В недалекой памяти москвичей, всего лет двадцать тому назад, за стеной на Старой и Новой площади, в узких, как щели улицах, находился толкучий рынок. К стене было при
леплено множество маленьких ларьков торгашей. Сюда стекались тем
ные дельцы, пропойцы, жулики, здесь продавались из под полы всякие
случайно попавшиеся и ворованные вещи. Торгаши диким криком зазыва
ли прохожих в свои палатки. Толпа беспорядочно теснилась до вечера,
оставляя после себя на худомощенной с ямами булыжной мостовой всякого рода хламной мусор, очистки, объедки всякой снеди и грязь. Двор
ники делали уборку, пыль наполняла густой тучей центральные улицы Москвы. Ночью воры и жулики находили на стене и в башнях убежище и притон для ночлега.
Варварские и Ильинские ворота представляли собой узкие проезды. В них едва разъезжались два эки
пажа. Пешеходы же в это время должны были пробираться по узким 50-сантиметровым тротуарам. Съезд и поворот со Старой площади на Варварскую площадь был крайне неудобным. Вследствие недостаточной ширины Старой площади, экипажи, при
бывающие к учреждениям, загромождали почти весь проезд.
Октябрская революция положила начало социалистической реконструкции городов. Одной из задач рекон
струкции является уничтожение всего, что мешает культуре и здо
ровью широких трудящихся масс и заменить это совершенно новыми формами и благоприятными условия
ми для жизни населения, придав красивый внешний вид городу в целом и его отдельным частям.
Постановлением Президиума Московского Совета Китайгородская стена как сооружение, стеснявшее городское движение, снесена. Нарушилась монотонность старой развалины. Открылся простор и красивейший уголок пролетарской столицы. Стройно выявились фасады зданий ЦК и МК партии, Наркомзема и других домов, до этого времени совершенно закрытые.
Полученные от разборки стены около 15 тысяч тонн кирпича, половника и щебня использованы на постройку метрополитена.
Проектом отдела планировки Моссовета Старая площадь реконструирована и расширена с 12,0 до 25,0 м. Уширение дало возможность уст
роить здесь, в районе важнейших учреждений Москвы, удобную автостоянку вместимостью более чем на 100 машин.
Вид на бульвар и улицу от Ильинских ворот.
Съезд к площади Ногина.
Бульвар Китайского проезда.