СТАЛИНСКИЙ
	и. сокол

ИЗ ИСТОРИИ
	ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
”, ЗАВИАЦИИ*
	13 сентября 1951 г., № 215 (2057).
	эеседлы с
	Накануне полетов командир вызвал К
себе згитатора старшего техник-лейтенан-
та Гусева.

— 0 чем вы намерены проводить зазт-
ра беседу?

— Думаю тассказать of успехах кол-
хозников Кубанской сельхозартели имени
Калинина. Вчера сержант Соломкин пись-
уо оттуда получил. Интересные факты co-
общают. На примере этого передового кол-
х03а постараюсь показать рост социалисти-
‚ ческого сельского хозяйства. огромные пре-

пмущества колхозного строя. Напомню
звиаторам, что самоотверженный труд с0-
ветского крестьянства обязывает их еще
усерднее выполнять свой почетный долг
перед Родиной, Е

Командир внимательно прочел письмо
г Кубани и одобрил ‘тему беседы  агита-
тора. Он посозетовал Гусеву во время бе-
сеты обратить внимание авиаторов на бе-
режливоеть.

— Колхозники каждое зернышко бере-
гут, 8 У нас, к сожалению, наблюдаются
еще отдельные случаи нетерпимого отно-
шения к сохранению государственного до-
бра. — заметил командир. — Иду сегодня
по аэротпому и вижу: блестит что-то в
траве Поднял — отвертка. Залем выяс-
нилось. что утерял ее младший сержант
Ещенко. Помните еще случай, когда из-за
неграмотной эксплуатации на «семерке»
лампы преждевременно вышли из строя?
Надо обратить внимание воинов на этн
факты.

Гусев записал указание командира и во
время беседы напомнил воинам об их 0бя-
занности беречь государственное имущест-
BO.
Каждую неделю офицер Гусев и другие
агитаторы подразделения приходят на ин-
структаж, узнают задачи, которые  пред-
стоит решать авиаторам,  выслушивают
советы и замечания. Командир не упуска-
ет случая, чтобы поприсутствовать на
пнетруктаже. а иногда и на беседе, кото-
	рую проводит тот или другой агитатор, а
потом полелиться о ней евоими впечатле-
	НИЯМИ.
Как-то командир поинтересовалея, сколь-
ко Гусев провел индивидуальных бесед.

— Признаться, я всегда старался ¢o-
брать побольше людей, — ответил офи-
пер.
	— А вы не игнорируите и индивиду-
альных бесех. Агитатор обязан знать, чем
	живет каждый воин, — тогдь ему легче
будет строить свою деятельность.

Гусев на практике убедился, какое
	большое значение имеет индивидуальная
работа с людьми. Однажды он обратил
внимание на то, что моторист Набоков чем-
то ‘взволнован, недоволен. Агитатор не-
сколько раз побеселовал с MOTODUCTOM H,
наконец. вызвал его на откровенность.
	— Не нравитея мне моя профессия, —
атризналея млалиий сержант. .
	Старший техник-лейтенант стал убеж-
тать моториста Набокова в  том. что тот
неправ.
	—= Служба в Советской Армии и ее
Военно-Воздушных Силах очень  почет-
на, — говорил он воину. — Ролина ло-
верила нам первоклассную технику. Содер-
жать эту технику в образцовом состоянии,
в постоянной боевой готовности — великая
честь. На самолетах, которые мы обелужи-
ваем, летают славные сталинские соколы.
Вот наш командир. Он храбро сражался с
врагом в годы Великой Отечественной вой-
ны. Правительство отметило его десятью
наградами. Командир подразделения. инже-
нер и многие другие офицеры свою служ-
бу в авиации начинали мотопиетами. Тру-
дитесь лучше, проявляйте больше. усер-
дия, и перед вами откроется широкая до-
рога, — говорил Гусев младшему сержан-
TY.

Метод убеждения. агитация на живых.
конкретных примерах оказали свое
действие. Конечно, Гусев не ограничился
		Осуществление
мечты —
	Комсомолец Федоров давно мечтал
стать летчиком. Отлично работая авиа-
ционным механиком, он все больше
вникал в летное дело, много читал спе-
	циальной литературы.

