” июля 1951 г., № 157 (1999).
		Храмова. Сейчае он будет держать экзамен
перед великим вождем и учителем, отцом я
другом, перед всем советским нафодом.

Храмов носмотрел в сторону” своих ве-
домых — Ефремова, Соловьева. `«Волну-
ются... тоже волнуются», — почувотвовал
Храмов и улыбкой подбодрил ведомых.

А перед мысленным взором Храмова
	стоял Сталин, который привел наш народ
к победе в войне и ведет сейчас к близкой
	КИО:

и великой цели — коммунизму. Сталин,
который дал ему, Храмову, воем советским
тотам _ счастливую жизнь, радостную,
	ЛЮДЯМ DMO eee ye MARA RALS By eee a te
творческую...

Чувство некоторой тревоги ушло, его
сменили болрая приподнятость, радостное
	волнение. Показать CBO@ — мастеретво
товарищу Сталину, руководителям партии
й правительства; всему народу — это же
великая честь!

Парад уже начался. В поднебесье вели-
	ee ee DO

чаво проплыла. первая группа самолетов.
	Они возникли на белом фоне облаков, слов-
	но вытканные умелой рукой — Настоль-
ко безупречно правильным был их рисунок.
Й в голубой вышине ярче солнца засияло
слово. начертанное самолетным строем:
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	ЕГОДНЯ воины занимаются в клас:
сах. На аэродроме — только лица
суточного наряда. Вот стоит аккуратно
	зачехленный самолет, вокруг него —
чистота и порядок. Кто обслуживает
эту машину? Авиационный механик
твардии старший сержант Николай
Семко. Он до тонкостей изучил вверен-
ную ему материальную часть, правила
ее эксплуатации. Это позволяет меха-
нику умело экономить болышое коли-
чество горючего. За прошедший квар-
тал механик Семко получил денежную
премию за экономию горючего и сма-
зочных материалов. Передовой воин
за отличные успехи в’ боевой и полити-
ческой подготовке награжден нагруд-
ным знаком «Отличник авиации»,
	Фото Т. МЕЛЬНИКА.
	Поучительное совещание
OTAHUDHKOB
	Среди различных форм пропаганды пе-
редового опыта авиаторов видное место 33-
нимают слеты отличников боевой и поли-
тической учебы. На этих слетах солдаты,
сержанты и офицеры рассказывают о вы-
полнении своего воинского долга, делятся
опытом учебы и ‘работы. Слет имеет боль-
Hide значение для дела совершенетвования
боевого мастерства советских воинов.
	Олнако это мероприятие, как и всякое
другое, дает необходимый эффект лишь
при том условии, если оно тщательно ор-
ганизовано. В противном случае — и это
подтверждает практика — выступления
участников слета ‘носят в большинстве
своем характер общих, малопоучительных
разговоров. Такой ошибки не допустил
слет отличников, проведенный недавно в
одном авиационном соединении. Органива-
ция этого слета во многих отношениях но-
учительна.
	Авиаторы заблаговременно  подготови-
лись к выступлениям на слете. Большую
работу в связи с этим провели командиры,
политработники, партийные и комеомоль-
ские организации. Прежде чем посылать
представителей на слет, нужно было из-
учить опыт отличников внутри подразде-
лений. Далеко .не.все отличники имели
возможность присутствовать на слете. По-
этому перед участниками слета стояла за-
дача: не только рассказать о своем  лич-
ном опыте, но и постараться ‘обобщить до-
стижения своих товарищей по той или
Иной военной спепиальности.
	В помещении, где-проходил слет, были
оборудованы классы, выставки, ‹ стенды,
С большим ‘интересом ‘участники слета
ознакомились в  инженерно-техническим
классом. ‘Здесь были показаны приборы,
схемы и макеты различных агрегатов.
	hak же проходил. самый слет? После вы-
ступления командира, которое было очень
конкретным. участники слета  разошлиеь
по секциям. Были созданы секции летчи-
Ков, штурманов. авиационных  спепиали-
ctos 1 др. Каждая секция  возглавлялась
опытным командиром и занималась в от-
лельной комнате _
	Такой порядок работы по секциям имеет
свой преимущества по сравнению с вы-
ступлениями о отличников перед общей
аудиторлей. Во-первых, он позволяет более
целеустремленно и конкретно разрешить
вопросы, интересующие авиаторов той или
иной специальности. Вряд ли кто-нибудь
возразит против того, что для штурмана
хотя и интересно выступление механика
или медицинского работника, но все-таки
наиболее важно для него обменяться опы-
том с другими штурманами. И наоборот,
для врача опыт медицинского обслужива-
ния гораздо. нужнее, чем опыт  самолето-
вождения. Во-вторых, при работе по сек-
циям гораздо легче обобщать опыт отлич-
зиков, учебы, выбирать из него наиболее
важное, поучительное для других.
	Однако, если нужно было разрешить 0б-
щие вопросы, секции сливались и некото-
рое время’ работали вместе. В частности,
это касалось тех ‘специальностей, в кото-
рых служебные обязанности авиаторов на-
иболее тесно переплетаются (например,
обязанности летчика п штурмана). Кроме
того, взаимосвязь различных авиационных
специальностей подчеркивалась в. выетуп-
	лениях руководителей секций. На основа-.
	нии выступлений отличников они обобщили
Накопившийся материал, взяли из него все
наиболее ценное и сообщили свои выводы
зудитории слета. :
	заранее продуманная организация еле-
Ta обусловила его поучительность, высо-
кую активность присутетвующих на нем
воинов. Выступили многие участники сле-
ta. Tourn все выступления  характери-
зуются конкретностью и той деловитостью,
которая является неотъемлемой чертой на-
стоящего обмена опытом. Атмосфера» дело-
витоети парила на протяжении всех двух
тпей слета.
	Ha заседании секции летчиков BBICTY-
пил Герой Советского Союза офипер Дмит-
рюк. Он рассказал о приемах воспитания
	осмотрительности ‘и других качеств, необ-
ходимых летчику. Его выступление было
LOXOTUBBO, поучительно. летчики  выелу-
	ршали его с большим вниманием.
	Не менее интересным было выстутление
Тероя Советского Союза офицера Ермако-
ва. Он много внимания уделил дисцитьли-
не полета.

