СТАЛИНСКИЙ сокол
			Улучшаем качество
обучения
	Из гола в год улучшается качество 00у-
чения и воспитания курсантов в Батай-
ском авиационном Училище. Преподава-
тельский состав неустанно борется за от-
тичное усвоение обучаемыми программного
материала по каждой дисципливе.

Прививая курсантам интерес к изучае-
мому предмету, преподаватели раскрывают
превосходетво советской техники  перел
иностранной, говорят ‘о приоритете наших
соотечественников в области научных в
технических откоытий и изобретений.
	Воины-рационализаторы создают такие
наглядные учебные пособия, — которые
облегчают усвоение изучаемых предметов.
	Оеобенно большую работу в этом отнотие-
нии проводят тт. Мазур, Ткачев, валиенко,
Малкин и другие.

_ Для закрепления знаний, полученных
‘курсантами на занятиях, практикуется
‘систематическая тренировка на специаль-
ных тренажерах, макетах, агрегатах и ап-
паратуре. Обычно это делается в часы Ca-
` моподготовки.

Наши преподаватели ведут работу с
курсантами не только в клаюее, но и на
вэродроме. Так, офицеры Кармеджиди и
Шляпников используют на старте каждую
свободную минуту для углубления знаний
обучаемых. Преподаватели проверяют pac-
четы курсантов на вылет, помогают HM
успешно применить на практике теорети-
ческие знания, приобретенные в классах.

Преподаватели авизучилища, направляе-
мые командиром-единоначальником,  тру-
дятея над тем, чтобы готовить полнопен-
ные калры для Военно-Возлупеных Сил.

А. ЗБАРСКИИ.
	ЫСТАВКА
ХУДОЖНИКОВ-
АВИАТОРОВ
	Н-СКИИ АВИАТГАРНИЗОН. (Or наш.
корр.). Почти в каждом  авизподразде-
лении имеются свои художники-езмоучки.
Они принимают большое участие в оформ-
лении комнат политпросветработы, пишут
картины и портреты, украшают евоими по-
лотнами клубы и библиотеки. Лучшие
произведения художников-авнаторов были
выставлены для обозрения в Доме офице-
ров.

Сержант Раковский нарисовал портреты
вождей большевистской ‘партии и Coper-
ского  тосударетва В. И. Фенина и
И. В. Сталина. Рядовой Пурсуль нарисовал
авиатора-комеомольца — за оформлением
стенной газеты. На другом полотне изобра-
жен часовой, стоящий на поету. С инте-
ресными произведениями выступил на вы-
ставке талантливый художник офицер
Расторгуев. Особенно запоминается ere
картина «Вил Кремля».
	Из мастеров резьбы по дереву наиболее
удачно дебютировал на выставке сержант
Зинин. Многие его работы выполнены. с
большим мастерством.

Много интересных работ представили
члены семей военнослужащих. Тов. Булы-
гина вышила портреты Ленина и Сталина,
а тов: Цибуля — панно. Несомненный ин-
терес представляют аппликации А. Федо-
ровой.
	Выставка показала, что среди авиаторов
имеется много способных ХУДОЖНИКОВ. Надо
только с ними повседневно работать, оказы-
вать им необходимую творческую помощь
К сожалению. работники Н-ского политор-
тана вспоминают о художниках только на-
кануне очередных выставок.
	Недостаточным вниманием к творчеству
художников можно объяснить и то, что на
выетавке чрезвычайно скупо была пред-
ставлена авиационная тематика.
	Новые книги
	П. А. ШАРИЯ. «0 некоторых вопросах
коммунистической морали». Госполитиздахт,
1951 г. стр. 279. Цена 6 руб. 25 коп.
	Б книге девять разделов, в том чис-
ле: «0 домарксовеком понимании мора-
ли», «0 месте этики в маркеизме-лениниз-
уе», «О маркеистеко-ленинеком  понима-
нии морали», «О некоторых чертах м9-
ральното облик» советокого Человека»,
«0 значении морали при постепенном пе-
реходе от социализма к коммунизму»,
«Вритический обзор некоторых  вовфемен-
ных буржуазных концепций морали».

Л. САВЕЛЬЕВ. «Бдительность — наше
оружие!». Военное издательство Военного
Министерства Союза ССР. Москва, 1951 r.,
стр. 95. Цена 1 руб.
	брошюре три раздела: «Советекий (0-
юз и капиталистический мир», «Подрыв-
ная деятельность разведок американо-анг-
лийских поджигателей войны», «Строго
хранить военную и государственную тай-
ну».

