На чью мельницу будут лить звуки наши оркестры?
Сделаем ли мы скрипку оружием классовой борьбы?
Кому будет служить музыка —буржуазии или пролетариату?
Товарищи, не понимающие того, что музыка есть одно из средств, которым можно воздействовать на массы, организовывать их, поднимать на борьбу, настраивать в ту или иную сторону, скажут: ото неважный вопрос,
Между тем, наши классовые враги хорошо усвоили значение музыки. Достаточно
сослаться на то, что сектанты организуют повсюду хоровые и музыкальные кружки, через них вовлекают молодежь в свои ор
ганизации и включают в их сознание свои идею и веру.
К музыке, как к легальному способу политического воздействия, прибегают и ос
татки разбитой буржуазии. Она всеми спо
собами поддерживает музыку, выражающую узко личные переживания, радости уюта и печаль одиночества, мечты и раздумье, сомнение и взлеты надежд, или наоборот, на
саждает такие настроения, постоянным током которых является „любование красотой женской плоти.., томление и страстное ожида
ние, восторг стадострастия и опьянение, восторг овладения и радостное упоение на
слаждением . Короче говоря, все то, что отвлекает от общественного, от борьбы клас
сов и уводит в личное, семейное, тихое, теплое, дающее „глубочайшее познание жизни через вчувствование красоты *).
До последнего времени партия не имела возможности уделять должного внимания вопросам музыки. Теперь, при обострении классовой борьбы, когда враждебные силы пытаются оказывать сопротивление нашему строительству, мы должны во весь рост поставить вышеприведенные вопросы, опреде
лить свое к ним отношение и проверить, в какой мере мы взяли музыку в свои руки.
В данном случае мы остановимся на вопросе о кадрах. Как у нас обстоит дело с воспитанием кадров, которые должны поставить музыку на службу соц. строительству.
*) Выдержка взята из книги Глебова и изданной государственной филармонией.
В наследие от прошлого мы получили кадры музыкантов, которые обслуживали интересы буржуазии и восприняли ее идео
логию. Часть старых работников искренно стремится срастись с интересами революции, другая служит „как служила прежним хо
зяевам , но известная часть, так называемые „маститые , враждебно или полувраждебно относятся ко всему новому в области музыки, и цепко держатся за сохранение ста
рых порядков. Именно они держали до сих пор в своих руках дело воспитания моло
дежи и создания музыкальных кадров. Их узкий руководящий актив — Райский, Голо
ванов, Гольденвейзер, Собинов, Метнер и другие, наиболее ярко выражающие реакци
онное течение в современной музыкальной жизни. За ними и вместе с ними идут более мелкие сошки, вроде преподавателей обла
стного музыкального техникума — Клячковской, Миллер, Долинской, Вебер и другие.
Покуда мы были заняты на других участках, эти силы сумели организоваться и закрепить свои позиции. Не случайно, ко
нечно, на другой день, после того, как Го
лованов был снят из Большого театра, он нашел не только приют, но и трибуну в
Государственной Консерватории, а через пару дней, Софил предложил Наркомпросу организовать за границей десяток концертов, под управлением того же Голованова. Такую же организованность проявили реакционеры в Облмузтехникуме. При выборах председа
теля вокального отделения был провален
революционно настроенный преподаватель Зимин, кандидатуру которого поддерживали общественные и партийные организации, и всеми голосами реакционеров был избран Засядко „из духовного звания . Дела и де
лишки в Софиле, напряженная длительная борьба в Консерватории — все это вместе с вышеприведенным указывает на то, что „головановщина гнездится во всех этих организациях и планомерно наступает или обороняется всюду, где новое начинает подка
пываться под старое. В то же время левая профессура, левые музыкальные деятели всячески оттесняются и затираются.
Искусства без классовой установки и назначения не существует, считая музыку од
ним из мощных средств воздействия, мы требуем, чтобы в основу воспитания музыкаль
ного молодняка, было положено умение увязывать это воздействие с вашими клас
совыми и политическими задачами. Между тем, реакционная профессура, наоборот ста
вит перед учениками решительный вопрос: «или политика, или искусство», и утверждает их в сознании, что искусство не имеет никакого отношения, не только к явле
ниям народного хозяйства, но и, вообще, к общественной жизни, что классовые интересы совершенно чужды композитору.
Под покровом внеклассовости искусства, в консерватории до сих пор идет буржуазно
классовое воспитание молодежи. Ученики старших классов учатся сочинять религиоз
ные гимны и обедни, мессы и кантаты, а на ученических вечерах комсомолки, в порядке демонстрации успехов, простирая длани к небу, воспевают страдания Христа «на кресте», ибо, как уверяют, их искусство сохранило в литургии красоту высших религиозных откровений в нетленном виде.
В свете этих фактов не случайно, что старое партийное руководство в консерватории оказалось не на высоте. Товарищи, поте
рявшие правильную политическую линию, поучали студентов «брать в консерватории все от старых спецов, не расточать свои силы на искание нового, не впитав всего старого». Это руководство оказалось в плену у представителей реакционных музыкальных деятелей, и лишь теперь, под важимом партийной общественности это руководство выправляет линию.
Мы должны вплотную подойти ко всем поставленным вопросам и дать музыкальной жизни правильное партийное руководство. Необходимо провести идеологический смотр музыкальных кадров. Мы должны изъять молодежь из под влияния реакционеров.
Не менее решительно мы должны взяться за просмотр того, какими соками питается наша музыка и помочь ей увязаться со всей остальной политической и экономической работой. Мы должны растить свою музыку!
Даешь пятилетку с нашей музыкой!
РУДОЛЬФ. А,
Голованов. Райский.
Собинов. Метнер. Гольденвейзер.
„Сам .