— Хорошо леталь, — говорит авиатор,
— значит пунктуально выполнять требо-
вания уставов, наставлений, инструкций.
Малейший отход от них приведет рано
или поздно к. серьезным неприятностям.

— В работе летчика, — продолжал
офицер, — дорога каждая секунда. Поэто-
му нужно настойчиво прививать авиато-
рам умение ценить время. Если человек
опаздывает в вылетом, то лучше  отетра-
нить его от полета, потребовать еще и еще
раз потренироватьея на земле.
	Важнейшим условием правильного 0бу-
чения и воспитания являетея повседнев-
ное изучение людей. Офицер Ермаков в
связи е этим правильно сказал, что начи-
нать изучать человека надо с его биогра-
фии. Главное же — изо дня в день следить
за его ростом, 33 совершенствованием его
мастерства. Без соблюдения этого условия
трудно выращивать отличников. В изуче-
нии людей командиру должны оказывать
помощь коммунисты и комсомольцы.
	С большим подъемом проходили выступ-
ления в секции авиационных специалистов,
которую возглавлял офицер Максимов. С0-
держательным, например. было выетупле-
ние авиационного механика старшины Шу-
TOBA— человека высокой технической куль-
туры. Старшина рассказал 0 том, как он
стал отличником учебы. Тов. Шутов на-
учился праваяльно сочетать теорию © прак-
тикой. Он много читает технических книг,
и это помогает ему глубже осваивать
устройство самолета.

