18 мая 1951 г., № 14 (1956).
	тощо =
	“Летний отдыхгдетей ‘авиаторов
	ревьев; совершали учебные эвскурсин по
темам: «Растительный и животный иир»,
«Травянистый покров», «Злаки», «Слоро-
вые растения», «Водная растительность»
и др. Для своих Школ они изготовили
учебные пособия по биологии. географии 4
другим предметам. Ученики старших кзлас-
сов ‘оборудовали метеостаниию, вели наб-
людения за погодой и ежедневно выпуска-
ли метеосводку. т

Все, о чем упоминалось выше, можно с
успехом организовать в любом затере. Не-
обходимо лишь, чтобы командиры и полит
работники повседневно занимались органи-
зацией летнего отдыха детей авиатомв и
волынонаемного состава. (Особая задача
возлатается на клубы и комсомольские ор-
равизащии, призванные оказать. всяческую
помощь командованию.

Уже сейчае необходимо продумать и &-
ставить. план практической работы лаге
рей, подобрать квалифицированных педа
гогов-воспитателеи и вожатых, изучить 6
ними ‘вопросы методики и организации вос-
питательной работы. Рекомендуется зарз-
нее практиковать встречи детей, отъезжа-
ющих в лагеря, с вожатыми и педагогами,

В прошлом году для детей, остающихся
в городах, еоздавались городекие пиюнер-
ские латери при школах, в парках куль
туры и отдыха, детские оздоровительные
плошалки при  домоуправлениях и клубы
для старших школьников. Эти нозые фор-
мы организации летнего отдыха детей за-
служивают большого внимания  команди-
ров, политортанов, партийных и комо-
мольских организаций, а также женской
общественности.

Интересно была проведена работа город-
ского пионерского латеря в части, где
председателем женсовета тов. Алексеева.
Под ее руководством для детей были 0бору-
дованы комната и физкультурная площад-
ка, приобретены детекие книги, настоль-
ные игры, физкультурный инвентарь.
Ежедневно утром под звуки пионерского
горна © детьми проводилась утренняя
физкультурная зарядка, а затем, после
завтрака, совершались походы, игры и
другие мероприятия. Учаетники лагеря по-
бывали в музеях, на стройках, ездили в
гости к своим товарищам в пионерские ла-
тери, проводили физкультурные спартаки-
ады, сдавали нормы на значок БГТО, за-
ботливо ухаживали за цветами и выращи-
вали их на клумбах олной из улиц горо-
na. Много интересных книг прочитали они
вместе с учительницей, прикрепленной к
латерю от школы.

Такие лагери еледует организовать в
каждой части, в каждом гарнизоне.

Организация летнего отдыха детей —
дело большой важности. Командиры, по-
литработники, партийные и  комоомоль-
ские организации, женеоветы должны по-
заботиться, чтобы отдых детей был рз-
зумным и полезным, способствующим их
коммуниетическому воспитанию.

З ОСТАНИНА
		в санаториях; 91°
кие По
	AUDI. к
Коблиевиетская паргия, Советское mpa-
	огромную заботу о воспитании, ооо
отлыхе детей. «Наше государстве, —~ гово

пеней бе = НР а АО
	Ve ARE BE

pur товарищ Сталин,— отличается от всех
других ‘государств тем, что оно HO жалеет
средств на хороший уход за детьми и XO
рошее воспитание молодежи». Е

Яркие воспоминания У детей оставляет
пребывание в летних. лагерях. Пионерекие
костры, походы, военные игры, карнавалы,
фивкультурные спартакиады, обсуждения
любимых книт и многие другие мероприя-
тия Надолго остаются в памяти впечатли-
тельной детворы. Вея система воепита-
телиной? работы в лагере обогашает и фае-
плиряет ‘знания, полученные ею в школе.

