11 лекабря 1951 г.. № 288 (2130).
	СОКОЛ
	СТАЛИНСКИЙ
	ЛЕКЦИИ ОФИЦЕРА
	офицер Вузьмин считает своим долгом си-
стематически выступать передо звиатора-
ми с лекциями и доклалами. Он не яв-
ляется штатным лектором. Каждая ero
лекция есть результат инициативы, рож-
денной сознанием необходимости поде-
литьея своим опытом, евоими знаниями,
использовать каждую возможность для
воспитания и учебы авиаторов.
	Являясь по своей должности штабным
	работником, офицер Кузьмин нередко вы-
ступает с лекциями 0б истории военного
	искусства. о достижениях советской воен-
	ной науки. Многим запомнилось его вы-
ступление о классической операции co-
ветских войск под’ Сталинградом, которая
привела к окруженяю и полному разгро-
му многотысячной немецко-фашистокой ар-
мии. ‘Лектор показал, что Сталинградекое
сражение намного превзошло вее то. что
имелось ло сих пор в истории военного
искусства.

Офицер Кузьмин “долго и тщательно го-
товился к этой лекции. Он сделал двена-
дцать больших схем и рисунков, наглядно
показывающих грандиозность Сталинград-
ской битвы. количество участвовавиих в
	ней войск и боевой техники, стратегиче-
ский замысел этого исторического сраже-
ния. Лекция значительно способствовала
расширению военно-теоретического круто-
зора слушавших ее\офицеров. Что касает-
ся личности самого лектора, то он пока-
зал пример. того, как надо изучать воен-
ную науку.

Офицер Кузьмин имеет свою систему
работы. над лекциями, которая во многом
может быть поучительной для других. По-
еле того, как выбрана и согласована с
командованием тема’ лекции, офицер: раз-
рабатывает план ее. подбирает и конспек-
тирует материал. Вогда тема достаточно
хорошо усвоена, материал продуман, лек-
тор созтавляет полный письменный текст
своего выступления, учитывая характер
той аулитории, которая будет его слу-
шать. При этом особое внимание уделяет-
ся идейному содержанию лекции, а также
доказательству положений, развиваемых в
ней.’ Вольшую пользу приносят офицеру
Вузьмину практикуемые здесь  обсужде-
ния лекпий. советы товарищей.
	Соетавив и прочитав лекцию, офицер
не забрасывает ее, а периодически воз-
вращается к ней, лополняет ее новыми
материалами, постепенно совершенствует
текст, учитывая при этом запросы и по-
желания своих слушателей.
	Разумеется, такой метод работы нал
лекциями требует постоянного накопления
данных. Одним из необходимых условий
длЯ этого являетея личная библиотека
офидеря. Такую библиотеку имеет и си-
стематически распгиряет ее офицер Кузь-
мин. В ней собраны произведения класси-
ков марксизма-ленинизма, военно-истари-
ческзя и художественная литература. Лек-
‘тор прав, когда говорит, что ‘никакая
публичная библиотека не может заменить
_ЛУЧНУЮ. библиотечку, которая всегла пол
руками и с которой можно работать лю-
бым избранным вами методом.
	Активное участие в лекционной пропа-
ганде характеризует офицерз © самой луч-
шей стороны, показывает его идейно-по-

литический; военный и культурный рост
как комалдира Советской Армии — самой

передовой армии в мире.
Подполковник В. ДОБРОХВАЛОВ.
	письмо я булу всегда хранить. Текст Ва-
шего письма я послал младшему сыну
Василию” который учится в военно-моз-
ском училище. ~~

Я очень благодарен Вам. товарищ комаз-
дир, за воспитание моего сына. Желаю
всем воинам отлично учиться. быть умелы-
ми заптитникали нашей Родины».
	Письмо отпа отличника учебы было за-
читано на комеомольском собраний части.

Младший сержант А. ЧЕРКАШИН.
		Выходной день. Время приближается &
12 часам. К зданию гарнизонного клуба
подхолят в строю солдаты, сержанты. Они
направляются сюда для того, чтобы по-
слушать лекцию ‘офицера Кузьмила. Мно-
гие авиаторы уже неоднократно слушали
выступления этого офицера и сейчас уве-
рены, что и предстоящая лекция будет
интересной, принесет им пользу.