Вот слово взял воин ремонтного подраз-
деления ефрейтор Бабиков. «Главное в
нашем леле. на мой взглял, -— сказал он,
—- детально усвоить’ технологию ремонта».
Репгив эту залачу. войн отлично  справ-
	ляется ©0 всеми задачами по ремонту
сложной боевой техники.
	Слет ставил своей главной задачей —
распространение опыта отличников учебы.
Вот почему после окончания слета отлич-
ники выступили в своих подразделениях,
рассказали товарищам много нового и инте-
ресного из того, что они услышали на сле-
те.
	Однако были в работе слета отличников
и некоторые недостатки. В частности, сла-
бо была показана на слете роль партийно-
политической работы в воспитании отлич-
ников учебы. На слете мало говорили о по-
литической подготовке отличников, о ee
значении для укрепления воинской дисцип-
лины. Следует всегда помнить, что отлич-
ником может быть назван войн, образцово
знающий свое дело, политически раступвий,
высокодисциплинированный. Только при
тесном сочетании всех этих трех условий
можно поелетавить себе отличника учебы.
	Не проявили SKTHBHOCTH B подготовке к
слету и работники библиотеки. Отличники,
например, много говорили о той большой
помощи, которую оказывает им книга. Это
и понятно, ибо отличник учебы — вуль-
турный воин, всегда стремящийся вперед,
к новым знаниям. Однако библиотека Дома
офицеров. в Котором проходил слет, ничем
не помогла отличникам. А ведь можно бы-
ло устроить небольшую выставку  специ-
	`альной и научно-популярной литературы,
	составить рекомендалельные списки KRHAT
по различным военным специальностям,
Как видно, библиотека не привыкла пропз-
гандировать кмиту и отетала от запросов
передовых роинов.
	Отмеченные недостатки в работе слета
тем более досадны, что. в целом это меро-
приятие проведено хорошо. Оно, несомненно,
будет способствовать дальнейшему расши-
рению рядов отличников боевой и полити-
ческой учебы.

Подполковник В. ДОБРОХВАЛОВ.
(Спец. корр. «Сталинского сокола»).
	FRETYY K-H C
		Послевоенные годы — это новый, слав-
ный этап в большой и аркой жизни героя
Отечественной войны Николая Храмова
Талантливый, пытливый летчик, умеющий
й любящий экспериментировать, они внес
свой немалый вклад в дело освоения новой
реактивной техники.
	Храмов летал на многих типах боевых
малнин, но никогда ему не приходилось
прилагать столько усилий, старания, на-
пряжения, как в период освоения  реак-
тивного истребителя. Все было ново и
необычно: и отеутетвие винта, и распреде-
ление приборов в кабине, и даже внешний
вид машины. Как, и все пионеры реактивной
техники. он шел неизведанными путями, с
большевистеким YITOPCTBOM осваивал этот
новый тип самолета, стремясь раскрыть
полнее и глубже все его возможности, А
ato требовало  дерзания, непрерывных
тверческих поисков.
	Новаторство ›-— отличительная черта
советских летчиков. Лухом новаторства
	пронизана вея история героической  ета-
лянской авиации.
	...Валерий Чкалов ведет  краснокрылый
самолет по Сталинокому маршруту, испы-
тывает новые боевые машины, вкладывая
весь свой талант в экспериментальные по-
леты, обогащает новыми фигурами арсенал
энешетго пилотава.
	..Александр Покрышкин разрабатывает
во фронтовой обстановке новые варианты,
воздушного боя. В альбоме А. Покрышки-
на появляется формула победы в воздуш-
ном бою: «Высота — скорость — маневр

— отонь!».
	..Йван Полбин применяет новый эффек-
ТАВНЫЙ 610606 бомбометания и проволит
невиданный огневой бой своих бомбарли-
ровщиков с тяжелыми самолетами врага,
заставляя их ©бросить свой смертоносный
груз на свои же позиции.
	...Григорий  Бахчиванджи — еовершает
первый в мире полет на советском резк-
THEHOM самолете, открыв тем самым НОВЫЙ
этан в истории авиащии. Это было в 1942

