Е. ЛОКШИН
Отв секретарь ЦБ ИТС промжилкомстроительства

Все силы, опыт и знания ИТР н а лучшее строительство

Всего несколько дней отделяет нас от даты 3-ей годовщины исторического решения пленума ЦК ВКП(б). принятого в июне 1931 г.
Миллионы рабочих семей, живших в дореволюционное время в жалких лачугах, занимают в настоящее время новые благоустроенные, хорошие квартиры. Старые рабочие колонии Донбасса и других мест СССР, поражавшие своим тяжелым видом, больше не существуют. В область преданий отошли пресловутые „Хитровки и „Ермаковки — средоточие людей выброшенных за борт капиталистического общества, потерявших в условиях этого общества всякую надежду снова „стать на ноги глубже оседавших „на дно .
На месте их выросли и растут новые социалистические города и улицы с благоустроенными домами, цветущими парками, звенящими трамваями.
„Изменился облик наших крупных городов и промышленных центров. Неизбежным признаком крупных городов буржуазных стран, являются трущобы, так называемые рабочие кварталы на окраи
нах города, представляющие груду темных, сырых, большей частью подвальных, полуразрушенных помещений, где обычно ютится неимущий люд, копошась в грязи и проклиная судьбу. Революция в СССР привела к тому, что эти трущобы исчезли у нас. Они заменены вновь отстроенными хоро
шими и светлыми рабочими кварталами, причем во многих случаях рабочие кварталы выглядят у нас лучше, чем центры города . (Из речи т. Сталина на XVII съезде партии).
Свыше 30 млн. м2 жилой площади построено, начиная с первого года пятилетки. На 1 января 1929 г. весь жилой фонд Москвы заключался в 55.000 домов с общей площадью около 12 млн. м2. На 13,1 млн м2 обогатился этот фонд только за отрезок времени 1929—1932 годов.
Выросли и рессурсы строительства. Строительные площадки получили большое количество строймеханизмов, чего раньше почти не знало жилстроительство.
Создана большая сеть подсобных предприятий с концентрацией производства материалов и по
луфабрикатов, деревянных частей зданий и др., кладущей начало индустриализации жилищного строительства.
В результате непрестанного внимания и конкретного руководства реконструкцией Московского городского хозяйства со стороны Московского коми
тета партии, строители Москвы стали на путь, указанный тт. Кагановичем и Хрущевым, на путь изыскания дальнейших возможностей в деле механизации строительных работ на жилищно-коммунальном строительстве.
Уже разрешена проблема механизации штукатурных работ. Прочно входит в практику строи
тельства вурфтурбина. Широко механизированы паркетные работы (циклевка), близок к разреше
нию вопрос механизации мозаичных работ. 25 экскаваторов изготовляются на московских заводах специально для жилищного строительства Москвы
Техника проектирования жилищного строительства обогатилась большим количеством интересных архитектурных и конструктивных решений. За эти годы выросли также новые квалифицирован
ные кадры рабочих строителей и инженеров, внесших много ценных вкладов в дело улучшения жилищного строительства.
И однако, подводя итоги этим несомненным, огромным достижениям, мы все же должны констатировать, что огромный технический опыт, накопленный промышленным строительством в борьбе за овладение строительной техникой, далеко еще не перенят жилстроительством.
Быстро растущия промышленность и население старых и новых городов, возросшие культурные запросы миллионов трудящихся СССР „предъявляют очень высокие требования к жилищному и коммунальному строительству к темпам его даль
нейшего развертывания и особенно к качеству строительства ... (Из передовой „Правды за 4 июня 1934 г.) Между тем вся сумма количественных и качественных показателей жилищно-коммуналь
ного строительства значительно отстает от этих требований, в результате чего реализация грандиозной программы жилищно-коммунального строи тельства 2-й пятилетки, утвержденная XYII исто
рическим съездом партии, на сегодня, строителями ведется слабыми темпами при безобразных качественных показателях.
Так, план жилищно-коммунального строительства за 1 квартал текущего года по Москве выполнен всего на 76,8%, за апрель на 73%. Только 18% средств, ассигнованных на жилищное строитель
ство, освоили за 4 месяца 1934 г. строители в Свердловской области.
Совершенно неподготовленными к освоению 119 миллионной программы коммунально-жилищ
ного строительства оказались киевляне. Годовая программа жилищно-коммунального строительства в новой столице советской Украины за 4 месяца выполнена всего лишь на 7,7%. Киевский Жилстрой при программе в 9 млн. рублей на 15 мая оформил свои договорные отношения с заказчиком только на 6 млн. руб.
Не лучше обстоит дело с выполнением плана и в ряде других городов Союза.
Но особенно важным является вопрос о каче
стве строительства.