7 июня 1951 г., № 131 (1973).
	сокол
	8 ТАЛИНСК
	КОМСОМОЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
		ЗАТЕИНИКИ
	Й уже — азарт:
	ПЕННАЯ ИНИЦИАТИВА
	Тематические  во- х Н. Российского, Ф. Ко-
чера, посвященные Вечера, посвященные трудовым валева, В. Борина,
вопросам  коммуни- успехам советского народа Д. Осъкина и других.
стического етрои- х Тут же снимки a

тельства в Нашей строительных работ
стране, регулярно проводятся в Невой   по сооружению Сталинградекой, Куйбы-
авиачасти. ‘Застрельщиками этих меро“   шевекой, Ваховекой гилроэлектростанций,
	приятий являютея комсомольцы. Недав-
но один из таких вечеров был посвящен
теме «Советекий народ строит коммунизм».
С докладом выступил секретарь комсомоль-
ской организации, который рассказал о
том, как трудящиеся нашей страны пох ру-
ководетвом большевистской партим ¢ BHTY-
зиазмом претворяют в жизнь величествен-
ную программу коммуниетического
строительства,  начертанную товарищем
Сталиным в речи 9 февраля 1946 года. —

С большим вниманием присутствующие
на вечере выслушали выступление азиато-
ра старшего сержанта Филатова. расеказав-
шего о первом в мире советском заводе-
автомате по производству автомобильных
деталей,

— Советские люди, — сказал он, —
поистине творят чудеса. Мир еще не знал
того, чтобы сотни механизмов, приспоеоб-
хений, устройств, моторов, многие сотни
штук всевозможных реле,  контакторов,
микровыключателей, километры проводов,
соединенных воедино, почти без вмешатель-
ства человека металлическую болванку пре-
вращали в точную автомобильную деталь.
Завод сам плавит металл. обрабатывает его
и упаковывает готовые поршни. Какой ги-
гантекий процесе продельвается без при-
менения человеческих мускулов!  Авто-
маты выполняют не только. самые сложные
‚производственные операции, но_и контроли-
руют твердость металла, точность токарной
обработки деталей, точность веса, точность
геометрических линий. Производительность
завода-автомата в девять раз превышает
производительность обычных заводов.

Авиатор Галимов рассказал о трудовых
подвигах нефтяников Ишимбая, тов. Ше-
пель — 0 достижениях трудящихся ленин-
традеких предприятий,

Вечер прошел активно и оставил боль-
ое впечатление у воинов-авиаторов.

..В комнате  политико-просветительной
работы на видном месте лежит любовно
оформленный альбом «Великие победы
	строителей коммунизма». В альбоме не-
сколько разделов. каждый из которых pac-
сказывает о замечательных победах рабо-
чих, крестьян, деятелей науки и культуры
Советской страны в послевоенные годы, На
первых листах наклеено Сообщение Госу-
ларственного планового комитета СССР и
Центрального статистического ‘управления
CCCP 96 итогах выполнения четвертого
(первого послевоенного) пятилетнего плана,
а дальше — фотографии, вырезанные из
газет и журналов. показывающие трудовой
героизм народов Советского Союза, Здесь
мы вилим табогы по восстановлению Те-
	NR Аа, ЧЕТ РР:

{ лавного Туркменского, Волго-Донского ка-
Halos,

Весьма поучительные примеры подобра-
ны во втором разделе альбома «Техника
для великих строек коммунизма». Вот чудо
техники — шагающий экскаватор «ЭШ
14/65», построенный главными умельцами
Урала — рабочими и инженерами Урал-
машзавода. Он заменяет труд 7 тысяч зем-
лекопов. Вог мощный земенаряд, создание
советской технической мысли, способный в
час. намыть тысячу кубометров породы. Он
заменяет ручной труд 35 тыеяч рабочих и
силу 15 тысяч лошалей...
	В свободное время `воины-авиаторы
собираются в комнату политиросветрабо-
ты. Они раесаживаютея вокруг стола,
	и комсомолец Разумовский начинает рас-
сказывать о хозяйственных успехах социа-
листической Родины. Каждое свое слово он
полкрепляет примером. иллюстрацией из
	альбома.
А недавно тут был проведен Be
чер. посвященный участию  советекого
	народа в сооружении великих строек KOM-
мунизма. В своем выступлении член
ВЛКСМ. Гаврильчев говорил об участии кол-
хозников Заволжья в сооружении великой
стройки на Волге. Труженики сел и дере-
вень Ульяновской и Куйбышевской ‘обла-
стей выполнили На строительстве „железно-
дорожной трассы к будущей плотине гид-
роузла около 240 тыс. кубометров земля-
ных работ. Колхозники Ставрополья за ко-
роткое время проложили около 15 км
трассы. выполнили более 20 тыс. кубомет-
ров земляных работ.
	— Советские люди работают, обгоняя
время, — сказал в своем выступлении от-
личник учебы радист сержант Алешкин.—
Своим самоотверженным трудом они пока-
взывают путь к счастью всему человече-
ству. Из года в год темпы дальнейшего раз-
вития народного хозяйства нашей страны
растут. Хорошю поработали трудящиеся на-
шей Ролины за эти голы. но они не оста-
	навливаются на достигнутом, БВ своих
письмах великому вождю народов И. В.
Сталину  коллектлизы шахтеров,  неф-
тяников, хлопкоробов берут новые повы-
шенные обязательства на 1951 гол.
	„Ват долг—отличной учебой неустанно
укреплять обороноспособность любимой От-
чизны. учиться военному делу так, чтобы
быть лостойными своего народа, как
требует великий вожль товарищ Сталин.
	Содержательными были выступления
всех участников этого вечера. Они на-
глядно показали политическую зрелость
воинов. их стремление еше выше поднять
	Кок мы проводим семинары
секретарей комсомольских
организаций
	[У пленумов ЦВ ВЛЕСМ, & тахже решений
отчетно-выборных комсомольских собраний

и конференции.

Особое внимание было уделено обеспече-
нию ‘примерноети комсомольцев в боевой
учебе и дисциплине. Учитывая то обстоя-
тельство. что на семинаре присутетвуют
	представители различных по роду службы.
	подразделений, этот вопрос обсуждалея по
секциям. Так. на секции летных подразде-
лений были прочитаны доклады: «Формы и
метолы комсомольской работы в периох под-
готовки и проведения полетов», «Работа
комсомольской организации по обеспечению
примерности членов ВЛЕСМ в овладе-
нии авиапионной техникой». «Работа ком-
сомольекой организации по оказанию помо-
щи командиру в воспитании летчиков».
Цосле доклада наиболее опытные фуково-
дители комсомольских хрганизаций  поде-
лились своим опытом. Они  рассказа-
ли 06 интерееных и содержательных фор-
мах и методах работы комсомольских орга-
низаций в период подготовки и проведения
полетов. а Также о том, как комсомольцы
изучают авиационную технику. В заключе-
ние выступили руководящие работники, ко-
торые указали, какие формы и методы
воспитания авиаторов целесообразнее при-
менять, что хорошего в практике работы
отдельных комсомольских организаций, ка-
кие недостатки необходимо устранить.
	Секретари комсомольских организаций
обслуживающих подразделений прослушали
доклады на темы: «Роль комсомольской
организации в обеспечении образцового 0б-
служивания летных подразделений», «По-

мощь командиру в выращивании мастеров
своего дела».
	Опыт проведения семинаров по секциям
оправдал себя. «Этим достигаются наи-
большая действенность, — целеустремлен-
ность в работе семинара.

Практика показывает, что комсомольский
работник. не знающий авиационного дела,
не пользуется авторитетом среди воинов.
Вот почему мы требуем, чтобы руководите-
ли комсомольских организаций повседневно
повышали свои авиационные знания. На
семинаре, о котором шла речь, секретари
прослушали доклад 0б авиационной техни-
ке. С ними были проведены занятия на
аэродроме, непосредственно около боевой
звиапионной техники.
	Ьроме того, на семинаре прочитаны ква-
лифицированные доклады о планировании
и на другие актуальные темы.
	Кадры растут и закаляются прежде всего
в процессе практической работы, в борьбе
с трудностями. Поэтому партийно-полити-
ческие работники должны оказывать кон-
кретную помощь секретарям комсомольских
организаций непосредственно в подразделе-
ниях, лично учить их практике внутриком-
сомольской работы.