Евгений ЮНГА. «По следам моряков».
(Из дневника специзльного корреспонден-
та). Военно-морское издательство Военно-
Морского Министерства Союза СР, Мо-
expa, 1951 г. Цена 6 руб. 60 коп.
	Автор рассказывает о подвигах  совет-
ских моряков в дни Великой  Отечествен-
ной. войны. В книгу включены рассказы:
«В енегах пол Москвой». «На пути к мо-
рякам», «Возле самого Сталинграла», «На
Черном море», «В 1945 году» и другие.
	А. КУЗНЕЦОВ. «Создание Китайской На-
родной Республики — великая победа
китайекого народа». Госполитиздат,
1951 г.. стр. БТ. Цена 60 коп.
	Автор брошюры рассказывает о натио-
	нально-освободительном движении в Ви-
Tac, о войне китайского народа против
японеких империалистов, © борьбе китай-
ского Hapola против гоминдановекой реак-
ции и’американского империализма, 06
экономическом и культурном строительетве,
а также о международном положении Ёи-
тайской. Народной Республики.

Николай ГРИБАЧЕВ. «Непокоренная Во-
pea». Стихи; «Советский писатель», Мо-
еква. 1951 г. стр. 75. Цена 2 руб.
	Поэт в евоей гпиге расеказьвает о мир-
ном труде корейского народа накануне
войны и о мужестве и тероизме корейского
народа в дни войны с американо-антлий-
екими интервенциониетекими войсками.
	Умело и широмо
	Родина, дает авиаторам  первоклаесную
технику. Чтобы умело эксплуатировать
эту технику, выжать из нее все, что она
может даль, необходимы разносторонние
знания, хорошая специальная подготовка
воинов. Вот почему такое большое значе-
ние приобретает в настоящее вемя широ-
кая пропаганда достижений самой пере-
довоЙй в мире! воветекой авиационной науки
и. техники,

Значительных успехов в распростране-
	тия авиащионных знаний  добилиеь в
Ц-екой части. Здесь регулярно читаются
лекции, проводялея доклады и беседы 0
	приорителе отечественных ученых в обла-
сти авиации, о выдающихся заслугах cor
ветеких конструкторов — создателей со-
временных самолетов. При этом 060бо под-
черкиваетея руководящая роль больше-
виетекой партии и ее гениальных вождей
Ленина и Сталина в строительстве и укре-
плении могучего советского Воздушного
Флола.

Так, например, недавно воины проелу-
шали лекции на темы: «Ленин и Сталин
— создатели советекой авиации», «Отече-
ственная авиационная наука и техника—
самая передовая в мире», «А. Ф. Можай-
екий — творец первого самолета», «В. 9.
	Циолковекий — основоположник теории
реактивного движения». «Любить и 0е-
речь самолет — святой долг авизтора» и
тругив.
	Летчики, техники и механикя проявля-
ют большой интерее к лекциям. Особен-
ным ‹ успехом пользуются выступления
офицера Гузовекого, который умеет глубо-
ко и доходчиво осветить различные вонро-
сы авиационной науки и техники.

Командир умело руководит  лекдионной
работой. Активное участие в раепростра-
нении авиационных знаний принимают
партийная и комсомольская  ортанизации.
Они часто обсуждают вопросы, связанные
с пропагандой авиационной науки и тех-
ники. Партийная организация помогает
командиру добиваться того, чтобы кажлый
воин неустанно совершенетвовал знания;
расширял свой теоретический кругозор.

Пе. решению бюро в подразделении было
проведено партийное собрание © вопросом:
«Авангарлная роль коммунистов в изуче-
нии авиажионной техники».  Веесторонне
обсудив этот вопрое, вобрание в то же
время наметилю ряд мероприятий, направ-
ленных на улучшение пропаганды  дости-
жений науки и техники, популяризации
опыта отличников.

Партийная организация оказала помопть
командиру в подготовке и проведении ве-
чера по обмену опытом лучших механиков.
На, нем се локладом о замечательной говет-
ской авиационной техняке выступил инже-
нер. Затем отличники раесказали о своих
методах работы.

Пропатанда авиационных знаний  помо-
гает воинам подразделения повыеить тех-
ническую культуру, улучшить качество
подготовки самолетов в полетам. Отрадно
отметить, что число отличников учебы
здесь в последнее время значительно уве-
лИчилоеь:

Большое внимание в Н-ской части уде-
ляют планированию мероприятий по рае-
‘пространению авиационных знаний. В пла-
‘нах предусматривается использование са-
уых разнообразных форм атитационно-
‘массовой и пропатанлиетской работы.
	На днях в Нжкой авмачасти состоялось
Комсомольское собрание е повесткой дня
«Реликие стройки коммунизма». Секретарь
первичной комсомольской организации
техник-лейтенант Рожков . совместно с
членами комсомольского бюро тщательно
пролумал план проведения собрания.