Воспитывать у детей чувство пламенно-
го советского патриотизма, чуветво любви
и преданноети своей Рохине,. правитель-
ству, партии Ленина— Сталина, и лучшему
другу юоветских детей — товарищу
Сталину, прививать им любовь Е труду,
5 знаниям, закалять их здоровье, физиче-
ские и волевые качества — Такова, зада”
ча пионерских лагерей. с

Если заранее продумать и хорошо орга”
низовать воспитательную работу в пионер
ских лагерях, то в течение лета дети He
только хорошо отлохнут, но и получат н0”
вые знания, которые необходимы подраета“
ющему поколению. Доказательством. этого
служит опыт работы одного из пионерских
лагерей, расположенного в Подмосковье,
там, где в 1941 году происходили тяже”
лые бой, где воины Советской Армии re-
роически защищали столицу нашей Роди-
	В этом лагере воспитатели и пионер-
	вожзтые рассказывали детям авиаторов и
вольнонаемного состава, о героизме совет”
ских людей, прививали им горячую любовь
в Родине и непреклонное желание стать
активными Участниками строительства
коммунизма. Здесь регулярно проводились
пионерские сборы, воепитывавшие у детей
ненависть к полжитгателям войны,  opra-
низовывались коллективные чтения и 0б-
суждения отдельных статей из газет и
журналов, а также произведений о совет
ских детях, проводились беседы © дружбе
й товариществе, о боевых и трудовых под-
вигах комсомольцев.

Живо и интересно проходили беседы У
костра о школьных годах В. И. Ленина и
И. В. Сталина, о етроительстве коммуния-
ма в нашей стране, о роли Советекото Со
юза в борьбе за мир во всем мире.

В лагере было организовано и  мното
других интересных мероприятий. С поль
зой провели время юные путешественни”
ки, совершая краеведческие походы и изу-
чая географию: края. Дети собрали для но-
зезащитных лесных полосе много семян де-
	ПО СЛЕДАМ.НАШИХ ВЫСТУНЛЕНИЯ
		- Paguct nepsoro Ki

асса
	Захлсзое условие успениого
выполнения полетс
	Е любому учебно-боевому полету надо
заблаговременно и тщательно готовиться
в класезх, непосредственно на аэродроме.
Известно, что олним из важнейших эле-
ментов  полготовки к выполнению полет-
ного задания являются хоропю организо-
ванные и на высоком уровне проведенные
тренажи на специальной аппаратуре ив

кабинах самолетов.
	Систематические занятия летчиков На
тренажерах, постоянная отработка 40 co-
вершенства управления самолетом и агре-
гатами двитателя, твердое знание располо-
жения и назначения приборов в кабине
матины — залог успешного полета.
	Во время тренажа летчик прочно завре-
пляет приобретенные знания, вырабатывает
способность еочетать контроль за показа-
ниями приборов © пилотированием  вамо-
лета.

Во время проведения тренировок в ка-
бине самолета необходимо строго еоблюдать
индивидуальный подход. Я всегда твердо
знаю. что должен отработать тот или иной
летчик. причем всегда учитываю положи-
тельные и отрицательные стороны B бо-
совой выучке подчиненных, недостатки” их
прошлых зылетов, отыекиваю пути для
их исправления.

При организации и проведении  трена-
кей мы всегда учитываем индивидуальные
особенности каждого авиатора. Одно время.
например, офицер Шебеко после взлета, пе-
реводя кран уборки шасси, обязательно
смотрел в кабину, отвлекаясь от наблюде-
ния за воздухом. Протягивая руку к при-
борной лоске и подаваясь вперед воем те-
лом. он машинально давил на ручку уп-
равления рулями. В результате самолет
начинал снижатьея. Требовалась  трени-
ровка в кабине самолета для того, чтобы
ликвидировать этот пробел.

Когда во время тренажа офицер Шебеко
сатилея в самолет, я становился рядом у
плоскости. После команды ‘«Убрать шас-
си» летчик быстро, не заглядывая в ка-
бину, брался за кран уборки и выпуека
шасси, олновоеменно поясняя, в какую сто-
рену он переводит кран. Вначале летчика
все время тянуло взглянуть на приборную
лоску, Но Потом он отвык от этой «при-
вычки». Сейчас Шебеко этой ошибки уже

не топускает.

Другой пример. Молодой летчик Измай-
лов лолгое время не мог правильно вышл-
HATS четвертый разворот: или он 3a-
пазтывал © BBOIOM в Hero и потом
планировал под некоторым углом к линии
посалочных знаков, или производил разво-
рот далеко за границей аэродрома, а потом
тянул на моторе. Замечания руководителя
полетов не достигали цели. Припьлось поле-
теть с офицером на двухместном  учебно-
тренировочном самолете.