Ожидания воинов оправдались. В этот
день офицер Кузьмин Читал солдатам и
сержантам лекцию на т6му «Военная
присяга и уставы — закон жизни воинов
Советской Армии». Авиаторы © большим
вниманием слушали содержательную лек-
цию. Чем же привлек внимание своих

слушателей офицер Кузьмин?

Прежде всего тем, что он умело рас-
крыл перед воинами идейное содержание
темы своей лекции. Просто и ясно рае-
сказал офицер о социальной природе во-
енной присяги Советской Армии, о значе-
ний ве требований лля жизни и службы
КАЖлОго РоИНа нашей страны. Лектор пол-
	рюбно остановилея на основных морально-
боевых качествах советских воинов, уде-
‘Лив 050б0е внимание вопросам дисципли-
ны как основе боеготовности ‘войск, рах-
сказал о значении беспрекословного, бы-
строго и точного выполнения всех прика-
зов командиров и начальников. Большой
интерес вызвало у авиаторов TO место
лекции, где офицер говорил 0 единстве
храброети и умения, которое лежит в 0<-
нове героическото полвита.
	Говоря о воинском мастерстве, лектор
привел конкретные примеры, близкие и
понятные его слушателям. В частности,
он рассказал об отличниках боевой и по-
литической подготовки—авиаторах Зотове
и Бояркине, пользующихся всеобщим ува-
жением в части. Было сказано лектором и
0 Tex, RM не проявляет достаточного.
усердия в службе, не прочувствовал еще
всей глубины ответственности за. дело за-
щиты своей социалистической Родины.
	Олнако не только конкретные примеры
	из жизни подразделений делали доходчи-
вой лекцию офицера Кузьмина. Иногда он
	  прибегал к поговоркам, которые подчерки-
	вали отдельные его’ мыели, делали их 00-
лее запоминающимися. Вот лектор  гово-
PHT о ‚бдительности, о необходимости везде
и всегда строго сохранять военную и го-
сударственную тайну. Для краткого за-
включения этого тезиса он прибегает к по-
говорке: «Спроета сказано, да не спроста
слушано». Й многие из присутствующих
подумали в этот момент про себя: «Да, это
очень и очень’ верно».
	Лекция продолжалаеь всего лишь один
Час. За это время из уст авторитетного
офицера авиаторы услышали много инте-
ресного, полезного. Лекция возбудила но-
вые мысли, она еще выше подняла’ у во-
HHOB чуветво воинского долга перед Роди-
ной, помогла им еще более отчетливо
представить себе требования военной
присяги и уставов, еще раз просмотреть
с позиций этих’ требований все: свои ` по-
ступки и действия. В этом, и заключаетея
	та огромная польза, которую принес
своей лекцией офицер Кузьмин.
	Правда, в лекции были и недостатки.
Совсем мало, например, было сказано в
ней о войсковом товариществе, были кэе-
какие шероховатости в языке лекции. Но
все это легко поправимо.

Гораздо существечнее отметить то, что
	Сларигий сержант Долин известен в на-.
шем подразделении, как  лиециплиниро-
ванный и исполнительный воин За выео-
кие показатели в боевой и политической
подготовке он имеет несколько  благодар-
ностей. Командир части послал письмо его
полным во Владимирскую область, в во-
тором он сообщил об успехах воина. Не-
давно получен ответ. Отеп Долина пищет:

«Уважаемый товатиш комантит! Сб того
	тня, как я получил Ваше письмо. сертие
мое наполнилосеь огромной ратлостью. Это
	лета на новом для курсанта тице само-
лета. При умело поставленной организа-
ции первый полет, кав правило, прохо-
дит удачно и способствует успеху после-
дующих полетов. Если же вылет ортани-
зован неуловлетворительно, то даже хоро-
шо подготовленный курсант может не-
удачно выполнить задание, что’ произве-
лет отрицательное впечатление как на вы-
летевшего. так и на всю группу обучае-
мых. Так, в частности, произошло с кур-
сантои Ерофтеевым, когла инструктор по-
торопялея в выборе его. для вылета пер-
вым из группы.
	Практика подсказывает, что если в не-
скольких последних полетах  летчик-ин-
структор вынужден был вмешивалься в
управление самолетом, если есть хотя бы
небольшое сомнение в готовности курсан-
та, то нужно отставить самостоятельный
полет и продолжать тренировку на ABYX-
местном, самолете, ‘Наоборот, войн, тща-
тельно подготовленный 5 вылету, сумеет
принять правильное решение даже в. еа-
	мых трудных, непредвиденных 006тоя-
тельствах.`