В подготовке к собранию приняли уча-
стие все комсомольны: одни готовили кар-
ту нашей Родины, другие — монтаж о ве-
ликих стройках, члены комсомольского
бюро проводили беседы е молодежью.

С локладом выступил работник полити-
ческого отлела. Доклад был прослунан ©
	WIM вниманием.
	ВИ: советских BOMUCB

<^ образцом в политико-
	и безусловно знать
военное тело. «Чтобы
	(К 5-летцю со дня смерти М. И. КАЛИНИНА)
		Лруг и. наст
	Сегодня исполняет-
ея пять лет ©0 дня
	смерти выдающегося
деятеля большевист-
	ской партии и Советекого государства,
верного ученика и соратника В. И. Ленина
и И. В. Сталина — Михаила Ивановича
Калинина. Извещая о смерти М. И. Кали-
нина. ЦК ВКП(б). Совет Министров CCCP
и Презилиум Верховного Совета CCCP
писали:

«Вея кипучая жизнь и нлодотворная
деятельность товарища ВАЛИНИНА, вели-
кого революционера и строителя социали-
стического государства — пример беззавет-
ного служения народу и глубочайшей пре-
лзнности Родине. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
КАЛИНИН своей верностью ‘делу Ленйна—
Сталина, своей близостью в Народным мае-
сам и глубоким пониманием их интересов,
своей неустанной заботой о благе народа
заелужил искреннее уважение и горячую
любовь-веех трудящихся».

Вею свою жизнь Михаил Иванович отдал
бопьбе за счастье ‘трудового народа. С ран-
них лет встав на путь революционной
борьбы © самодержавием, за освобождение
трудящихея OT капиталистического Фаб-
ства, тов. Калинин вместе с В. И Лениным
ий В Сталиным настойчиво  боролея‘ за
строительство нашей партии, за создание

- фепление первого в’мире Советекого
‚„/диалистического государства.

_— В марте 1919 года, после’ смерти
Я. M. Свердлова, no предложению
В. И. Ленина Михаил Иванович Калинин
избирается Председателем ВЦИК. Рекомен-
дуя его на этот высокий пост государствен-
ной деятельности, В.И. Денин говорил, что
это вылающийея паугийный работник ион
сумеет возглавить выютший ортан советской
власти, что кандидатура тов. Калинина
уловлетворяет веем ‘уеловиям.  Выходец из
крестьян и рабочий по. положению; ‚Михаил
Иванович в своем лицё как бы олицетво-
рял союз рабочего класеа и крестьянства.
	Михаил Иванович Калинин был пламен-
ным патриотом’ своей Родины, великим сы-
ном великого русского народа. Он бессмен-
но 27 лет руководил верховным органом
Советского государетва. Верный  ленинец,
он не мыслил себе жизни вне борьбы за
коммунизм. за дело Ленина Сталина. «Вея
история моей жизни, — говорил тов.
Калинин. -—— а по существу и вся история
рабочего клаеса заключается в том, что мы
жили и боролись под руководством Ленина,
Сталина». 3 ‘

Советский народ знал Михаила Ивано-
sida Калинина не только как выдающе-
гося ‘государетвенного _ деятеля, но и Kak
пламенного поопагандиета идей марксизма-
ленинизма. Самые сложные вопросы он
умел донести до глубокого сознания своих
слушателей. “на простых примерах обыден-
ной жизни убедить ‘аудиторию в справед-
дивости своих суждений, своих мыелей.
Именно таким его помнят народы нашей
страны, таким его знали воины Вооружён:
ных Сил етраны воциализма. }

_Ведя большую государственную и чар-
тийную работу, воспитывая трудящихся в
духе любви к. социалистической Родине,
партии большевиков, М. Й. Валинин актив-
но участворал в создании Советской АВмии,
в. её непрерывном укреплении, в воепита-
ния военных кадров. Он являлея ‘близким
другом и заботливым наставником совет-
еких воинов. р

Отношения М. И. Калинина к Советской
Армии и армии к Михаилу Ивановичу ярко
отражены. в приказе. Реввоенсовета респуб-
лики от 1925 года в связи с его Б0-лети-
ex. B этом приказе говорится о «глубоком
уважении и братской любви Рабоче-кре-
стьянской Армии к Всесоюзному старосте»
и подчеркивается, что <...участники граж-
данской войны помнят, как в тяжелые годы
борьбы при посещении‘ Михаилом Ивано-
вичем боевых фронтов вливалась бодрость
в ряды краеных бойцов и. вера в конечный
успех рабоче-крестьянекого дела».