Взлет, уборку шасси, набор высоты,
первый и второй развороты тов. Измайлов
произвел правильно. Перел третьим разво-
ротом летчик в короткое время холжен был
выполнить целый ряд действий, Опытный
летчик производит все эти действия Нз-
столько быстро и сноровисто, что не от-
	Предстояли стрельбы по конусу. Боздуш-
ный стрелок сержант Антонов накануне
продумал порядок’ выполнения упражне-
ния, подготовил к стрельбе пулемет. Чтобы
быть уверенным в успехе и наверняка
поразить цель, он повторил по конспекту
некоторые разделы теории . воздушной
стрельбы, потренировалея на-глаз в опре-
делении расстояний.

_ Наступил летный день. Стрельбы закон-
чены, сброшен конус. Руководитель
стрельб подечитывает пробоины.

— Чьи пули ec зеленой окраской? —
	спрашивает он.
— Сержанта Антонова.
— Упражнение он выполнил ОТЛИЧНО.
	BIGRACTCA от главного — производетва Pa-
счета на посадку и выполнения своответ-

ствующих разворотов. Измайлов же He ye
певал ло третьего разворота ВЫПОЛНИТЬ
все эти элементы полета.

Поеле контрольных полетов по кругу
мне стало яюно, что тов. Измайлову  тре-
буется усиленный тренаж в кабине само-
лета. Теоретически летчик знал, что нуж-
но телать после второго разворота, и поеле-
	довательно рассказывал © своих дейетвиях.
	Но у него не хватало практических навы-
ков, которые можно было приобрести толь-
ко систематическими тренировками.

Летчик Измайлов ездилея в кабину, На-
левал илемофон. закрывал фонарь, вклю-
	чал радио и совершал. «полет» Но кругу.
	Я, засекая время, давал ему вводные:

— Вы идете к третьему. развороту, еле-
ва пох девяносто градусов — посадочное
«Т». Ваши действия?

— Выпуекаю шасси и уменьшаю War
винта, — отвечал летчик и последователь-
но левой рукой брался за кран шаеси, 38-
	тем за сектор итата винта.
			_ Шервов время, перед тем как трюизвести
То или другое действие, летчик  задумы-
вался. На это уходили доли секунды, HO
они играли отрицательную. роль.

— Медленно работаете, — заметил я,
— повторите еще.

— Сейчас уже лучше, сделайте еще
раз.

Летчик. не отвлекаясь от производства
раечета, от наблюдения за воздухом и по-
садочной полосой, действовал с каждым
разом все сноровистей и сноровистей.

— На сегодня — хватит, — говорил
я, когда видел ощутимые результаты тре-
нировки, — завтра повторим.

Так последовательно были изжиты не-
достатки в технике пилотирования тов. Из-
майлова.
	Большую роль играет также и то, в Еа-
кое время проводится тренаж в кабине са-
молета. На наш взгляд, тренаж, если по-
зволяет обстановка. можно также прово-
тить и в день полетов.
	Для того, чтобы тренаж дал наиболь-
шую пользу, я требую от летчиков выюо-
кого качества усвоения полетного задания.
Когда проволитея предварительная подго-
товка к полету, летчики изучают все
детали прелетоящего полета. Ни одного не-
яеного, не полностью разобранного вопро-
са не должно остаться к моменту трени-
ровки в кабине самолета. Это важно пото-
му, что летчик, садясь в кабину, все свои
мыели должен сконцентрировать Только
на том, как лучше практичееки  выпол-
ВИТЬ То. что в клаесах было изучено тео-
	ретически.
В нашем подразделении тренажи летно-

то состава в кабинах самолетов приносят
хорошие результаты. Своими успехами в
летной полготовке авиаторы в значитель-
ной степени обязаны хорошо организован-
ным и умело проводимым тренажам.
	Лейтенант Д. ШИШКИН.
				Экипаж самолета, в составе которого служит радист старшина Валентин
	парадах над Красной площадью.
	Петров, несколько раз участвовал в воздушных
	о о Е ME а НОВА ЗАВИС

Особенно запомнился ему первомайский. `парад этого года. Погода не благопри:-

с С и аа - бах

ды: ВАА ВЫ

было, как косые по-
как подобает мастеру
	ятствовала полету. В кабине воздушного корабля слышно
токи лождя ударяли по обшивке самолета. Петров умело,
	ad EB

своего дела, поддерживал радиосвязь с землей, быстро передавал командиру
экипажа приказания, полученные с контрольных пунктов. Бесперебойная CBA3b

способствовала успешному выполнению ответственного полета.
	Первомайский полет памятен старшине Петрову еще и тем, что В этот девь
за отличные успехи в боевой и политической подготовке он был награжден
	Fit PY en EIEN 3
Этой награды комсомолец Петров удостоен за добросовестную службу, за
любовное отношение к делу, за непрерывное совершенствование своего мастер-
		Став радистом первого класса, отличником боевой и политической подго-

a en omrarure
	К ne ee ОТ

товки, старшина Петров не останавливается на достигнутом. Он передает свои
знания, спыт другим радистам, помогает командиру в укреплении дисциплины
и порядка, в выращивании новых отличников. : ;
		Лва года назад старшина Петров был избран секретарем
	eee Ne i т

ской организации подразделения. Он хорошо справляется и

с этой обязанностью.

