Сеголня в номере:
	товарищу
	За нашу Советскую Родину:

Cc >

]

т

==

М
	ПАЗЕТА РОЕЗНО ВОЗЛУШНЫхХ. СИЛ
	(ОРГАН ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА ССР).
	Четверг, 12 июля 1951 г.

В. Драга. — О некоторых вопросах планирования
	— Комната по-
		Улан-Бато=
	° Старший лейтенант В. Николаев.
литпросветработы в лагере (3 стр.).
	Навстречу Дню Физкультурника (© <
Открытие монумента И. В. Сталина в
	ре (4 стр.).
	Поток приветствий
И. В. Сталину (2 стр.).

По Советской стране (1 стр.).

На темы летней учебы (1 стр.).
	Л. Коробов. — Огни на малой реке (1 стр.).
Старший лейтенант В. Черныш. — Помогает то-
	варищам словом и делом (2 стр.).
	заседание в Улан-Баторе по слу-
монгольской народной революции
	_—— На шемы-—
лешней учебы
		ААА лил MNP at NG SNL PND DE RPP APL AN I NP LD NLL tt ND at SPR NI IO PAPAL STARA Net

ta ttl Nel teal Nt rl ata Noell etl Nt See
		Торжественное заседание в
	чаю 30-летия
(4 стр.).
	НЕ
	События в Корее (4=стр.).
В иранском меджлисе (4 стр.).
Телеграммы из-за границы (4 стр.).
	Полполковник Г. Шабаев. — Командир — полно-
	воспитания пол-
	властный руководитель обучения и
чиненных (2 стр.).
	фр. we

Капитан П. Блинов. — Он будет летчиком
(2 стр.).

Цена 20 коп. Комсомольская жизнь. Лейтенант

По Советской cmp
				№ 151 (2003)

Подготовка пропагандистов
к новому учебному году
		Закончился учебный год в сети паррий-
ного просвещения. Иолитсоганы и пафтий-
ные орразиезаими подводят сейчае итоги
учебы, обобщают опыт работы кружков и
политиикол, вечерних университетов марк-
сизма-ленениема и партийных школ.
	Итоги минувшего года показывают,
что качество учебы в сети пат-
тийного просвещения значительно  п0-
зысилось.  Руководотвуясь указаниями
ПЕ ВКП(б) o постановке партийной
	прюпатаниы, о коммунистическом воонита-
HUM Rapes, политорганы, партийные офга-
низации частей  Военно-Воздущных Сил
добились заметного улучшения  маркоиет-
ско-ленинюкой подготовки коммунистов.

Этот важнейший итог учебнюго года —
результат возросшего теоретического и ме-
тодического мастерства пропагандистов.
Являясь центральной фигурой в системе
паутийчюго просвещения, пропагандисты
в большинстве своем успешно справлялись
со своими задачами, были достойной опо-
рой командиров,  политорганов и партий-
ных организащий в пропаганде марксизма-
ленинизма.

В авиационных частях коммуниеты с
уважением и любовью отзываются о луч-
ших пропагандистах, видя в них своих
учителей и наставников. Имя пропатанди-
ста тов. Максимова хорошо известно в
Н-ской авиачасти. Руководя кружком по
изучению. «Краткого ‹ курса истории
ВКП(б)», тов. Максимов творчески отно-
сится к порученному делу. Он глубоко и
всесторонне готовится к каждому выступ-
лению, к каждому занятию в кружке.
Высокое чувство ответственности за идей-
ное воспитание коммунистов -— Вот что
обусловило положительные результаты ра-
боты руководимого. им кружка в. минув-
шем учебном году.