Командир высоко оценил прилежа-
ние воина в труде, и. вскоре по его хо-
датайству Петр Федоров был  зачис-
лен курсантом Батайского авиационно-
го училиша. С тех пор все с большим
усердием учится Федоров искусству
пилотирования машины, решению учеб-
но-боевых задач в воздухе,

Каждый летный день приносит Фе-
дорову много забот и радостей. Еще
совсем недавно он закончил трениров-
ку на учебном самолете, а затем, после
контрольного полета, командир допу-
стил его к изучению новой для него
материальной части. Задача — не лег-
кая.

С утроенной энергией Федоров при:
нялся за освоенне боевой техники.
помошью своих командиров-воспитате-
лей и друзей из числа курсантов, ко-
торые уже освоили полеты, он добился
высоких показателей в учебе,
	Впереди еце много дел. Курсанту
	Федорову и его товарищам ‘предстоит
освоить не только’ технику: пилотирова-
ния боевой машины, но и выполнить
на ней положенные учебно- -боевые за-
дания. Федоров настойчиво, изо дня в
день повышает свои, знания, добивает-
ся цели ‘и заметно растет как буду-
щий летчик.
На. снимке: курсант Петр Федоров
перед. одним из. очередных полетов
	Фото Б, АНТОНОВА.
		TAVaTOPGa
	одними разговорами. Фн не упуекал из
поля своего зрения  моториста Набокова,
помогал ему в совершенстве овладеть спе-
циальностью. Помогали младшему сержанту
и другие, более опытные авиаспециалисты.
В поведении Набокова ‘вскоре наметился
перелом, ‘Он стал более старательно тру-
дитьея, успенно вымюлнять возложенные
на него обязанности. Изо дня в день росли
знания, практические навыки воина. На-
боков стал отличником, сдал экзамен на
механика. Теперь сержант Виктор Набо-
Ков учит других образцово обслуживать
материальную часть.
	Беседы  агитатора-коммуниета — Гусева
всегда носят целеустремленный характер,
Командир ставит передо личным составом
задачу образцово провести полеты — и
агитатор беседует с воинами на эту тему.
Командир обращает внимание Ha недостат-
ки в учебе или работе отдельных воинов. —
вокруг этих недостатков строит свою бесе-
AY и атгитатор. Такая последовательная
борьба за успешное выполнение задач, по-
ставленных командиром, благоприятно ска-
зывается на повышении качества учебы,
на укоеплении дисциплины.
	Бопросы воинекого воспитания находят-
ся в центре внимания агитатора Гусева.
Авиаторам запомнились ето  солержатель-
ные беседы на темы: «Жить и учиться по
уставам», «Нриказ командира — закон
для подчиненных», «Отличники — золотой
фонд Советской Армии» и другие. В каж-
дой беседе тов. Гусев напоминает авиато-
рам о необходимости строго  руковолетво-
ваться уставами, свято выполнять требова-
ния военной присяги, уважать и любить
своих комантиров и начальников.
	Постоянное общение с людьми помогает
агитатору во-время откликаться Ha HX 3a-
просы. Так. по нросьбе авиаторов он про-
вел беседы о строительстве гихроэлектро-
станций на Волге. о великом русском уче-
ном Н. Е. Жуковеком, о положении во
Франции.
	К выполнению своего партийного пору-
чения коммунист Григорий Гусев относится
с исключительной лдобросовестностью. Он
много читает. учится. Все, что может при-
годиться во время бесед с авиаторами. Гу-
сев записывает в свою книжку. В ней мож-
HO найти интересные цифры. факты, вы-
сказывания.
	Материалы для бесед агитатор собирает
умело. Так, когла лейтенант Жаворонков
уезжал в отпуск в Ленинграл. Гусев по-
просил его привезти ленингралекие газс-
ты, собрать факты о том. как строится го-
род-герой. ‘какую помощь оказывают
ленинградцы великим  стройкам. Тов.
Жаворонков. выполнил просьбу аги-
татора, а затем по приезде при помощи
Гусева провел содержательную. беседу о
Ленинграде и славных делах ленинградиев.
Сержант Ярошенко. побывавший в Запо-
рожской области. привез интересные дат;
ные © строительстве Южно-Украинекого
канала, о том, как украинские колхозники.
выполняя слово. ланное товарищу Сталину,
собирают высокий урожай зерновых и тех-
нических культур. Эти данные были ис-
пользоваяы агитатором,
	...Затих гул моторов. Самолеты ушли на.
	полигон. На аэзротрюме осталея лишь тех-
нический состав ла воины обслуживающе-
го подразделения. У люлей есть своболное
время. И этим не преминул воспользовать-
ся агитатор Гусев. Собравитиеся вокруг н?-
го авйаторы внимательно слушают бесету
о боевых традициях, о тех, с кого надо
брать пример в’ учебе. работе, дисциплине.
Чувство горлости охватывает каждого авиа-
тора, когда старший техник-лейтенант го-
BODAT о большой чести служить в похраз-
делении, прошедшем славный боевой путь.
воспитавшем немало замечательных людей.
И каждому из елушателей хочется быть
таким же бесстрашным, стойким и во-
левым, как те, 9 ком говорит агитатор.
	Полполковник В. КАРПУСЬ.
	Гусева
	Глубокие виражи
	Нестеров блестяще окончил курсе авиа-
ционного отдел» офицерской воздухоплава-
тельной школы. Он получил самые BbICO-
кие оценки по. материальной части само-
лета и мотора, практическим полетам и
всем остальным предметам. Среди лвадца-
ти восьми курсантов, обучавшихся вместе
с Нестеровым, подобные успехи показали
очень немногие. :

