8 августа 1951 г., № 184 (2026).

СТАЛИНСК
	ий сокол
	Обмен посланиями
между Президентом США Г. Трумэном и Председателем Президиума
	7 июля с. т’ Министеретвом Иностран-
ных Дел СССР была получена нота посла
США. г-на Кэрка с просьбой передать Пред-
седателю Президиума Верховного‘ Совета
СССР”Н. М. Швернику послание Президен-
та США г-на Трумэна и резолюцию Вон-
гресса Соединенных Штатов Америки.

6 августа Президиум Верховного Совета
	. Шверником
		Верховного Совета СССР п. М
	Резолюиия
	Ознакомившись © совместной  резолю-
цией, принятой Сенатом и Палатой Пред-
ставителей Соединенных Штатов Америки,
переданной вместе е посланием Президента
США т-на Трумэна 7 июля е. Г., Президи-
ум Верховного Совета Союза Советеких ©о-
пиалистических Республик, объединяющий
работу обеих палат — Совета Союза и Со-
вета Национальностей Верховного Совета
СССР, считает нужным заявить  следую-

щее.
1. Выражая волю народов Советского

Союза к миру, Советское Правительство

неизменно проводит политику укрепления
мира и установления дружественных OT-
ношений между государствами. Начало этой
политики было положено Декретом о мире,
принятым Вторым Съездом Советов 8 но-
ября 1917 года. как только образовалось
Советское государство. С тех пор внешняя
политика Советского Союза остается веиз-
менной, будучи направлена на укренление
мира и дружественных отношений между
народами.

После второй мировой войны, когда в ре-
зультате совместных усилий союзников си-
лы агрессоров были разгромлены, агрессив-
ные тосударетва обезоружены, была Уч
реждена международная организация для
сохранения мира и предупреждения возни-
кновРения новой агрессии, были созданы
условия для установления прочного мира.
Как известно, Советское Правительство В
деле укрепления международной безопаено-
сти взяло на себя инициативу, выступив ©
предложением о всеобщем сокращении во-
оружений, включая в качестве первоочеред-
ной задачи запрещение производства и ис-
пользования атомной энергии в военных
целях. Последовательно защищая дело мира
и выражая пепреклонную решимость на-
родов предотвратить угрозу новой войны,
Советское Правительство дважды  вносило
предложение. чтобы Соединенные Штаты
Америки, Великобритания. Китай, Франция
и Совотекий Союз объединили свои усилия
с целью поддержания международного ми-
ра и безопаености и заключили между CO-
бой Пакт Мира. Инициатива Советского
Правительства встретила горячую поддерж-
ку и одобрение со стороны миролюбивых
народов всего мира. Советский народ He
может попять. по каким миролюбивым мо-
тивам Правительство США отклонлет де
сих пор предложение Советского Прази-
тельства о заключении Пакта Мира между
пятью державами.

После возникновения военного конфлик-
та в Корее и открытой вооруженной ин-
тервенции Соединенных Штатов Америки
в Корее Советский Союз неоднократно вы-
ступал е предложениями о мирном урегу-
лировании корейского конфликта. В по-

следнее время Советский Союз снова вы-

` ступил c предложением положить конец
кровопролитию в Корее. что и привело к

переговорам © перемирии и прекращении
военных действий в Корее.

Мирная политика Советского Союза опи-
раетея на полную и безоговорочную под-
держку народов Советской страны, в ко-
торой нет классов и групп,  заинтересо-
ванных в развязывании войны. Советский
Союз не имает никаких агрессивных пла-

HOB, не угрожая никаким странам и ни-
каким народам. Вооруженные силы Совет-

ского Союза нигде не ведут войны и не
участвуют ни в каких военных действиях.
Народы Советского Союза целиком погло-
шены выполнением задач мирного строи-
тельства. Советекое государство разверты-
вает строительство мовых грандиозных
гидростанций и оросительных систем ‚и
создает условия для неуклонного  даль-
нейпего повышения жизненного уровня
населения страны.

