Введение.

В виду обилия материалов мемуарного и эпистолярного характера книга о Тургеневе разбита на два выпуска. В первом даны воспоминания современников о нем; во втором приведены его письма к многочисленным корреспонден
там, с которыми он был близок, делился своими раздумьями, советами. Оба выпуска имеют целью вскрыть преимуществен
но писательский лик Тургенева, установить его литературное credo, расширить знакомый по художественным писаниям образ дополнительными штрихами, рисующими отношение Тургенева к современным ему писателям, их сочинениям, его критические суждения, теоретические воззрения, сло
вом его поэтику. Из биографического материала приведено только то, что, говоря о его личности, в известной степени бросает свет на его творчество, на некоторые темы его пи
саний, освещение персонажей, или связывает факты жизни, виденное и слышанное им с его поэтическими видениями. Редко встречаются в этой книге страницы, оторванные от его творчества. В виду малой изученности молодых лет Тургенева, когда он в поисках своего я бросался от поэзии к философии, от занятий искусством к мечтам о педагоги
ческом поприще, я счел полезным напомнить об основательно забытых материалах, касающихся магистерского экза

мена Тургенева в 1842 г. Внимательный читатель найдет здесь любопытную страничку из жизни русского гегельян

ца, идущего к Фейербаху и полемизирующего с Максом Штирнером. Тернистый путь писателя — критика сво
их писаний, с другой стороны бьющегося в цензурных тисках, отчетливо можно проследить в материалах по поводу „Записок Охотника . Политические убеждения Тургенева, реформиста, верящего в правительство, реорганизующее сверху народную жизнь, и отдающего симпатии энту