Fianaswnnatitn

безупречно
	Комсомольцы подразделения являются поборниками Дисциплины,
	несут службу.
На снимке:
	воздушный радист старшина В. Петров.
	В частях и учебных заведениях
(Наши военкоры сообщают)
	Ю. Комиссаров. При изучении некоторых   выполняющим свои обязанности.
	Фото Б. АНТОНОВА.
		дисциплин здесь, ‘как правило, демонстри-
руются. учебные кинокартины. Шо ини-
циативе офицера Горбунова при изучении
боевой техники умело применяются диа-
фильмы, которые демонстрируются в хоро-
пю оборудованном классе, В этом же
классе имеется различная тренажная аппа-
ратура. Просмотр диафильмов в сочетании
с занятиями на тренажной аппаратуре поз-
воляет воздушным воинам успешне совер-
шенствовать боевое мастерство.

% Повторение пройденного материала
способствует прочному закреплению . полу-
ченных знаний. Техник-лейтенант Н. Куди-
нов сообщает, что, учитывая это, инструк-
торы и преподаватели их учебного заведе-
ния научили курсантов систематически воз-
вращаться к повторению изученных тем как
по теоретическим, так и по. практическим
	диесниплинам. 6 итоге успеваемость курсан-
	тов значительно повысилась.

К Благодарность ефрейтору Кабанкову
объявил командующий Военно-Воздушными
Силами Московского военного округа, с00б-
шает тов. Жарков. Ефрейтор Кабанков яв-
ляется примерным воином, добросовестно
	эк Культурно и весело отдыхают летчики
нашей части. пишет старший лейтенант
И. Колодин. В распоряжении авиаторов —
стадион, водная станция, различные спор-
тивные плошадки. Некоторые офицеры со-
вершают загородные прогулки на собствен-
ных автомашинах. Многим военнослужащим
предоставлены путевки на курорты. Они
будут отдыхать в санаториях Кавказа,
Крыма и в других живописных местах
нашей Родины.
	ЗК Отличных успехов в боевой и полити-
ческой подготовке добился механик теле-
графа сержант Гибадулин, сообщает воен-
	кор А. Сандрацкий. Отличник учебы. сер-
	жант Гибадулин повседневно передает свой
опыт и знания товарищам. Так, он обучил
телеграфистов Прокопчука и Ивасенко гра-
мотно эксплуатировать материальную часть,
быстро устранять неисправности и подгото-
вил ряд классных телеграфистов. За безу-
пречную службу в Советской Армни пере-
довой воин имеет много поошрений.
	К Хорошо используются учебные кино-
Фильмы в Н-ской авиачасти, пишет офицер
	«СЕРЬЕЗНЫЕ УПУЩЕНИЯ В РАБОТЕ ДОМА ОФИЦЕРОВ»
	«БЕЗ КОНТРОЛЯ И ПОМОШИ»
	Из политоргана Ham  вообщили, что
факты, Изложенные в корреспонденции,
подтверлилиеь. Статья обсуждена на сове-
щании политработников. Составлен план
лекщий и докладов об итотах выполнения
пятилетнего плана, о новостройках ком
мунизма и т. д., запланировано провеети
несколько литератуюных вечеров.
	Rar сообщили нам из политортана, фак-
ты, приведенные в корреспонденции, под-
твердились. В настоящее время недостатки
в работе е руководителями групп политза-
нятий устранены. Им оказывается методи“
ческая помонть по каждой теме политзаня-
Tull, руководители групи регулярно посе-
шатт семинары.
	В статье капитана И. Свиридочкина под
таким заголовком, опубликованной в «Ста-
линском соколе» 26 апреля с. г., говори-
лось о том, что Дом офицеров Н-ского авиа-
гарнизона недостаточно  пропатандировал
достижения сопиалистическоге етроитель-
ства, слабо показывал грандиозный размах
и веемирно-историческое значение новых
строек коммунизма.
	Под таким названием в «Сталинеком со-
none» 25 апреля с. г. была помещена
корреспонленция’ старшего лейтенанта
Е. Еробкина. В ней товорилось об отсут-
	сетвии систематической учебы руководите-
лей групн политзанятий, что им недоста-
точно оказываетея метолическая помощь.
	«Стрелять так, как стреляет сержант Антонов»
	Добросовестно несет воинскую службу
сержант Антонов. Он заслуженно считает-
ся одним из лучших воздушных стрелков
подразделения. Этого он добился благодаря
тому, что любит и Знает свое оружие, со-
держит его в постоянной боевой готовности.
Хорошо изучив теорию и. правила стрель-
бы. Антонов систематически тренируется
в классе и тире в прицеливании по маке-
там самолетов, в быстром определении дис-
танции и  упреждения. ‘ Важдый полет
стрелок использует для тренировки с ору-
жием. На старте висит плакат, призываю-
щий «Стрелять так, как стреляет сержант
Антонов».
	Младший сержант Л. МАКОВСКИИ.

