Москва во 2-й пятилетке

Первый пятилетний план, превративший наше великое пролетарское государство из страны аграр
ной в страну индустриальную и из страны темной, неграмотной и некультурной, в страну высокой культуры и знаний, особенно резко изменил облик нашей столицы. Все сдвиги политико-экономического характера в нашей стране, рожденные блестящим выполнением первой пятилетки, нашли исклю
чительно яркое отражение в хозяйстве Москвы- Изменение характера и структуры промышленности города Москвы особенно разительно иллюстрируют эти сдвиги.
Удельный вес продукции тяжелой промышленности возрос за время пятилетки с 28,5% до 48,2%. при чем металлическая и электротехническая про
мышленность с 11% в 1913 году достигла в 1932 году удельного веса в 32,9%.
Пуском в эксплоатацию 76 новых и заново реконструированных металлообрабатывающих предприятий, было обеспечено ведущее положение машино
строительной и электротехнической индустрии в промышленности Москвы. Рост их за пятилетку превысил 400% и по сравнению с довоенным уровнем достиг 1.700%.
Химическая индустрия Москвы была подвергнута полной реконструкции и продукция ее увеличилась с 200 млн. руб. до почти 600 млн. рублей к концу пятилетки.
Бурно, хотя еще и недостаточно развернулось производство стройматериалов, обеспечившее выполнение грандиозного строительства, проводившегося за это время в Москве.
Полной технической реконструкции подверглось энергетическое хозяйство столицы. Благодаря строительству районных электростанций в Московской области потребление электроэнергии в Мос
кве увеличилось в 1932 году до 1.250 млн. клвт. часов против 462 млн. в начале пятилетки и 141 млн.
1913 году. Сильно шагнула вперед теплофикация— комбинированное производство тепла и электрической энергии электростанциями. За время пяти
летки построено две теплоэлектроцентрали, приступлено к постройке еще двух.
Таким путем хозяйственный облик Москвы в корне изменился: „из Москвы ситцевой она стала
Москвой металлической, машиностроительной и электротехнической по преимуществу . Осущест
вляя генеральную линию нашего хозяйственного строительства — индустриализацию — московские большевики в короткий срок сумели превратить старую купеческую Москву в подлинно индустриальную, подлинно пролетарскую столицу социалистического государства.
Громадный рост и развитие тяжелой индустрии в Москве отнюдь не оставили в тени развитие и реконструкцию легкой промышленности. За первое пятилетие эта отрасль увеличила свою продукцию свыше, чем в 2 раза, при чем в отдельных производствах этот рост еще более значителен.
Значительные масштабы приняло также и развитие народной связи. Сданы в эксплоатацию 4 новые автоматические телефонные станции, почти в 3 раза увеличилась почтово-телеграфная сеть Москвы, заново создана сеть мощных радиостанций, радиоузлов и трансляционная сеть.
Огромные масштабы социалистической рекон
И. МИЛЬ
струкции всех отраслей народного хозяйства Москвы, бурный рост ее населения и в первую очередь пролетариата с одной стороны, и тяжелое насле
дие, оставшееся от старой Москвы в виде отсталых и не отвечающих беспрерывно возрастающим пот
ребностям трудящихся Москвы коммунальных и культурно-бытовых учреждений с другой — все эти условия выдвинули необходимость полной рекон
струкции городского хозяйства Москвы и приспо
собления его к повышенным требованиям обслуживания пролетарского населения столицы.
Исторические решения июньского пленума ЦК партии послужили исходным моментом, легшим в основу всех работ по социалистическому переустройству города Москвы.
Эти решения преследовали основную задачу: путем коренной реконструкции всего городского хозяйства Москвы резко улучшить материально-бы
товые условия пролетариев столицы и поднять до уровня значительно возросших потребностей рабочего класса все культурно-бытовое обслуживание. Это стало возможным благодаря громадным успе
хам в деле индустриализации нашей страны и коллективизации сельского хозяйства. На основе этих успехов по инициативе т.т. Сталина и Кагановича был поставлен вопрос о коренном улучше
нии материально бытовых условий рабочего класса и как мы дальше увидим в этой области достигнуты новые блестящие победы.
Решения пленума ЦК. ВКП(б) о строительстве метро и канала Волга—Москва, которые коренным образом реконструируют водоснабжение Москвы и ее внутригородской транспорт, получают свое конкретное разрешение такими темпами и в таких масштабах, которые возможны только в условиях социалистического строительства.
Огромные успехи достигнуты в новом жилищном строительстве. В течение пятилетки построено и надстроено 2 770 жилых домов, в которых размещено около 400 тыс. чел. на площади свыше 2 млн. м2.
Совершенно реконструировано дорожное хозяйство Москвы. Площадь усовершенствованных мосто
вых увеличилась в 6 раз за пятилетку и достигла почти 2 млн. м2.
Ряд работ реконструктивного характера по водоснабжению увеличил суточное потребление в Москве с 8,5 млн. ведер воды в 1913 году до 32,2 млн. ведер в 1932 году.
Такого же рода успехи достигнуты и во всех остальных отраслях городского хозяйства Москвы.
Впервые в истории городского строительства поставлена на научную базу разработка генерального плана развития Москвы и проблема архитектурного оформления ее основных магистралей и площадей на основе генерального плана развития города.
В Москве почти полностью ликвидирована неграмотность, введено всеобщее обязательное обучение: количество учащихся утроилось по сравнению с 1913 годом и удвоилось по сравнению с 1928 годом.
Блестящие итоги первой пятилетки явились необходимым условием дальнейшего нового, еще более значительного развития городского хозяйства. Москвы и создали все предпосылки для превращения красной Москвы в образцовую социалистическую столицу пролетарского государства.