Наша партия всегда придавала и при-
Дает исключительное значение подготовке
и воспитанию пропагандистов. Известно,
что < 1949 года по решению ЦЕ ВЖН(б)
повсеместно работают курсы  пфопаганди-
стов. создана широкая сеть постоянно
действующих семинаров руководителей
кружков и политшкол. регулярно: пфово-
Дятся методические совещания и предмет-
ные комиссии в университетах марксизма
топинизма и в партийных игколах.
	Партия исходит при этом из известного
указания В. И. Ленина 0 том, что во воя-
кой школе качество ‘учебы определяетея
всецело составом лекторов, что пропаган-
дистекая работа требует от руководителей
кружков и политшикол, от преподавателей
неустанного повышения теоретических
	знаний. глубокого изучения жизни, ©0вер`
	енстрования методического мастерства.
	В нынешних ‘условиях, когда партийное
проовеннение принимает все больший раз-
мах, значительно TOBA WTO требования
к пропатандистоким кадрам. Политорганы
и партийные организации призваны сохра-
нить имеющиеся кадры  пропатандиетов,
непрерывно пополнять их ряды подготов-
ленными в теоретическом отношении KOM-
мунистами, оказывать им повседневную
помощь как в повышении теоретических
знаний, тах и в приобретении методиче-
ских навыков. :

Особенно много предстоит сделать › по-
литортганам по переподготовке  пропатан-
дистов в июле и августе. По опыту прош-
лых лег в эти месяцы оргачизуются кур-
сы  переподгоювки пропагандистов. На
курсах будут обучаться начальники пар-
тийных школ, преподаватели курса исто-
рии ВКП(б), руководители кружкев повы-
пенного типа по изучению «Краткего кур-
еа истории ВЕП(б)». Организованно начать
работу этих куреов — одна из первосте-
пенных залач политортанов.

В ряде мест ведется деятельная  подго-
товка ® началу занятий на курсах. По-
литортаны посылают учиться лучших ком-
мунистов, проявивших себя на пропаган-
листской таботе и способных обеспечить
действительно выюокое качество занятий в
партийных школах и кружках.

° Наряду с комплектованием вурсов необ-
ходимо тщательно подготовить учебную ба
зу: подобрать › хорошее помещение,
оборудовать его» обеспечить пропагандистов
литературой, наглядными пособиями; все-
сторонне продумать порядок размещения
	людей, прибывших из других гарнизонов,
создать все условия для их самостоятель-.
ной учебы.

Но организачионная работа по подготов-
ке к проведению занятий на курсах— это
только одна сторона дела. Главное состоит
в том. чтобы обеспечить высокий  теоре-
тический ‘уровень лекций и семинарских
занятий, добиться, чтобы пропагандисты
получили действительно глубокие и проч-
ные знания. Отсюда задача — пра
Вильно Подобрать преподавателей - курсов.
Для чтения лекций и проведения семинар-
еких. занятий необходимо привлечь квали-
фицированных пропагандистов, лекторов,
преподавателей учебных заведений, юсман-
	диров и руководящих работников  полит-
органов».
Разумеется. одними леклиями и семи-
	нарокими занятиями нельзя ограничивать
подготовку пропагандистов на курсах.
Нужно создать им все уеловия для плодо-
творной самостоятельной работы над про-
изведениями классиков  марксизма-лени-
НИЗм а.

Исключительно важно также ВоОрУЖИтЬ
всех ‘участников курсов передовым опытом
пропагандистской работы, методикой веде-
ння занятий в партийной школе, в круж-
ке. На курсах следует веесторонне изучить
такие вопросы. как методика проведения
классно-групповых и семинарских занятий
no курсу истории ВКП(б) в партийной
школе, методика проведения занятий в
кружке повышенного типа по изучению
«Краткого курса истории BRII{6)», mero-
дика работы над книгой и т. д.