После окончания гражданской войны
тов. Калинин отдавал все свои силы и весь
свой богатейший жизненный опыт делу
победы социализма в нашей стране, делу
укрепления ‘мотунеетва Советского ^госу-
	пропаганде рук
	Широко и Умело шрименяют здесь и
средства наглядной агитации. В комнатах
политпросветработы на видных местах раз-
мещены плакаты и лозунги. призывающие
летный и технический состав неустанно
изучать авиационное дело. Стенлы и мон-
тажи ярко отражают путь развития ‘отече-
ственной авиации. На них представлены
материалы 06 А. Ф. Можайском, построив-
шем первый в мире’ самолет. Приведены
данные о жизни и деятельности  выдаю-
щихся советских ученых и конструкторов,
трудами которых созданы замечательные
самолеты и моторы. Имеютея также доку-
	менты, рассказывающие о б0евых подвигах
наших летчиков в годы Великой  Отече-
ственной войны.

На етоянках самолетов вывешены пла-
каты и транепаранты. Они напоминают
авиаторам об их долге —Й отлично знать
	технику. ‘умело экеплуатировать и сбере-.
	Path tc.

Серъезную роль в распространении авиа-
цпионных знаний и передового опыта играет
етенная печать. В «боевых листках» и
стартовках подробно рассказываетея о ме-
тодах труда лучших авиаторов. На приме-
рах этих воинов здесь убедительно пока-
зывают. что налиа техника в умелых ру-
ках творит чудеса. . .

В одном из полетов летчики Малков и
Логинов отлично выполнили учебные зада-
ния. Ценный опыт передовиков немедленно
нашел свое отражение на етраницах «бее-
вых листков», Особенно была подчеркнута
мысль, что именно безупречные теоретиче-
ские знания и твердые практические на-
BhInn обеспечили летчикам уепех в полете.
	Действенной формой пропаганды авиа-
ционных знаний и передового опыта явля-
ются технические конференции. Большую
пользу воинам Н-окой части принесла, на-
пример, конференция на тему «Особенно-
сти эксплузтации авиационной техники в
весенне-летних уеловиях». Содержатель-
ный локлад сделал офицер Тимошин. On
дал авиаторам ряд ценных практичееких
советов.

Большим подепорьем в деле раепроетра-
нения ариационных знаний являютея X0-
рошо оборудованные технические классы.
Здесь авиаторы могут изучать самолет и
лвитатель, пользуясь макетами агрегатов и
приборов. мноточиеленными схемами, диа-
	граммами. плакатами. Влаесы стали лю-
	бимым местом для самостоятельной учебы
воинов.

Пропаганлой достижений советской
авиационной науки и техники постоянно
занимаютея клуб, библиотека,  радиоузел.
В клубе часто демонстрируются  научно-
популярные фильмы. В библиотеке имеется
большое количество книг по авиационным
вопросам. По местному радио регулярно пе-
релаются статьи 9 налиих славных летчи-
ках, 06 их подвигах в годы Великой Оте-
чЧественной войны, об успехах воинов-авиа-
торов в дни мирной учебы.
	Использование всех Форм пропаганяы
звиационных  ананий. и популяризация
опыта отличников помотгалот воинам Н-ской
части успешно решить главную задачу —
в совершенетве овладеть авиатехникой, 06-
	разцово эксплуатировать и заботливо с0е-
регать самолеты.
Гвардии капитан Д. ЗАИКА.
	С чувством величайшей гордости ва свою
прекрасную Родину говорили комсомольцы
о том, как советекий народ вооружает но-
востройки коммунизма.
	— Лучшим ответом на теронческий труд
советского народа, — ваявили воины-
авиаторы, — будет нала отличная учеба.

Комеомольское собрание, посвященное
ветиким стоойкам коммунизма, сыграло
	большую роль в воспитании молодежи в
духе илей советского патриотизма, зв духе
любви и Иреданности великому вождю
и учителю товатишсу Сталину.

Лейтенант Ю ЕМЕЛЬЯНОВ.
	щение устойчивости малины роело у лет-
чика все больше. и больше, вытееняя бо-
явнь малых скоростей.

