Задачи планировочных мастерских

Л. ПЕРЧИК
Созданные решением МГК ВКП(б) и Моссовета от 23 сентября 1933 г., планировочные мастерские закончили свой первый организационный этап ра
боты и приступили к конкретному осуществлению тех огромных задач, которые перед ними поставлены этим постановлением.
Главным- недостатком прежнего Архитектурнопланировочного управления являлась „известная бюрократизация его работы, отсутствие первичных звеньев планировки города, с сосредоточением всех
работ по планировке в центральном аппарате, к тому же загруженном текущей работой по отводу участков . (Из постановления МГК ВКП(б) и Моссовета).
Решение о коренной реорганизации дела планировки Москвы кое-кого застало врасплох. Кое-кто, зараженный косностью и инерцией аппарата, не понял сущности этой реорганизации и пытался продолжать работу по-старинке. Но уже первые шаги работы по-новому показали, какую живительную струю в планировку города вносят новая организация и новые методы работы,
Планировочные мастерские становятся на деле первичным звеном планировки города. Возглавляе
мые лучшими силами архитектурного мира, эти мастерские имеют дело с одним районом, с одной главной магистралью и прилегающей к ней территорией, имеют возможность хорошо и полно, в деталях изучить свой район и проводить в жизнь ос
новные установки партии и правительства в планировке и архитектурном оформлении социалистических городов.
Трудно себе представить более сложную, более ответственную и, именно поэтому, более почетную работу, чем работа по планировке социалистичес
кого города. Тем более, если этот город — Москвакрасная столица мощного и непобедимого пролетарского государства, центр мировой коммунистической революции.
Перед нами стоит задача так реконструировать Москву, чтобы достигнуть наиболее отвечающих интересам пролетариата связей между промыш
ленными, жилыми, общественными и культурными массивами, с наилучшим оформлением каждого элемента города и города в целом. Планировка социалистического города это большое искусство, осно
ванное на марксистско-ленинской теории размещения производительных сил и расселения человеческого общества.
Капиталистический город—это два города: город буржуазии и город пролетариата. Социалистичес
кий город, в отличие от капиталистического, в про
цессе преодоления и ликвидации паразитических элементов, прокладывая путь к бесклассовому социалистическому обществу, строится как единый
город—город пролетариата. Вот почему в нашем городе не может быть противопоставления окраин центру, одних кварталов другим, одних улиц и площадей другим улицам и площадям.
Наш город—это единый и монолитный населенный пункт социалистического общества. Вот поче
му мы отвергаем идеи о самодавлеющем жилом квартале, районе, участке, точно также, как отвергаем идею самодавлеющего и замкнутого в себе
города, и рассматриваем последний, как составную часть всего советского государства в целом.
Капиталистический город антагонистичен деревне, которую он эксплоатирует, подавляет, отстраняет от культуры, держа ее на уровне средневе
ковой отсталости, „деревенского идиотизма . Социалистический город—союзник деревни, ее помощник в деле социалистической ее переделки и культурного развития.
Мы строим не на пустом месте. Мы не уподобляемся Андреевскому Савве, который мечтал „о голом человеке на голой земле . Мы не отвергаем, не отбрасываем, не отрицаем начисто культуру ста
рого мира. Наоборот, мы тщательно ее изучаем, критически перерабатываем и усваиваем в интересах нашего класса.
Люди строят свой новый мир... из исторических приобретений отжившего мира. В ходе своего раз
вития они должны сперва создать материальные
условия нового общества и никакие усилия мысли или воли не могут освободить их от этой судьбы ,— так писал Карл Маркс в статье „Морализующая критика и критизирующая мораль , в 1817 году.
В свое время нам подсовывали такие проекты планировки Москвы, которые превращали Москву в музей, то-ли из соображений неприкосновенности ее исторических памятников, то-ли из чувства бес
помощности перед задачей коренной реконструкции этого старого дворянско-купеческого города. Мы решительно отбросили как реакционность и консервативность в перестройке города, так и утопическое, левацкое прожектерство, не желавшее считаться с исторически сложившимся городом и пы
тавшееся одним прыжком перескочить в эпоху развернутого коммунизма.
В работе по планировке города мы руководству, емся основными принципами большевистской стра
тегии: не плестись в хвосте у стихии, не итти по линии наименьшего сопротивления, не поддавайся самотеку, а организовывать и переделывать реальный мир, направляя стихию в нужное нам русло.
Наша работа потому особенно сложна, трудна и ответственна, что каждый наш шаг в деле планировки города в процессе реализации тут же засты
вает в виде огромных материальных ценностей, исправление которых обходится потом чрезвы
чайно дорого. Вот почему нашим правилом должно быть высокое качество работы, добросовестное от
ношение к разрешению стоящих перед нами задач и выполнению их не с точки зрения текущих интересов дня, а с точки зрения интересов социалистического города в целом.
Это не значит, конечно, что мы строим „вечный город , застывший во всех своих частях и неподвижный. Город—это живой организм, который меняется от эпохи к эпохе, в зависимости от соци
альных условий и от уровня производительных сил.
Если архитектор старого мира мыслил отдельным зданием, то архитектор социалистической эпохи должен мыслить и чувствовать целым городом, также как политик мыслит целой страной. Этого не понять нашим врагам, которых поражает тот огромный размах в планировке и архитектуре на