В успешном выполнении Бурсантом
	первого самостоятельного полета немалую
роль играет поведение инструктора. Если
он, выпуская подчиненного в воздух, про-
являет нервозность, суетливость, TO это
нензбежно отразится на настроении Kyp-
canta. Перед самостоятельным полетом
обучаемого инструтор должен. вести- себя
так же. как в обычный летный день.
	Очень умело следует давать куреанту
указания перед первым самостоятельным
подетом. Нам кажется, че слелует пере-
чиелять ему все могущие быть варианты
полета. Это помешает обучаемому скон-
центрировать внимание на определенной
залаче.
		Научно-техническая
	конференция слушателей
академии
	Вчера в ° Враснознаменной, ордена
Ленина  военно-воздушной инженерной
академии имени проф. Н. Е. Жуковского
открылась очередная  научно-техническая
конференция  военно-научного общества
слушателей этой академии. В конферен-
ции принимают участие профессора и пре-
подаватели.

После ветупительного слова  генерал-
лейтенанта инженерно-технической служ-
бы Волкова заслушаны доклады: тов.
Чина — «В. И. Ленин и И; В. Сталин
	о советской воинской дисциплине» и Тов.
Покровскоги — 0 научно-исследователь-
ской работе слушателей академии.‘ Инте-
ресным было выступление слушателя Ка-
питана технической службы’ тов. Потеря-
хина 0 результатах работы научно-мето-
дического кружка одного факультета.
Сеголня на конференции будет  заслу-
шан ряд докладов слушателей— активистов
военно-научного общества.
	Высокая культура
в работе
	В отличном состоянии содержат заряд-
но-аккумуляторную базу воины Н-ского
подразделения. Высокая культура видна
во всем. Электропроводка проложена акку-
ратно и тщательно изолирована. Сконет-
руирован специальный силовой щиток.
Аккумуляторы устанавливаются на изго-
товленные авиаторами стеллажи.
	Большое внимание воины обращают
на сбережение оборудования, экономию
средств и материалов, С этой целью рету-
лярно под руководством начальника базы
тов. Чепурного проводятся различные про-
филактические мероприятия. В итоге ула-
лось в 1,5—2 раза перекрыть межремонт-
ные сроки работы зарядных агрегатов и
добиться большой экономии бензина и
	Гвардии майор П. БАЗОВ.
		О слетанности экипажа.

команлира. Пример тому — экипаж тов.
Матвеева. :

Офицер Матвеев сатекоменловал себя
требовательным и  дисциплинированным
команлиром, отличным летчиком, обладаю -
щим хорошими летными навыками и глу-
бокими теоретическими знаниями, Его под-
чиненные так Же, как и он, добросовестно
выполняют возложенные на них обязанно-
сти. строго подлерживают дисциплину ‘и
порялок. Под руководством офицера Матве-
ев» экипаж самолета достиг хорошей
слетанности и отлично выполняет все по-
летные залания, :

Or момента выруливания самолета с
красной черты ло выключения мотора по-
сле полета на стоянке все действия эки-
пажа строго последовалельны и согласо-
ваны.

В полете члены экипажа,   peocaasst0 Be-
дут наблюдение за обстановкой -в воздухе.
помогают друг другу, добиваясь точного
выполнения обязанностей и соблюдения
правил полетов. Летчик и штурман совме-
стно разыекивают пель, безошибочно опре-
деляют ев координаты и внимательно сле-
дят за обстановкой на земле. Согласуя евои
действия, они быстро и точно выполняют
залания и в срок, указанный командиром,
воавращаютея на аэродром. :

Огромное значение в сработанности чле-
нов экипажа имеет ‘умелый анализ лейст-
вий авиатотов в воздухе,

‚ Приведем такой пример. Один штурман
не совсем точно‘ определил  коортинаты
цели. Детчик тут же указал ему на лопу-
щенную оптибку. По возвращении на aapo-
дром командир экипажа внимательно про-
знализировал ошибку, лопущенную штур-
маном, они поделились между собой опытум
ведения ориентировки и отыюкания делей.
В последующих полетах штурман лейство-
вал безошибочно.

