ОТ РЕДАКТОРА.
Нелегка задача выбрать из многих тысяч писем И. С. Тургенева небольшое по объему собрание—так значительны
эти письма для истории творчества и жизни великого рома
ниста. Но все-таки задача эта при всей трудности несколько облегчена была для редактора самим писателем: ему нередко приходилось повторяться, говоря многочисленным корреспон
дентам о каком-либо эпизоде жизни, душевном настроении, идеологическом воззрении. Множество писем делового содержания или с строго биографическими подробностями позво
лительно было устранить из сборника избранной переписки. Взять из рассеянных в газетах и журналах, сборниках и монографиях писем наиболее характерное для личности Тур
генева, как мыслителя, художника, литературного критика; подметить главные моменты в его жизни, в жизненной драме, способствующие сквозь эпистолярный материал прочувство
вать ту же тональность в его поэтических писаниях—такова была преимущественная задача собирателя данной серии писем Тургенева. Не остались забытыми и те письма, где Турге
нев бросал блестки своего художественного пера, достойные «стихотворений в прозе». В целом, эта книга столь же увлека
тельна, как его романы и повести: глубина мысли, меткость литературных характеристик, тонкий лиризм душевных признаний, заостренные умной и ясной формой выражения, временами могут соперничать с лучшими страницами поэтического творчества Тургенева.
Будем надеяться, что настоящее небольшое собрание инсем творца «Отцов и детей» побудит наших тургеневистов дать русскому читателю полное собрание переписки Тургенева—
только имея его в руках, можно ощущать твердую почву при комментировании одного из субъективнейших поэтов XIX сто
летия, сказавшего: «моя биография в моих сочинениях» и давшего в письмах ценнейший материал для истории литературного и общественного развития в России.