В партийных  отганизациях накоплен
большой опыт работы лучших  пропаган-
диетов, лекторов, консультантов. Поэтому
на курсах отводится определенное  коли-
чество часов для обмена опытом. Правильно
поступают в тёх политорганах, Te при
планировании таботы куреов  прелусмат-
ризают, скажем, обмен опытом работы
партийных школ и намечают обеудить та-
кив темы. как планирование и организа-
ция учебпого процесса, контроль 34 рабо-
той преподавателей и методическая помощь
им, организация самостоятельной работы
слушателей и другие.
	_ Сила большевистской ппонаганды ©о-
	стоит в том. Что она велется не оторзавно
		от практических задач, a неразрывно ©вя-
вана, < жизнью, с практикой KOMMYHACTH-
ческого строительства. Не случайно по-
этому учебный план проведения курсов
предусматривает всестороннее — изучение
важнейших решений партии и правитель-
ства по вопросам хозяйственного и  КУлЬ-
турного строительства: ознакомление про-
паганлистов ¢ важнейшими событиями
внутренней и международной жизни.

Для армейских пропагандистов очень
важно, чтобы курсы помогли им научить-
ся увязывать изучение тем по программе
с конкретными задачами, стоящими перед
частями, чтобы пропаганлисты веей своей
работой наиболее действенно  помотали
командиру решать залачи обучения и вос-
питания зоилюв, укреплять дисциплину и
порядок в частях и подразделениях.

Большое значение в подготовке  пропа-
гандистов к новому учебному году имеют
тавие лекции, как, например, «Марксизм-
ленинизм о войне и армии», «Марксизм-
ленинизм —— идейная  оенова  воспи-
тания советских воинов», «В. И. Ленин
и И В. Сталин о coperckoi  воинокой
дисцинлине и задачах ее  укрепле-
ния», «В. И. Ленин и И. В. Сталин
о одиноначалии в Советокой Армии»,
«Военная присяга и воинские  yera-
вы 0 морально-боевых качествах ©9-
ветеких воинов» и другие. Умение увязать
пропаганду < практическими задачами
части делает пропагандиста активным бор-
цом за претворение этих задач в Жизнь,
‘надежным и верным помощником команди-
ра.

Хорошая организация работы курсов
пропагандистов должна послужить спед-
ством всемерного улучшения постановки
пропаганлы марксизма-ленинизма, воспи-
тания коммунистов и беспартийного акти-
Ba в лухе великих идей Ленина Сталина,
своевременной и всесторонней подготовки
	к новому учебному году в сети Партии-
ного проевешения.
	Действия экипажа
на боевом курсе
	Экипаж бомбардировщика уходил в
полет. Летчик Калашников и штурман
Трепалин, ‘тщательно подготовившись к
вылету на земле, четко и слаженно ра-
ботали в воздухе.

Наряду с другими упражнениями, вхо-
дящими в полетное задание, им пред-
стояло произвести учебное бомбометание
на полигоне. Приближаясь к полигону
и получив разрешение руководителя
полетов, экипаж с противозенитным ма-
невром вышел на боевой курс. Летчик
должен был точно выдерживать режим
полета, скорость, направление и высоту.
Штурман приник к прицелу. Он уточнял
боковую наводку.

— Довернуть влево на два градуса, —
передал он.

Летчик четко выполнил команду штур-
мана: боковая наводка уточнена.

— Так держать!

Цель подходила к перекрестию пря-
цела. Боевая кнопка нажата. Бомбы
нолетели вниз. Цель накрыта.

Подводя итоги полетов, командир
подразделения сказал:

— Сегодня умело и тактически гра-
мотно действовали над полигоном коман-
дир экипажа и штурман Трепалин.
Экипаж в заданное время вышел на
цель, правильно построил маневр и ма-
стерски действовал” на боевом курсе.
Самолет самое . минимальное время на-
ходился на боевом курсе. Все это обес-
печило ‘успех бомбометания Экипаж
отлично выполнил поставленную задачу.

В конце разбора полетов командир
объявил благодарность всему составу
экипажа.

Боевой курс — это самый короткий и
самый ответственный момент в полете
экипажа бомбардировщика. Здесь время
исчисляется уже не минутами, а секун-
дами. Четкость и сработанность экипажа
на боевом курсе характеризуют летное
мастерство. летчика и штурмана, пока-
зывают их боевую зрелость.