В аттестации о Нестерове. составленной
0 окончании школы, было написано, что
он «..летчикх выдающийся, Технически
подготовлен отлично. Энергичный и диеци-
плинированный. Нраветвенные качества
очень хорошие. Офицерскую воздухоплава-

тельную школу окончил по первому раз-
ряду. Достаточно подготовлен к должности
начальника отряла».

Нестеров, как видно из этого документа,
сразу же по окончании школы характери-
зовалея не только как выдающийся.  лет-
	чик, но и как подготовленный командир
авиационного отряда.

Прослужив некоторое время в авиа-
ционном отряле 7-й  воздухоплавательной
	роты. он был назначен начальником 11-го
	корпубного авиационного отряда. Став во-
енным летчиком и авиажионным команди-
ром, Петр Николаевич развернул кипучую
творческую леятельноеть и осуществил Ha
	практике свой многие замыслы.
	Нало сказать, что к тому времени, ког-
та П. Н. Неетеров призлнел в авиацию, в
	России уже выросла замечательная плеяда
талантливых летчиков, таких, как М. Н.
Уфимов, Г. В. Алехнович. Н. Е. Попов,
1. М. Мащиевич, А. В. Панкратьев и др.
Опираясь на выдающиеся открытия осно-
зоположников авиационной науки Н. Е.
Жуковского. С. А. Чаплыгина. К. 9. Ци-
олковского, русские летчики закладывали
основы передовой отечественной школы
летного мастерства. Они настойчиво до-
казывали порочноеть распространенного: за
рубежом убеждения 06 отраниченности
возможностей летательного аппарата и за-
няли ведущее место в мире в теории и
практике полетов на самолетах. П. Н. Не-
стерв, изучая опыт русских летчиков,
упорным трудом прокладывал новые пути
развития летного дела.
	- Летом 1910 гола были  полготовлены
	первые летчики русекой военной авиации.
	Они же явились и первыми инотруктора-
мн авиационных школ. Благодаря усили-
ям передовых русских летчиков-инструк-
торов Попова, Ефимова, Панкратьева и
других быта, разработана и введена органи-
	зоРАнНая система. летной подготовки.
	)та система  прелусуатривала четыре
	периода обучения.. В первый: период кур-
сант летал вместе с инструктором. При
этом он знакомилея © работой материаль-
Ной части. постепенно ‘приучалея вести
самолет в воздухе, взлетать И Выполнять
посадку.

Самостоятельные полеты курсант совер-
шал уже во второй период. Количество са-
Мостоятельных ‘полетов определялось в 3а-
виснмости от способностей обучаемых.

