Достижения ведущих строек не стали еще достоянием каждодневной практики жилстроительства.
Наряду с целым рядом хороших образцов жилстроительства в Москве,—дом на Маховой по проекту акад. Жолтовского, институт им. Мархлев
ского, жилые дома Авиажилстроя, постройка Мос
жилстроя на Дангауэровке, дом РЖСКТ „Экспортхлебовец , заслуженно признанные лучшие жилстройки красной столицы; дом .Индустрия , дом ЖСК строителей в Харькове, группа домов на ЧТЗ, в Горловке (Донбасс), Свердловске и др. городах— мы имеем огромное количество неудовлетворительных, а подчас просто безобразных по качеству жилых сооружений.
На 5-м участке строительства соцгорода в Сталинске, где руководил прораб Вильчура — стены в построенных им домах развалились, потолки и
полы перекошены. В доме № 9 на 3-м участке Дзержинскстроя (Украина) обрушилась стена вы
сотой в 4,3 м. В доме на Лермонтовской ул. в Харькове забыли поставить балконы, а поставив их впоследствии, забыли снабдить дверьми для выхода на балконы. Особенно низко качество отделочных работ (штукатурные, малярные, мозаичные и др.)
В докладе на объединенном пленуме ЦК и ЦБ ИТС Союза рабочих промжилкомстроительства, проходившем в Москве в конце мая, руководитель Стройуправления Моссовета т. Константинопольский, особо остановившись на качестве нашего
жилищно-коммунального строительства, со всей резкостью и совершенно справедливо говорил о ряде домов, сданных в эксплоатацию в 1933 г. и имеющих такой вид, „точно они были построены
десятки лет тому назад , о ряде домов, сданных в эксплоатацию в 31 — 32 гг., в которых „мы имеем наличие большого заражения грибком, в резуль
тате чего мы имеем случаи обвалов перекрытий в наших домах и т. д.
Оставляя в стороне в данной статье ряд весьма актуальных причин, порождающих низкое качество жилищного строительства — архитектурное упрощенство, имеющее до сих пор место в наших про
ектных организациях, наличие в ряде случаев неудовлетворительных проектов, неудовлетворительное качество строительных материалов, осо
бенно кирпича, извести, алебастра, поставляемых заводами, остановимся на одной из них, имеющей едва-ли не решающее значение в выполнении всей суммы показателей.
Эта причина глубоко субъективна — кроется она в неудовлетворительном, или, просто говоря, низ
ком качество технического руководства. Приказ т. Орджоникидзе № 762, августовское постановление пленума МК ВКП(б) и Моссовета о перестрой
ке технического руководства, об организации управления строительством от низового производ
ственного коллектива — бригады до начальника работ и управляющего трестом, обеспечили на огромном количестве строек решительные сдвиги.
Мы имеем немало прекрасных образцов подлинно большевистского руководства со стороны ряда наших начальников работ, прорабов, десятников, бригадиров, обеспечивших и должные темпы и вы
сокое качество стройки. Вместе с тем мы имеем еще до сих пор немало и таких горе-руководите
лей, которые борются за темпы и качество работ не методами лучшей организации труда, жесточайшего бракеража низкокачественной работы, пра
вильной расстановки людей и механизмов, а методами поощрения рвачества, нарушения единых республиканских норм и расценок, разбазаривания фондов заработной платы, игнорирования механизмов и т. п. На постройке жилого дома по Неглинной № 23 прораб Селицкий ухитрился в 1933 г. платить за штукатурку фасада мраморной крошкой 10 руб. за м3, повысив расценки больше чем в 2 раза. Не случайно например, на IV участке Мосстандартжилстроя за 10 мее. 1933 г. перерасходо
вали фонд зарплаты на 58,000 руб. при очень небольшом объеме строительных работ. Так, маляр
ная бригада т. Крынкина в сентябре в результате заниженных искусственно норм, преувеличенных расценок и неправильного применения прогрессивки имела такие „заработки : сам Крынкин зарабо
тал 765 р.; рабочие Алешин и Яшин —по 611 руб. При проверке Мосгоркомом Союза производитель
ности труда этой бригады выяснилось, что нормы выполнялись бригадой на ... 87%.
Не лучше обстоит дело с выполнением норм и е соблюдением фондов зарплаты и в ряде контор Мосжилстроя (27-я контора—прораб Валуев, 4-я конг тора —прораб Потаповский и др.). Плохо осваи
вают нормы на стройках института им. Свердлова, общежития Института им. Мархлевского, Опытно
го хлебозавода. Анализ причин, порождающих недовыполнение норм, показывает, что вопрос упирается в расстановку сил, в организацию рабо
чего места, т. е в качество оперативного .руководства бригадами.
В Октябрьском стройтресте бригада плотников Панасова в 25 человек ряд месяцев имела производительность труда не выше 83—85%. Тщательная проверка работы этой бригады и бригадное производственное совещание выявили, что в бри
гаде есть люди, которые работают не за страх, а за совесть, но есть и такие, которые укрываются за спиной истинных ударников и лодырничая, пожирают заработок последних. Достаточно было разбить эту бригаду на 6 звеньев, организовать между звеньями конкретное соцсоревнование по производственным заданиям, чтобы производи
тельность труда бригады поднялась до 159% к нормам у отдельных звеньев и уже не было ни одного звена, которое бы не выполняло нормы.
На постройке театра Красной Армии (Москва) бригада землекопов Дулечева из 17 человек систе
матически не выполняла единых норм. Люди пришли на производство прямо из деревни. Категори
чески отказывались от производственных заданий и требовали гарантийного заработка не меньше 10 руб. в день. Когда внимательно присмотрелись к бригаде, оказалось, что и хозяйственное и проф
союзное руководство бригады по существу тянут бригаду назад, ориентируя ее на рвачество и сопротивление нормированию ее труда. Сменили бри
гадира, переизбрали профорга и не узнать теперь бригады. В январе этого года она дала 142%, в феврале 165%, в апреле 163% к нормам. Сейчас бригада является краснознаменной, лучшей бригадой на стройках Москвы.
Туго, очень туго идет еще перестройка на ряде объектов нашего промышленного и жилищно-ком
мунального строительства. Еще много элементов обезлички и безответственности на стройках. О ка. кой перестройке можно говорить, например, на
строительстве Дорхимзавода, где на 316 рабочих в аппарате ОКС а сидит... 68 человек ИТР и слу
жащих.