Одна подведение итогов обязывает заострить внимание всей массы архитекторов Москвы и на имеющихся недочетах в работе мастерских.
Наблюдается известная оторванность отдельных проектных мастерских друг от друга, отсутствие обмена между ними опыта, отсутствие товарищеской критики работ мастерских. Слабо проводится внутри мастерских социалистическое соревнование—важнейший рычаг всего нашего строительства. Слаба работа над интерьером сооружений и проектирование внутреннего оформления не стало еще обязательным для каждого автора проекта
Сравнительно слаба роль архитекторов на стройке. Они недостаточно борются за претворение строителями в жизнь их идей, за высокое качество производства работ. Планировочные мастерские еще не взяли под контроль все виды строительства, не занимаются вопросами дорожного строительства, покраской,
озеленением. Во многих мастерских еще отсутствует плановая проработка застройки всей улицы или площади, которая должна создавать и разнообразный живописный и в то же время цельный ансабмль. Недостаточна связь мастерских с райсоветами, вследствие чего последние проводят работу по текущему благоустройству, не прибегая к помощи мастерских. Мастерские оторваны от фабрик и заводов. Доклады архитекторов о проделанной работе на собраниях рабочих или секций советов почти не проводятся.
Во втором году своего существования мастерские должны изжить эти недочеты и добиться еще больших успехов в повышении качества проектов и в конкретизации, развитии и шлифовке генплана застройки Москвы.
Повседневное руководство этой работой со стороны МК ВКП(б) и Моссовета во главе с неутомимым строителем столицы т. Л. М. Кагановичем и внимание и указания, которые получают архитекторы от гениального зодчего нашей страны великого Сталина дают твердую уверенность в дальнейших победах в деле реконструкции Москвы.

И. СИДОРОВ В борьбе против бесплановой застройки

Год назад, 23/IХ 1933 года постановлением Бюро МГК и Президиума Моссовета создан был Отдел городских земель и отвода участков, на который возложен учет земельных территорий Москвы как свободных, так и застроенных и организованный отвод участков застройщикам.
Работа отдела разбивается в основном на две части: 1) оперативная и текущая работа, которая обеспечивает каждодневные нужды по застройке
города и наблюдение за выполнением заключенных договоров: 2) учет свободных или могущих быть освобожденными для застройки земельных участков.
Размещение строительства в 1934 году коренным образом отличалось от предыдущих лет. Оно было неликом проникнуто единым планом, твердой архитектурно-планировочной идеей. Главнейшие участки были отведены по набережным Москва-реки и нескольким первостепенным улицам и магистралям в соответствии с решениями МГК и Моссовета и личными указаниями Л. М. Кагановича. Под заст
ройку были назначены Смоленская и Ростовская набережные, на которых намечено сооружение 8—9 капитальных домов с ориентировочной стоимостью 18 млн. руб., Котельническая и Гончарная набережные с размещением на них 6 домов, стои
мостью 10—12 млн. руб. Ряд участков отведен был по ул. Горького, Ленинградскому шоссе, Краснопрудной улице, Арбату.
90—95% расходуемых Москвой средств на жилищное строительство тратится в 1934 году с учетом не
только получения дополнительной жилой площади, но и оформления и благоустройства столицы.
На каждый отводимый участок отделом заключается договор, в котором указывается тип постройки, объем, стоимость, сроки составления про
екта, начала и окончания работ, благоустройство прилегающих улиц, площадей.
За год заключено договоров на новое строительство 123, их них на жилищное—89, учрежденческое —16, культурно-бытовое—18.
Большая работа проделана нами по перезаключению договоров на переходящее строительство. До. конца 1933 года участки отводились райсоветами. На некоторые участки заключались договора даже райжилтрестами, которые преследовали, главным образом, цель получения стоимости за сносимые строения. Об интересах благоустройства и оформления Москвы, конечно, думали мало. Отдел город
ских земель перезаключил 132 договора, при чем в процессе перезаключения выявились характерные случаи: 1) неосвоение застройщиками в течение ряда лет больших участков; напр. РЖСКТ иност
ранных инженеров, техников и рабочих „Мировой Октябрь не приступал несколько сезонов к стройке на участке в 7,5 га; 2) оставление без благо
устройства участка, на котором закончено строи-, тельство; например РЖСКТ „ВСНХовец не сносил дома на территории, прилегающей к участку в течение ряда лет.
Для того чтобы правильно подобрать фонд участков для строительства, надо точно учесть все городские земли. В Москве ни много, ни мало, 31 тысяча владений. По состоянию на 1 сентября мы провели учет по 24.000 владениям, при чем центр Москвы, а также основные магистрали: ул. Горького и Ленинградское шоссе. Арбат, Можайское шоссе,
ул. Дзержинского, 1-я Мещанская, Ярославское шоссе, Мясницкая, Русаковская, Стромынка, Б. Яки
манка, Б. Калужская и все набережные р. Москвы и р. Яузы учтены полностью.
Цель учета—установить точные границы каждого владения, тип построек, этажность, процент износа, стоимость, кубатуру, количество проживаю
щих, виды благоустройства, наличие водопровода канализации, газа и т. д., т. е. получить все дан
ные, которые требуются при выборе участка. Весь этот материал наносится на генеральные планы, которые и будут служить источником для справок и расчетов при выборе участков.
На пленуме Моссовета 16 июля с. г. Л. М. Кага
нович сообщил, что на совещании в ЦК ВКП(б)