Bo. время третьего ‘периода курсант иро-
изводил полеты с пассажирами. Летчик
поднимался на высоту, которую” мого на-
брать самолет, и оттуда рассчитывал = Ha
посадку, планируя с ВЫклЮченным  Мото-
ром. В четвертый период куреанту  дава-
лось задание совершать короткие внеаэрот-
	ромные  полеты и вынолнять задания = HO

воздушной разведке.
Такая система значительно улучшила
	организацию летного обучения. Она помо-
тала ‘искоренять распространенные в те
годы и проникшие из-за границы антина-
учные ВЗГЛЯДЫ нА методику обучения кур-
сантов. Сущность этих взглядов состояла
В том, что гибель ученика в полете объ-
яснялась его неспособноетью и считалась
естественным явлением. В печати тех лет
довольно часто’ можно было ветретить вы-
	сказывания о решающей роли так назы-
ваемого «летного’ чутья» и «летного ин-
стинкта». Инструкторы. придерживавигие-
ся этих взглядов, тормозили развитие лич-
ных качеств летчиков в Процебсе обу9е-
	ния И по существу мешали им овладеть,
	техникой полета на самолетах.
Против этой лженаучной теории B Me-
	] тодике освоения летного дела смело высту-
1 пил Петр Николаевич Нестеров.
	Путем глубоких и длительных иеследе-
ваний в технике пилотирования Неетеров
пришел к важным выводам, которые  1е-
шающим образом повлияли на дальнейшее
развитие авиации. Его открытия в области
управления самолетом, тактики действий
звизции и методики летного обучения име-
ли огромное значение.

Многочисленные исследования и экспе-
рименты. проведенные Нестеровым. позво-
лили ему разработать очень важное для
развития авизции положение.

Нестеров установил необходимость пол-
ного подчинения: самолета воле летчика и
отказа от существовавших ограничений в
допуске кренов при разворотах. Нестеров
утверждал. что летчик должен уметь при-
тавать своему самолету любое положение и
из любого положения выводить его. «По
какой-то ошибке человек позабыл, — пи-
	(Or наш.   сал Нестеров. — Что в воздухе  Везле

`омольские   опора». Это утверждение показало новые
dl gems лотзлеопняая пипотитранием самолета
	пути овладения пилотированием  бсажолоте
в возлухе и обеспечения безопасности по-
	лета.
„Нестеров понимал, что управление само-

тетом есть сознательная деятельность. что
каждое движение летчика зависит от цели
его действий и условий полета.
	‚ Петр. Николаевич подробно. разработал
основные принцицны управления летатель-
ными аппаратами. Длительными исслело-
ваниями он доказал, что разворот на само-
лете должен быть непременно с соответ-
ствующим креном. г

Нестеров. испытьтвал разнообразные по-
ложения самолета, в которые он может по-
пасть по воле летчика или пол действием
порыва ветра. Он лично выполнил на с4-
молете скольжение на крыло и хвост A
убедился, что большинство аварий проис-
холит от неправильных действий ° летчика
при маневрах в воздухе.

За грапицей от летчиков требовали уметь
«ИНеТИНкТИВНО» управлять малиной,
Вот это-чо. <инетинытивное» управление,
как убедился Петр Николаевич, и служило
причиной гибели’ многих авиаторов. :

Против «инстинктивно» ‘управления
самолетом Нестеров приводил убедительные
nono, «Если аппарат скользнет на кры-
	Нестеров занялся практической провер-
кой выводов, сделанных им на основе тео-
ретических исследований Вскоре он стал
блестяще выполнять виражи е болыпим
креном. Впервые в истории авиации Не-
стеров разработал и осуществил в воздухе
различные маневры самолета в горизон-
тальной плоскости.

0 выполнении виражей говорили и до
Нестерова. Но ло него никто не исследовал
характер явлений, происходящих при вы-
полнении правильных виражей е креном.
	В те годы количество авиационных &3-
тастроф. непрерывно росло. Нестеров впер-
вые правильно объяснил, что чиело  ка-
тастроф будет ‘расти, если не булет измс-
нена система обучения. Неумение летчиков
выполнять вираж в креном — одна из
причин ‘их гибели. Нестеров говорил: при
малом диапазоне скоростей самолетов на-
кренение машин без. увеличения мощности
двигателя приводит к ускоряющемуся сни-
жению. Еели ‘летчик при небольшой вы-
соте не успеет. выровнять самолет, он
погибает,

