке в лет-
ний период учебы, множить ряды отлич-

НИКОВ.
Гвардии подполковник В. КАРПУСЬ.
		НАГРАДА ЛУЧШИМ
	Н_СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. 10 мая. (По
телзграфу от наш. корр.). Недавно лучитим
воинам Н-екого подразделения -были вру-
чены нагрудные знаки «Отличный  свЯ-
зяст». В числе награжденных — Началь-
ник  телефонно - телеграфной станции
млалитий сержант Урбицкий.

Свой воинский долг он выполняет так,
как ЭТоТОо требуют военная присяга и ус
тавы. Младший сержант Урбицкий —
тиспиплинированный воин, он всегда про-
сзляет заботу 6 лальнейшем повышений
	своей боевой выучки, росте политичесвих
	знаний.
Нагоулными знаками «Отличный свя-
	а Щи 3 РАН

зист» награждены также воины Натальин,
Довтян, Лапутин и другие.
	УПРОШИЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
	В похразделении офицера Андреева 0б0-
рудован макет района полетов. Он сделан
прямо нз местности. Большая площадь
макета позволила обозначить все населен-
ные пункты, находящиеся в радиусе
50 км. На макете ланы отдельные строе-
ния. вырезанные из дерева и окрашенные
в соответствующие цвета; обозначены ре-
ки. железные дороги; показан рельеф мест-
	ности района полетов.
Этот макет лает авиаторам возможность
	хорошо изучить район полетов, а также
решать учебно-боевые задачи.

Хорошо сделано и другое наглядное по-
ебите — макет полимона для бомбомета-
	НИЯ.
ли наглялные пособия приносят боль-
	шую пользу будущим -авиаторам. Они по-
могают вырабатывать у курсанта быетро-
ту и точность ориентировки в воздухе,
т®рманские навыки.
	ИЗ ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
АВИАПИИ
	Инженер-капитан П. ЛЯННОЙ.
		На снимке: отличники боевой и по-
литической подготовки, участники
слета отличников. Слева направо —
гвардии старшие лейтенанты П. Чер-
винский, В. Мальков, К. Шепочкин,
Р. Грязнов, гвардии старшина А. Де-
	мышев.
Фото А. ДЖАВРИШЯНА.
	топор” летчика Арцеулова
	ле летчиков Арцеулов был направлен в
Тернополь, в 18-й корнусной  разведыва-
‘тельный авиационный отряд.

Здесь ему пришлоеь вести самую’ разно-

образную боевую работу. Он летал в’ раз-
`ведку, на прикрытие своих войск. участ-
Be вал в бомбарлировочных налетах, летал

ночью. копректировал а тяжелой
артиллерии,
  В годы первой мировой войны Apney.ton
совершил 240 боевых вылетов. провел бо-
  лее 20 воздушных боев.
	В мае 1916 гола Арцеулов. обладавший
отличной техникой  пилотиоования. был
назначен начальником  организуемого при
Севастопольской авиационной школе воел-
ных летчиков. истребительного отделения.
	В истребительном отделении готовились
мастера воздушного боя. Слушатели осваи-
вали фигуры высшего пилотажа. обучались
воздушной стрельбе, а также стрельбе по
наземным пелям. Материальная Часть. ко-
топой было оснатено отделение истребите-
лей. была крайне изношенной. устаревшей
и не позволяла выполнять многих фигур
высшего пилотажа. Так. например. из-за
малой мощности мотора He на всех самоле-
тах удавалось выполнить боевой разворот.
	зависимость страны от загранины и от-
сутетвие отечественной авиационной про-
мышаенности приводили к тому. что так
называемые «союзники» посылали в Poe-
сию всякую заваль. Вооружение, боепри-
пасы и материалы, которые поступали из-
за границы на русекий фронт, очень ча-
CTO нельзя было использовать. Bee ATO. KO-
HOUHO, делалось в велома и согласия цар-
СКИХ ВООННЫХ ЧИНОВНИКОВ.
	Весной 1916 гола в Вачинскую школу
были присланы самолеты типа «Фарман-
40». При полетах па этих машинах резко
возросла аварийность. Самолеты очень лег-
ко входили в штопор a разбиваляеь. При-
чины стали искать в конструкции «Фар-
мана». Гондола этого самолета была съем-
чая и крепилась при помощи четырех бол-
тов. Пекоторые думали, что во время по-
	-Уснехи в управлении аппаратами тяже-, строили по лицензии самолеты типа «Рос-
	лее воздуха, достигнутые еще на заре раз-
вития авиации русскими летчиками-нова-
торами, позволили значительно расширить
рамки боевого применения самолетов. Бла-
годаря выдающимея исследованиям П. Н.
Нестерова, положившим начало высшему
пилотажу, воздушный бой уже в ходе пер-
вой мировой войны становится основной
формой борьбы за господство в ` воздухе.
Приемы высшего пилотажа позволили лет-
чикам значительно эффективнее использо-
вать самолет как боевое. оужие.
	Олнако усложнение форм ведения воз-
душного боя в ряде случаев приводило к
тому, что в результате неточного выполне-
ния эволюций самолет терял скорость, кре-
нилея на крыло и, падая вниз, быетро
вращалея вокруг евоих осей. Вывести са-
молет из этого вращательного движения—
пггопора — никто не мог, и такой полет
чаще всего кончался катастрофой.