военном Году...
	«А что же теперь? — думал Николай
Храмов. — Что ты,  летчик-большевик,
внесешь в сокровищницу авиационной Ha-
уки и техники?».
	Й непоколебимо решение: «Я должен, я
мсгу освоить новый реактивный самолет!».
	С полным напряжением физических и
духовных сил работает Храмов. Он изучает
азэродинамику больших скоростей, матери-
алыьную часть самолета. Большое внимание
уделяет Николай Иванович тренировкам на
земле: в Классе, в Кабине самолета, на ап-
паратах.
	Товариши поражаются его работоспособ-
ностью. «Как У тебя на все хватает  вре-
мени? Ведь сутки не резиновые, их не
раетянешь».
	—ЙЯ знаю один секрет, — отшучивалея
Храмов. — Я считаю время минутэзми, и у
меня его в 60 раз больше, чем у тех, кто
измеряет его часами,
	И вот он сел в кабину резктивного ез-
молета, чтобы совершить первый полет.
	Пронзительно завыл пусковой моторчик.
Затем где-то сзади возник басовитый, ров-
ный гул. Он постепенно нарастал, заглу-
шая все звуки. Управляемый Храмовым с4-
	‘молет тронулся, набрал скорость и оторвал-
	ея от оетонной дорожки. В кабине летчика
наступила непривычная тишина. Да, все
здесь было необычно! Не слышно завыва-
ния мотора, не мелькал перед глазами
поблескивающий диек вращающегося вин-
та, Прекрасный обзор откоывалея летчику.
	bee вилно как на лалони.
		Советским людям хорошо известно
имя прославленного летчика-новато-
	ра Николая Храмова, В годы Вели-
кой Отечественной войны’ бесстраш-
ный сталинский сокол прошел боль-
шой боевой путь от Москвы до Бер-
лина. Он лично сбил 18 немецких
самолетов и несколько. в группе, со-
вершил несколько сот боевых выле-
тов. В день 30-летия  Советской Ар-
мии Указом Президиума Верховного
Совета СССР ему было присвоено
высокое и почетное звание Героя Со-
ветского Союза.

В публикуемом ниже очерке рас-
сказывается © творческой деятельно-
сти летчика-героя в послевоенные го-
ды, о том, как Николай Храмов и его
боевые товарищи первыми в мире
совершили групповой высший пило-
таж на реактивных самолетах.
		денный этап. И нужно подниматься на
следующую ступень, к более сложному!.:

Николай Иванович собрал своих боевых
друзей — Героя Советского Союза Василия
Ефремова, прошедшего е Храмовым путь
войны, и летчика Павла Соловьева, бивше-

го японских самураев в 1939 и 1945 го
дах.

—щ Современный воздушный бой — это
прежде всего групповой бой, — сказал
Храмов. — Нужно, следовательно, нам ов-

ладеть групповым высшим пилотажем на
новых реактивных самолетах.
	Храмов был взволнован. Угадывалось это
по едва уловимым признакам, заметным
только людям, давно знавшим его.

Летчики переглянулиеь:
	— Идея хорошая, но... ведь никто даже
не пыталея сделать это...
	— А мы попытаемся и сделаем, — спо-
койно ответил Храмов и положил руку на
белый лист ватмана, на котором была вы-
Черчена примерная схема комнлекса фигур
выешего пилотажа для трех самолетов. —
Не к лицу нам, коммунистам, выбирать
такую работу, которая сулит легкий успех,
мм должны делать то, что, может быть, и
трудно, но важно для государства. Овладе-
ем`трупповым пилотажем-других научим.
А трудностей бояться нечем. Hx веегда
можно преодолеть, была бы воля.
	Первые попытки трех смельчаков успеха
не принесли. Строй все время ломался: не
выдерживались ни интервалы, ни дистан-
ция. Неудача не обескуражила летчиков.
Ведь им свойственны те прекрасные ка-
чества, которые партия воспитывает в
советских людях: ясность цели,  настой-
чивость в деле достижения цели, твердость
характера, ломающая вее и всякие пре-
(Dak.
	В сложной цепи причин и слелетвий
	Арамов отыскивал самое важное, самое
главное.

— Единый темп, единый ритм — вот
	что нам нужно, —— говорил он товарищам,
— А для этого мы должны с максимальной

точностью пользоваться сектором. двигате-
AS...
	Теорзтические выкладки и расчеты
сменялись длительными тренировками на
земле, д затем полетами в составе пары —
то в левом, то в правом пеленге. Ведомыми
были либо Ефремов, либо Соловьев. Веду-
щим -— всегда Храмов.
	Постепенно укорачивалаеь  листанция.
	действовали
а всем звеном
	все слаженнее, гармоничнее
пары. И вот уже не парой,
несутся самолеты в воздухе.
	С этим светлым именем в сердце под-
нялись в воздух Николай Иванович Xpa-
мов и его ведомые — офицеры Ефремов и

Соловьев.

Казалось, облака расступились, когда
над Тушинским аэродромом молниями бле-
снули три краснокрылых истребителя. Вот
с нарастающей скоростью реактивные ез-
молеты набирают высоту. И всем на аэро-
дроме кажется, что для этих боевых малтин
нот «потолка», а для сталинских соколов
—. неодолимых преград.

