Маски и герои

фильмов Мак-Сеннета

Э. Арнольди

Жанр американского комического фильма характеризуется многообразием заимствований, переплетением различных истоков и вместе с тем особенностями, отличающими его от других близких явлений искусства. Мы най
дем здесь сценические приемы ярмарочных балаганов, своеобразный, восходящий к Марку Твену и Брет-Гарту юмор, эксцентризм, композиции, свойственные анекдоту, театр Петрушки, жанры мюзик-холла и еще, быть может, многое другое. Все это переплелось, переварилось, приняло новые формы.
Комический фильм существенно отличается от кинокомедии. Конечно, связи между ними достаточно отчетливы и далеко не всегда можно совершенно бесспорно от
делить их друг от друга, но определить их основные особенности настоятельно необходимо.
Кинокомедия вырастает из комедии театральной. Ее сюжет строится на драматургических принципах, в нем обнаруживаются характерные свойства классических коме
дий «положений» и «характеров». Надо подчеркнуть, что комическое заложено здесь в самой теме. Иначе говоря, мы имеем здесь дело с признаками, свойственными комедии вообще, специфика ее лежит скорее в пределах особенностей кинематографического искусства, его художественных средств, а не в признаках жанрового порядка.
Иначе определяется комический фильм. Жанровые особенности отличают его от комедии в кино и в театре. Сюжет строился не на обычных драматургических основах, он скорее приближается к конструкции новеллы, часто даже анекдота. Как правило, в самой теме комиче
ского фильма не заключено ничего смешного. Сюжетный остов в пересказе напоминает чаще всего мелодраму. Комизм реализуется в смехотворном раскрытии темы, в осна
щении ее комическими трюками. Приемами комического алогизма и эксцентрики драматическая ситуация переключается в комический план.
Приведем в качестве примера один фильм Мак- Сеннета с участием Гарри Лэнгдона. Вполне понятно, что
в случае пожара, герой должен, рискуя жизнью, вынести любимую девушку из бушующего пламени. Также понятно, что человек, взявший по ошибке не то, что он должен
был взять, возвращает взятое на то же место. Ни в том, ни в другом нет ничего смешного. В фильме Лэнгдона эти положения реализуются так: герой бросается в пылающий дом, отыскивает в дыму девушку, лежащую в обмороке на постели, выносит ее и затем, увидев, что это
не девушка, а соперник, бережно заворачивает свою ношу в простыню, вносит обратно в горящий дом и кладет ее на прежнее место.

В комическом фильме обычно нет психологических

характеристик. Маска — весьма существенный элемент комического фильма. Маска заменяет тип и характер. Че

рез внешность героя раскрывается его существо. Здесь возможны параллели к комедии del arte, но конечно связи с ней идут через цирк, балаганы, так называемые народные жанры.
Актерские маски в американском комическом фильме не случайны. Они обусловлены в первую очередь особенностями американского искусства, отличающегося отсутствием традиций.
Маска американского комического фильма должна была соответствовать вкусам и интересам массового зрителя, быть шутовской, наподобие русского Иванушки-дурачка, немецкого Хансвурста и других. Маска героя комическо
го фильма стремилась к популярности, к тому, что могло сделать ее нарицательной. Отсюда — повторяемость, вы
работка комплекса приемов, переходящих с актером из одного фильма в другой бесчисленное количество раз.
Маска героя навязывалась зрителю, ее старались сделать хорошо знакомой, привычной и тем самым излюбленной.
В подавляющем большинстве случаев герой выводился в маске простачка, дурака, неудачника, не умеющего ни за что взяться, но в конце концов обычно одержива
ющего победу, преодолевающего стоящие перед ним препятствия. В этом выражался оптимизм, который утверждается комическим фильмом. Зритель смеялся над олухом, у которого всякое дело валится из рук, и чувство
вал свое превосходство над ним. И то, что герой фильма благодаря стечению обстоятельств и счастливых случайностей все-таки оказывался победителем, должно было утверждать в зрителе надежды, уверенность в возможном его успехе вследствие причин, находящихся вне его воли, но могущих определить судьбу каждого.
Комический фильм пропагандирует буржуазную житейскую «философию», уверяющую, что в шансах на счастье и благополучие «все равны». Поэтому в герое комического фильма почти всегда можно подметить чер
ты очень характерной пассивности. Он является как бы не субъектом действия, а объектом воздействия. Когда все складывается к его выгоде, он добивается победы.
Герой, несмотря на маску, делавшую его необычным, все же должен был быть близким зрителю. Поэтому социальный уровень героя не возвышается над уровнем широкого зрителя, а чаще всего оказывается ниже. Герой американской комической — деклассированный человек, бродяга, мелкий служащий, безработный. Его незна
чительность позволяет смеяться над ним. В приближении героя к зрителю можно подметить определенную эволюцию от клоунской маски, характеризующейся эксцентри

ческой, уродливой внешностью, к «типажу» рядового че

ловека американской толпы. Таковы маски Гарольда Ллойда, Монти Бэнкса, Эдди Кантора. В них рядовой американский зритель видел непосредственно самого себя, своего соседа, людей, которых он встречает повседневно и повсеместно.
Кроме героя в комическом фильме установились маски и для некоторых других персонажей. Как это ни может показаться странным, труднее всего отметить свойства масок героини, хотя актрисы, как партнерши одного и того же актера, носителя определенной маски, про
ходят через много фильмов подряд. Однако нет актрис, которые заняли бы положение героев комической. Здесь,

сказываются, очевидно, различные причины. Чаще всего

в американском фильме (не только комическом, но и в подавляющем большинстве других жанров) героиня слу

жит центром, вокруг которого происходит заполняющая действие борьба.