О строительстве метрополитена и плане гор. Москвы

РЕЧЬ ТОВ. Л. М. КАГАНОВИЧА НА ПЛЕНУМЕ МОССОВЕТА С УЧАСТИЕМ УДАРНИКОВ МЕТРОСТРОЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ Г. МОСКВЫ 16 ИЮЛЯ 1934 ГОДА

I. Трудности и успехи борьбы за метро

Товарищи! Прошло 6 месяцев борьбы за практическое осуществление январских постановлений „О ходе строительства метрополитена первой очереди .

Эти полгода показали, какие большие трудности нам приходится преодолевать в строительстве метрополитена. И одновременно они показали, что могут сделать рабочие, большевики, когда они берутся за дело по настоящему, умеет мобилизовать массы и

когда ими правильно руководят, поддерживая, подбадривая и критикуя, как это де

лает наш ленинский Центральный комитет партии и великий строитель нашей страны и ее столицы, нашей красной Москвы — товарищ Сталин. (Бурные продолжительные аплодисменты, все встают, возгласы: ,,Ура“).

За этот период нам пришлось преодолеть ряд препятствий и трудностей. Нам

пришлось набирать для работы в Метрострое много тысяч рабочих. Почти все москов

ские предтриятия выделяли своих лучших рабочих, в первую очередь комсомольцев, для участия в строительстве первого московского метрополитена. Выделенные рабо

чие — прекрасные люди. Тысячи эитузиастов-ударников, выковавшихся из них,—луч шее доказательство этого.

Но для работы на метро мало одного энтузиазма. Необходимы навыки, овладение

техникой своего дела. Подавляющая часть набранных рабочих совершенно... не была знакома не только со строительством метро (никто из нас, понятно, не имел ранее опыта подобного строительства), но и с теми от

раслями земляных, бетонных, арматурных и прочих работ, на которые они были поставлены. Текстильщикам, химикам, коммунальникам, металлистам и колхозникам приш

лось быстро, находу переквалифицироваться в строителей.

Нужно было много поработать, чтобы привить метростроевцам необходимые навыки работы. В этом помог большевистский и комсомольский энтузиазм рабочих, благодаря которому удалось в сравнительно короткие сроки сплотить боевой ударный коллектив ударников Метростроя (Аплодисменты).

Однако, товарищи, зазнаваться нечего, недостатков в работе еще уйма. Очень многие еще плохо овладели техникой, не изучили того дела, на которое они поставлены.

Пришлось на первых порах преодолевать робость технического персонала принимать ответственные решения, твердо руководить на порученном участке Лишь в процессе работы отсеивались неоправдавшие надежд, отбирались лучшие—знающие, энергичные, инициативные—инженеры и техники. И теперь, наряду с тысячами прекрасных ударников-рабочих, имеются сотни образцовых командиров-инженеров и техников Метростроя. (Аплодисменты).

Пришлось преодолеть косность, организационную неразбериху, элементы канцелярско-бюрократического руководства, слабость опе

ративного командования в самом управлении Метростроя, перестроить его, приблизив к шахте, дистанции, участку, укрепив значение, права, самостоятельность низовых звеньев строительства.

Пришлось внедрять механизацию, преодолевая подчас сопротивление процессам механизации из-за неуменья и нежелания овладе

вать механизмами и использовать их на полную техническую мощность.

Мы сталкивались с рядом сложнейших, технических задач, которые мы успешно разрешали. Строительство метро — труднейшее дело, более сложное, чем строительство любого завода или фабрики.

Несмотря на трудности проходки метро в условиях московских грунтов с большим количеством речек и плывунов, т. е. песков, насыщенных водой, пересекающих линии метро, проходка метро велась со сравнительно незначительными авариями и осадками. МК и президиум Моссовета требовали от работников Метростроя технической чистоплотности и добросовестности, аккуратности и четкости в работе.

Л. М. Каганович