2. В резолюции Сената и Палаты Пред-
ставителей США заявляется. что амери-
канекий народ глубоко сожалеет о нали-
чии «искусственных барьеров», отделяю-
щих его от народов Советского Союза.

Президиум Верховного Совета СССР дол-
жен заявить, что внешняя политика Co-
ветского Союза не ставит никаких  пре-
град к сближению советского народа с
американским народом, каки с другими
народами, и не создает никаких  препят-
ствий к установлению деловых, торговых и
дружественных отношений между ними.

Этого нельзя, олнако, сказать о внеш-
ней политике, проводимой органами вла-
сти Соединенных Штатов Америки. 05
этом свидетельствуют не только такие фах-
ты, как систематические отказы CO CTOPO-
ны американских властей в выдаче виз На
въезд в США деятелям советекой культу-
ры и даже выдворение их, несмотря на
полученные ранее в законном порядке раз-
решения на въезд в США, но и ряд дру-
гих мероприятий Правительства США дие-

Ниже публикуются послание Президен-
та США т-на Трумэна и резолюция Кон-
гресса США, & также ответ на это посла-
ние Председателя Президиума Верховного

Совета СССР Н. М. Шверника и резолю-
ция Президиума Верховного Совета СССР
	от 6 августа.
	СССР принял резолюцию, которую Посоль-
ство СССР в Вашингтоне вместе соответ-
ным посланием Председателя Президиума
Верховного Совета СССР Н. М. Шверника
из имя Президенты США г-на Трумэна в
тот же день направило В Тосударетвенный
Депаттамент США с просьбой передать по
			Bame Превосходительство,

Я имею честь направить Вам резолюцию,
принятую Конгрессом Соединенных Шта-
тов, с просьбой, чтобы ее содержание бы-
ло ловедено Вашим Правительством до све-
ления ‘народа Советского (033.

Эта резолюция является выражением
дружбы и доброй воли американского на-
рода ко всем народам мира, а тавже вновь
подчеркивает глубокое желание Американ-
ского Правительства сделать все, что в его
силах, для того. чтобы добиться справед-
ливого и длительного мира.

Как глава исполнительной власти Соеди-
ненных Штатов я искренне одобряю эту
резолюцию. Я присоединяю к ней мое 20б-
ственное послание советскому народу, ис-
кренне надеясь, что чувства, выраженные
в этой резолюции, могут помочь устано-
вить лучшее понимание целей и намерений
	Соелиненных Штатов.
Печальные тезультаты последних не-
	собственному опыту Ужасы и бедствия
войны. Они ненавидят мыель © будущей
	войне, которая, как они знают, будет вее-
тись с помощью наиболее ужасного ору-
жия в истории человечества. Нали свя-
щенный. долг, как глав соответетвующих
правительств, использовать все честные
средства, которые ведут & осуществлению
взаимного стремления народов к миру. Мир
наиболее надежен, когда он в руках на-
рода, и мы можем лучше всего достичь
цели, делая все возможное, чтобы  пере-
дать его в руки народа.

Я полагаю, что, если мы ознакомим со-
ветский народ © мирными целями амери-
канского народа и Правительства, то вой-
ны не будет.

Я уверен, что Вы пожелаете передать
советскому народу текст этой резолюции,
принятой американским Конгрессом.
	Гарри С. ТРУМЭН.
	Совета СССР НВ. М. Швернику
	скольких лет показывают, что’ официаль-
ные липломатические переговоры между
государствами будут в значительной степе-
ни бесплодными, пока будут существовать
барьеры для дружественного обмена идея-
ми и информацией между народами.
Лучшая надежда на мир во всем мире
заключается в стремлении к миру и брат-
ству, которое таится глубоко в сердце ва-
oro человека. Но народы, которые ли-
шены нормальных путей общения, не смо-
гут достичь такого. взаимного понимания,
которое. должно создать основу для дове-
рия и дружбы, Мы никогда не сможем
устранить чуветва подозрения и страха.
как потенциальные причины Войны, до
тех пор, пока не будет разрешено широ-
кое. свободное и открытое общение через
	международные границы.
		американских властей содержащееся в pe
золюции Конгресса США заявление о не-
обходимоети устранения барьеров в отно-
шениях между народами обеих стран.