полнения задания. Ведущии группы, евя-
занный своим местом в строю, как прави-
ло, не имеет возможности полностью про-

следить за всеми действиями ведомых. -
	эначительную помощь в осуществлении
контроля за действиями летчиков в возду-
хе при стрельбе оказывает фотопулемет.
По его снимкам можно совершенно точно
судить 0б ошибках, допущенных авиато-
рами при стрельбе. Однако бывает и
так, что этот анализ производится наспех,
не по всем элементам и без доетаточно
конкретных выводов. Мы в своей практи-
ке требуем от всех летчиков отличного
знания способов дешифрирования снимков.
Кроме того, Ha каждого летчика у нае
имеются специальные альбомы, где фикси-
руются лучшие и худшие результаты каж-
дой очередной стрельбы. Вее разборы по-
летов проводятся обязательно е анализом
результатов фотострельб.
	В подразделениях по результатам фото“
снимков ведется графический учет коли-
чества «сбитых» летчиком самолетов в
учебных воздутных боях. Такой учет под-
нимает авторитет летчика и заставляет
ero глубже вникать в свои действия Ha
вомле и в воздухе. тщательно готовиться к
	РОЗЕЛЮМУ лету
	имо офицеру, поверяющему летчика Hi
двухместном самолете. . тщательно 1г0то?
	ВИТЬСЯ К KOHTPOIBHOMY NOICTY И ИМЕТЬ
	наколенный планшет для записей в во3-.
	духе. Лист бумаги. на котором будут
	ФАМИЛИЯ ЛЕТЧИКА:
	Элементы полета
Запуск двигателя
	на) производиться запиеи в полете, также 39-
	ранее подготавливаетея на земле, Можно,
например, принять такую форму нё Каж-.
дотго летчика, причем левая часть запюл-

няетея поверяющтим нз земле:
	Результаты выполнения
	Отлично
Быстро, резкая работа тормозами
	Запрос многословен, не прослушивает ра-
	ботающие етавции
	Контроль за полетами летчика-истребителя
	Контроль за выполнением полетного 3a
дания в воздухе, с последующим разбором
попущенных ошибок. является действен-
ным средством подготовки высококвалифи-
пированных летчиков.

В подразделениях истребительной авиа-
пни возможности для такого контроля, на
	первый взгляд, как будто ограничены по“
летом на двухместном учебно-боевом само-
лете, наблюдением с земли и докладом ве-
дущего групны. Но этот взгляд неправилен
и, в конечном счете, ведет к несвоевремен-
ному устранению ошибок, допускаемых лет-
чиком как в технике пилотирования, так и
при выполнении элементов боевого приме-
нения.

Мы придаем большюе значение предва-
рительной подготовке к полетам, считая,
что тщательная отработка на земле всех
элементов летного задания является не-
обходимым условием успешного выполне-
ния упражнений в воздухе.
	Олнако практикой доказано, что самая
тщательная подтотовка на земле без по-
следующего контроля за ходом выполнения
задания в воздухе не всегда приносит
желаемые результаты, так как последую-
mu разбор полета будет малосодержа-
тельный и непоучительньем.
	Товоря 06 организации контроля за по-
летом летчика-истребителя, прежде всего
_ разберем, как может осуществлятьея этот
	контроль. Сюда входят:

— самоконтроль летчика за выполне-
нием каждого элемента в полете с фикеа-

пией в памяти допущенных опибок и е
последующим анализом их причин после
посадви;

— контроль с земли и запись наблюда-
емых опгибок с кратким анализом причин;
	—. вылег командиров-контролеров,

—- тизтельный анализ результатов фо-
тострельб;

— контрольные полеты на двухместном
самолете;
— ведение дневника на каждого летчика.

