Исчезает противоположность между городом и деревней. Город перестает быть в глазах крестьян центром их эксплуатации. Все крепче становятся нити хозяйственной и культурной смычки между городом и деревней. От города и его промышленности деревня получает теперь помощь—тракторами, сельхозмашинами, автомобилями, людьми, средствами.
И. СТАЛИН.
тих городов. Так, например, в издаваемой в Вене буржуазной газете „Нейе Фрейе Прессе , москов
ский корреспондент этой газеты Николай Бассехес,
обозревая в Октябрьские торжества наши витрины на ул. Горького с выставленными в них планировочными и архитектурными проектами, пишет: „ог
ромное количество проектов театральных зданийклубов, жилых домов в различных городах Советского союза придает этой выставке особый харак
тер. Эта архитектурная выставка четко отразила пробудившуюся любовь Советского союза к краси
вому и пышному. То, что строилось до сих пор, по своему архитектурному стилю было только прак
тично, если не сказать слишком практично, вслед
ствие чего постройки имели бесноватый вид... Точто будет строиться теперь, поражает своей пышностью. От этой архитектурной выставки веет ат
мосферой благосостояния, которым Союз еще до сих пор не обладает (!).
Нас, конечно, нисколько не удивляет, что буржуазный корреспондент капиталистической Австрии
задыхающейся в тисках кризиса, Австрии, где сот. ни тысяч безработных и где целые города разрушаются и вымирают, как например город Штейер, что этот корреспондент так нагло врет относитель
но нашего благосостояния. Важно то, что нашим врагам трудно понять те величайшие перспективы, которые стоят перед нашими архитекторами в деле реконструкции городов Советского Союза.
Мы можем ответить господину Ник. Бассехесу словами Фоккера Гемлина в Американском буржу
азном еженедельнике ,Нейшен о современном стиле буржуазной архитектуры.
„Стиль — пишет ,,Нейшен — сделался эксцентричным и экстравагантным, целиком оторванным от больших архитектурных проблем, разработан
ных планов, от материала, пропорций, и как бы совершенно оторвался от всякого архитектур
ного замысла. Две тенденции стиля, развившиеся за последнее время: безрадостный консервативный стиль, воплощенный в здании бюро строи
тельной индустрии Вашингтона, и сумасшедший и бесплановый экстравагантный стиль Чикаго,— оба являются симптомами душевной болезни, истощения и безнадежности. Оба являются фе
номенами, говорящими о бегстве от жизни, от действительности сегодняшнего дня. Без соответствующих импульсов не может развиваться жизненный стиль. Нетрудно догадаться, что в хаосе и депрессии, в охватившем всех чувстве неуверенности, в обнищании, кот рое на протя
жении последних трех лет коснулось особенно
инженеров и архитекторов, надо искать причину указанных выше явлений в области современного архитектурного стиля“.
Разве эти слова не являются лебединой песней буржуазного города, не видящего перед собой никаких перспектив!
Но не только наши враги, — к сожалению, нередко и наши друзья не представляют себе тех колоссальных перемен, которые уже в ближайшее время
радикальнейшим образом изменят облик нашей столицы.
Если мы говорим о новом силуэте социалистического города, то разве важнейшими факторами его не явятся уже в ближайшие годы колоссаль
ные по своей мощности Дворец Советов, Дворец Комсомола, Дворец Техники, Дом Наркомтяжпрома, Институт Маркса-Энгельса-Ленина, Дом Комитетов СТО, гостиница Моссовета, десятки и сотни новых жилых и общественно-культурных массивов, Меж
дународный стадион, метрополитен, канал Волга- Москва, новые набережные, новые теплоэлектроцентрали.
Планировочные мастерские уже с первых шагов приступили к детальному изучению своих районов в натуре, тщательному ознакомлению со всеми ма
териалами данного района, к разработке планов застройки участков строительства на 1934 год, со
ставлению архитектурно-планировочных заданий по ним и к выработке основных установок по генеральному плану Москвы.
Но первоочередной и ударной задачей, поставленной перед мастерскими, является критический пересмотр всех красных линий, с целью решитель
ного исправления тех из них, которые не отвечают новым требованиям реконструкции Москвы.
Есть такие горе-планировщики, которые полагают что красная линия — это понятие геометрическое,
а не планировочное, что она является продуктом кабинетных размышлений, а не результатом углуб
ленной работы над конкретным решением участков, кварталов, улиц и площадей.
Планировка — это не геометрия, хотя от планировщиков и требуется превосходное знание геометрии. Красная линия — это не абстрактный рисунок, не отвлеченная графика. Она является не ис
ходным, а завершающим звеном в проектировке города, ибо без детального изучения всех элемен
тов планировки и без сведения их в единое целое на основе принципиальных установок невозможно никакое регулирование улиц и площадей, и тем самым невозможно и определение красных линий.
Важнейшими задачами планировочных мастерских является планировка улицы Горького, с ее
площадями — Советской, Пушкинской и Белорусско- Балтийского вокзала, аллеи Дворца Советов, площади Дзержинского, Дмитровской магистрали, Мясницкой магистрали, Сухаревой площади, Комсо
мольской площади, всей территории завода имени Сталина и, в особенности, всех набережных Москвареки, куда предполагается перенести центр тяжести дальнейшего жилстроительства.
Нет сомнений, что планировочные мастерские, работающие под неослабным оперативным руко
водством и при повседневной помощи М.Г.К-ВКП(б) и Моссовета, справятся с поставленными перед ними задачами и выполнят лозунг тов. Кагановича, чтобы „его (пролетариата) города, его дома, его архитектура были более красивыми, чем в других городах Европы и Америки .