У советского нафода нет сомнений в том,
что американский народ, как и все другие
народы, не хочет войны. Однако, как по-
казывает история, не всегда вопросы ми-
ра и войны решалются народами. Заявления
многих ответственных представителей
Правительства Соединенных Штатов Awme-
рики, а также членов Конгресса США со
держат прямые призывы к развязыванию
агрессивной войны против народов CCCP,
к применению оружия массового уничто-
жения мирного населения. Такие заявле-
ния, противоречащие не только интере-
сам мира, но и элементарным требованиям
человеческой морали, должны были вы
вызвать осуждение со стороны Конгресса

Соединенных Штатов.
	3. Правительство Соединенных Штатов
Америки выступило инициатором создания
Северо-Атлантического военного союза, на-
правленного, как видно, против СССР. Оно
создало широкую сеть военных баз на чу-
жих территориях, поближе к границам
СССР, и, в нарушение взятых На себя
обязательств, осуществляет ремилитариза-
цию Западной Германии и возрождает
японский милитаризм. Одновременно в Co-
единенных Штатах Америки осуществляет-
ся гигантская программа вооружений.

Правительство США неизменно отклоня+

ло все предложения Советского Правитель-
ства. направленные на укрепление мифа и
	’ международной безопасности. Так, до сих
		пор не достигнуто соглашение 0 залез
нии Пакта Мира между пятью державами,
о запрещении атомного оружия и об уста-
новлении контроля над исполнением этого
запрешения, a также о сокращении во
	оружений и вооруженных сил. В резолю-.
ции Конгресса проводится мысль, что НЫ.
	не открыта дорога для использования
атомной энергии в мирных целях. Между
тем, не подлежит сомнению, что только
после запрещения атомного оружия атом-
ную энергию можно действительно исполь-
зовать для мирных целей, на благо наро-
дов.

Советский народ ежедневно ‘убеждается
в том, что политика и действия Прави-
тельства Соединенных Штатов Америки
раеходятея с его словееными декларащия-
ми о сохранении мира, равно как с миро
любивыми стремлениями — американско-
го народа, и создают. условия для даль-
нейшего ухудшения отношений с Совет-
ским Союзом, хотя Соединенным Штатам
не угрожала и не угрожает никакая опас-
нобть ео стороны Советского Союза.
	4. Разумеется. можно только  привет-
ствовать обращение Конгресса  Соединен
ных Штатов к советскому народу и его
призыв к укреплению дружественных от-
ношений между Соединенными Штатами и
Советским Союзом. Однако, словесное обра-
щение е призывом содействовать улучие-
нию отношений между СССР и США и де-
лу укрепления международного мира может
даль положительные результаты лишь В
том случае, если е ним не расходятся де-
ла Правительства США. политика и дей-
ствия Правительства Соединенных  Шта-
тов Америки.

Поскольку. однако, Кюнгресе США за-
являет, что он ищет пути к улучшению
отношений с Советским Союзом, To On MO-
жет не сомневаться в том. что подобные
	стремления Конгресса идут наветречу ми-
	ролюбивым стремлениям советского народа
и мирной политике Советского Союза.
	Президиум Верховного Совета считает,
	что одним из верьезных шагов на этом пу-
TH могло бы явиться устранение диекои-
	минации в отношении Советского Союза во
всех областях международных отношений,
мешающей нормальным отношениям между
нашими странами.
	Еще более важным шагом в деле улуч-
шения отношений между нашими странами
и укрепления мира между народами могло
бы явиться заключение Marta Мира меж-
ду пятью державами, к которому смогут
присоединиться и другие государства,
стремящиеся к укреплению мира.
	Президиум Верховного Совета Союза Co-
ветских Социалистических Республик не
сомневается, что все народы, стремящиеся
к сохранению мира. встретили бы с боль-
	им удовлетворением заключение такого
Пакта.
	криминационного характера в отношение
Советекого Союза. Это подтверждается, на-
пример, следующими фактами.