В воспитании и обучении авиаторов
Н-ской части большую помощь командиру
оказывают партийная и комсомольская ор-
ганизации. Они широко  популяризируют
опыт лучших экипажей, неустанно борют-
ся за примерность коммунистов A ROVCO-
хольцев в дисциплине и учебе. Паутийное
бюро организует проведение бесед об опы-
те авиаторов — ветеранов Beamnol   Отече-
ственной войны, отличников боевой учебы.
Часто с солержательными беселами перед
ЛИЧНЫМ составом выступает коммунист
Шзкурив. Он рассказывает сослуживцам о
своих методах овладения боевым мастерет-
вом. умело передает опыт своей работы‘ по
обеспечению  слаженности в действиях
членов экипажа на земле и в возлухе.
	Полковник В

КОВ.
	Слетанность экипажа —- одно из важ-
ных условий ето высокой боеготовности,
Она характеризуется умением боевого рас-
чета слаженно работать в различных ус-
ловиях. Эта слаженность дает наиболее
ощутимые результаты, когда кажлый член
экипажа проникся чувством личной ответ-
ственности за успешное выполнение по-
ставленной перет экипажем залачи.

В Н-ской авиачасти таким хорошо ела-
женным, обладающим высокой боевой вы-
учкой является экипаж офицера Шакури-
на. Он отлично выполняет любое полетное
залание. Безупречные действия экипажа
в возлухе неоднократно отмечались комал-
диром на. разборах полетов.

Команлир экипажа Шакурин высоко
писциплинирован, в совершенстве владеет
техникой пилотирования. мастерски вы-
полняет вее элементы” боевого > применения.

Штурман экипажа офицер Бутенко —
мастер самолетовождения, меткий бомбар-
дир и искусный стрелок, опытный в0з-
хушный разведчик. Кажлый полет этого
экипажа —— образец отличной сработанно-
сти его членов, научившихея понимать
друг друга с полуслова,

‚ Однажды предстояло выполнить сложное
полетное залание. Ёоманлир вылелил для
этой пели экипаж офицера Шакурина,
Летчик и петурман обстоятельно полготови-
лись в Часы предварительной NOITOTORRN
к полету. На тренажерах и в вабине само-
	лета они отработали все своя действия, со-  .
	ставили план полета; были полностью уто-
чнены функции каждого члена экипажа,
В результате полетное задание было

выполнено отлично.
Как показывает опыт. четкость и ела-
	женность в раооте каждого экипажа  M)-
ститаютея умелым его  комплектованием,

правильной организацией обучения и вос-
питания. Знание характера, привычек и
способностей воинов, их уровня боевой
выучки и политического кругозора позво-
ляет командиру успешно руководить под-
чиненными, добиваться высоких показате-
лей в боевой и политической подготовке.

Характерен такой пример. В состав. 0д-
ного экипажа были зачислены летчик в
штурман. обладающие совершенными  на-
выками в самолетовождении. Но pnocqet-
стрии оказалось, что по характеру они
резко отличаются друг от друга.

Летчик проявлял излишнюю’ уверез-
ность в своих силах, лержал себя срели
новых сослуживцев высокомерно. [HI typ-
ман, наоборот, был скромен и застенчив. С
первых же лней межлу ними установились
Не совсем хорошие отношения. Они мало
общались лоуг © лругом. Отсутетвовало у
	В Н-ской авиационной части подготов-
ке и проведению технических  разборов
уделяют большое внимание, Готовясь к
разбору. инженер или техник всегда со-
ставляет план разбора и конспект своего
выступления, В конепекте имеются харак-
теристика действий технического состава
за день, оценка, кзчества эксплуатации
машин на земле и в воздухе, замечания
Пкомандира. старшего инженера и их. по-
MOUAHEOB Of организации и планировании
работы в экипажах. Для иллюстрации тех
или иных положений используются на-
тлядные пособия — детали и агрегаты,
о которых булет итти речь. схемы марш-
рутов проверки боевой техники и др.

