родской стены появился прекрасный широкий проезд, окаймленный большой аллеей, с лестницами и газонами; на Арбат, где благодаря снятию трамвайных линий, мы получили хорошую, заасфальтиро
ванную магистраль, ликвидировав на ней вечные „пробки . Все это говорит о больших победах в реконструкции города, которые из месяца в месяц одерживает наша Москва под руководством МКпартии и Моссовета, под повседневным руководством неутомимого рулевого московских большевиков т. Кагановича Л. М.
Однако, мы не можем успокаиваться на этих успехах и достижениях. Нам предстоят еще годы и годы упорной работы, направленной к тому, чтобы превратить Москву в лучший, самый красивый город мира.
В нашей работе еще есть много косности. Зачастую вместо живого руководства и чуткого отношения к нуждам населения проявляются элементы канцелярско-бюрократического самодовольства и бездушия. Нередко вместо живого дела товарищи увлекаются заседательской суетней и пустыми разговорами.
Нужно более энергично, при самом строгом отношении к качеству работы, проводить задачи, поставленные перед нами МК партии и Моссоветом в области реконструкции Москвы, уделяя максимальное внимание текущим мероприятиям по благоустройству города.
Вокруг этих задач необходимо мобилизовать самые широкие массы населения, помня слова т. Кагановича Л. М. о том, что успешная перестройка Москвы требует, чтобы каждый гражданин,
каждый рабочий, каждый городской житель и активист любил свою улицу, где он живет, работал, не покладая рук, для приведения в культурное состояние своего дома, двора, переулка, улицы и к ним прилегающих площадей, скверов и парков .

Г. П. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Стройки без смет должны быть прекращены

Несмотря на существующее категорическое запрещение производства строительных работ без надлежаще утвержденных проектов и смет к ним, на территории Москвы в ряде случаев работы производятся либо при наличии неполноценных и не
достаточных проектно-сметных материалов, либо при полном отсутствии их.
У большей части строителей и строящих организаций до сих пор, не взирая на ряд постанов
лений и инструкций правительственных органов, нет четкого представления о назначении и различии между отдельными видами (стадиями) проектов и смет к этим проектам.
Так ориентировочные сметы (или сметные соображения в виде публикуемых для ориентировки при ассигновании сумм на строительство лимитов стои
мости производственного или эксплоатационного укрупненного измерителя или как прикидочный материал при утверждении сметы) отдельными строителями признаются достаточными для производст
ва работ. Например, работы по надстройке над зданиями б. АПУ и МКХ по Театральному пр. № 3, вследствие отсутствия законченного проекта име
ли лишь утвержденную ориентировочную смету. И только недавно была составлена производственная смета, в развитие указаной ориентировочной сметы.
■ РЖСКТ им. Ларина по Бронной ул. в течение всего 1934 г. производило строительные работы при отсутствии сметы, руководствуясь лишь опубликованным лимитом.
Если строительство только при наличии сметных соображений (лимитов) представляет собою все же не массовое явление, то производство робот на основании имеющихся на строительстве утвержденых технических смет носит уже почти массовый характер. Между тем, технические сметы по закону утверждаются для начала финансирования строительства соответствующим банком долгосрочного кредита, а также для ориентировки при составле
нии рабочего проекта и производственной на основании рабочих чертежей сметы к нему. Такую производственную смету в соответствии с резолюцией Объ
единенного Пленума МГК ВКП(б) и Моссовета от 19—20 августа 1933 г. начальник постройки обязан составить перед началом строительства, согласо
вать ее с заказчиком и не допускать отступлений от нее на протяжении всего строительства.
Производственная смета может отличаться от технической сметы не больше, чем на 10%. Если
производственная смета отличается от технической сметы больше, то требуется ввести корректив в утвержденную ранее техническую смету в виде дополнительной сметы, и этот корректив в установленном для утверждения смет порядке вновь утвердить. Так, такая крупная постройка, как гостиница Моссовета, ведется при отсутствии производ
ственной сметы, а только при наличии технической сметы. И до сих пор неизвестно, насколько уточ
ненная производственная смета, составленная на основании полного комплекса рабочих чертежей, будет отличаться от утвержденной технической сметы.
Подобное строительство „без руля и без ветрил , т, е. при отсутствии не меняющейся на протяжении всего периода строительства производствен
ной сметы, естественно ведет к неизбежному удорожанию строительства, лишает начальника строи
тельства возможности иметь непрекращающееся наблюдение над выполнением директивы о сниже
нии стоимости строительства, т. е. над проверкою того, укладывается ли фактическая стоимость стро
ительства в рамки, очерченные производственной сметой. Строительство протекает самотеком.
Причинами удорожания стоимости строительства таким образом является:
1. Приступ к строительству при отсутствии вовсе проектного или сметного материала. Неизбеж
ность переделок уже произведенной работы для увязки между отдельными частями проекта