Вместо того, чтобы прислушаться к то-
лосу Нестерова, научить летчиков выпол-
нять виражи с большим крэном,  пао-
ское военное ведомство попрежнему считало
их опасными и запретило летчикам их вы-
ПОЛНЯТЬ.
	Чо дальнейшее развитие авиации требо-
вало от летчиков овладения впражем с
обязательным применением кренов. Эта за-
дача смело решена .Нестеровым.
	Нестеров первым начал выполнять и
прюпагандироваль правильные глубокие
виражи с креном более 45°, Он открыл
необходимость создания запаса скорости за
счет увеличения тяги мотора для выполле-
	ния виража, Именно этот запае скорости
позволял увеличивать подъемную силу, в
результате чего самолет и при наличии
крена не сенижался.
	Нестеров стремился к тому, чтобы все
русекие летчики озлалели новыми. разра-
ботанными им приемами пилотирования.
	`В конце. 1912 г. летно-технические
военные кадры в России было решено
объединить в несколько авиационных рот,
состоящих из авиационных отралов.
	В те же голы авиация в Росеии была
отделена от воздухоплавания как само-
стоятельная служба. Сформированные три
роты — 1-я Петербургская авиационная
рота. 2-я Севастопольская авиационная
рота’ и`3-я Киевская авиационная рота —
продолжали пополняться  матерпальной
частью и личным составом.
	Ёроме того, были сформированы авиаот-
ряды в крепости Блест-Литовске и в селе
Спасском. Под Киевом. на обширном
стрельбинном поле около села Святошино.
весной 1913 тода были размещены 3-я
авиационная рота и ее зэролром.
	Летчики Киевской. авиационной ‘роты,
служившие. до этого в разных местах, мно-
го слышали о творческих исканиях и
опытах Петра Николаевича Нестерова. И
котла, поручик Нестеров прибыл в Киев-
скую роту, летчики искренне обрадовались
его” приезду. Еще до прибытия Нестерова,
пробуя выполнять виражи, они убедились
на ‘собственном опыте, что виражи намного
увеличивают возможность маневрирования
самолетом в возлухе.
	Через некоторое время Нестеров - проде-
монстрировал перел летчиками свое мастер-
ство. В отряде, которым ‘командовал Не-
стеров, OH решил обучить всех летчиков
новым приемам пилотирования самолета.
	В процесее обучения Нестеров расеказы-
вал летчикам, как делаетея мелкий и глу-
бокий виражи. Затем On поднимался в
воздух и показывал все на практике. По-
степенно этими опытамн заинтересовались

ги все другие летчики роты.
	Некоторые летчики недоумевали: как же
выполняется глубокий вираж? Почему
руль высоты при развороте, когда машина
как бы лежит на боку. выполняет роль
руля певорота, а руль поворота становится
рулем высоты? Torza Петр Николаевич
продемонстрировал это еще более наглялно
— полетом на малой высоте в приеут-
ствии веего личного состава роты.
	На аэродроме, на расстоянии 50—60
метров друг от друга. установали две вы-
‹0кив тонкие маты. Командир роты собрал
летный состав и сказал:

>
М ЕЕ ока са
	— Шоручик Нестеров покажет вам ceH-
час процесе выполнения глубоких вирз-
жей. Он опишет круг малого диаметра.
Каждый из вас должен научиться выпол-
нЯть этот маневр.
	Векоре самолет Нестерова  полнялея в
воздух. Вот он развернулся, снизился. на-
правилея к аэродрому и приблизился к
одной из мачт. Самолет накренилея и ках
бы лег на бок. Одно крыло полнялось вео-
тикально вверх, & другое, которое, каза-
лось. ВОТ-ВОТ заденет мачту, опустилось
почти отвесно вниз. Самолет описал петлю
вокруг мачт, вышел из виража и пошел
Ha посалку. Все стало совершенно понят-
ным. Летчики собственными глазами уви-
цели, что такое глубокий вираж н как его
Нало выполнять.
	мастерством
поблаголалил
поучитель-
	Летчики были восхишены
Нестерова. Командир роты
Петра Николаевича за такой
ный урок. Нестеров сказал:
	Военное издательство Военного Ми-
нистерства Союза ССР выпускает
новую книгу о П. Н, Нестерове.
	Ниже печатаются главы из этой
книги.

os

эх

ЛО. — Говорил он. — TO обыкновенно де-
	лают инстинктивное движение ручкой руля
направления в противоположную сторону,
результатом чего получается `задирание
аппарата и еще. большее скольжение Wa
крыло и на хвост. Если высота мала —
тут и катастрофа». Нестеров, разъяеняя
эти явления, указывал, что надо управ-
лять самолетом, руководствуясь He ин-
CTHHETOM, а рассудком.