Поучительно прошел здесь недавно один
из таких технических разборов.
	В точно назначенное время в техниче-
ском классе собрались техники, механики
и мастера. мотористы. Вначале слово бы-
ло прелоставлено техникам, затем спепиа-
листам по вооружению. электро- и ралио-
оборудованию: 1

Внимательно слушали собравшиеся вы-
ступления отличников. Авиамеханик стар-
шина Романцов, награжденный знаком
«Отличник авиации». поделился опытом
подготовки самолета к полетам. На обслу-
живаемой им машине двигатель не только
выработал ресурсе. но и после продления
срока службы  лействует безотказно.
	Особенно. тщательно производит стар-

нтина послеполетный осмотр. Он веегла
строго следует маршруту, умело пользует-

них и единое понимание стоящих перед
экипажем задач. В полете о члены этого.

экипажа действовали несоглаеованно. 0со-
	бенно много  неполалок  происхолило у
них над целью. Маневрируя самолетом,
	летчик не всегда обеспечивал  штурману
возможность вести наблюдение за объектом
после поданной команды. Штурман также
не всетла правильно, опрелелял’ маневр
летчика, и преждевременно подавал коман-
ды. Экипажу прихолилось делать лишние
захолы на цель. Й как результат недоста-
	точной сработанности — полетные Ууп-
ражнения выполнялись „Посредственно,
Лишь вдумчивая, кропотливая работа с
	этим экипажем помогла командиру вызес-
ти его в число передовых.

Нам кажется. что наиболее пелесообраз-
но комплектовать экипаж так. чтобы один
из его членов по. уровню своей подготовки
был более опьным. В’ период обучения
наиболее опытный в короткий срок помо-
жет другому овлалеть нужными ‘навыка-
МИ.
Важнейшим ‘условием слаженности и
четкости в действиях членов экипажа яв-
ляется постоянетво его состава. Постоянст-
во состава способствует достижению’ вы-
CORUX результатов в. летной  под-
готовке;: ‹ Придерживаясь этого’ принципа,
можно выращивать отличные“ экипажи,
способные выполнить любую’ залачу. кото-
рая булет перед ними поставлена.

“Отработка  слаженноети в действиях
членов экипажа: ‘ках известно. начинается
на земле в’периол подготовки‘ ‘к полетам.
В Н-еком. полразлелении 00б0е ‘внималтае
	уделяется соблюлению экипажами строгой
	послеловательности ’ наземной подготовки.
Прежде всего летчики и’ птурманы внима-
тельно изучают все то: что имо наллежит
делать на земле ив ‘воздухе. В ‘период за-
нятяй в классах на тенажерах a He-
	посфедетвенно на самолетах они отрадаты-
	вают необхолимые навыки, ‘лобиваютея с9-

гласованноети в действиях.

НПолготовкой ‘личного состава руковолит
командир подразделения. Он неустачно
требует от воинов ‘поддержания высокой
организованности, порядка и дисциплины
на занятиях. Весь ‘Процесс обучения ‘авиа-
торов строго регламентируетея требования-
ми уставов и наставлений, инструкций и
приказов. Чувством ‘высокой ответетвенно-
сти за постоянную боеготовность своего
экипажа проникнуты команлиры экипа-
жей. Оли. лобиваются ‘от подчиненных
точного и безупречного исполнения своих
служебных обязанностей. -B достижении
	селетанноети экипажа. исключительно O01 b-
Ivy роль играют личный пример ero
	На техническом разборе
	ся необходимым инструментом. Это’ позвэ-
ляет быстро производить полную проверку
двигзтеля и планера; не ‹ пропустить ни
одного недочета, предупредить возникно-
вение неисправностей.

С чувством глубокой ответственности
относится коммунист Романцов. к выпол-
нению регламентных. работ; ‘сознавая. что
они способствуют продлению жизни само-
лета. Опытный механик точно учитывает
налет самолета. время работы. двигателя на
земле и в воздухе и точно в установлен-
ные сроки производит регламентные рабо-
ты. Благодаря этому самолет, обслуживае-
мый Романцовым, всегда действует безот-
Ba3Ho.