Разберем все эти элементы.
	‚ Самоконтрль и анализ допущенных
  вибок возможны. если команлир емстемз-
	память и ничего не записывают или про-
изводят отрывочные, несистематизирован-
ные заметки, по которым затем трудно вос-
становить всю картину полета на разборе.

Имеют место и такие Факты, Богда
командир, наблюдая за полетом летчика,
не придает значения таким элементам, как,
например, выруливание на повышенной
скорости. отклонение по направлению на
взлете ло 5°, выход из последнего разво-
рота, ниже заданной высоты и т. д.
	Все это не воспитывает летчиЕа, He
приучает его к точному выполнению от-
дельных элементов полета и в результате
может привести к грубым отрибкам в тех-
нике пилотиоозания.
	Для устранения такой неверной прак-
тики, по нашему мнению. целесообразно
применять слехующее. Наблюдая со сторо-
ны 33а полетом того или иного летчика,
старший начальник подробно записывает
ero ошибки. Присутетвуя на разборе. поле-
тов. старший начальник слушает, как
командир анализирует ошибки летчика,
сопоставляет его замечания со своими 38^
писями и выволами.
	Такой сепоеоб контроля работы команди-
ра дает возможность убедиться, насколько
умело он подмечает и аккуратно записы-
вает опгибки летчиков и насколько мето-
хически правильно анализирует недостат-
ки. Последующий разбор с этим команди“
ром методики его анализа и стиля работы
обычно лает хорошие результаты.
	Вылет командиров для контроля Sa par
ботой летчиков в воздухе целесообразно
применять, когда то или иное упражнение
выполняет группа в условиях, исключаю-
щих наблюдение с земли. Офицер-контро-
лер является старшим, по его команде
группа должна прекратить или повторить
упражнение. Контролер, не связанный
строем, залигмает такое положение в в0зду-
хе. при -котором ему удобно наблюдать
действия летчиков. Контролер должен про-
изводить краткие записи результатов на-
блюления на планшете, закрепленном Ha
колене.

Практика подтверждает, что только та-
ким способом можно обнаружить те или
иные ошибкм, допускаемые в процессе вы-
	тически приучает летчиков в возлухе сле
дить за своими действиями, фикеировать
в памяти весь полет от взлета до посадки.
После посадки летчик должен продумать
свои действия, проанализировать допущен-
ные ошибки. Докладывая командиру о ре-
зультатах полета, летчик обязан  подроб-
но рассказать об ошибках, BCEDBITh их
причины и указать, какие меры, по его
мнению, будут способствовать устранению
оптибок. Сопоставляя записи наблюдения
командира за полетом данного летчика ©
его личным анализом, командир делает
вывол и дает указания.
	Если командир подразделения внима-
тельно анализирует доклад летчика, вее-
сторонне, терпеливо и грамотно разъясняет
причины ошибок и лает исчерпывающие
указания о путях исправления этих оши-
бок, то, разумеется, и летчики подробно
будут все докладывать командиру. Тем ca-
мым авиаторы приучатея самостоятельно
анализировать свой полет. что для истре-
бителя имеет первостепенное значение.
	Иные командиры вместо глубокего анал
лиза и тщательного разбора только фик:
сируют. факты, например: «Вы опять сели
с перелетом. планировали на большой скд-
роети. Учтите, иначе в следующий pas
отетраню от полетов». В таком случае
летчик, не получив должного анализа и
исчерпывающих указаний, начнет искать
объяснения иногда у недостаточно компе-
тентных людей или просто «замкнется в
себе». Это, естественно. не будет способет-
вовать повышению боевого мастерства
авиаторов, ‘
	Чакие элементы, как полет по кругу,
работа на полигоне, пилотаж в зоне, груп-
повая слетанносеть на средних высотах,
допускают осуществление контроля с вем-
mH с подробной записью допущенных оши-

к.
	Организация такого контроля очень
проста. Необходимо лить назначить епе-
циального человека. который записывал
бы все, что товортр командир, неотрывно
следящий в бинокль за полетом.

