П М. МУРАВЛЕВ

Гл. Инж. Мосжилстроя Строить красиво, дешево, быстро

Истекшие три года со дня знаменательного постановления Пленума ЦК ВКП(б) от 15/VI—31 года о Московском городском хозяйстве дали колоссальные положительные сдвиги во всех от

раслях городского хозяйства, и в частности в области жилищного строительства.

1931 и 1932 года дали хорошие количественные показатели роста жилищного строительства. Но качественные показатели этих лет являлись далеко неудовлетворительными. И только в 1933 г. наметился коренной перелом в сторону повышения качества жилища, получивший в 1934 г. дальнейшее свое развитие и углубление.

Констатируя наличие конкретных достижений в виде законченных домов, по своему качеству резко отличающихся от тех унылых казарменного вида домов, которые явились характерными для нового строительства прошлых лет, нам хотелось бы высказать ряд пожеланий для дальнейшего развития первых успехов и обра

тить внимание на некоторые нездоровые уклоны, которые уже сейчас наметились на фоне этого здорового течения в сторону максимального улучшения качества жилищного строительства.

1. Необходим срочный пересмотр и издание всех действующих нормативов, главным образом, в части технических условий на производство строительных работ. Продолжающие быть в обраще

нии отдельные правила, изданные в период чрезмерного увлечения облегченными конструкциями, „сверхрационализацией , без учета необходимости сохранения высокого качества,—в настоящее время являются большим подспорьем для тех, кто не хочет, не может или не умеет дать хорошее качество работ.

2. Чрезмерные облегчения, допущенные при разработке действующих стандартов ряда стройдеталей и промедление в их пере

смотре, создали благоприятную почву для отрицания всякой стандартизации.

Индивидуальный же подход к каждой детали буквально срывает работу всех заводов строительных деталей, культивирует развитие ручной обработки их на механизированных заводах, превращая последние в кустарные мастерские.

Выработка новых стандартов деталей, увязанных с улучшенным качеством, с привлечением к их разработке лучших архитектур

ных и конструкторских сил и обязательное их применение при рабочем проектировании—является неотложной задачей.

3. Если в строительных работах наряду с рядом крупных недочетов имеются и значительные достижения, то в промышленности стройматериалов, перед которой постановление ЦК ВКП (б) от 15/VI—31 г. поставило совершенно конкретные задачи—следует констатировать полный прорыв, как в количественных показателях, так и качественных.

Требования, предъявленные к качеству строительных работ, особенно в отношении отделочных работ, ни в какой мере не обеспечиваются существующим рынком стройматериалов. Пора перестать кустарничать на стройдворах и на постройках в деле изготовления ряда материалов, отсутствующих на рынках. Надо заставить промышленность стройматериалов итти в ногу с требованиями жизни. Многочисленные образцы новых и усовершенство

ванных старых материалов, демонстрирующиеся в течение многих лет в кабинетах научно-исследовательских институтов и на выстав

ках, производство которых никак не подхвачено соответствующей отраслью промышленности, являются каким-то издевательством над удовлетворением насущной потребности строителей в стройматериалах.

Если в отношении ассортимента отделочных материалов строители стоят зачастую перед полным их отсутствием, то в отноше

нии основных материалов они не менее страдают от плохого их качества, не соответствующего никаким установленным стандартам.

Ставятся упреки строителям, что они недостаточно борются за качество принимаемых ими стройматериалов. Отчасти эти упреки справедливы, но возлагать борьбу исключительно на строителей нельзя, как нельзя возлагать борьбу за качество хлеба на голодного человека.

Мы не ожидаем, когда строитель выстроит негодный для жилья дом, предоставив право будущему его потребителю не принимать его в случае недоброкачественности, а совершенно правильно организуем через Отдел строительного надзора повседнев

ное наблюдение за постройкой, не допуская в самом процессе производства недоброкачественной работы. Напрашивается мысль, что должен быть создан орган, аналогичный Отделу строительного надзора, который, осуществляя постоянный государственный надзор за производством стройматериалов, не допускал бы появления на складе готовой продукции партий заведомо негодных материалов, несоответствующих установленным стандартам иногда до 60% всей наличной продукции.

А. судьба этих негодных материалов общеизвестна. Забракует одна стройорганизация—через некоторое время примет другая, более голодная, и негодный материал рано или поздно на постройку попадет.

4. Постановление CHК СССР от 23 апреля с. г. предлгает: „При осуществлении жилищного строительства в первую очередь должны проводиться работы по водоснабжению, канализации, вводу электроэнергии и т. д.“.

С этим вопросом дело обстоит неблагополучно. До сих пор мы имеем ряд случаев, когда отстроенный дом, запроектированный

с газовой установкой, ванными, рассчитанный на электроосвещение не может быть сдан в эксплоатацию из-за отсутствия соответствующей магистрали.

Происходит это потому, что взаимодействия застройщиков и строительных организаций с коммунальными трестами недостаточно регламентированы.

К первому застройщику первого дома застраиваемого квартала, со стороны коммунальных трестов зачастую предъявляются требования о финансировании и снабжении материалами необходимыми для развития соответствующей коммунальной сети, предназначенной к обслуживанию целого квартала.

Все это вместе взятое,—вызывает бесконечные пререкания между застройщиком, строительной организацией и коммунальными трестами в период окончания постройки, и зачастую надолго задерживает сдачу дома в эксплоатацию из-за невозможности присоединения дога к соответствующей магистрали.

Необходимо упорядочить вопрос одновременного планирования жилищного строительства и соответствующих участков магистралей коммунального хозяйства и издать четкие положение о взаимных

обязательствах застройщиков и коммунальных трестов в части финансирования и снабжения материалами, потребными для раз вития коммунальной сети.

5. И наконец последнее, что должен понять и архитектор и строитель производственник, что хорошее качество жилищного строительства вполне совместимо и с новыми конструкциями и с новыми материалами (если они соответствуют установленным для них техническим условиям) и с новыми индустриальными способами производства работ.

Приходится повторять эту азбучную истину, так как уже теперь наблюдаются стремления особенно среди архитекторов, опираясь на необходимость высокого качества, вернуться к дореволюционным конструкциям, к прежним чрезмерным запасам прочности, в преж

ним кустарным методам работ, основанным на высоком мастерство отдельных кустарей — одиночек.

Такие настроения должны получить самый решительный отпор к к грозящие свести к нулю те бесспорные достижения, которые имеет строительная техника послереволюционного периода.

Только совмещением трех основных требований: строить „красиво, быстро, и дешево“, мы сможем выполнить те огромные задачи, которые поставило перед нами постановление ЦК ВКП(б) от 15/VI—1931 года.