Умело сберегают вверенную технику
механики Дергунов и Волошко. Они так-
же поделились На разборе опытом обеду-
живания боевой техники,

Старшему сержанту Дергунову не раз
приходилось менять двигатели на самоле-
тах. И всегда он вместе со своими помощ:
никами, выполнял эти залания раньше на-
значенното срока и с отличной оценкой.
Перед тем. как приступить к выполне-
	нию залания. Дезгунов составляет хеталь-
	ный план, в котором указывает, кому чем
заниматься, определяет точное время на
производство той или иной операции, Ме-
ханик строго контролирует при этом ра-
боту подчиненных. Трудолюбивый воин
пользуется большим авторитетом среди
	авиаторов. Он неоднократно  поошрялся
командиром, вышестоящими начальникз-
ми.

ВОЕНКОРЫ.
СООБЩАЮТ
	® Комсомольское собрание с повесткой
дня «О задачах организации ВЛКСМ в
связи с предстоящими выборами народных
судов» состоялось в нашем подразделении,
В принятом на собрании решении намече-
ны конкретные мероприятия по усиле-
нию агитациснно-массовой работы среди
	молодых избирателей.
, и И. НЕСТЕРЕНКО.
	@ Заботливо обслуживает боевую ма-
шину механик комсомолец Евсеев. Тша-
тельно осматривая технику, своевременно
производя регламентные работы, воин
добился увеличения срока службы двига-
телей. Обслуживаемый тов. Евсеевым са-
молет не знает отказов.

Недавно ‘командир’ части ` направил
письмо на родину перелового механика.
Вскоре от родителей тов Евсеева пришел
ответ. Они сердечно благодарили коман-
дира за воспитание и обучение их сына и
призвали авиаторов еще лучше овладевать
военным делом.
		Аарактерной чертой механика комсо-
мольца Волошко являютея большая любовь
к технике, стремление как можно лучше
познать ее. Волошко хорошо изучил свой
самолет, всегда знает, в каком состояний
нахолитея кажлый агрегат.
	0с000е внимание на разборе было уде-
лено выяснению причин, порождающих
недостатки и ошибки. Предметом обсуж-
дения послужил незначительный, казалось
бы на первый ВЗГЛЯЛ. ПОСТУПОК моториста
сержанта Ереучука. лопустившего нару-
шение установленного порядка на стоянке
самолетов. Еремчук не позаботилея о TOM,
чтобы тшательно подмести место вокруг
машины. Шри больших оборотах мотора
мелкие камешки. подхваченные мощной
струей возлуха, ударялись 06 обшивку
самолета. Пришлось прекратить опробова-
ние мотора и навести надлежащий поря-
лок на стоянке.
	0 необходимости соблюдать строгий _по-
рядок на старте говорили в своих выступ-
лениях отличники Тополянский, Игрунов
й другие. 06 этом же напомнил в своем
заключительном слове инженер.
	Подводя итоги работы технического: с9-
става, инженер назвал имена передовых
специалистов. поставил задачи на ближай-
ший периол учебы.

Участники разбора имели возможность
ознакомиться с выставкой «боевых лист-
ков», в Которых расбказывалось 06 опыте
лучших механиков, мастеров, мотористов.
	Гвардии полполковник В. КАРПУСЬ.
				® Фотокружок, курсантов организован в
нашем подразделении. Кружком руководят
тт. Брызгалин и Ноздрев. Участники кружка
сделали несколько монтажей, показывающих
жизнь ий учебу воинов—отличников боевой
	и политической подготовки.
Г ТРОШИН.
	@ Отличники боевой и политической
подготовки старшие сержанты Гололобов,
Чернобровкин, Воронков и Перерядов
успешно овладели приемом на слух, пере-
дачей на ключе и изучили материальную
часть радиостанции. Им присвоено звание
	‚влассных радистов.
2 С. ГУРОВ.
	@ Широко практикуется в нашем под-
разделении взаимная помошь курсантов.
Отстававшему в учебе по специальным пред-
метам тов. Шершневу помог отличник тов.
Шувалов. Сейчас в нашем отделении все
воины учатся на «хорошо» и «отлично».
		ОТВЕТ НА ПИСЬМО КОМАНДИРА

Перед самостоятельными полетами
	ww ;
ЗАМЕТКИ КОМАНДИРА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

КУРСАНТОВ
se
	ловии ‘он сумеет безоптибочно определять
их индивидуальные особенности.