Находясь в районе цели, летчик дол-
жен точнейшим образом выдерживать
режим полета: скорость, направление м
высоту, а штурман уметь быстро уточ-
нить или произвести необходимые рас-
четы. Он обязан держать курс с учетом
скорости и направления ветра. От того,
насколько точными будут эти расчеты,
зависят безошибочность выхода на цель
и кратковременность пребывания само-
лета на боевом курсе. Фактор времени
и профессиональное мастерство авиато-
ров имеют неоценимое значение при
действиях экипажа бомбардировщика на
боевом курсе.

Летчикам и штурманам, которые не
допускают отступлений от правил, рег-
ламентирующих летную службу, всегда
сопутствуют успехи. Именно так дей-
ствовали в годы Великой Отечественной
войны советские авиаторы. Они точно
выходили на цель, тактически грамотно
строили маневр, минимальное время на-
ходились на боевом курсе, обеспечивали
себе безопасность от зенитного огня
противника и точно по месту и времени
наносили мощные бомбовые удары по
врагу. :

Командиры, обучая и воспитывая
подчиненных, должны добиваться исклю-
чительно четкой работы экипажа над
целью.

Точное выполнение требований уста-
вов и наставлений, высокая дисциплина,
и организованность, твердые практиче-
ские навыки, отличное знание района
полета, безупречная подготовка к вы-
полнению  полетногсо задания — вот
непременные условия достижения авна-
торами высоких - показателей в боевой
	выучве.
	Началось сооружение шлюза
	Нуибышевского гидроузла
	КУЙБЫШЕВ. 11 июля. (ТАСС). Вчера
на левом берегу Волги, близ села Зеленов-
ка. начались работы по сооружению ниж-
него судоходного шлюза-— одного из основ-
ных объектов гидроузла. В работу вступили
экскаваторы, бульдозеры, скреперы.

Шлюз—мощное гидротехническое соору-
жение. Прежде чем начать выемку земли
из него, стооители должны механизмами
возвести земляную перемычку, которая в
общей сложности будет иметь 4 тысячи
метров длины. Высота ее—15 метров. Что-
бы соорудить такую перемычку, потребует-
ся произвести сотни тысяч кубометров зем-
ляных работ. Она оградит территорию плю-
за от паводковых вод. Земляные работы в
первой стадии будут вести четыре экскава-
тора. несколько бульдозеров и скреперов.
	В связи с началом этих работ состоялся

митинг.
Открывая его, начальник  «Вуйбы-

шевгитростроя» тов. Комзин сказал:
	— Выполняя обязательства, данные
коллективом строителей Куйбышевской
гидроэлектростанции великому — вождю
товарищу Сталнну. мы приступаем в стро-
ительству основного сооружения гидроузла
на левом берегу Волги — шлюза и ограж-
лающей его земляной перемычки. Мы лаем
клятву нашей Родине закончить земляные
работы на перемычке к 20 °декабря 1951
гола. и эту клятву мы выполним.
	Под гром аплодисментов секретарь пар-
тийной организации комсомольского района
тов. Анфимов зачитывает обязательства.
принятые коллективом района. Он передал
начальнику Жигулевского района тов. Вар-
цеву вызов строителей на социалистическое
соревнование.
	РЕКОРДНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ
МАРТЕНОВСКОЙ ПЕЧИ
	ЖДАНОВ, 11 июля. (ТАСС). Сталевары
завода «Азовсталь» соревнуются за прод-
ление стока елужбы мартеновеких печей.
	Крупного успеха достигли знатный ©та-
хановен Никифор Цишнатый и ето учени-
ки Иван Тодоров и Филипи Подколзин. За
одну межремонтную кампанию печи они
	‘провели 181 тажеловеесную плавку и ВЫ-
	дали на 12,5 тысячи тонн стали больше,
чем было предусмотрено заданием. Это не-
бывалый на заводе срок службы  качаю-
щихся мартенов без ремонта.