Примером в этом отношении служит ком-
мунист Водяной. Он часто беседует с ten-
ретарями комсомольских организаций, ета-
BUT Перед ними задачи. контролирует их
	выполнение f ORASDIBGCT  цовоодневную
помощь в работе.
Неуклонно улучшать дело воспитания
	комсомольских кадров, повышать качество

семинаров — долг политорганов, важней-
mad обязанность партийно-политических
работников.

Гвардии капитан В. ПРЯДИН.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Б результате отчетов и выборов к руко-
водству  комсомольскими организациями
пришло немало молодых кадров. Это луч-
шие представители нашей армейской моло-
дежи. отличники боевой и политической
подготовки, авторитетные воины. Они пол-
ны желания с честью оправдать оказанное
им высокое доверие. Однако многие из них
не имеют еще организационных навыков,
опыта практической работы.

Отсюда задача: постоянно учить моло-
дой комсомольский актив практике внут-
рисоюзной работы. Между тем некоторые
комсомольские работники все дело воспи-
тания сводят к очередным «накачкам» и
опизодическим указаниям по тем или иным
вопросам. Это — порочная практика: Pa-
бота по воспитанию комсомольского акти-
ва должна проводиться продуманно и по-
вседневно.

Олной из важнейших форм обучения и
воспитания комсомольских кадров являются
постоянно действующие семинары секрета-
рей. Цель’ семинаров — вооружить секе-
парей передовым опытом руководства. Эта
цель определяет и содержание учебы.
На семинарах. как правило, изучаются во-
пробы партийного и вомеомольского CTPOH-
тельства, практика внутрикомеомольской
работы, организуется обмен опытом, попу-
ляризируются лучшие формы  политико-
массовой работы среди молодежи.

У нас на семинарах обсуждаются вопро-
	сы, которые выдвигаются жизнью, задача-
уи. решаемыми личным составом.
	В семинарам мы всегда тщательно гото-
вимся, добиваемся того, чтобы они были со-
держательными, проводилиеь на высоком
ихейном уровне, обогашали секретадей не-
	обходимыми знаниями. Большое зна-
чение имеет подбор докладчиков. Не-
правильно, когда па семинарах  докла-
	делают только секретари HOMOONOTh”
ских организаций, а работники политотде-
лов лишь «подводят итоги». Безусловно,
секретари должны выступать, обменивать-
ся опытом. но это не значит, что работники
политорганов, заместители командиров по
политчасти могут отмалчиваться. Известно,
что именно выступления опытных полит-
работников. секретарей партийных органи-
заций имеют большое значение для обуче-
ния молодых кадров. Вот почему на каждом
семинаре Y нас выступают руководящие
работники. Темы докладов определяются и
сообщаются докладчикам за 20—25 дней
до семинара с тем, чтобы они могли хоро-
шо подготовиться в выступлению.
	В тех случаях, когда офицер политотде-
ла не имеет достаточного материала для
доклада, он выезжает в части и глубоко
изучает и обобщает работу комеомольских
организаций по данному вопросу. Так, го-
товясь к одному из семинаров, офицер
Павленко непосредственно в части изучил
работу комсомольской организации в пе-
риот подготовки к полетам.
	Недавно у нае состоялся пятидневный
семинар. Обобщив положительный опыт.
Участники семинара  по-большевиетеки
вскрыли и нелостатки в работе.
	Мы учли критические замечания членов
ВЛКСМ. высказанные ими на отчетно-вы-
борных комсомольских собраниях, и, исходя
из этого, прежде всего широко обсудили
вопросы идейно-политического воспитания
молодежи. Для секретарей прочитаны ква-
лифицированные доклады: «0 работе бюро
первичной организации ВЛЁСМ по идейно-
политическому воспитанию комбомольцев и
молодежи» и другие. Секретари обменялись
опытом выполнения постановлений Пи
	Полеты вакончены, Смолк гул моторов.
Стройными рядами стоят зачехленные ма-
шины. На аэродроме тишина.

Наступило время досуга двиаторов. Каж-
дый посвящает его своему любимому заня-
тию. Одни направились в спортивный горо-
док, другие пошли в Дом офицеров — там
согодня репетиции в кружках  художест-
венной самодеятельности, третьи се удоч-
ками отправились на речку.

