А. РОДИН

Планировочная мастерская № 2 На путях планировки района Дворца Советов

Все московские планировочные мастерские имеют единые задачи и единые установки но нет мастер
ских, похожих одна на другую. У каждой из них свое лицо, своя индивидуальность, определяемые в первую очередь характерными особенностями рай
она, его экономикой, путями его реконструкции и в значительной мере направленностью творчества руководителей мастерской.
Источник своеобразия всей работы планировочной мастерской № 2 лежит в ее районе. Здесь создается новый социалистический центр Москвы.
Задача второй планировочной мастерской—планировка проспекта и площадей Дворца Советов и прилегающих к нему набережных и проездов—пред
определила границы территории, находящейся в ведении мастерской. Эта территория, располагаясь от площади Дзержинского через Моховую и Девичье поле до Лужников на протяжении 3 километров, перебрасываясь с одного берега реки на другой, размещается на площади трех административных районов.
Руководителями мастерской являются главный архитектор и автор проекта Дворца Советов т. Б. М. Иофан. Заместителем руководителя состоит арх. Н. П. Заплетин, он же зам. руководителя архитектурной мастерской Дворца Советов.
Основное содержание работы мастерской № 2, и в этом существенное отличие ее от всех других мастерских, заключается в проработке архитектурно-планировочных решений района в зависимости от различных вариантов формы и местоположения Дворца Советов.
Как же была организована эта работа?
Можно отметить три этапа в деятельности мастерской за первый год ее существования.
Первые месяцы работы были посвящены попыткам концентрировать у себя материалы АПУ в целях их освоения и дальнейшего развития. К сожа
лению, этого почти не удалось сделать по той причине, что старые материалы АПУ не соответ
ствовали новым заданиям планировки района в связи с Дворцом Советов. Эти же месяцы были посвящены выполнению чрезвычайно срочного правительственного задания — дать решения площади и проспекта Дворца Советов в соответствии с новым (основным) архитектурным решением самого Дворца. Результаты этой работы были приняты Советом строительства Дворца 19/11 1934 г. при рассмотрения проекта Дворца.
Во втором этапе мастерская шла в русле работ всех других мастерских. С громадным подъемом и напряжением сил в кратчайший срок были спроек
тированы новые красные линии по магистралям района и дан план реконструкции самих магистра
лей: проспекта Дворца Советов, ул. Кропоткина, Остоженки, набережных, Зубовского и Смоленского бульваров. Наряду с планами были представлены подробные докладные записки с технико-экономи
ческим обоснованием реконструкции магистралей — историей их образования, характеристикой их экономики, транспорта, расчетами стоимости реконструкции и пр.
Одновременно по инициативе мастерской прорабатывался новый вариант расположения Дворца Советов, также связанный с обширным техникоэкономическим обоснованием. Этот проект был рас
смотрен и утвержден Советом строительства Дворца 9/IV 1934 г. Отдел планировки за эту тщательно выполненную работу премировал коллектив поездкой на Днепрогэс в первомайские дни.
Третий этап нашей работы — изучение района. Планировка района в целом требовала углубленного изучения промышленности не только суще
ствующей, но и в направлении генерального плана ее развития, изучения сетей обслуживания, исчис
ления населения на проектируемый период. Район изучался и под другим углом зрения — в целях
проведения текущих реконструктивных мероприя
тий, которые составили сравнительно обширный перечень, ввиду окончания здесь постройки метро первой очереди.
Творческая линия планировочной мастерской № 2 заключалась прежде всего в том, чтобы органически увязать планировку всего района с Дворцом Советов, как доминирующим центром. На практике это выра
зилось в том, что перепланировка магистралей имела исходным моментом строительство Дворца Советов, им определялся проспект, к нему привя
зывались магистрали района, пучком сходящиеся у площади Дворца Советов.
Второй определяющей идеей мастерской было критически освоить предыдущий опыт проектов планировки (за рубежом и в Союзе), исторических и современных. Мастерская при проектировке пло
щади Дворца Советов изучала мировые площади,
организовала изучение планировки путем выезда в Ленинград и на новостройки (Новое Запорожье).
Третья идея планировочной мастерской заключалась в увязке строительства с задачами реконструкции и дальнейшего развития г. Москвы. Под этим углом зрения разрешался вопрос о размещении промышленности в районе, о клиническом городке, жилищном строительстве на набережной и т. д.
Планировочная мастерская № 2 стремится комплексно подойти к решению планировочных и проектноархитектурных задач. Были проработаны геометральные панорамы Дворца Советов с ансамблем, пер
спективные наброски Дворца Советов и большие
перспективы района. Мастерская исходила при этом из той предпосылки, что ко времени окончания Дворца Советов целая часть Москвы будет мону
ментально оформлена по единому плану, единому архитектурному замыслу.
В организационном отношении мастерская № 2 стремится кооперировать творческие силы специалистов рабочих и трудящихся. Не говоря уже об использовании специалистов Отдела планировки и его по
стоянных консультантов, а также Архитектурной мастерской Дворца Советов, мастерская № 2 совместно с Научным институтом социальной гигие
ны провела конференцию научных сотрудников медицинских институтов по вопросу о планировке