по вопросу планировки города Москвы тов. Сталин заострил перед нами задачу решительной борьбы со стихийной застройкой: — „Отдельные застройщики, организации и учреждения строят беспланово, самотеком и этим наносят огромный вред городу а целом.
Мы давно ликвидировали частную собственность на землю, однако у нас до сих пор еще наблюдается частно-собственнический подход отдельных застройщиков к отведенным им участкам. Мы должны решительно бороться с такими антигосударственными тенденциями в городском строительстве. Нужно строить, говорил тов, Сталин, „по твердому плану. Всякий, кто попробует нарушать этот план, должен быть призван к порядку. Против антигосударственных тенденций нужна твердая рука, нужен твердый и крепкий аппарат. Нужна крепкая дисциплина. План, который точно определяет линию улиц и площадей, должен быть нерушимым планом .
Эти указания и речь Л. М. Кагановича подняли на принципиальную политическую высоту плани
ровку Москвы и борьбу за дисциплину в застройке. На основе их мы повели решительную борьбу с нарушителями плана застройки столицы.
За хаотическое использование отведенной под строительство территории Президиум Моссовета изъял участок у Госплана СССР. Отняты также участки у завода „Стекломашина“ по Б. Полянке, 34, Ин-та им. Карпова по Яузскому бульвару, 24. За самочинный захват земли и приступ к строительству барака без разрешения отобран земельный участок у Авторемонтного завода № 2, а лица, ви
новные в самочинных действиях, привлечены к ответственности.
Грубым нарушением плановой застройки Москвы является переоборудование нежилых помещений под жилье. Пленум Моссовета еще в 1932 году вынес решение, категорически запрещающее переоборудование под жилье лестничных клеток, ван
ных, деревянных сараев и т. д. Однако отдельные райсоветы вопреки этому постановлению до
пустили переделку нежилых помещений. Отдел городских земель поставил этот вопрос перед Л. М.
Кагановичем и председателем Моссовета Н. А. Бул
ганиным. Фрунзенский, Ленинский и Бауманский райсоветы не только не вели достаточной борьбы с переоборудованием, но своими решениями санк
ционировали и даже поощряли переделку сараев. Президиум Моссовета предложил этим райсоветам свои решения отменить, восстановить дровяные сарай в прежнем состоянии и ни в коем случае не допускать ухудшения культурно-бытовых условий
проживающих. Виновных поручено привлечь к строжайшей ответственности.
Несмотря на эти решения инженер Фрунзенского райсовета Сергеев не так давно опять выдал раз
решение на переоборудование каменного сарая под жилье по Б. Дорогомиловской ул. № 44. По жалобе жильцов инженер этот с работы снят, а правление
ЖАКТ“а, допустившее переоборудование, распущено.
Москва имеет явно недостаточное количество зеленых насаждений. Поэтому при выборе стройучастка необходимо строго учитывать наличие зеленых
насаждений, составляя проект с расчетом сохранения зелени или, в крайнем случае, пересадки ее
в другое место. До сих пор выдачу разрешений на вырубку зеленых насаждений производил Трест зеленого строительства. Вот факты из его „дея
тельности . По преступной халатности трест выдал разрешение и допустил вырубку 300 взрослых де
ревьев на Лазаревском кладбище. При прокладке
трассы электропередачи Сталиногорск—Москва, в районе Бутырского хутора и Останкинского пар^ Трест зеленого строительства, не смущаясь, дает
согласие на вырубку 8,5 га леса или 5.000 деревьев. Лишь благодаря тому что строители не успели произвести вырубку деревьев, их удалось сохранить. А при более тщательном рассмотрении вопроса был найден вариант, при котором на протяжении нес
кольких километров до пускается вырубка всего 60 стволов. Президиум Моссовета изъял право выдачи разрешения на порубку от Треста зеленого строительства и передал его Отделу городских земель.
Отдельные организации к зеленым насаждениям тоже относятся варварски. Институт физкультуры по Гороховскому пер., грунтом завалил и погубил 32 взрослых дерева. Завод „Парострой , вопреки постановлению Президиума Моссовета, запретившего вырубку зелени, на основе разрешений, вы
данных работниками Замоскворецкого совета Гал. киным и Лавровым, вырубил 35 деревьев. Во всех этих случаях виновные привлекаются к судебной ответственности.
Для строительства 1935 года Отдел городских земель подготовил 300 участков. Из них более 200 предназ
начено под жилищное строительство, остальные под строительство зданий учрежденческого типа, гаражи, школы, больницы и ясли. Принцип, поло
женный в основу размещения строительства 1935 года, целиком продолжает линию 1934 года. Участки выданы на небережных и главных улицах Москвы
Чтобы в соответствии с решением правительства проекты и сметы были готовы в кратчайший срок надо теперь же знать объекты строительства. По, организациям, подведомственным Моссовету, мы
знаем объем строительства, и для этих объектов под
готовлены земельные участки. О том же, что будут строить республиканские и союзные организации, пока ничего неизвестно. Наркоматам, трестам управлениям надо немедленно представить свои заяв
ки на участки 1935 года. В противном случае они не сумеют составить проекты и сметы к установ
ленному правительством сроку и будут исключены из плана строительства 1935 г.
За год нашей работы выявились отдельные организационные неправильности: разрешения на
сроительство выдает ряд организаций, недостаточно четко определены взаимоотношения с район
ными советами—точно не определен объем работ и функций районных уполномоченных Отдела городских земель при райсоветах. Все эти вопросы должны быть в ближайшее время разрешены.
Указания тов. Сталина на совещании в ЦК ВКП(б) о плановой застройке и борьбе за дисциплину в Москве будут выполнены.