Недалеко от казармы, на уютной лес-
ной полянке, авиаторы собрались вокруг
баянисть старшего сержанта Амякова. Ли-
хая солдатская пляска сменяется веселой
песней.

В другом месте «болельщики» бойко об-
суждают итог минувшего матча  футболь-
ного чемпионата СССР. Потом разговор за-
ходит 0б ‘игре местной футбольной команды
© соседями. Разбираются причины пораже-
ния футболистов авиатарнизона, И кто-то
шутливо резюмирует:

— Во всем нужны сноровка, закалка,
тренировка...

Не одинок и старший сержант Гофман.
Ero m0 праву считают умелым затейником.
В свободное от учебы и работы время он
умеет организовать досуг солдат и сержан-
тов занятной массовой игрой, острой шут-
кой, загадкой, шарадой, едким  политиче-
ским фельотоном из журнала «Крокодил»...
	Вокруг стола собрались летчики,
штурманы, стрелки-радисты. Игра, ко-
торую организовал здесь затейник, — не
	простое препровождение времени. Она име-
ет прикладное значение в летной спепи-
альности, рассчитана на тренировку B 3a-
поминании ориентиров.

На столе, под скатертью — около двух
десятков различных предметов.

— Смотреть разрешается две минуты, —
говорит. ведущий, открывая скатерть.

Когда назначенное время прошло, а ска-
терть опять накрыла стол, последовал
вопрос:

— Hro me может назвать все находя-
шиеся пот ней предметы?
	Начинается евоего рода состязание в
памяти. Победителем выходит лейтенант
Кулагин.
	— Откройте еще на минутку. Не может
быть... Запомню...
	Почти в каждом подразделении авиагар-
низона имеются свои массовики-затейники.
Они являются инициативными ортанизато-
рами культурного досуга воинов. Особен-
но большая работа проводится ими в вы-
ходные дни по плану клубов и советов ком-
нат политпросветработы. Среди  затейни-
ков—любители художественной  самодея-
тельности, чтецы. декламаторы, музыкан-
ты. опортемены,

Каждому из них поручается дело по ду-
ше и по силам.

Дом офицеров Н-екого  авиагарнизона,
придает работе затейников большое значе-
нне. Здесь организован для них опециаль-
ный семинар, которым руководит тов.
Терасимов.

На занятиях семинара затейники, выде-
ляемые советами комнат политпросветра-
боты, разучивают новые массовые  итры,
делятся ONBITOM, ‚получают методические
советы по организации культурного досуга
воинов.

До прихода в армию тов. Герасимов ра-
ботал массовиком в домах отдыха, в Цен-
тральном парке культуры и отдыха имени
А. М. Горького. Он располагает большим
опытом, любит дело и умеет организовать
людей. -

Korza в Доме офицеров устраивается ве-
чер отдыха, тт. Герасимов, Коломиец, Вула-
тин и Ямтанов становятся, как говорят,
душой досуга,

— Опыт, конечно, у меня есть. —
говорит тов. Герасимов. — Но, на мой
взгляд, армейская жизнь имеет некоторые
специфические условия. Армейский затей-
ник должен уметь организовать такие иг-
ры, чтобы они имели прикладное значение,
то-есть способствовали боевой выучке, раз-
вивали сметку воинов, и, в частности,
авиаторов. Между тем, подсобной литера-
туры или? хотя бы сборника «В помощь
армейскому затейнику» мы не имеем, Его
должно издать Военное издательство.

Замечание тов. Герасимова заслуживает
		А. ЧИЖОВ.
	Обешания вместо дела
		РЕДАКЦИЮ

ло сих пор стоит в гараже, а на все наши
просьбы клубные работники отвечают
	стандартной фразой:

— Может пойти лождь, и машина за-
стрянет в дороге. Подсохнет немного доро-
га. тогла обязательно приедем.
	Недавно тов. Беляев заявил, что он
привезет в лагерь новый кинофильм
«Донецкие шахтеры», но не выполнил и
этото обещания, хотя картина находилась
несколько лней в клубе.
	Боины-авиаторы справедливо считают,
что в разгар летней учебы работники клу-
ба должны находиться вместе © авиатора-
ми в лагерях — там, где решаются основ-
ные залачи учебы,
	В. ДЕМИДОВ.
	Когда мы выезжали в лагерь, работники
клуба заверили нас, что приложат весе си-
лы к улучшению культурного обслужива-
ния воинов. Они обешали, в частности, ре-
гулярно показывать новые кинокартины,
наладить выступления коллеклива  худо-
жественной самодеятельности с концерта-
ми, привезти духовой оркестр и многое
другое.

