В. Д. КОКОРИН Руководитель проектной


мастерской № 10. Годовой опыт работы


Историческое решение Московского комитета партии и Моссовета от 23 сентября 1933 года в корне изменило направление советской архитектуры.
Это решение поставило перед архитекторами конкретную задачу создания нового облика нашим городам и в первую очередь превратить архаиче
скую, купеческую Москву в красивейший город в мире.
Для того чтобы обеспечить выполнение этого решения, были организованы проектные мастерские, где архитекторам полностью предоставлены условия, необходимые для их творческой работы.
Главнейшие из этих условий следующие:
1. Высококвалифицированное руководство, которое в мастерской повседневно сопровождает работу архитекторов. Это руководство, являясь гарантией повышенного качества продукции мастерской, вмес
те с тем является одним из средств непрерывного повышения квалификации архитекторов.
2. Наличие сработавшегося коллектива. В начале работы, например, в нашей мастерской совершенно естественно проскальзывали некоторое взаимное непонимание и разнобой в работе архитекторов — членов коллектива. Однако с первых же дней своего существования мастерская стала внедрять в работу принципы коллективизма, как например коллективное обсуж
дение проектов Этот метод общественного просмотра работ, при котором сталкиваются разнообразные принципы, различные взгляды и суждения, помо
гает работникам мастерской постоянно обменивать
ся опытом друг с другом и расширять кругозор каждого из них.
Третьим условием, благоприятствующим работе мастерских, необходимо признать производственнобытовую обстановку, которую в московских усло
виях многие работники получают впервые именно в мастерской.
Эти условия дали возможность мастерским Моссовета разработать действительно высококачествен
ные проекты ряда крупнейших объектов. По нашей мастерской в первую очередь можно назвать среди московских сооружений: Пригородный вокзал Западных дорог; Энергетический институт им. Молотова; ЦУНХУ — комплекс зданий ин-та; ВИЖ (зда
ние Ин-та животноводства); жилой дом „Интуриста ; жилой дом „СТЭЦ“; здание Наркомсвязи; Геокартохранилище; жилой дом „МАДИ ; театр МОСПС и многие другие (в том числе школы, ясли, дома отдыха).
Помимо московских объектов нами проектировались и иногородние, из которых крупнейшие сле
дующие: Дворец Правительства в гор. Тифлисе. здание Облисполкома в Алма-Ата, театр на 1 500 человек в Алма-Ата, дворец социалистической культуры в Уфе.
Наряду с благоприятными условиями, помогавшими нашей работе и способствовавшими повышению ее качества и вместе с тем повышению квалификации работников мастерской мы сталкивались
за год и с обстоятельствами, тормозившими нашу работу и мешавшими ей.
Среди этих обстоятельств есть такие, которые не могут быть устранены силами и средствами нашей мастерской, поэтому мы считаем долгом упомянуть их в настоящей статье.
Основные из них — оторванность отдельных мастерских друг от друга, отсутствие обмена опытом, который несомненно мог бы принести большую пользу и помощь в ряде вопросов архитектурного творчества.
Не проводится между архитектурными мастерскими и соцсоревнование — основной признак социалистического труда и рычаг в деле строительства.
Далее надо указать на отсутствие законоположений, юридически определяющих права и обязан
ности архитектора-автора проекта на постройке. Это обусловило и до настоящего времени некото
рую оторванность проектировщика от производства, несмотря на то, что ответственность архи
тектора за осуществление проек а в натуре является общепризнанной.
Очень вредно отражаются на качестве нашей продукции недостаточные сроки, которые предо
ставляются для работы. Заказчики обычно бывают
плохо подготовлены к началу проектирования, в результате чего и без того минимальные сроки работы еще урезаются для выяснения ряда сведений.
Необходимо также предъявить счет нашей промышленности, изготовляющие чертежно-художест
венные материалы и инструменты, недопустимо низкое качество которых резко снижает наши графические возможности и значительно осложняет и затрудняет работу.
Наша мастерская за первый год своего существования проделала большую работу как в отно
шении организации труда проектировщика, так и в отношении пересмотра идеологических установок в области архитектуры.
Взяв правильное, как нам кажется, направление в этой области, мастерская не дала еще готовых формул, но мы уверены, что наша работа является некоторым вкладом в дело создания советского архитектурного стиля.
Мастерская решительно отошла от архитектуры безличных форм. Она строит свою работу на основе усвоения и переработки архитектурного наследия.
Методами ударничества и соцсоревнования, методами коллективного труда, постоянной неустан
ной работой по поднятию своей квалификации коллектив мастерской добьется дальнейших успехов в разрешении стоящих перед нами задач.
Это гарантирует нам колоссальная повседневная помощь в деле создания пролетарской советской
архитектуры, помощь, которую мы получаем со стороны партии и в особенности от тов. Л. М Кагановича.