ных областей занялась перестройкой своего областного центра г. Нальчика, благоустройством районных центров, совхозов и колхозов области, — приняли шефство над планировкой и архитектурным оформлением нового строительства и переустройства городских центров и колхозов Кабар
дино-Балкарской области. Работа в этой области возложена на проектную мастерскую № 1 под руководством арх. Жолтовского и планировочную мастерскую № 1 проф. Чернышева.
Отвод участков под застройку
В отличие от практики прошлых лет, когда в АПУ Моссовета было сконцентрировано и перспек
тивное планирование и текущий отвод участков, в настоящее время последний выделен и это дело поручено самостоятельному Отделу городских земель и отвода участков Моссовета.
В задачи Отдела входит учет всех земель и участков гор. Москвы, как свободных, так и застроенных и организованный, совместно с Отделом пла
нировки и в соответствии с общими задачами планировки и архитектурного оформления города, планомерный отвод участков под застройку, позволяющий постепенно получить цельные, законченные оформлением куски нового города. Прежней анархии в застройке города (застройка пусты
рей, поселковый, изолированный от улицы тип строительства, уродование улицы торцами новых домов, полное игнорирование архитектурного оформления улиц) был положен конец.
Порядок отвода участков установлен такой, что строящие организации, нуждающиеся в террито
рии для застройки, обязаны подать заявку на отвод участка в Отдел городских земель Московского Совета, который оформляет отвод в установ
ленном порядке и представляет участок в натуре застройщику. При подаче заявки строящая организация обязана представить справку от соответствующих госучреждений об обеспечении строи
тельства лимитами, средствами и материалами, а также обязательство о сроках начала строительства и его окончания.
Все эти условия, а также и другие, вытекающие из факта отвода участка и, в частности, сроки
представления проекта, оформления участка и т. п. вносятся в соответствующий договор, заключаемый отделом со строющей организацией.
Отдел городских земель ведет по заключенным договорам строгое наблюдение за своевре
менным выполнением застройщиками взятых на себя по договору обязательств и будет привлекать к строжайшей судебной и административной от
ветственности, вплоть до изъятия участка, за нарушение условий договора.
Утверждение проектов на застройку участков, отведенных Отделом городских земель и отвода участков, возложено на Отдел проектирования
Московского Совета. Без справки, подписанной на
чальником отдела проектирования об утверждении проекта, ни одна из строительных организаций не имеет права приступать к производству строительных работ
Так как до прошлого года отвод участков производился без необходимого плана застройки го
рода, то разрешения, выданные ранее на исполь
зование участков, на которых до 1-го октября 1933 г. не было приступлено фактически к строительству, постановлением Моссовета были аннулированы и застройщики обязаны были дать но
вые заявки. Это позволило внести большие коррективы в план застройки, подчинив его общегород
ским планировочным задачам застройки и архи
тектурного оформления первоочередных по плану участков города.
Особенности застройки города в 1934 году
Выделение и утверждение участков застройки для нового строительства текущего года носило уже ярко выраженный целеустремленный характер. Задача была поставлена так: исходя из общих задач планировки Москвы, сконцентрировать строительство на определенных, подлежащих первоочередному оформлению, участках города, не распылять его, а вести по возможности комплексную застройку. В качестве первоочередных по оформлению участков Комиссией Арплана были выделены набережные р. Москвы, ул. Горького и Ле
нинградское шоссе. Исключения допускались лишь
в отношении той группы строительства, которое территориально тесно связано с местом работы (жилстроительство предприятий и ведомств, свя
занное с работой на данном предприятии) или с местом жительства (строительство школ, клубов, бань, прачечных и т. п. в районах, слабо насыщенных этой сетью). Но и это строительство раз
мещалось преимущественно на центральных магистралях районов, оформляя их и изменяя посте
пенно их планировку. Застройщику предлагались определенные, заранее намеченные Отделом го
родских земель участки, подчас трудные с точки зрения их освоения (снос старых строений, высе
ление живущих), но совершенно неизбежные с точ
ки зрения выполнения принятого плана застройки города. Это вызывало часто громадное сопротив
ление отдельных застройщиков, привыкших похозяйски распоряжаться в Москве, застраивать пу
стыри, дворы внутри кварталов, переулки и тупики города и не желающих итти на некоторые жертвы, связанные с реконструкцией Москвы. Это сопротивление нужно было сломить и заставить их при
ступить к освоению выделенных участков под уг. розой лишения их вообще возможности строить в Москве.
Принятый план отвода участков под строительство текущего года, созволил разместить строительство следующим образом:
Из общей стоимости строительства, примерно, около 35% строительства размещается на набереж
ных около 55% — на основных магистралях города. Таким образом, около 90% строительства 1934 года будет вестись на набережных и магистральных улицах. Эти цифры относятся к объему в 120 млн. рубл. с площадью в 400 тыс. м2, выстраиваемой в виде 85 крупных домов со средней стоимостью около 1,5 млн. руб. В основной своей массе строительство будет вестись в течении двух строительных сезонов 1934-35 г г. Освоение участков