Петр Николаевич рекомендовал в слу-
чаях скольжения самолета, вопреки  ин-
стинкту, не поворачивать руль направле-
ния B противоположную сторону скольже-
ния, & набрать скорость и перейти в горн-
зонтальный полет’ либо планирование.
Нестеров советовал, как поступать в тех
случаях, когда летчик неожиданно встре“
тит в полете препятствие. «Перед препят-
ствием, -—— указывал Нестеров, — нужно
круто повернуть; поворот без крена невоз-
можен».

Анализируя конкретные факты из жиз-
ни летчиков, Петр Николаевич  разраба:
тывал новые методы управления летатель-
ным аппаратом. Иногда, указывал Несте-
ров. приходится планировать Ha очень ма-
	ленькую площадку. Это можно осущест
вить, только производя крутой поворот,
т. е. при большом крене, и взяв на себя
руль глубины.

_ Много других ценных ‘советов давал
летчикам Нестеров. показывая  пагубность
	«инстинктивного» ‘управления. Нестеров
учил: чтобы придать самолету любое поло-
жение и вывести его в. желаемый, режим
полета. нельзя ‘полагаться лишь на ин-
етинкт и «летное чутье». Необходимо оце-
нить положение, в которое попал самолет,
и затем сознательно действовать рулямя,
придавая самолету нормальное положение.
Только обладая знаниями и практическим
опытом. летчик может приобрести умение
свободно маневрировать, получить уверен-
ность в своих действиях и развить летные
способности.

Таковы были первые ценнейшие выводы
Петра Николаевича Нестерова, сделанные
им на основе смелого исследования в в03-
духе проблемы управления самолетом.
	В ту пору крен в пять-десять градусов
при разворотах считалея вполне достаточ-
ным. При этом строго указывалось, что
увеличивать крен при полете самолета —
значит обрекать себя на гибель. Выполняя
это указание, некоторые летчики совсем
отказывались от. применения кренов на
развороте и в результате нередко свали-
залиеь в Штопор.
	Ве время одного учебного полета в авиё-
школе Нестеров попытался совершить раз-
ворот с более глубоким креном, но его по-
orpyerop, Kora самолет совершил посалху,
инструктор сделал Нестерову строгое вну-
шение за нарушение установленного пра-
Вила.

После первото самостоятельного вылета
Нестеров стал тренироваться один, без
инструклора. За все время обучения у него
не было ни одной аварии — Факт значи-
тельной важности по тому времени. Петр
Николаевич, совершая учебные полеты,
проверял свои теоретические выводы на
	практике.
	Векоре Нестеров приехал е группой лет-
чиков в Варшавское отделение авиационной
школы для освоения нового скоростного са-
молета. Неожиданное происшествие в воз-
духе позволило ему публично продемонетри-
ровать справедливость своих выводов в 66-
ласти пилотирования самолетом. Случай
был очень поучительным,
	`Нестеров, поднявшись на высоту около
100 метров и успев выйти за границу
аэродрома: услышал” перебон_ в. работе мо-
тора. В то же. мгновение вепыхнул бензин
в карбюраторе. Метр “Николаевич быстро
выключил зажигание мотора, Но как по-
ступить дальше? Под самолетсм, по обеим
сторонам . и‘ вперели. были вилны дома и
другие постройки. Пожар  разгоралея Bee
сильнее. И в этом, казалось бы. безвыход-
ном положении Нестеров принял решение,
противоречившее существовавшим тогда
взглядам. Он резко накренил самолет, еде-
лал крутой разворот на 180 и, осторожно
подведя машину к аэродрому, мастерски
посадил ве. Пожар был быстро погашен.
Всем свидетелям этого происшествия стало
яено, что без разворота е ‘большим креном
Нестеров не смог бы вернуться на аэро-
дром.