В эту минуту диктор, не скрывая своего
волнения, торжественно провозгласил через
все включенные радиостанции Советского
	(Союза:

— Групповой высший пилотаж на pear-
тивных самолетах демонстрируется виер-
вые в мире!..

Чувство гордости охватило всех  при-
сутствующих. Наша страна —= родины
авиации! Первый в мире самолет  скон-
струирован Налиим выдающимея = соотече-
стренником А. Ф. Можайским. И первый
в мире реактивный самолет создан у Bat,
в СССР. в эпоху великого Сталина.
	С огромной скоростью мелькают в небе
реактивные малнины -—— выдающееея  до-
стижение советской конструкторекой мыс-
ли. Вот оно. живое воплощение воли пар
	тии. воли народа, великого Сталина!
	‚ — Петля! — отрывисто, но спокойно

командует Николай Храмов и берет ручку
на себя.

На земле он еще немного волновался, но,
как только взвилаеь ракета — сигнал для
взлета, от прежнего волнения не осталось
и следа. Появилась привычная волевая соб=
ранность. Уверенны и четки действия лет-
	Чика и его ведомых.
	‘Техника в руках людей, овладевших тех+
	никой, ‘может и должна дать чудеса. Так
учит товариш Сталин,
	И сталинские соколы Арамов, Edpe-
мов и Соловьев поистине творили в небе
чудева. Они расчертили небо тончайшими
узорами высшего пилотажа, поразив зри-
телей красотой, изяществом и точностью
эволюций.
	Не нарушая строя, крыло в крыло, на
огромной скорости тройка  реакливных
самолетов описала петлю Нестерова и ено-
ва взвилакь в небеса. За переворотом
следовала новая петля, завершенная Ave
мельманом. _ :
	эвено виртуозно исполняет «бочку» вок-
руг оси ведущего. Чтобы выполнить Эти,
казалось, невероятные эволюции вокруг ве-
дущего, ведомым приходилось совершать
целый ряд разнообразных и точных AB
жений рулями. А время, затрачиваемое на
эти лвижения. исчислялось секунлами.
	— Спокойнее. — слышат Храмов и его
ведомые голос заместителя главного руково-
дителя воздушного парада. — Спокойнее...
Хорошо!..

Словно управляемая единой рукой, крас-
нокрылая тройка перешла в резкое
пике... Все ближе и ближе надвигается pac-
цвеченная яркими красками,  пестрящая
сотнями тысяч людей огромная чаша Ту-
шинского аэродрома.  Головокружительное
падение следует почти ло земли, и по
команде Храмова истребители нереходят в
крутую, почти вертикальную горку, Само-
леты в небе превращаются в еле заметные
точки.
	Сотни тысяч еоветских людей востор-
женно аплодировали новой победе сталин-
ской авиации, a Ha трибуне великий
Сталин приветственно поднял руку, про-
вожая ласковым, отеческим взглядом ис-
чезающее в голубой дымке звено реактив-
ных самолетов, ведомое летчиком-новатором
Николаем Ивановичем -Храмовым.
	Вогда звено приблизилось к своему
аэродрому — для этого потребовались счи-
танные минуты, — Храмов вновь услышал
по радио голос заместителя главного руко-
водителя воздушного парада.
	—щ Отлично пилотировали! Благодарю, —
сказал он.

Совершив посадку на своем аэродроме,

три боевых друга обнялись и  расцелова-
Nuch.
		Экзамен вылержан  И. кажется. непло-
	— Почин сделан, — подвел итог Xna-
	мов. — А теперь пойдет. Групповым  вые-
шим пилотажем на реактивных самолетах
завтра овладеют тысячи. Молодежь вельу
нас боевая. Соколы!._
	Подполковник А. ВЕРХОЛЕТОВ.
	личники учебы — гордость и слава ча-

сти». Он подробно рассказал о лостижени-
ях в боевой RA onomeyproadeseeat  wnnarnewmors
	Tape JOBDIN
	тов. Терентьева, являющегося
эвиатором.
	Успехи
спортсменов

Стадион — любимейшее место отдыха
	воинов нашей части. В день отдыха На
его многочисленных спортивных  площад-
ках веегда оживленно: проходят футболь-
ные и волейбольные состязания,  трени-
руютея боксеры, легкоатлеты.