Для Лемидова этот мастерски расечитан-
ный командиром полет был своеобразной
лестницей, где каждый разворот напоминал
собой определенную ступеньку.  Робко
поднявитиеь на первую из них, летчик,
вдруг увидел, что его опасения были на-
прасными. Поэтому на вторую ступеньку
он взошел более релтительно. И так, от раз-
ворота к развороту летчик Демидов, ведо-
мый тверлой и одновременно чуткой ру-
кой командира, все смелее и смелее похнит
мался по этой, лестнице, неуклонно при-
ближаяеь к желаемой цели...

— Товарищ твардии . старший  лейте-
нант! Полетное задание вылюлнено. Разре-
WATS получить замечания, — доложил
твардии лейтенант Демидов после возвра-
щения самолетов на свой аэродром.

— Замечаний у меня нет. В строю дер-
жались хороню, — отвечал командир.

— А на первом развороте... — начал
было Демидов.

— Вы во-время заметили свою ошибку
и грамотно устранили ее, — протоворил
Кирьянов.

Хотя у Демидова были некоторые опгиб-
ки не только на, первом развороте, все же
командир решил не говорить о них.

Взглянув на лицо Демидова, Кирьянов
понял, что летчик добилея в полете
вамого главного -— вернул веру в себя и в
свой самолет. Й лля того. чтобы укоепить
	в нем это драгоценное чувство, командир

сказал:

— Вы снова в строю наних лучших
летчиков!

Слова командира —= умелого учителя и
чуткого воспитателя, отличника боевой и
политической подготовки Михаила Федоро-
вича Кирьянова не были преувеличением.
Двумя днями позже этого полета подраз-
леление Кирьянова участвовало в выполне-
пил более сложного задания. За отличные
действия на всех этапах полета экилажи
получили благодарность. Для гвардии лей-
	тенанта Лемихова это было первое поош
ние после значительного перерыва.
	Подполковник М. МАКОВЕЕБ.
	GBHAWNOHHDIG Знания
	СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
	действительно воспитывать, для этого Над
не только хорошо знать 0806 ACO, HO
иметь еще чистую душу... Ведь воепита-
тель влияет. на ‘воспитуеных He TOIBEO
тем, что дает им определенные знания, HO
и своим: поведением, образом жизни, oTHO-
шением к обыденным явлениям», —— TOBO-
рил Михаил Иванович; обращаяеьв & 10-
литработникам.

Бесстралиие в борьбе за’ дело Денина—
Сталина. — наставлял М. И. Калинин, —
это первейшее качество коммуниста. On
воспитывал У воинов непреклонную волю
к победа, учил ‘солдат иофиперов тому, что
коли началась борьба, то для победы ни-
чего нельзя жалеть, нельзя жалеть и с4-
мой жизни. При этом он подчеркивал, что
«Нельзя умирать пассивно, без самой ог-
чаянной борьбы. И если действительно по-
надобится умирать, то надо это делать Tak,
чтобы отдавать в боем свою кровь каплю
за каплей и чтобы до последней капли
крови пулемет в руках бойца разил врага».
	Посещая воинские части. выетупая И
ред личным составом, беседуя с офицерами,
сержантами на собраниях и приемах,
М. И. Калинин постоянно напоминал вои-
нам о необходимости евято выполнять в0-
инекий долг. не убаюкивать себя успеха-
ми. а неустанно совершенетвовать боевое
мастерство. не бояться трудностей, а 3а-
халять еебя, упорно и настойчиво овладе-
вать новой боевой техникой.

Современная война, указывал Михаил
Иванович, требует от бойца огромного мо-
рального напряжения. Но главное — она
требует умения владеть оружием, ‘умения
наиболее эффекливию  иепользовать его В,
борьбе е врагом; она требует беззаветной
храбрости в сочетании © обмотритель-
ностью опытного бойца и, наконец, физи-
‘ческой выносливости, лорхости. Он сове-
товал научиться мастереки владеть раз-
`нообразными техническлями средствами, по-
стоянно повышать свои военные и поли-
тические знания. :

Крепкая воинская дисциплина, является
залогом всех успехов в боевой и политиче-
`екой подготовке Эту мыель неоднократно
подчеркивал М. И. Калинин. Он требовал
от военнослужещих твердого знания устав-
ных требований и точного их выполнения.
0собое внимание обращал Михаил Ивано-
вич на беспрекоеловное выполнение подчи-
ненными всех приказов и распоряжений
командиров и начальников, на строгое ©0-
блюление установленных в армии порядков.
«Мы требуем проведения строгой дисцияли-
ны, — говорил М. И. Валинин на приеме
комеомольских работников  Советокой А?-
мии. — Это понягне, потому что каждая
аригия только до тех пор и являетея ар-
мией, пока она дисциплинирована, пока ее
ряды плотно еомкнуты».