Инструкторы. нзблюлавигие за. этим по-
летом, отметили мастерство ученика, кото-
рый, управляя новым. для него типом. са-
молета. так умело вышел из тяжелого по-
ложения:
	Нрежде. чем приступить в выполнению.
	и исследованию некоторых ранее He изв--
стных видов маневра самолета. в частности
виражей е большим креном, Нестеров. про-
вел многочисленные теоретические и прак-
тические изыскания, Он составлял  pac-
четы и таблицы, открывая новые пути
практического выполнения ‹ залуманных
маневров. Нестеров первым в авиации ие-
следовал действия, рулей при- разворотах ©
большим креном. При этом он установил:
во время. выполнения глубоких виражей
функции руля высоты и руля поворота из-
меняются. Например, сли для создания
вращения самолета на мелком вираже
нужно действовать рулем поворота, то на
глубоком вираже вращение самолета до-
стигается уже рулем высоты. Здесь проис-
ходит явление, сущность которого со-
стоит в Том, что при врене самолета более
45° рули как бы меняются ролями: руль
высоты делается рулем поворота, а руль
поворота — рулем высоты. Исследовав это
явление. Нестеров написал весьма интерае-
ную работу «0 взаимодействии рулей глу-
бины и направления при значительных уг-
лах крена самолета».

Теперь общеизвестно, чте при выполне-.
нии випажа необходимо увеличить полъем-
ную силу самолета. Это достигается при.
помощи: руля высоты и при наличии до-
статочной скорости. Впервые. это понял. -и
применил на практике Нестеров.

СТЕНД О СТРОЙКАХ
КОММУНИЗМА *
	Воины нашего подразделения проявляют
	живейший интерес к великим сталинеким,
стройкам. Учитывая это. в части органи”.
зуются беседы, доклады, организуются“ вы”,
ставки ‘материалов; в которых‘ `расеказы-.
вается 6 влохновенном руле ‘строителей
грандиозных сооружений на Волге; Дону,
в Средней Азии, об участии всего‘ совет-
ского народа в стройках коммунизма В
комнате политико-просветительной ‘работы
внимание посетителей привлекает стенд
«Великие стройки коммунизма». B фото-
графиях и подтекстовках к ним говорится
о том. как строители Сталинградской и
Куйбышевской ТЭО, Волго-Донского - и
Главного Туркменского каналов выполняют
свои обязательства. данные в письмах к
великому вождю товарищу Сталину, “He
	лавно тов. Самодранов провел беседу
«Стройки коммунизма — всенародное
дело».
	Солержательно оформлен также стенд 9
трудовых побелах работников социалиети-
ческого земледелия. В ‘центре стенда помз-
щены рапорты товарищу И. В. Сталину о
досрочном выполнении  государетвенных
планов хлебозаготовок колхозами и совхо-
зами Ставрополья и Украинской ССР.
	Младший сержант А. КОЛЕСНИК.
	Накануне нового учебного года
в сети партийного просвещения
	В вечернем университете
	марксизма-ленинизма
	_ Четвертый год существует вечерний
университет марксизма-ленинизма при До-
ме офицеров Н-ского  авиагарнивона. За
это время его успешно закончили немало
офицеров. Большинство из’них получили

На экзаменах хорошие и отличные опен-
и.
	Олнако в истеклием году имелись неко-
торые недостатки в работе университета.
Потбор слушалелей осуществлялся не всег-
ла продуманно. В отдельных случаях не
соблюдалея индивидуальный Подход при
приеме в университет. В результате в уни-
верситет были зачислены товарищи, не
имеющие твердых навыков  самостоя-
тельной работы Hal произведениями
классиков марксизма: ленинизма.
	Серьезным нелочетом было ито, что
партийные организации ослабнли контроль
33 самостоятельной подготовкой  коммуни-
стов и их успеваемостью. Вопросы об уче-
бе слушателей редко обсуждались на за-
седаниях бюро, не принимались действен-
ные меры к ликвидации академической 38-
долженности слушателей. Подобного рода
недочеты имели место в парторганизации,
гле секретарем тов. Андреев.
	. Готовясь к Новому учебному году, по-
литотлел. партийные и комсомольские ор-
ганизации, работники университета  при-
нимают все меры к тому. чтобы не допу-
стпть прошлогодних ошибок. При полит-
отделе было проведено совещание секрета-
Рей паргорганизаций о подготовке к ново-
му учебному году в вечернем университе-
те марксизма-ленинизма. Участники сове-
щания ознал омились с положением о ве-
черних университетах марксизма-ленин“з-
ма в Советской Армии, получили указания
© подборе слушателей. разработали <оот-
зтетствующие мероприятия...
	Библиотека, Дома офицеров подобрала необ-
холимую литературу, вывесил рекоменда-
тельные списки. В началу занятий подго-
товлены учебные класеы.