&) В декабре 1949 г. змериканские
иммиграционные власти Ha Виргинских
островах. без всяком Ha то основания,
издали распоряжение, по которому эки-
пажам двух рыболовных советевих судов
«Тренанг» и «Мерламутр», залнедших B
Сент-Томас для небольшого ремонта и 3a-
правки водой, запрещалось сходить на
берег.

6) В июле 1950 г. в порту Балтимора
американскими властями был подвергнут
повальному обыску советский пароход
«Краснодар», причем, в нарушение обще-
принятых международных . обычаев, поли-
цейские агенты после. обыска оставалиеь
на борту парохода, вплоть до его выхода
в море.

в) 18 марта 1948 г. американские вла-
сти произвольно наложили арест на при-
бывшее в Нью-Йорк советское судно «Рос-
сня». являющееся государственной собст-
венностью Советского Союза. ссылаясь Ha
иск каких-то двух пассажиров этого паро-
хода.

г) В марте 1949 г. иммиграционные
власти в Нью-Йорке предложили советским
представителям, присутствовавшим Ha
конгрессе деятелей культуры и науки США
в защиту мира, покинуть Соединенные
ТИтаты в течение недели под угрозой при-
менения к ним административных мер, в
случае невыполнения этого распоряжения.

д) В октябре 1950 г. в Нью-Йорке в
аэропорте Брумма были ‘задержаны два
советских дипломатических курьера, не-
смотря на наличие в их паспортах амери-
канеких дипломатических виз.
	е) В марте 1951 г. Департаментом тор-
	говли был излан приказ 06 аннулирований.
	лнцензий на экепорт в Советехий. Союз Ha-
учно-технической литературы.
	ж) В последние дни перед ‘зданием Птел-
ставительства СССР при Организации 0бъ-
елиненных Наций в Нью-Йорке устраива-
ются при попустительстве полиции сбори-
ша хулиганов, мешающих нормальной ра-
боте Предетавительства и угрожающих лич-
ной безопасности его сотрудников. 2 авгу-
	ста Первый Секретарь Нредетавительства
А С Полянский. пользующийся дипломати-
	ческим иммунитетом, при выхоле из Нред-
ставительства пПодвертзея на глазах у по-
лиции нападению хулиганов, нанеоших

ему по голове улазы палками.
	3) 23 июня с. г., всего лишь за несколь-
ко дней ло направления Президентом Соеди-
ненных Штатов Америки резолюции Кон-
гресса США Председателю Президиума Bep-
ховного Совета СССР Н. М. Швернику, Пра-
вительетво Соединенных Штатов Америки
	денонеировало торговое соглашение, завБлю-
ченное между СССР и США в 1937 году.
	и) 2 июня с. г. Вонгреесом принят 8a-
кон, требующий от стран, получающих так
называемую экономическую и финансовую
помощь США, фактического прекращения
торговли е Советским Союзом и странами
народной демократии под угрозой приос-
тановления этой помощи.
	Опубликованные 7 июня е. г., в COOTBET-
ствии с этим законом, запретительные спи-
ски включают в себя почти все товары, об-
рашающиеся в международной торговле.

к) 2 августа, уже после обращения
Конгресса США к Верховному Совету СССР,
Палата Представителей Конгресса приня-
ла новый закон, в котором под предлогом
недопущения поставок ‘стратегических ма-
териалов,  предусматриваются мероприя-
тия, направленные на прекращение тор-
говли © Советским Союзом ‘и странами,
дружественно относящимися в Советекому
Союзу.