Огромное значение М. И. Калинин при-
давал воспитанию воинов на боевых тра:
дициях ий подчеркивал, что. это серьезный
фактор воспитания. Он учил, что каждый
полк должен иметь евою писаную ието-
рию, чтобы каждый новобранен, придя в
полк, знал не только его номер, но и всю
боевую историю, всех ето героев и боевые
награды, вее его победы на ‘соревнованиях,
чтобы он горлилея своим полком и повеюду
отстаивал его честь. ,

Много внимания уделял М. И. Калинин
авиации, ее развитию, воспитанию ее кад-
ров. Вместе с товарищем И. В. Сталиным он
не раз приеутствовал при осмотрах пер-
вых образцов самолетов советских конет-
рукторов, делал свои замечания, одобрял
смелую инициативу летчиков. Успехи ста-
линских соколов всегда радовали Михаила
Ивановича.

«Я. товарищи, думаю, что боретьея
успешно за коммунизм — эте значит итти
an Сталиным». говорнл М, И. Калинин.
Эти замечательные слова повторял и по-
вторяет каждый советекий воин. каждый
гражданин страны социализма, строящий
пот руководством великого Сталина

светлое злание коммуниьма.
	Полполковник А; САМАРКИН.
	Предъявив к Демидову конкретные тре-
бования, командир в то же время пони-
мал, что практические меры воздействия
на летчика должны быть умелыми, гибки-
ми. Командир сознавал, что процеес пре-
одоления недостатка нелегкий.

Предварительная подготовка в  очеред-
ным полетам проходила в подразделении
твардии старшего лейтенанта Кирьянова
обычным порядком. Но командир уделял
внимание новому летчику несколько боль-
ше. чем остальным ем товарищам. Всю
полетную документацию й все расчеты
Демидов приготовил быстро и правильно.

Самолетам предстояло пройти по лома-

ному маршруту. При этом на разворотах
гвардии лейтенант Демидов должен был
непременно оказываться внутренним ведо-
мым. :
— Товарищ гвардии старший лейте-
нант, зигзатообразный маршрут выбран
для меня? — смущенно спросил Демидов
командира,

— Нет, не только для ваю, — для ‘всех
нас.. А вы, что. поворотных пунжтов по-
	баиваетесь?
— Злесь, на земле, я не боюсь их, а там
	— с некоторых нор...

— Вам договорить даже неудобно? —
продолжал. командир.— На всех допусти-
мых скоростях наши машины в любом т-
лете вполне устойчивы, й это вам хоропю
извеетно. А что касаетея ватиего случая, то
он был результатом ошибки в пилотиро-
вании.

Они подошли к класеной доске. Кирья-
нов взял мел и начал чертить на ней.

— Смогрите, -—— сказал он. — В пре-
стоящем полете скорость ведущего само-
лета вполне, как. видите, обеспечивает
нормальный ‹ разворот всех, следующих за
	ним мапитн, независимо от их места в
строю. Поняли?
	— Понятно. ‘товазиш твардии старттий
	леитенант.
День был солнечный, видимость —
	отличная. Следуя по маршруту, вомандар
	дарства и его Вооруженных Сил. С лю-
бовью и заботой решал он сзмые различ-
ные. вопросы, связанные с укреплением
обороноспособности СССР. с защитой его от
посягательетв со стороны империалиети-
ческих хищников. В своих выступлениях
перед бойцами ‘и командирами армии он
неоднократно подчеркивал. что междуна-
родная обстановка  повелительно требует
ог советеких людей всегда быть на чеку.
«Вее, кому дорог коммунизм как ‘обще-
ственная система. — говорил М. И, Кали-
HHH. — на основе которой они желают
жить. должны эту систему укреплять,
должны‘ за нее бороться».
	В годы Великой Отечественной ^ войны
Михаил Иванович огромное внимание при-
давал - политико-моральному состоянию
армии: требовал от командиров и полит-
работников всемерно развивать политиче-
ское ‘сознание. личного состава. Он учил
советских воинов” всеми силами души
ненавидеть врага, воодушевлял их на ио-
двиги во имя победы. Он умел нести в
войска илеи‘и призывы великого Сталина,
‘ярко и доходчиво разъяснял справедливые
и возвышенные цели освободительной борь-
бы советского нарола, веелял веру в неиз-
бежноеть нангей побелыг над врагом.
	нин, 060бая армия, она не похожа ни на
одну из нынешних буржуазных армий, HU
на армию царской Роесии. В ней нет
классовых противоречий между солдатами
и офлцерами. Вее воины нашей афмии —
сыны трудящихся страны социализма, и
  это являетея незыблемым фундаментом ее
  мощи.   Советский о воин — полноправный
рун своей страны. выполняющий
почетную обязанность защиты социалиети-
  ческой Ролины.