Именно благодаря такому яндивидуаль-
ному полхолу лобилея успехов в обуче-
нии летчик-инструктор нашего училища
лейтенант Коротков, Он тщательно изучил
каждого подчиненного ему воина, его
сильные и елабые стороны. В результате
его группа курсантов добилась хороших
результатов в учебе. ^

Опыт показывает, что при обучении и
воспитании курсантов необходимо подчер-
кивать мысль 0 том, что смелость и от-
Bara должны сочетаться с глубоким зна-
нием дела. Нало; ‘чтобы каждый обучае-
мый всегда руководствовался указанием
товарища Сталина: «Смелость, говорят,
города берет. Но это только тогда, когда
смелость, отвага, готовность к риску со-
четаютея с отличными знаниями».
	Инструктор” обязан ‘прививать смелость
в поступках и решениях,  полбалривать
обучаемых. В’обращении с ними недопу-
‹‘тимы резкоеть, повышенный тон,
	Постеленное. усложнение заланий CH
стематическая _ тренировка, воспитание
воли и выдержки = ‘вот ATO особенно
важно при обучении. Если эти  требова-
ния соблюдаются, курсанты начинают
быстро иттв вперед и летают отлично.

Приведу пример. Летчику-инструктору
казалось, что курсант Ефремов полготов-
лен в самостоятельному вылету. Однако,
	совершая контрольно-вывозной полет, Еф-
ремов допустил ряд ошибок.

` Командир внимательно побеседовал с
Ефремовым. Оказалось, что курсант имеет
отличные теоретические знания, но у He-
го нет еще достаточного умения, не хва-
тает навыков, чтобы правильно и уве-
ренно произвести полет, Когда с курсан-
том специально позанимались, когла ему
помогли обрести уверенность в своих си-
лах, приобрести необхолимые — навыки,
Ефремов быстро преодолел недостатки и
CTA] отлично летать.
	Обучение и воспитание—дело сложное.
Жизнь часто ставит трудные задачи
перед воспитателями. H вало’ в кажлом
отдельном случае находить именно те спо-
собы, которые приведут к желаемым Pe-
зультатам, Случается так, что некоторые
курсанты, не. облалая необходимой -пол-
готовкой, подчеркнуто высказывают же-
лание поскорее вылететь самостоятельно.
Это создает обманчивое представльние 06
их летных качествах. тем более, что ©
	инструктором они, как правило, — 416-
тают хорошо. Однако pa дальней-
шей проверке их хотя бы  команди-
	Подготовка курсантов вк полетам на но-
вой для них авиационной технике связа-
H8 с известными трудностями, успешное
преололение которых во многом зависит
от уровня методической  полготовки лет-
чика-инструктора, от его опыта и летно-
	го маетерства.
	Некоторые инетрукторы ‹ не. сообщают
подчиненному заранее о предстоящем са-
мостоятельном полете. Это неправильно.
Неожиданное сообщение может дезоргани-
зовать курсанта. 0 самостоятельном выле-
те лучше сообщать за день — два, чтобы
курсант имел возможность продумать, все
ли у него готово к вылету, уточнить от-
дельные вопросы и т. п. Обстановка на
старте должна быть обычной. Старт луч-
ше разбивать в плоскоети ветра. Выпу-
скается курсант чаще всего тогда, когда
установится относительно постоянная по-
года. Разбор ошибок, допущенных курсан-
том, нужно проводить продуманно — так,
чтобы авиатор не терял веры в евои спо-
собности. Если была допущена очень гру-
бая ошибка, то лучше отставить самостоя-
тельный полет и назначить тренировку.
	: Мы считаем что в первый день больше
двух сзмостоятельных полетов давать не
следует. Последующие несколько полетов
лучше выполнять при благоприятных ме-
теоусловиях. Это поможет воину. закре-
пить навыки в технике пилотирования.
Замечено. что после нескольких самостоя-
тельных полетов у некоторых курсантов
появляется порой даже чрезмерная само-
налеянность. Они начинают выполнять
полет «по-своему», не совсем так, вак их
учили, лопускают ошибки. Ha таких
курсантов нужно’ во-время  воздейство-
вать. разъяснять ошибочность подобного
поведения. Нужно быть требовательным,
учить воинов соблюдать строгую  дисци-
плину полета.