Ё сожалению. прихолитея иногда заме-
	чать, что отдельные командиры, наблюдая
за полетом летчика, полагаются на свою
	Выруливание
Связь

Взлет

Набор — высота

DbicTp

Запро
бота

Резко
без.
20 км.
	Зона
	Вираж левый
Вираж правый
		Резко дает газ, мало поднял хвост, отрыв
без скорости
	Fi—s0 — 30 сек. Крен велик
H-}-25 — 35 сек. Крен мал
	зать большую помощь командиру в деле
обучения и воспитания летчиков.

В дневнике должны быть записи и тео-
ретической успеваемости летчика, и оши-
бок, допускаемых в процессе подготовки Е
полетам.
	Тажзя система изучения летного со-
става дает. возможность командиру 0бъ-
CRTHBHO и всесторонне оценивать по-
ложительные и отрицательные качества
каждого летчика, а следовательно, и при-
нимать нужные решения по исправлению
недостатков. Ибо в воспитании летного
состава, командиру нельзя полататься толь“
ко на общее впечатление. которое произ-
	водит тот или иной летчик. на елучайные
вапиеи.
	Следует заметить, что изложенная си-
стема контроля не претендует на исчерпы-
	  ввющую полноту. Она в том или ином ви“
	де существует везде. Ноэтому мы лишь по-
пытались вкратце произвести анализ не“
которых недочетов, которые допускают от-
дельные командиры в евоей практической
деятельности.
	Нужно иметь в виду, что только тща-
тельно продуманная и содёржательная си
стема контроля дает положительные ре“
зультаты в обучении и воспятании летно-
го состава, ведет к успешному выращива-
нию отличников боевой и политической
подготовки, первоклассных летчиков, спо-
собных успешно решать поставленные 38-
дачи перед частями о и подразделениями
Военно-Воздушных Сил Советской Aparna,

В. ДМИТРИЕВ,  ;
	Из такой записи видно что летчик
нормально запустил мотор, резко работал
тормозами при рулении, рулил быстро, по
радие  запрашивал взлег MHOTOCIOBHO,
включает свой передатчик, не проелуши-
вая работающие в это время станции. На,
взлете он резко дал газ, мало поднял
хвост, оторвалея без достаточной скорости,
на наборе высоты отклонялся от задачной
скорости в ту и другую сторону на 20 км.
На левом вираже вследствие несоответ-
етвия тяги с креном` потерял высоту. На
правом — 0 этой же причине наблал
	излишнюю высоту. Бремя виража 30—35
сек.
	По такой затиси можно совершенно точ-
Но, в соответствии с установленными нор-
	мативами, дать оценку каждого элемента
полета.

И паконед — ведение лневника
	командирами подразделений на каждого
летчика. В практике часто бывают случаи,
когда на вопрое о конкретных недостатках
того или иного летчика по элементам тех-
ники пилотирования командир ограничи-
вается общими фразами, вроде: «Иванов: ле-
тает неплохо». На каких конкретных фак-
тах основана ‘такая оценка, командир, не
ведущий учета своих наблюдений, разу:
меетея. сказать не может.
	Это происходит потому, что командир
конкретно не изучает свой летный состав.
	He ведет дневника на каждого летчика, где
была бы систематическая змтиеь наблюда-
	емых недостатков полета в тот или иной
	Вонтрольные полеты на двухместном
самолете приносят пользу лишь в том слу-
чае, если они выполняются в строго на-
меченные сроки, а поверяющий командир
всесторонне к ним подготовился. При этом
следует точно придерживаться установ”
ленных нормативов и давать объективную
оценку действиям летчика. Малейшая
отибка поверяющего офицера, его личная
неподготовленность в полету могут нане-
сти серьезный вред обучению летчика, де
зориентировать его и привести в повторе-
нию ошибок. которых он сам не замечает.
	Поверяющий, вылетая в воздух, должен,
кроме того, подготовиться для записи ре-
зультатов выполнения летчиком тех или
иных элементов полета. Если эте не еделяа-
но, то при заполнении летной книжки
оценка летчику будет ставиться на основе
общего впечатления от полета, а отдель-
ные элементы оцениваться «на-глазог”.
Разумеется, это не принесет большой поль-
зы летчику, и, по сути дела, контрольный
полет будет неполноценным.