Тов. Цишнатый за счет углубления ван-
ны мартена, увеличил вес плавок и выдает
сверх плана каждую десятую тонну стали.
	ХЛЕБНЫЕ АБАНСЫ
НА ТРУДОДНИ
	ДЕРБЕНТ (Дагестанская CCP), 11
июля. (ТАОС) Колхозы района выдают
хлебные авансы на трудодпи. Членам кол-
хоза имени Жданова, получившим mo 18
центнеров ячменя и иненицы. выдают на
трулодень по пять килограммов зерна —
в два © половиной раза больше, чем в про-
шлом : году.

Семья колхозника Г. Казимова получила
авансом 26 центнеров пшеницы, семья
А Ибрагимова — более 27 центнеров. Та-
кие же большие авансы на трудодни вы-
даются колхозникам сельхозаютелей имени
Кирова, «Арзеный флаг» и других.
	——^^ Иилот первого класса
	Buln вы пПопро-
снте в Аэрофлоте
назвать имя одного из
лучших летчиков, то
вам, не задумываясь,
назовут Касьяна Яков-
левича Чмута. Он мой
товариш, коллега по
подразделению. Я, п>-
мимо совместных тре-
нировочных полетов,
встречался с ним на
трассах в условиях
полета, видел его ра-
боту: я не раз слы-
	шал о нем отзывы
других пилотов 1
штурманов.
	Однажды на даль.
невосточной трассе я
встретил знакомого
молодого штурмана.
Спрашиваю его:

— Как леталось с

Касьяном Яковлеви-

чем?
— Очень хорошо! — с радостной улыб-
кой ответил товарищ. — За короткий
	срок покрыли расстояние более 15 тысяч
километров. Да при какой погоде! Осо-
бенно во Владивостоке сложно было
производить посадку. Кругом — горы.
Сопки затянуты сплошной пеленой. Кула

ни взглянешь — облака. Земли не вид-
но, а садиться надо. Оглянулся на сво-
его командира — думаю, волнуется, а

он спокойно управляет самолетом. За-
мечаю, как самолет плавно теряет вы-
ссту, уверенно идет на посадку. Пока-
залась земля. По плавному движению
штурвала на себя я определил, что мы
вот-вот коснемся земли. Казалось бы,
что при таких тяжелых условиях и не-
возможно было сесть; а Касьян Яковле-
вич блестяще приземлился...

штурвала на себя я определил, что мь
вот-вот коснемся земли. Казалось бы
что при таких тяжелых условиях и не
возможно было сесть; а Касьян Яковле
вич блестяще приземлился...

Касьян Яковлевич Чмут — командир
корабля, пилот 1-го класса. Он налетал
8.500 часов и покрыл расстояние, равно*
1.848.000` километров. Он в совершенст-
ве владеет современными методами са:

залась земля. По плавному движеник
молетовождения.

РЕЙСЫ НА СЭКОНО
ТБИЛИСИ 11 нюля. (По телеграфу от
	наш. корр.). Гражданская звиация оказы-
вает большую помошь народному хозяйству
Советской Грузии. Авиалинии связывают
высокоторные районы с республиканеким
центром. На самолетах перевозится боль-
нюе количество ‘Ппасезжиров и грузов.
Комфортабельные воздушные корабли кур-
сируют на линиях Тбилиси— Москва, Ку-
таиеи — Москва, Батуми — Одесса.
Только з» последнее время из республики
отправлено самолетами в тазные концы
страны 61.000 пудов ямд и ранних
фруктов.

План первого полугодия по Грузинекому
управлению ГВФ выполнен досрочно. Мно-
	Коллеклив Московского завода  малоли-
‘тражных автомобилей успешно борется 3a
досрочное выполнение годовой программы,
за выпуск отличных автомашин и 1про-
дление их межремонтного периода.