Глубокое знание летчиками-ннструкто-
рами всех требований уставов и наставле-
ний, методически пролуманная и правиль-
вая постановка учебно-летной работы
	обеспечат отличную подготовку будущих
офицеров авиации.
	Капитан В. ПЕРЕДЕРИЙ.
	Бывают случаи, когда курсант  стре-
мится научиться летать на новом типе
самолета и обладает необходимыми для
этого данными, но у него еще нет доста-
точной уверенности в своих силах. Долг
инструктора — воспитать эту  уверен-
ность. Ё таким курсантам требуется иск-
лючительно осторожный подход при обу-
чении и особенно при первом  самостоя-
тельном вылете. От умения и такта офи-
цера зависит, чтобы уверенность курсан-
та в своих силах росла от полета к по-
лету.

Некоторые курсанты до начала обуче-
ния полетам представляют себе искусство
	правления самолетом ВЕ ОЧЕНЬ НесложЖ-
	И  } HOS, увлекаются мыслью © «поэзии» поле-
	та, считая кропотливую повселневную pa-
Gory «прозой». У таких курсантов, елва
они встретятся с трудностями в учебе.
стремление научиться летать ослабевает,
Залача инструктора — своевременно 3за-
метить это, помочь курсантам понять свой
долг, убедить, что летная профессия Tpe-
бует глубоких знаний и повседневной
упорной работы над собой. Инетруктор
лейтенант Волошенко, обучавший куреан-
та Селянина, во-время заметил подобное
«настроепие» своето подчиненного и на-
правил Селянина по правильному пути,
	Одним из самых ответственных момен-
тов в работе инструктора является, как
	Новая материальная часть представляет
всегла большой интерес для курсантов,
Стремясь овладеть техникой, они стараются
лубже изучить теоретические дисципли-
ны, как можно лучше готовиться к поле-
там, осмысливать каждое детное задание.
Инструктор должен развивать о и  поощ-
рять в подчиненных эти стремления, свя-
зываль их с практическими делами. Не-
обходимо всемерно поднимать и Пазвивать
у молодежи интерее ко всему новому, бо-
лее совершенному, с чем они встречаются
в повседневной учебе. Яено, что это в03-
можно только при условии, если сам: инст-
руктор будет всесторонне развитым и осве-
доиленным авиатором.

Воспитывая курсантов в духе любви и
уважения к нашей замечательной ‘авиа-
ционной технике, ‘инструктор’ должен
обратить особенное внимание на тех oby-
чаемых, которые проявляют известную
нерешительность при переходе 5 полетам
на новых для них самолетах, Следует
споевременно помочь курсанту избавиться
от этой верелтительности, иначе она мо-
жет укорениться в нем. привеети & Неуве-
ренности В СВОИХ силах.

Наблюдая повседневно за курсантами,
изучая каждого из них, инструктор вы-
рабатывает определенный подход 5 своим
обучаемым. Офицер должен быть чуток и
внимателен к ним. Только при этом ус-
	ром звена эти обучаемые теряются. Полу-  уже было сказано, выпуск молодых вои-
	чив залание на первый
	самостоятельный   Нов в самостоятельный полет, Полготав-
	полет, такие курсанты при подготовке к  ливая их к этому полету, инструктор 00я-
полету начинают суетиться. пускаютея в  зан всячески укрепить в обучаемых веру
	неуместные разговоры и лействуют неуве-
Бенно. Чтобы выявить таких курсантов и
таким образом Принять необходимые меры
AHA их воспитания, НУЖНО повседневно
изучать индивидуальные особенности каж-
дого обучаемого, их характер, способности
ит п. Инструктор доджен быть весьма
наблюдательным человеком.
	в успех. Бера эта приходит прежде вее-
го как результат систематической и глу-
бокой теоретической,  прелварительной,
предполетной подготовки и правильной
методики обучения при зывозных поле-
тах.

Большое значение имеет тщательная
подготовка первого самостоятельного вы-