Вечерний — университет ож
ленинизма, где начальником офицер тов.
Гайдин, успешно готовится к началу но-

BOrO ¥ чебного Года.
	*

В партийной школе
	Гвардии старший лейтенант
П. УЛЫБЫШЕВ.
	Во многих партийных и комсомольских
организациях состоялись общие собрания
коммунистов и комсомольцев, посвященные
итогам учебного года в сети партийного
просвещения ‘и задачам, стоящим в наету-
пающем новом учебном году. Сейчас с ком-
мунистами проводятся индивидуальные бе-
селы, опрелеляютея формы их учебы.

Конкретная и целеустремленная работа,
приносит евои плоды. Ежедневно от ком-
мунистов поступают заявления © прось-
бой зачислить их слушателями уни-
верситета. Среди подавших заявления
— легчикя, штурманы, техники, штаб-
ные работники.

В университете ведется Подготовка К
выпуекным и переводным экзаменам для
тех слушателей, которые по уважительным
причинам евоевременно He могли сдать
экзамены. Для них регулярно проводятся
дополнительные занятия, консультации по
всем предметам. Особенно плодотворно ра-
ботают преподаватели тт. Пукманекий, Ру-
касуев. Они оказывают большую Помошь
слушателям.

Важнейшим условием нормальной учебы
в университете является подбор препода-
вателей. Вот почему политотдел и началь-
ник университета уделяют этому делу
серьезное внимание. Квалифицированным
преподавателем считается тов. Якимов. Он
содержательно и на высоком методическом
уровне вел в прошлом году курсе полити-
ческой экономии. помогал слушателям хо-
рошо усваивать изучаемый материал, уме-
ло увязывать его с современностью. В этом
году тов. Якимов также будет преподавать
пелитэкономию. Куре внешней политики
СССР и современных международных отно-
тений будет читать тов. Самсонов. Утвер-
жлены также и преподаватели по истории
СССР ‘и других дисциплин. Все они уже
готовятся к первым занятиям.

Успех учебного процесел во многом за-
висит от учебно-материальной базы. Уже
закуплены новые учебные пособия: схемы,
табтипы. геотрафические карты. альбомы.
	Н-СВИИ - АВИАГАРНИЗОН, (0т наш.
корр.). Многие партийные и комсомольские
активисты изъявили желание повышать
свои политические знания в партийной
школе.

На имя начальника политортана уже
поступили заявления. Часть этих  заявле-
ний рассмотрена, В партийную школу уже
зачислены некоторые секретари. партийных
и комсомольских организаций.
	<На вечернее отделение партийной шко-
лы отобраны ‘кандидатами коммунисты и
комеомольцы из рядового и сержантекого
состава. Это неосвобожденные секретари
партийных и комсомольских организаций,
партийный актив, члены бюро организаций
ВЛЕСМ подразделений. В новом учебном
году вечернее отделение пафтийной школы
значительне . раенширяется,
	В партииной. школе уже все полготовле-
но к тому. чтобы организованно начать
учебный год. К чтению. лекций привле-
каются опытные пропагандисты, Куре ис-
тарии ВЁП(б) булет читать капитан Шер-
бина. курс партийно-политической работы
в Советской Армин — офицеры Калмыков

и Латеман.
	В ближайшие дни здесь’ намечено про-
	вести инструктивно-методическое совеща-
ние преподавательского состава. `
	—- Бы сейчас видели круг. или петлю,
выполненную в горизонтальной плоскостп,
но точно таким же образом можно вылал-
нить петлю и в вертикальной плоскости
Нок этому мы еще вернемся.
	  Так была завершена значительная ис-
следовательская работа Нестерова,  поло-
жившая начало массовому выполнению
глубоких виражей.

Вскоре Петр Николаевич Нестеров начал
тотовиться к выполнению петли в верти-
кальной плоскости. Глубокие виражи бы-
ли для Нестерова лишь переходным. но
обязательным этапом в лостижении этой
цели. Без глубоких виражей трулно было
установить порядок выполнения петли в
вертикальной плоскости. «Мертвая петля».
выполненная после глубоких виражей, —
считал JI. Il. Нестеров, — раскроет но“
вые. маневренные возможности самолета,
придаст ему подвижность в вертикальной
плоекости. необходимую летчику для ве-
дения воздушного боя.
	Полполковник И. ШИПИЛ