В социалистическом соревновании уча-
ствуют все рабочие предприятия. Досрочно
выполнили годовые залания 210 стаханов-
нев Свыше трехсот передовых рабочих з3-
	Экипаж значительно  перевыполнил
квартальный план, добился лучшей про-
изводительности на час полета. Передо-
вой коллектив сэкономил за б месяцев
	‘текущего года столько авиационного
бензина, что его вполне хватит для
того, чтобы совершить три рейса по
дальневосточной трассе. На лицевой
счет экономии экипаж тов. Чмута внес
десятки тысяч рублей.

Во — Всесоюзном социалистическом
соревновании экипаж командира кораб-
ля К. Я. Чмута завоевал вымпел Сове-
„та Министров Союза ССР.

Таковы. успехи. передового. летчика
Гражданского воздушного флота Кась-
яна Яковлевича Чмута.

Герой Советского Союза

П МИХАЙЛОВ.

На снимке: командир корабля, пилот
	[-го класса К. Я. Чмут.
Фото Б АНТОНОВА.
	РЕЙСЫ НА СЭКОНОМЛЕННОМ ГОРЮЧЕМ
	гие экипажи добились высоких показате-
лей. Пилотам Устинову и Гамбаряну вру-
чены значки «За налет 1.000.000 кило-
метров». Пилот Ирина (садзе завершила
налет пятисот тысяч километров.
`Значительны успехи экипажей в эконо-
мии горючего Так, пилот Цховробов за
три последних месяца еэкономил 12.562
килограмма топлива. За счет ебережения
горючего и смазочных материалов, сниже-
	ния расехолов пои обелуживании материаль-
	ной части ето экипаж за эте же время
Сэкономил 24.648 рублей. Недавно тов.
Цховробов соверигил длительный рейс на
сэкономленном горючем.
	воевали право сдавать изготовленную ими
продукцию, минуя отдел технического
контроля.

Стахановское отделение проесового цеха,
где начальником тов. Агейкин, за счет ие-
пользования металлоотхолов в первой де-
кале июля сэкономило около двух тонн
	(ТАСС).
	ВЫПОЛНИЛИ ГОДОВЫЕ ЗАДАНИЯ
		` Если поеомотреть на обычную карту. на-
Wie страны, то не найдепть Ha ^ ней ма-
леныкого волжекого притока — Большой
Цивиль. Несмотря на свое промкое назва
ние — «Большой», эта речка для милли-
онов советских людей, не ‘бывавших в
Чувашии, безвестна. :
	° Большюй Цивиль берет свое начало в
юго-западной части Чувашекой АССР и пе-
ресекает почти вею республику. Ha peée-
	публиканской карте в чебоксарской конто-.
	ре «Сельэлектро» можно увидеть на реке
Болыной Цивиль и ее притоках 35 синих
заплфихованных кругов. Эти круги. озна-
	чзют работалощие колхозные гидроэлеклро-.
	станции. В республике сейчас дают ток 57
гидроэлектростанний и 38. тепловых вол-
хозных электроетантий.
	В эти дни в чебоксарских конторах
«Сельэлектро» и «Сельхозонабжение» Ми-
нистерства сельского хозяйства многолюд-
но — колхозники требуют ремни для гид-
розлектростанций и молотилок, электромо-
торы, электродоилки, провода, вольтметры,
счетчики, изоляторы, ролики и многое дру-
гое. Года два назад в эти конторы перед
уборкой урожая тоже заходило много пред-
ставителей колхозов, HO их заказы были
совеем иными.
	Река Большой Цивиль теперь стала, но-
казательной. Но показательна река не
тем, что на ней построено и строится
столько гидростанций; на любой реке мож-
но построить ‘несколько станций. Де
ло в TOM. что электрификаторы сель-
ского хозяйства  Чуватекой  респуб-
лики заставили‘ Большой Цивиль от
дать вою’ CRO энергию на  служ-
бу. человеку. -Сейчае все ее ‘гидростанции
дают 1.360 киловатт электроэнергии.