Ожидания авиаторов оказались напрас-
ными. Вот уже продолжительное время
подразделение находится в латере, а ни
кто из клубных работников не удосужил-
ся побывать в нем,

В клубе имеется прекрасная агитмалии-
на. Неоднократно нам обешали прислать ее
в лагерь в один из дней отдыха, но п
эти обешания оказались пустыми. Машина
	РРР ИЕ РЕ Е Не ПРЕ Oe NE

нинграда, №иева, Одессы, строительство   свое мастерство.

тракторного завода в Сталинграде, работу
на полях Кубани, Ставрополья, Украины,
знатных людей страны Л. Кононенко,

С. ЮРОВ.
(Наш корр.).

Н-ский авиагарнизон.

УСПЕШНО! СДАЛИ  НА КЛУБНОИ

АВИАТОРЫ ПРЕМЬЕРА
ЭКЗАМЕНЫ   СЦЕНЕ
	Состоялея выпуск слушателей вечерне-
го университета маркоизма-ленинизма при
окружном Доме офицеров Прибалтийского
военного округа. Итоги прошедшего ‘учеб-
ного года показали, что большинетво авиа-
торов-—слущателей университета — серь-
езно работали над изучением маркеиетеко-
ленинской теории. За время учебы они
приобрели глубокие знания,  хоропьие на-
выки самостоятельной работы нах книгой.

— Ло учебы в университете, — гово
риг офицер Байденко, — я но имел до-
статочного опыта в работе над книгой. Те-
перь им располагаю. Я приобрел глубокие
знания го’ историиии теории большевист-
ской партий.

Такие отзывы можно услышать и OT
других слушателей этого универеийтета,
	И. КОВИАЯЬКО.
	На днях драматический коллектив Дома
офицеров Военно-воздушной академии име-
	ни Н. В. Муковокого показал зрителям
премьеру «Прямая дорога». Автор —
негр Вейланл Ролл. В пьесе раесказы-
	взетея 0 бесправном положении негров в
Америке и борьбе прогрессивных сил стра-
ны за мир и дружбу с Советским Союзом.

Хорошо исполнили свои роли в спектак-
ле жена офицера С. Бакрадзе, младший
лейтенант Гридунов, старший лейтенант
Талицюий и другие.

Драматический коллектив, руководимый
режиссером Д. Соболевым, приложив много
труда и настойчивости, успешно епра-
вилея с постановкой спектакля. который
	оыл тепло встречен зрителями.
С. КУЛЯБИН.
	мысль в книге должна получать фактиче-
	ское подкрепление. Обильный  фактиче-
ский материал, характеризующий жизнь
и творчество Менделеева, автор сумел
расположить в такой последовательности,
что читатель постепенно, следуя от про-
‘етого к сложному, входит в творческую
лабораторию великого ученого.

Тавим образом, умение выделить оенов-
ные научные идеи, подкрепить их кон
кретным фактическим  материалом—важ-
ная черта литературного творчества писа-
теля Писаржевского.

Научная деятельность Менделеева была
чрезвычайно разнообразна. Он гениальный
химик. боздавший периодическую систему
элементов. которой пользуетея весь мир.
Ему принадлежат крупные открытия в
физике, метеорологии, в создании отече-
ственной нефтяной промышленности. Ов
провел ценные исследования атмосферы и
внес свой вклад в воздухоплавание. Вели-
кий ученый впервые высказал идею под-
земной газификации углей, изготовил оте-
чественный бездымный порох,

Многогранноеть и глубина научной дея-
тельности великого ученого создавали оп-
ределенные трудности для писателя-попу-
ляризатора: Ё чести Писаржевекого, он
успешно справился с этими трудностями,
Писатель не скользит по поверхности на-
учных проблем. Чувствуется, что он глу-
боко изучил тот научный материал, KOTO
рый должен быть доведен до сознания чи-
тателя. Строгая научность, сочетающаяся
6 простотой изложения сложных научных
проблем. — большое достоинство книги 0
Менделеево,