Указанные выше дискриминационные
мероприятия в области торговли привели
к TOMY, что товарооборот между СССР и
CITA sa последние 5 лет, начиная с
1946. г., сократился в шесть в лишним
раз и дошел до ничтожного уровня.

Таким образом, все эти факты  свиде-
тельствуют 0 том, что ©о стороны органов
власти Соединенных Штатов Америки про-
водитея политика дискриминации в отно-
шении СССР и создаются ‘искусственные
барьеры, препятетвующие свободному 0об-
щению советокого и американского Hapo-
дов и отделяющие нмии страны друг от

друга.
	Возникает законный вопрос, как ©ов-
местить с указанными выше действиями
		‚Послание Президента
	Народы наших обеих ©тран знают 10
	Совместная резолюция Сената и Палаты
Поедставителей США
	Поскольку целью американского народа
в настоящее время, кзк и всегда, является
справедливый и длительный мир; и

поскольку глубочайшим желанием натие-
го нарола является объединиться совместно
со всеми поутими народами в сохранении
достоинства человека и соблюдении тех мо-
ральных принципов, Боторые одни придают
смысл его существованию; и

поскольку в доказательство этого Соеди-
ненные Штаты предложили поделиться все-
ми благами. обеспечиваемыми атомной энер-
гией. потребовав в обмен только гарантию
против зла, которое она может причикить; и
	поскольку Конгресе вновь подтверждает
свою политику, выраженную в законе, име-
ющую своей целью «продолжать прилагать
максимум усилий для лостижения соглаше-
ний по обеспечению Объединенных Наций
вооруженными силами, как это предусма-
тривается Уставом, а. также соглашений об
установлении всеобщего контроля над ору-
жием массового уничтожения и всеобщего
регулирования и сокращения вооружений,
включая вооруженные силы, при соответст-
вующих тарантиях защиты тех стран, ко-
топые выполняют эти соглашения, от тех.
	ьт9 порулначт пд вов ноте во Змей
и

поскольку ‘наша страна предоставила
свои богатетва и ресурсы для помощи наро-
дам, разоренным войной и страдающим от
нищеты; и

поскольку ужасная опасность, грозящая
всем свободным народам, вынуждает Соеди-
ненные Штаты ‘осуществлять широкую
программу. вооружения; и
	поскольку мы перевооружаемся с неохо-
ги предпочли бы посвятить нашу энер-

о мирным целям; поэтому

Палата Представителей (при согласии

тата) настоящим решает, что Конгресс
лая» ТШПлотль поттрертает истози-
Сената) настоящим решает, что Конгресс
Соединенных Штатов подтверждает истори-
ческую и постоянную дружбу американско-
то нарола со всеми другими народами, и
	за явлает.
	дами и работать е ними для развития иду
алов братства веего человечества; и

Что американский народ считает, что Со-
ветское Правительство могло бы содейство-
вать лелу мира путем устранения этих ис-
кусственных барьеров, разрешив тем самым
свободный обмен информацией между наши-
ми народами; и

Что американский народ и его Прави-
тельство не желают ни войны © Советским
Союзом, ни ужасных последствий  подоб-
ной войны; и

Что хотя американский народ преиспол-
нен твердой решимости защищать свою
свободу и безопасность, он приветствует
вее честные усилия, направленные на ype-
тулирование разногласий между Прави-
тельством Соединенных Штатов и Совет-
ским Правительством, и приглашает наро-

вее честные усилия, направленные на ур®-
гулирование разногласий между Прави-
ским Правительством, и приглалиает наро-
ды Советского Союза сотрудничать в духе
дружбы в этих усилиях; и

Что Конгресс просит Президента Соеди-
ненных Патов обратиться к Правительет-
ву Союза Советских Социалистических Pec-
публик в призывом ознакомить народы
Советского Союза с содержанием этой резо-
люЦииИ.
	Что американский народ глубоко сожа-
пеет о наличии искусственных барьеров,
которые отделяют его от народов Союза С9-
ветских Социалистических Республик и ко-
торые не дают советским народам возмож-
ности узнать о желании американского на-
рода жить в дружбе со всеми другими нато-