Электрификация ‘сельского хозяйства в
Фувалиии началась в 1933 году, когда
	впервые в Врасноармейском раионе на во-
	9 миллионов рублей. Если в 1947 году в
колхозах считали, что мощности  гидро-
электростанции в 10 киловатт вполне хва-
тиг для среднего колхоза, то теперь для
среднего колхоза мощность в 25 киловатт
считается далеко не достаточной. Так ши-
роко внедряется электричество в колхоз-
ном хозяйетве.
	Б колхозах научилиеь правильно регу-
лировать режим рек, экономно расходовать
воду, хорошо поддерживать мошноеть ГЭС.
Во многих местах проводится  облесение
рек, которое позволит еще лучше поддер-
живать уровень воды в реках.

Наячальнию  произволетвенно-техничееко-
	го отдела конторы «Сельэлектро» тов. Сели-
ков, рассматривая карту, говорит:
	— Haspeda проблема кольцевания кол-
хозных станций. Это даст очень большой
экономический эффект и обеспечит поето-
янное снабжение электроэнергией колхоз-
ного производства.

— Вот, смотрите, — покавывает Сели-
ков на карту. — Возымем вот этот куст
гилростанций. Их здёсь четыре. Днем, ког-
да энергии расходуется немного, будет ра-
ботать на все колхозы вот эта гидростан-
ция; остальные в это время стоят и на-
капливают воду. А в 6 часов пополудни,
когла в колхозах возникает большая по-
требность в электроэнергии, включаются
три гидростанции с полной водой. Работав-
ная же лнем станция в это время стоит
и копит воду на завтра. Это важно в тех
случаях, когда одна из гидроетанций вы-
бывают из строя. Тогда ее заменяют сосед-
ки по кольшу.

..Мы приехали в колхоз «Пионер», Ци-
вильского района, под вечер. Председатель
колхоза Иван Яковлевич Яковлев, показы-
вая гидростанцию, рассказывает © ней с
гордостью, приводит много деталей из ис-
терии © постройки,
	дянюй мельнице была установлена динамо-
малина. Она дала деревне’ свет. Теперь
выне этой плолины на речке Шотиме —
притоке Большом  Цивиля — работают
гри новые . колхозные гидроэлектростан-
nua, В- 1937 roxy в республике были по-
строены еще три гидростанции. Это были
	1 первые шаги в великом деле электрифика-
	ции колхозного производства.

‚ Массовая электрификация  чуватюеких
колхозов началась в 1945 голу. Тогда бы-
ли обследованы все реки и водоемы. Нама-
лось строительство гилроэлектростанций.
Сначала ставились деревянные турбины.
Дело было новое, невиданное, и поэтому
в строительстве ГЭС оказалось‘ много не-
достатков. Теперь на всех электростанци-
ях деревянные турбины, построенные в
энтататту ‘о маотореких. заменены  завол-
	кустарных мастерских, оамовань OU
CREM.

В республике намечено построить еще
много гидроэлектростанций. Остается воз-
‘двитнуть 30 станций, и тогда все реки
Чувалтии ‘будут использованы. Останется
довольно большая река Сура — приток
Волги, на которой впоследствии будет со-
оружена’ самая ‘мощная в республике гид-
‘роэлектростантия.

Теми в строительстве ГЭС набран. Ин-
тереено привести одну деталь. Несколько
лет назад «Главеельэлектро» запросило чу-
вашекую конйору «Сельэлектро»  относи-
тельно планов строительства ГЭС в тече-
ние десяти лет. А чувалиским колхозникам,
как теперь выяснилось, потребовалось на
освоение рек республики времени в три ра-
за меньше.