Известно; например, что открытая Мен-
делеевым закономерность зависимости
свойств элементов от величины их атом-
ного вога, лежащая в основе современной
ядерной физики, позволила правильно
объяснить многие явления, связанные с
внутриатомными ‘процессами. Этот слож-
ный для неподготовленного читателя во-
прое писатель сумел разъяснить правиль-
но, доступно, интересно,

Научное творчество Менделеева тесно
переплеталось © деятельностью таких
крупных ученых, как Сеченов, Тимизязев,
Вутлеров, Жуковский, Крылов. Автору
книги удалось правильно провести эти
связи. показать прогрессивность идей па-

реловых руееких ученых, их борьбу с
	Уракобесами царского самодержавия,
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«Когда не руководят художественной самодеятельностью»
	Под таким заголовком в «Сталинском
соколе» 10 мая с. г. была опубликована
корреспонденция В. Карпуея, в которой
отмечалось. что в работе коллективов худо-
жественной самодеятельности Н-ской авиа-
части имеются значительные недостатки.
В частноети, указывалось на то, что худо-
жественная самодеятельность в подразделе-
ниях еще не является массовой, способной
обеспечить культурный досуг воинов; в ре-
	пертуаре слабо представлена авиационная
	Олнако труд автора остался бы неза-
вершенным, если бы он ограничилея толь-
ко историей науки, He провел связи с
современностью. Писатель НПисаржевский
избежал этой. ограниченности. В своей

кпиге он рассказывает о том, что перио-
дическая система элементов явилась клю-
чом к построению модели атома, к раз-
гадке его основных свойств; о том, что
гениальные работы Менделеева были ус-
пешно продолжены и развиты советскими
учеными.

«В 1920 году, — говорится в книге,
— величиня заряда ядра была измерена
уже прямыми экспериментами, полностью
подтверлившими ее совпадение с порядко-
вым номером атома в системе Менделеева.
Развитие этих открытий привело к важ-
нейшим событиям в физике атома. Совет
ские физики-теоретики Д. Д. Иваненко и
Е. Н. Гапон в 1932 году нашли физиче-
ское истолкование величины заряда ядра.
Оказалось, что она определяется числом
протонов в ядре. Крупнейший вклад в
развитие теории атома в связи е периоди-
	ческой системой был сделан советской
физикой в 1942 ду, котда профессор
A. ИП Жланов открыл явление полного
	распада атомного ядра на его составные
части под действием космических лучей».

Автор рецензируемой книги большое
внимание уделяет мировоззрению Менделе-
ева, Ученый-материалиет, Менделеев при-
знавал возможность неограниченного по-
знания мира и доказал это своими много-
численными исследованиями. Для него ма-
терия является вечной в своем движении,
она не может возкикнуть из ничего или
превратиться в ничто. Не навязывать
природе надуманные закономерности, а
проникать в ее тайны, открывать дейст
вительные закономерности, неустанно прэ-
верять теорию практикой — таково 06-
новное методологическое правило, которым
руководствовался ученый. В науке широ-
ко известен факт предсказания Менделе-
евым целого ряда не известных в то время
химических элементов. Они были найлены
	впоследствии AH характеризовались теми
свойствами, которые предугадывал  уче-
пый. Эти прогнозы являются блестящим
	доказательством неограниченных познава-
тельных возможностей человека.

Подчеркнуть эту заслугу Менделеева
перед лиалектическим материализмом 0е0-
	бенно важно сейчае, когда американо-ан-
	глийские мракобесы из лагеря импери-
	тематика; среди участников мало офицеров
Я т. д.

Из политоргана нам сообщили, что
‘факты, приведенные в корреспондеции, г0-
ответствуют действительности. Приняты
меры, направленные на улучшение работы
коллективов художественной  самодеятель-
ности.  Политработникам подразделений
предложено оказывать повседневную  по-
мощь руководителям коллективов.

ализма проповедуют невозможность = [0°
знания мира, подменяют науку мистикой,
поповщиной, идеализмом.

