ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ КИНОСТУДИИ

Е. ТАМАРКИН

VIII Всесоюзное производственное совещание по плану советской кинема

тографии на 1937 год, состоявшееся 20 января этого года, обсудило основные вопросы работы советской кинопромышленности и выработало план создания фильмов на XX юбилейный год Великой пролетарской революции.

Выполнение выработанного совещанием плана — боевая задача каждого

советского киноработника. Работа по реализации плана будет широко ос

вещаться на страницах нашего журнала. Ниже мы печатаем обработанную стенограмму выступления на совещании зав. киносектором культпро

светотдела ЦК ВКП(б) тов. Е. Тамаркина.

В прошлом году на Всесоюзном производственном совещании выступал секретарь Центрального комитета партии тов.
Андреев. Тов. Андреев указал на исключительное значение советской кинематографии как фактора политического и культурного воспитания широчайших масс нашего народа.
Он напомнил замечательное обращение вождя народов товарища Сталина к киноработникам, в котором он требовал смелого проникновения в новые области и создания новых высокохудожественных картин, как «Чапаев». Секретарь ЦК тов. Андреев звал к лучшему овладению техникой и мастерством. Он звал к повышению качества и уве
личению количества картин, к отображению в картинах героической борьбы советского народа и международного пролетариата на всех этапах этой борьбы, к отображению современного этапа социалистического строительства, к увеличению кинокартин для детей, к увеличению кинокомедий.
Выполнено ли это требование?
В области художественной кинематографии сделано много, очень много, но далеко не все. Выпущены замечательные произведения искусства. Из виденных мною картин на первое место я ставлю «Мы из Кронштадта» — фильм о людях большой воли, большой страсти и убежденности, замеча
тельное произведение об ушедшей, но вечно живой эпохе нашей борьбы. Прекрасны и незабываемы картины «Партбилет», «Цирк», «Искатели счастья», «Последняя ночь», «Сын Монголии», «Семеро смелых» и др. Я еще не видел,
но слышал много хороших отзывов о картине «Депутат Балтики». Эти победы — свидетельство большого творче
ского роста нашей кинематографии. Эго свидетельство укрепления руководства кинематографии. Эти победы сви
детельствуют о большой и продуктивной работе, проведенной и ведущейся работниками кинематографии над повы
шением своего идейного и культурного уровня. За эти картины приветствует вас страна, партия и правительство награждают вас высшими наградами.
За эти победы я от души поздравляю вас, товарищи руководители и творческие работники кинематографии. Но этих побед недостаточно. Советская кинематография, наши творческие работники должны и могут дать больше таких картин, как «Мы из Кронштадта», таких, как «Депутат Бал
тики». В работе наших киностудий еще много недостатков,
мешающих движению вперед. За большими победами нельзя не видеть ряда серьезных недостатков, гнездящихся в кинопромышленности, недостатков, мешающих ее продвижению вперед.
В 1936 г. ни одна киностудия своего плана не выполнила. Анализируя причины невыполнения плана, я пришел к следующему заключению. Первое, самое важное — это
слабость работы над сценарием. О сценариях киностудии начинают заботиться обычно только в последние месяцы текущего года. Отсюда в сценариях очень много случайностей, их тематика недостаточно продумана. Сценарии
делаются в спешке и сдаются фабрике в сыром, недоработанном виде, их обсуждение начинается тогда, когда творче
ский работник ждет в нетерпении начала своей работы, когда часы и минуты творческого работника рассчитаны.
Это толкает на необходимость исправления сценария в ходе съемок, вызывает большой брак и перерасходы, прямой дорогой ведет к плохой, лоскутной картине.
Вторая причина — это неорганизованность производственных процессов, слабость планирования, слабость про
изводственной дисциплины, отсутствие производственного соревнования в работе творческих групп и цехов. На кинофабриках еще очень сильна штурмовщина, и лучшая фабрика — Мосфильм — большую часть своего плана выполнила
методом нездоровой, ненужной штурмовщины. На совещании у тов. Керженцева в мае прошлого года было принято решение, в котором предлагали установить, что перерасход против утвержденных студией генеральных планов и смет по картинам будет рассматриваться как растрата государственных средств. Хорошее, правильное решение. Ивсе
таки цифры перерасхода, названные тов. Шумяцким в своем докладе, колоссальны. Это свидетельство слабой дисциплины, свидетельство того, что еще не осуществлено указа
ние Комитета по делам искусств о необходимости наряду с премированием за лучшие показатели привлекать к от
ветственности конкретных виновников перерасходов как пленки, так и средств и всех материалов. Перерасход является следствием расхлябанности, безответственности, без
заботности в расходовании государственных средств. На основе правильного планирования, — а для этого все возможности имеются, — на основе правильной организации
работы можно и нужно обойтись без них. К сожалению,
никто из виновников перерасходов здесь на совещании не упомянут. Это вопиющее безобразие стало обычным явле
нием в студиях. К нему притерпелись; против него ни ГУК, ни киностудии, ни даже кинообщественность, по существу, не борются.
Одна из существенных причин невыполнения плана — это слабость конкретного повседневного руководства. У нас в киностудиях сплошь и рядом, — и пусть на меня за это
директора киностудий и руководители художественных отделов не обидятся, — вместо деловой, конкретной помощи
творческому работнику пышные декларации, общие разговоры, общие указания.
Такое руководство плохо помогает в постановке картины. Мало сказать «надо переделать концовку» —- надо сказать, как ее переделать. Вот этого — как переделать — наши руководители на фабриках сплошь и рядом не говорят. Руководство на фабрике часто еще плетется в хвосте про
изводства. Руководство фабрики узнает о тех или иных прорывах только тогда, когда они уже совершены. Руко
водство узнает о тех или иных недостатках картин тогда, когда они уже оказались в снятом материале. Только при таком положении могли появиться такие кинофильмы, как