В один из воскресных дней воины-авиа-
торы заполнили скамейки и трибуны ста-
диона, размещенные пол сенью лип и м0-
лодых кленов. Они пришли посмотреть
очередную игру в Ручной мяч.

Встреча проходит в острой спортивной
борьбе. Вот один из игроков в пылу схват-
ки нарушает правила игры. Раздается ©у-
дейский свисток — штрафной удар. Рядо-
вой Николаев делает разворот вправо, бы-
стрый толчок, и мяч летит в ворота.

Игра требует ловкости,  опльь’  глазо-
мела. Виртуозом «ручного футбола» по
	мера. Виртуозом «ручного футбола» по
прав считается центральный нападающий.
	лейтенант Рубан. Самоотверженно и ловко
	также играют вуатарь стариеина Дементьев,
	и защитник рядовой Дубровин. Воманда
натей части азляетея олной из  сильней-
	нашей части является одной из  сильней-
ших в гарнизоне.

Воины гарнизона гордятся спортивными
успехами боксера старшего сержанта Ву-
рамышева, чемпиона рестублики в. полу-
тяжелом весе, Ггранатометчика сержанта
	тяжелом весе,  граватометчика CO padl io
Бахлева. броски которого достигают 69 м,
	пегангиста офицера Аврускина.
В сводолное от запятий и работы воема,
	a Tata в ДНИ ОТДЫХА Воины гарнизона на
стадионе сдают нормы на значок ГТО
и П ступени, проводят массовые вабеги на
различные дистанции.
	СБОРЫ ИНСТРУНТОРОВ
ПО ОРГПАРТРАБОТЕ
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, (Наш корр.).
На-лнях здесь состоялись двухднезные
	сборы инструкторов политортанов по орга-
низационно-паотийной работе.
	участники ©боров заслушали  докла-
ы 0 задачах  партийно-политических
работников, о содержании и стиле работы
инетрукторов, о состоянии партийно-поли-
тической информации и мерах ее улучше-
НИЯ.

Инструкторы полелились опытом своей
работы, внесли ценные предложения. По-
учительными были выступления тт. Гри-
торьева, Иванова и Вузьменко,
	ВОЕНКОРЫ
СООБЩАЮТ
	Ф® Добросовестно выполняет обязанности
помощника руководителя группы политза-
нятий сержант Моисеенко. В своей работе
он проявляет много разумной инициативы,
помогает слушателям лучше усвоить изуча-
емый матернал. По предложению тов. Мон-
сеенко в подразделении оформлена на-
глядная агитация. Тут имеются альбомы о
трудовых буднях советских людей, монта-
жи, показывающие героизм советских вои-
нов в годы Великой Отечественной войны,
схемы 10 сталинских ударов, нанесенных
Советской Армией по врагу.

Номощник руководителя регулярно за-
нимается с пропустившими занятия, помо*
гает товарищам в подборе нужной литера-
туры по теме, в составлении конспектов.

И. СТРЕЛКОВ.
	@ Berpeya авиаторов с киноартистами
состоялась на днях в нашей части. Перед
воинами выступили лауреаты Сталинской
премии Иванов, Хвыля и другие артисты.
Они рассказали о достижениях советского
киноискусства и дали для авиаторов боль-
шой концерт. -
В. ЦВЕТНОВ.

Ф В выходной день в Н-ской части со-
стоялись спортивные соревнования. Лучшие
результаты в беге показали авиаторы
тт. Коломоец, Гриненко, Радченко и Оголь-
цов. Большой интерес у зрителей вызвало
футбольное состязание, проведенное авиато-
рами с местной командой «Локомотив».
Игра закончилась со счетом 2:0 в пользу
летчиков,