Показывая Менделеева, передовым, про-
трессивным ученым. автор рецензируемой
книги не скрывает тех противоречий, той
идейной ограниченности, которые были
присущи ученому. Своими гениальными
открытиями Менделеев обогатил передовую
науку, и в то же время он был стихийным
дизлектиком, не знакомым с философией
маркоизма-ленинизма. Эта ограниченность
в мировоззрении наложила свою печать
на многие взгляды Менделеева и особенно
на толкование им вопросов общественной
жизни. Менделеев не понимал, что разви-
тие русской науки, производительных сил
‘общества тормозилось прежде всего бур-
жуазно-помещичьим строем царской Рос-
сии.
сз *&
	С каждым днем растет в нашей стране
интерес к научно-популярной литературе.
Книги этого рода помотают советским лю-
дям, особенно нашей молодежи, познавать
тайны природы, еще быстрее ставить их
на службу коммунистическому строитель-
ству. Создать высокоидейные. научно до-
стоверные, увлекательные произведения о
нашей отечественной науке и технике —
большое и ответственное лело  писа-
телей-популяризаторов. Здесь еще непо-
чатый край работы. Взять хотя бы 06-
ласть авиационной науки. и техники,
Имеются научно-популярные книги о Мо-
жайском, Жуковском и других. Однако
мало среди них таких книг, которые бы
достаточно полно и ярко раскрываля ofpa-
ЗЫ этих людей, показывали во всем MHO-
гообразии их жизнь и творчество. Нередко
эти книги пишутся в спешке, страдают
отсутетвием научной достоверности, He
всегда тщательно проверяются  историче“
ские свеления. факты.
	B нашей стране много людей, которые
стремятея быть пропагандистами хдостиже-
ний отечественной науки и техники.
Главное — предъявлять большую требова-
тельность в себе, всегда помнить, что
научно-популярная книга — это серьезное
произвеление, рассчитанное на массового
читателя, И одним из поучительных при-
меров того, как нужно писать такие кни-
ги. является труд писателя Писаржевского
о Л. И. Менделееве.
	В. ДОБРОХВАЛОВ,
	Нимга о велином русского ученом Л, и, меиделееве
	стороны европейской цивилизации, ...Новая
заря не рилна по ту сторону океана».

История подтвердила эти вещие словз.
Современные США являются главным но-
сителем маразма капиталистической куль-
туры, в том числе науки. Если Менделеев
всю свою долгую жизнь посвятил целям
облегчения труда человека, если советская
наука, руководимая партией Ленина —
Сталина, преобразует природу на благо и
процветание трудящихся, то ученые лахеи
империализма, следуя сумастедшему Фор-
рестолу, фантазируют о создании  искуе-
ственных спутников земли, с которых аме-
риканекая артиллерия могла бы. обетрели-
вать ‘земной. шал. ‚
	Автору. рецензируёмой книги удалось по-
казать науку как арену идеологической
борьбы. Героп его книти, — мужественные
люди, о которых товарищ Сталин сказал,
что они умели ломать старое и создавать
новое, несмотря ни на какие препятствия,
вопреки всему. Борьба нового со старым,
отживзющим свой рек, неминуемая победа
й торжество этого нового — вот та идея,
в воторую веегда верили передовые _ рус-
ские ученые и которая является ведушей
в книге о Менделеевё.

Автору не удалось бы осветить этой иле-
ей свое произведение, если бы он ограни-
чилея простым перечислением фактов из
жизни и деятельности ученого. Писателю
Пигаржевекому, как популяризатору нау:
ки, присуще умение обобщать факты, `10-
казать тенденпии развития научной мыс-
ли. Лействительно, 6e3 этого умения труд-
по писать о таком ученом, каким был Мен-
делеев, — человек с широким, гибкин
умом. способным в большим обобщениям.
Ментелеев ставил COTHA опытов, однако
найденные факты никогда не довлели пад
ним, а были лишь средетвом познания fio-
лее глубоких и всеобъемлющих закопомер-
ностей. Так. исследуя свойства отдельных,
казалось бы, ничем не связанных между
собою элементов, Менделеев нашел те си-
лы, которые управляют слиянием атомов в
химические соединения.