Советекая Армия, говорил М. И. Kaaa-

Армия и народ в Советекойи стране жи-
вут одними мыслями и чувствами. Партия
большевиков и ее высокие идеи духовно
объединяют армию и народ. Цодчеркивая
‘эту мысль, М. И. Калинин отмечал, что
наши солдаты и офицеры не только инте-
ресуются . жизнью в родных местах, He
только мысленно переживают все, что про-
исходит на родине, но, по мере возможно-
сти, участвуют в местных делах и, в 1о-
давляющем большинстве  случаев,, участ-
вуют плодотворно. Армия крепко любит
Ролину и не может не любить, ибо по-
сточнно осязает ее как бы своими  собет-
венными руками. Каждый воин Советской
Армии — активный строитель коммунизма.
	«Вы только вникните в сущность 650-
ero дела: вам поручено охранять и укреп-
лять социалистическое государство! В
мире не было и нет более почетного пору-
чения, чем поручение укреплять и разви-
вать: социалистическое государство, ибо
это и есть непосредственная дорога K KOM-
мунизму», — говорил Михаил Иванович,
обрашаясь-к советским воинам.

Советский патриотизм, порожденный 0х7
  тябрьской социалистической революцией,
является движущей силой mamero обще-
ства. Михаил Иванович Калинин, высту-
пая перед: воинами, перед молодежью . на-
шей страны, всегда показывал эту могу-
чую силу патриотизма, его решающее
значение в обеснечении всех побед. Он
учил; что источник патриотизма COBETCKO-
ro человека — это любовь к Родине, Е
своёму народу, к своей культуре и быту.
i великая сила поднимала и HOX-

нимает всегда советских воинов На ге-
роизм, на подвиги. Воспитание советских
воинов. в лухе животворного советского
патриотизиа проходит красной нитью че-
рез все выступления М. И. Калинина.
	М И Калинин предъявлял большие тре-
бования к командному составу и, в част
ности, к политработникам Советской Ар-
мии. Он подчеркивал, что политработники
всех степеней как воспитатели должны
уметь не только произносить хорошие ре-
чи. Не только разъяенять бойцам возни-
кающие у них вопросы, но и быть для них

— Гвардии лейтенанта Демидова я ре-
шил перевеети в ваше подразделение, —
сказал командир части вошедиему в ето

кабинет офицеру.
— Я сльзпал об этом решении, товарищ

гвардии подполковник.
— Тем лучше. Значит, успели  вее 0б-
	думать.
— Для меня, товарищ гвардии подлюл-
	i т

ROBHIM, ясно пока только одно: ile
MHIOB недостаточно верит в свои CIIO-
COOHOCTH.
	— Совершенно верно. И вам теперь нал
лежит помочь ему укренить веру в свои
силы. .

— Ilo своей. натуре гвардии лейтенант
Демидов — человек, мне кажется, нееколь-
ко инертный. И это обетоятельетво 3а-
трудняет мою задачу, — заметил коман-
дир подразделения офицер Кирьянов.

— Чем сложнее задача, тем почетнее. до-
биться ее решения, — проговорил, гвардии
поллолковник. — Словом, помочь Демидо-
ВУ стать хорошим летчиком — дело ва
шей командирскей чести, товарищ гвар-
Дии старший лейтенант

— Слушаюсь, товарищ гвардии поднол-
КОвНИК!

Командир чаети был удовлетворен раз-
говором с офицером Кирьяновым. Ему й0-
нравилось то, что ЁВиарьянов правильно
определил основную трудность, которую
придется ему преодолеть в работе е Деми-
довым. Молодой, еще окончательно He
сформировавшийся авиатор в результате
неудачного полета решил, что у него нет
Всех тех данных, которые необходимы лет-
чику. И для того, чтобы помочь офицеру,
командир при выборе мер воздействия 90я-
зан был учитывать индивидуальные  960-
бенности его хараклера.