0 размахе электрификации сельского хо-
зяйства в Чувашии говорят затраты, ко-
торые ежегодно производят колхозы.
1945 году на строительство ГЭС было 3a-
трачено 872 тыеячи, в 1948 году — oxo-

ло 4 миллионов, & в минувшем году —
	PEEKE
	— Мы затратили на постройку Meme
колхозной гидростанции, — говорит он,—
полмиллиона рублей. И, несмотря на такие
большие затраты, наша гидростанция уже
оправдала себя. А работать она начала
всего лишь год назад. Все. что можно ме-
ханизировать в нашем колхозном  произ-.
водетве, мы стараемся механизироваль.

— Какие машины в колхозах приводит
	в движение электроэнергия? — спросили.
MBI.
	Тов. Яковлев их тут же перечислил:

—- Работают пилорама, молотилки, шер-

стобойка, крупорушика, соломорезки. сорти-
ровки и освещены все четыре школы, два.
клуба, в которых кинокартины  демон-

стрируютея почти каждый день, все фер-
мы и общественные постройки колхозов,
избы-читальни, межколхозная библиотека,

работает радиоузел.

Иван Яковлевич достал из карманы за-
писную книжку, раскрыл ее и, перелистав,
сказал:

— Напа гидростанция в четырех кол-
xo3ax сэкономила 40 тысяч человеко-дней’
и около 20 тысяч коне-дней. Вводим элек-
трострижку овец, автопоилки в коровни-
ках, ставим водяные насосы, решили стро-
ИТЬ Водопровод...

Вечером в колхозном клубе демонстриро-
валоя новый фильм. На колхозной улице,
бъюло светло: веюду горели яркие электри-
ческие фонари.

Работают гидроэлеклростанции на реке
Больнюй Цивиль. Электрификация колхоз-
ных сел поможет стереть грань между ro-!
родом и деревней. Большевиетежая партия,
йеликий Сталин уверенно ведут советекий .
налюд к коммунизму.
	Л. КОРОБОВ.

г. Чебоксары.
		ВОСЬМОЙ ТОМ СОЧИНЕНИЙ И. В. СТАЛИНА
НА МОЛДАВСКОМ ЯЗЫКЕ
	Перевод осуществлен Институтом исто-
		ствениое издател BOTBO TRUDE IN 25 о
	п ре Ne Te

Молдавской СОР вы-   рии партии при ЦК BII(6) Молдавии —

о, А 8 tri. Piveemnwtrnmn
	филиалом Института Маркса Энгельса —
Ленина при ДЕ ВКИ‹5).
	Агитрейс по авиагарнизоняам
	Младший сержант Шлимовцов бережно и
любовно относилея в доверенной ему тех-
нике. Недавно он был выдвинут на долж-
ность командира отделения.

Секретарь комсомольской организации
подразделения старший сержант Ольховой
наряду с большой  агитапионно-пропаган-
дистокой работой умело передает свой
опыт и знания товарищам по службе. За
‘успехи в учебе и работе он имеет ряд по-
оипрений. $

За время нахождения в атитрейсе’ лек-
порами згитеамолета прочитано 35 лекций,
	проведено несколько семинаров с агитат-
рами. Артисты агитбригады дали 7 кон-

пертов. -
	БОРТ АГИТСАМОЛЕТА, 11 июля. (По
телеграфу or наш. спец. корр.). Агит-
самолет Политуправления ВВС Советской
Армии продолжает перелет по авиацион-
ным гарнизонам. В клубах частей члены
агитбригады выступают перед личным с0-
ставом с лекдиями и докладами. С боль-
шим успехом проходят и концерты артис-
тов Московской. областной филармонии.

.. Заметных достижений в боевой и поли-
тической подготовке добился личный  со-
етав полразлелений эвиагарнизона, где сей-
чае находится апитсамолет. Среди воинов-
авиаторов имеется уже много награжден-
ых знаком «Отличник авиащии». Автори-
тетом и уважением пользуются, здесь ком-
сомольты Влимовповь Ольховой,  Чубаев.