Прибегая велед за ученым к большим
	обоощениям,  писатель-популяризалор He
	забывает © том. чт0 каждая отвлеченная
	за штурвалом ли комбайна, за иселедова-
ниями в лаборатории, за токарным стан-
ком или на лесах новостройки, — coxpa-
ни на память о Менделееве, великом тру-
женике на пользу человеческой культуры,
замечательном сыне русского народа, его
главную «заветную мысль», получившую
в Советской стране новый смысл: труд
есть радость, полнота жизни».
	ЗБ этой концовяе выражена основная
Wied книги — показать  вдохновенный
творческий труд выдающегося русского
ученого, отдавиего всю жизнь служению
своему великому народу. Автору удалось
создать яркий, выразительный образ Д, И.
Менделеева, показать основное в характе-
ре этого человека — страстную любовь К
труду, к творчеству, к познанию. Ученый
говорил, что жить — это значит творить,
трудясь безустали, с неисеякаемым вдох-
новением. Этот менделеевский девиз прохо-
дит красной нитью буквально по воем

страницам книги. .
	Писатель показывает, что основным ис-
точнихом этого творческого вдохновения
был глубокий патриотизм русского учено-
го. Чем бы Менделеев ни  занамалея —
исследованиями растворов или сельскохо-
зяйственными опытами, размышлениями 0
повтройке нефтяных заводов или  воздухо-
плаванием, — он всегда руководствовался
одним высшим законом — законом елуже-
ния народу. Читатель узнает, как глубо-
кая любовь’ к народу, ненссякаемая вера
в ого лучшее будунюе помогают ученому
преодолевать невзгоды и трудноети, чини-
мые на его пути косными бюрократами:
парекой России.
	Побывав во многих зарубежных странах,
Менделеев ни на минуту не переставал ду-
мать о своем великом народе, о его неис-
сякаемых творческих силах. В то время
многие буржуазные интеллигенты превоз-
побили Америку, ее технику, промышлен-
ность. Великий ученый побывал в этой
стране и не нашел в ней ничего такого,
что бы можно было паренести на русскую
почву. Он писал, что «...в Северо-Амери-
ванских Штатах выразилиеь и получили
развитие не лучшие, а средние и худшие
	Научно-популярные книги, издающиеся
массовыми тиражами в нашей стране, иг-
рают огромную роль в борьбе за материа-
листическов мировоззрение, воспитывают Y
советских людей гордость .за нашу  оте-
Чественную науку. Коммунистическая пар-
тия, товарищ Сталин уделяют большюе вни-
мание научно-популярной литературе, 0
чем свидетельствует присуждение Сталин-
ских премий нисателям-популяризаторам.

Научно-популярная книга — один из
наиболее трудных литературных жанров.
Писатель-популяризатор должен не только
	е ПОЛНОЙ достоверностью изложить `Ннауч-.
	ные идеи и факты, но и сделать это в фор-
ме, доступной миллионам читателей. Ие-
ред научным популяризатором стоит за-
дача-—создать яркий образ человека наукя,
раскрыть его творческий труд, показать
романтику познания мира. При этом важ-
но дать читателям представление как, 0 CO-
временном состоянии той области науки
или техники, © которой он пишет, так-и
06 основных перепективах на будущее,
бросить вэгляд вперед. Если научно-попу-
лярная книга посвящена истории отечест-
венной науки и техники, то необходимо
провести связь между прошлым и наетоя-
тим, показать читателю заслуги ученого
перед современной наукой.

К числу литературных произведений, от-
вечающих большинству вышеуказанвых
требований, относитея книга 0. Писаржев-
екого «Дмитрий Иванович Менделеев» *),
удостоенная Сталинской премий, По свое-
му пдейному п научному содержанию, M0
форме изложения этз книга может быть
причислена к лучшим научно-популярным
произведениям, написанным за последнее
время по истории нашей отечественной
науки. В чем же ‘основные достоинства

ТОЙ полезной книги?
	0. Писаржевский так заканчивает свое
произведение: «И за какой бы работой ни
застала тебя эта книга. мой товарищ, —
	*) О. Писаржевский. «Дмитрий Иванович
Менделеев». Издательство ЦК ВЛКСМ
«Молодая гвардия», 1949 г. стр, 474, це-
на 8 руб.