Штопор был бичом летчиков.

Честь первой победы над штопором
принадлежит русскому военному летчику
Константину Вонстантиновичу Арцеулову.
	В. В. Арцеулов пришел в военную авиа-
цию в 1915 году. Внук знаменитого худож-
ника-мариниста Айвазовского, 17-летний
К Арцеулов. увлекшись авиационным
	спортом, самостоятельно строит в 1905 году
в Севастополе планер, на котором делает
попытку летать. Первые опыты были’ не-
удачны. Планер, построенный из подруч-
ных материалов, оказался перетяжеленным.
По желание летать не оставило Арпеулова.
Несмотря на то, что он отлично рисовал и,
казалось бы. имел все основания избрать
себе профессию художника, Арцеулов ре-
шил пойти в авиацию. И вот он в Петер-
бурге.

Но здесь В. Арцеулова ожидало разоча-
рование. Летных школ в России еше не
было. Арцеулов поступает на открывитийся
в то время в Петербурге авиационный завод
Щетинина.

Шел 1910 гол. На щетининеком заволе
	сия-А» и «Россия-Б». Работая на произ-
водетве, Арцеулов хорошо изучил матери-
альную часть самолета и мотора, органы
управления машиной. Один из изготовлен-
ных на заводе самолетов — «Россия-Б»—
оказалея © лефектами, и владелец завода,
желая показать свою «щедрость», отдал
этот самолет для обучения летному делу.

«С чего начать? Инетруктора не было.
Начали с рулежек по земле. — вспоминает
Арцеулов. — Мотор на этом самолете был
маломощный. типа «Анзани». Зажигание—
аккумуляторное, пилот сам полкачивал на-
сосом масло.

Ha этой машине надо было сразу давать
большую скорость. потому что на малой
скорости рули плохо действовали и самолет
разворачивало. Однажды зимой 1910 года,
во время рулежки. я почувствовал. что ме-
ня разворачивает — нечаянно потянул
ручку на себя. самолет оторвался от земли.
№ большой радости, я увидел, что лечу.
После этого я отдал ручку... и скапотиро-
вал. В счастью. и я и машина остались
целы. Вот так, самоучкой, начал я изучать
летное лело».
	Всегда при авиационном заводе Щетини-
на открылась летная школа, В. Арцеулов
становится одним из первых ее учеников.
В 1914 году он окончил школу. получил
динлом пилота-авиатора и был направлен
в качестве инструктора в Севастопольский
зэроклуб, где проработал до 1913 года, т. e.
IO призыва в армию.
	„Песмотря на то. что Арцеулов имел спе-
циальность летчика. он был зачислен в
кавалерийскую часть. Но оп всеми силами
стремился в авиацию. Не желая терять
свою летную квалификацию. он начал
строить для тренировочных полетов планер.
Как раз в это время началась первая ми-
ровая война. Арцеулов возобновил хлопоты
о переводе в авиацию, и в 1915 году ero
желание осуществилось.

После короткой тренировки на боевых
самолетах в Севастопольской военной ико-