Па другой день гвардии лейтенант Де-
Милов представилея евоему новому коман-
диру.

В гвардейскую ‘часть молодой офи-
пер Демидов пришел из летного  учили-
ша. Здесь ето быстро ввели в строй опыт-
ные командиры. Первые самостоятельные
	полеты гвардии лейтенанта Демидова неиз-
менно получали высокую оценку. Летные
способности у молодого звиатора была
бесспорными. Однополчане возлагали на
молодого офицера большие надежды и бы-
ли уверены, что B недалеком будущем
Демидов вырастет в незаурядного летчика.

И варуг после одного из полетов гвар-
дии лейтенант Демидов изменился. А про-
изошло это’ следующим образом. Из-за
ошибки в технике пилотирования сам9-
лет Демидова на вираже сорвался в 1Што-
пор. После одного витка самолет, в резуль-
тате негочных действий летчика, перешел
в штопор обратного направления, но затем
все же был благополучно выведен из не-
ro.
Факт срыва в штопор по вине JeT-
чика-——еам по себе серьезная ошибка. Ох-
нако еще более неприятными оказались его
поелелетвия. Владимир Демидов поеле это-
го случая начал побаиваться малых скоро-
стей полета. Такая боязнь 060бенно сильно
проявлялась у летчика при полетах в Co
славе. группы. Совеем недавно умевлтий
хорошо держаться в любом строю, Де-
милов. вдруг. утратил это необходимейшее
для военното летчика качество. Он стал
нарушать порядок следования самолетов—
то вырывалея вперед, то отваливал oT
группы в еторону.

Преодолеть без посторонней помощи по-.
явивщуюся боязнь малых скоростей моло-
дой авиатор, вилимо, не мог.

— Не произойди со мной тот случай,
я и теперь бы летал, как следует, — гово-

рил Демидов.
— Вполне возможно, — согласилея ©
	т pe
ним Кирьянов. — Но у вас могло 9ы итти
men PTAIEA ТО КАКОГО-НИбУЛЬь Гого Не-
	pce гладко до какого-нибудь другого не
приятного случая в воздухе. А там бы-

ns.
	10 бы то же самое, что и сейчас. Бы
потеряли уверенность, что можете
безопасно пилотировать На малых ско-
	poctax, Поборите в себе это неверие—00-
яань перел малыми скоростями, —и к вам
вернется мастерство. Вы сумеете летать в
тюбом строю. выполнять любые задания.
	частенько бросал взгляд На самолет свое-
то ведомого .— гвардии ‘лейтеналта Деми-
дова. На прямой он уверенно’ держался в
строю. Однако перед первым же разворо-
том. стремясь создать условия для увели-
чения скорости в момент его выполнения.
Демидов  переусердствовал. On чересчур
удлинил дистанцию, хотя в этом не было
никакой необходимостя. -

Ведущий произвел’ первый разворот
очень осторожно и плавно, в небольшим
креном, HO на относительно высокой еко-
рости. Такой разворот был выполнен сие-
циально для Демидова, чтобы тот’ оконча-
тельно понял и вновь ощутил полней-
шую безопасность выполнения этого эле-
	мента.

Из разворота Демидов вышел. несколько
отставигим от групны, к которой он, прав-
ла. быстро пристроилея.
	На втором поворотном пункте мартирута
твардии старигий лейтенант Кирьянов по-
ступил несколько иначе. Здесь он произво-
лил разворот уже с больнгим креном. Де-
мидов же, учтя свою чрезмерную  нере-
страховку перед первым разворотом, на
этот раз выдержал заданную дистанцию
д интервал.  Преднамеренное = изменение
ведущим на втором. развороте своих дей-
ствий позволило ведомому выполнить дан-
НЫЙ элемент лучше.
	Но главный успех состоял все же в
другом. Строго выдержав дистанцию и ин-
тервал на развороте, Демидов в то же вре-
мя с радостью, точно впервые в жизни,
почувствовал всем своим существом, что
ето самолет держится в воздухе столь же
устойчиво, - как и на <амых больших ско-
ростях. Подобное ощущение укрепляет ве-
ру в машину, в ее возможности. Именно
на пробужление такого чувства У Демидо-
Ba Hw налеялея ето командир.
	В последующих разворотах №ирьянов по-
немногу убавлял скорость, постелетно при-
лижая ee к минимально допустимой.

Демидов же, у которого после второго pas-
	ворота. появилась большая уверенпость, И
	не подозревал 0б этом. уменьшения CKO-
рости были столь незначительными, что
петчик, елва замечал их. Между тем ощу-