Ответ Председателя Президи ума
_ Верховного Совета СССР

>. wWwrr a
	H. М. Шверника Президенту США
  2-ny Tpymany
	Ваше Превосходительетво,
	мира, не допускать гонки вооружений, до-
биться сокращения вооружений и запреще-
ния атомного оружия с’ установлением
контроля над исполнением такого запреще-
ния и содействовать заключению Пакта
пяти держав по укреплению мира.

Заключение такого Пакта имело бы ис-
ключительно важное значение в деле улуч-
шения советско-американских отношений
и укрепления мира между народами. Такой
Пакт поднял бы уверенность всех народов
в сохранении мира и вместе с тем дал бы
возможность сократить вооружения, облег-
чив бремя военных расходов, ложащееся
всей своей тяжестью на плечи народов.

В осуществлении указанных мероприя-
тий американский народ всегда найдет пол-
ное сочувствие со. стороны советского на-
рода, неизменно отетзивающего дело мира.

Я надеюсь, что текст резолюции Нре-
зидиума Верховного Совета СССР будет до-
веден до еведения американского парода.

Пользуюсь случаем, чтобы проенть Вас
передать американскому народу мой привет
и лобрые пожелания от народов Советско-
	га Союза.
Николай ШВЕРНИК
	Председатель Президиума Верховного
	стремление к миру и братству. Поэтому
правительства, которые не на словах, а на
деле стремятся к поддержанию мира, долж-
ны всячески поощрять мирные устремле-
	ния своих народов.
Советекое Правительство всемерно епо-
	собствует объединению усилий советских
людей: борющихся за мир, с усилиями на-
родов других стран. Оно гостеприимно при-
нимает посланцев мира любой страны и
всячески содействует общению советских
людей с народами других стран, не ставя
никаких барьеров на этом пути,

Несомненно, что сближение между Ha-
родами, о котором говорится в Вашем по-
слании, предполагает развитие‘ полити-
ческих, экономических и культурных отно-
шений и связей между народами на основе
равноправия. Несомненно также, что важ-
нейшим шагом на этом пути должно
явиться устранение всякой дискриминации
в отношении Советекого Союза со стороны
американских властей,

Долг всех миролюбивых народов состоит в
том, чтобы непоколебимо проводить поли-
тику предотвращения войны и сохранения
	Москва, 6 августа 1951 г.
	Имею честь подтвердить получение Bar
шего послания от 7 июля 1951 года и
препровожденной при нем резолюции Кон-
гресса США и направить Вам резолюцию
Президиума Верховного Совета Союза Co-

ветских Социалистических Республик.

Эта резолюция выражает чуветва HC-
кренней дружбы наролов Советского Сою-
за к наролам всего мира. Она говорит 0
том, что советский народ един в CBOEM
стремлении установить прочный мир и
устранить угрозу новой войны.

У советского народа нет оснований с0-
мневаться в том, что американский народ
также не хочет войны. Однако, советский
народ хорошо знает, что в некоторых го-
сударствах существуют силы, стремящие-
ся развязать новую мировую войну, В ко-
торой определенные круги видят источник
своего обогащения.

Народы Советского Союза считают, что
войны не будет, если народы возьмут дело
сохранения мира в евои руки и будут -от-
стаивать его до конца, разоблачая происки
тех сил, которые заинтересованы в войне
и стоемятея вовлечь наролы в. новую войну,
	Я разделяю Вале мнение о том, что в
сердцах большинства людей заложено
			Президиум Верховного Совета выражает надежду, что Конгреее Соединенных Пиз
тов Америки доведет изстоящую резолюцию до есзедения американского Hapots.
	6 авгуета 1951 года.
	Совета Союза Советских Социалистических Республик