и. колодин.
®Ф Нагрудным знаком «Отличный повар»
награжден старшина Стрельников. Работая
поваром-инструктором. Tos. Стрельников
	проявляет исключительную заботу о пита-
нии авиаторов, Приготовляемая им пищаы—
	сытная и вкусная. Своей отличной рабо-
той повар- инструктор, снискал уважение
	летчиков. -
Н. МАЛЫЙ.
	Рядовой Г. МОРДЕЛЬ. -
	—щ Так держать! — командует Храмов.
	В плотном строю «клин» самолеты не-
сколько раз промчались над аэродромом.
Это была победа. Первая победа. Звено от-
лично летало по прямой. Теперь надо было
добиться слаженноети и при выполнении
фигур сложного и высшего пилоталка.
	Трудно’ Да, очень трудно! Подобного
пилотажа не знает история авиации.
	Много дней провели летчики в творче-
ских исканиях. Авиаторы подробно разби-
рали полеты, анализируя неудачные  ма-
невры. С ювелирной точностью они отра-
батывали каждый элемент. Из элементов
складызались фигуры, из фигур — комп-
лекс группового пилотажа.
	И три сталинских сокола Храмов,
Ефремов, Соловьев сдобилиеь поетавленной
пели! Первыми в мире лобились.
		Быстро мелькали под крылом поля и пе-
релееки.
	Взлет, развороты, посадка...
	Этими первоначальными элементами по-
лета Храмов овладел быстро. Теперь можно
было итти дальше. Каждая военная машина
должна отвечать требованиям боя. Еще на
заре русской авиации Петр Нестеров от-
мечал, что «военный летчик никак He
может обойтись без умения делать фигуры
выенгего пилотажа». А как это получится
на реактивном истребителе?
	№роме Советского Союза, в то время ниг-
де в мире даже не пытались выполнять
пилотаж на реактивных истребителях. Ино-
странные авиационные теоретики много и
туманно рассуждали о невозможноети вы-
полнения фигур высшего пилотажа на ре-
активном самолете из-за 0с0бой специфики
двигателя, чрезвычайных перегрузок
ит. п. Советекие летчики блестяще опро-
вергли эти доводы и делом доказали их
несостоятельность. В ряду первых был
Храмов.
	Осуществлению высшего пилотажа пред-
шествовали теоретические выкладки, рас-
четы, чертежи фигур. Храмов глубоко
изучал, обобщал достижения других совет-
ских летчиков. новаторов в области исполь-
зования реактивной техники. Ему приходи-
лось отвыкать от некоторых приемов и на-
выков пилотирования, приучаться плавно
работать рычагами, в четком, размеренном
темпе.
	Скорость у самолета огромная. Но ee
надо подчинить, стать ее хозяином. С ро-
стом скорости увеличился радиус маневра;
это невыгодно. в воздушном бою. Значит,
нужно так освоить малину, чтобы ис-
пользовать новые качества этой прекрах-
ной техники «до дна». От простого к слож-
ному — таково было правило наших лет-
чиков. Но это «простое» — высший пи-
лотаж на реактивном самолете, не освоен-
ный еще нигде в мире, кроме ran B Co-
встеком Союзе. Но если он уже освоен
им, Храмовым, значит для него это прой-
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Исполняется очередная гоовщина Н-ской
авиачасти. В связи с этим ветераны про-
волят беседы. в которых  расоказывают о
славном боевом пути, пройденном личным
составом в оды Великой Отечественной
войны, о героизме летчиков. проявлен-
ном в боях с врагом, об отличниках учебы,
умножалощих боевую славу фронтовиков.
	(кобенно большой популярностью  поль-
		Почему не работает комиссия
	по составлению истории училища?
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	В клубе ЁБпровабадекого авиационного
училища много стендов, монтажей, плака-
тов. Не меньше их и в комнатах политико-
просветительной работы. Но удивительно,
что ни в одном из документов наглядной
агитации ничего не говорится 0 замеча-
тельных традициях училища, © его исто-
рии.

Может быть, здесь знакомят курсантов
с традициями на лекциях, докладах, в 6е-
седах? Нет. оказывается, что и © устной
пропагандой истории учебного заведения
лело обстоит плохо.

Недавно состоялся доклад о боевых тра-
дициях Советской Армии. В нем очень уме-
стно было бы наряду е другими примера-
ми сообщить курсантам интересные  под-
робности из жизни авиаучилища. Но до-
клалчив упомянул об этом лишь вскользь,
в общих чертах.

Кировабадское авиационное училище
имеет замечательные традиции. Оно прош-
ло славный путь. Из стен училища вышло
много авиаторов, которые мужественно ‹рз-
жались с вратом в голы Великой Отече-
ственной войны, были удостоены звания
Героя Советекого Союза. В свое время. в
школе работали прославленные летчики
нашей страны тт, Супрун,  Еравченко.
Авиационное училише часто посещал пол-
коволец сталинской школы Мартал Совет-
ского Союза Ф И Толбухин.
	Ряд наших офицеров, которые обучали и
воспитывали летчиков в годы войны, и
сейчае находитея в училаще. Они держат
тесную связь © местными предприятиями,
<овхозами, колхозами, ведут широкую
’ пропаганду авиационных знаний среди на-
селения.
	Училище славится спортивными лости-
жениями. Кировабадцы на многочисленных
соревнованиях, как правило, добиваются
высоких показателей.

Но никто у нас до еих пор не вобрал и
не обобщил исторических материалов, с ко-
торыми могли бы знакомиться курсанты.

В прошлом году старший начальник,
ознакомившиеь © положением дел, наряду
с другими недостатками в воспитательной
работе отметил, что здесь не пропаганди-
руются традиции училища,

После этого была создана комисеия по
составлению историй училища. Вначале
товарищи горячо взялись за дело, но по-
том быстро «остыли».

Председатель комиссии объясняет срыв
большой и важной работы занятостью от-
дельных товарищей и другими  объектив-
ными причинами. Вомиссия бездействует.

Конечно, написать хорошую историю,
рассказать о традициях — не простое дело.
Комиссии следовало собрать вокруг себя
актив, привлечь ветеранов, начать пере-
писку с питомцами училища. Ведь среди
них много заслуженных офицеров Военно-
Воздушных Сил. Письма летчиков помог-
ли бы создать яркую, насыщенную живыми
примерами историю. Кое-кто предлагал по-
слать в строевые части письма с просьбой
сообщить данные о работе и службе вы-
пускников, но ие сделали даже и этого.

История училиша, его боевые  тради-
ции — важное средство воспитания  кур-
сантов. Нам кажется, что следует ва-
няться этим делом: напиезть историю,
собрать альбомы © фотографиями и доку-
ментами. обновить монтажи, стенлы...

>
	Майор В. ЧЕРНИЕВСКИЙ.
	3 августа 1947 года страна торжествен-
но отмечала День Воздушного Флота СССР.
В это прекрасное солнечное утро москвичи
устремились к традиционному месту авиа-
ционных праздников — аэродрому Цен-
трального аэроклуба CCCP имени В. IL.
Чкалова. По магистралям столицы нескон-
чаемым потоком двигались автомашины,
к станции Тушино беспрерывно подходили
пассажирские поезда, переполненные трам-
ваи, автобусы, троллейбусы.
	На зеленом поле аэродрома раскинулся
играющий яркими красками праздничный
тагерь. Сотни тысяч москвичей заполнили
огромное поле аэродрома, берега Москвы-
реки и Ravana.
	Стрелки ‘часов приближаются в трем.
Близится волнующий момент. Взоры всех
присутствующих обращены к зданию Цен-
трального аэроклуба. И вдруг по всему
полю раздаются буря аплодисментов и мощ-
ное «ура!». Овация могучими волнами пе-
рекатывается по огромному аэродрому, а
радио несет ее по всей нашей необъятной
стране. Она была услышана и Храмовым, и
его ведомыми, стоявшими на старте у ско-
ростных мапгин. Летчики сразу поняли:
	Сталин.
	Своего любимого вождя приветствует
нарол. Необычайное волнение охватило
	a A a:

БЕСЕДЫ О БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ
	зуютея рассказы Героев Советекото Союза,
Андреева и Шульженко.

В клубе части оформлен  содержатель-
ный монтаж, материалы которого повеству-
ют 06 участии авиаторов части в боях 5a
честь и независимость налцей Родины в го-
ды войны. Здесь же помещены фотографии
отличников учебы.

На днях Герой Советского Союза тов
	ha дАПЛА LEP ого 35а .
Шульженко провел беседу на тему“ «On
	Большой след в памяти воинов оставили
	также беседы: «Авиаторы нашей части в
	боях за Родину», «Быть достойными геро-
©в“фронтовиков» и лругие.