мерам, содержанию и архитектуре. Возникают вопросы: как размещать в существующем массиве старого города новые сооружения, какими способами сделать такое размещение архитектурно приемлемым? Как связать архитектуру новых сооружений с архитек
турой существующих или, в иных случаях — как подчеркнуть первое и затенить второе?
Каждое здание так или иначе влияет на архитектуру улицы. Здания большого объема, к тому же занимающие на плане города выигрышные точки,
влияют на архитектуру целого района, а иногда и всего города Поэтому остро встает вопрос о размещении высоких зданий большой объемности. Правильно ли мы поступаем, размещая по сторонам относительно неширокой улицы, один против другого, дома значительной высоты? Создает ли такое
соседство благоприятное впечатление и не окажется ли улица, разделяющая эти дома, зажатой? Соотношение больших объемов и окружающих свободных пространств должно находиться в опреде
ленном равновесии. Примером такого равновесия может служить площадь Свердлова с расположенным на ней Большим театром. Тут же по соседству равновесие нарушено постановкой двух громадных зданий, несоразмерных с шириной разделяющей их площади.
Размещение сооружений большой объемности, в особенности в центре города, представляет ответственною задачу и к ее разрешению необходимо подходить с большой продуманностью.
Не менее серьезен вопрос о форме и силуэте больших сооружений. Уделяем ли мы этому вопросу достаточное внимание? Далеко не всегда.
Как бы ни относиться к американским небоскребам, нельзя однако отрицать, что они иногда не без успеха решают возрос объемной композиции и силуэта. При малой площади и громадной высоте, суживаясь кверху, сии дают архитектурноприемлемый силуэт. Правда, беспорядочно нагроможденные, они производят отрицательное впечатление, но при осмысленном архитектурно-рассчитанном размещении, их силуэт воспринимается благоприятно. Мы же иногда воздвигаем здания громадные и по площади и по высоте, недостаточно заботясь о силуэте. Указания т. Сталина о том, что основная этажность для Москвы должна быть 6-7 этажей и лишь в исключительных случаях по 20 этажей, облегчает разрешение поставленного здесь вопроса о форме и силуэте больших сооружений.
Иллюстрацией к вопросу о влиянии сооружений большой высотности на городской ансамбль могут служить результаты недавнего предварительного конкурса на составление проекта Дома тяжелой промышленности на Красной площади. Отвечая требованиям программы, проектировщики дали сооружения большой высоты. Возведение здесь здания большой высоты и объема, обладающего бла
годаря рельефу хорошей видимостью, внушает серьезные сомнения: не повредит ли такое решение архитектурному восприятию площади мирового значения с мавзолеем Ленина и исключительным архитектурным памятником-Кремлем? Вопрос не в том, чтобы подчинить новую архитектуру старой, а в том, чтобы не ослабить впечатления, произво
димого мавзолеем и не нарушить ансамбля Кремля, представляющего огромную архитектурно-художественную ценность.
В связи с этим возникает вопрос об отношении к памятникам старины. Не фетишизируя старины и не останавливаясь перед сносом того или иного памятника, если он является помехой развитию город
ской жизни, мы сохраняем наиболее ценное в историческом или художественном отношении. Бывает, однако, что планировщик, сталкиваясь с трудностью включения памятника в общую композицию, готов поддаться искушению и пойти по линии наимень
шего сопротивления — на снос того, что должно быть сохранено. Такое решение было бы самым легким,
но не самым лучшим. Трудность несомненна: как добиться включения чуждому нашему времени произведения прошлого в ансамбль нарождающегося города, чтобы, сохраняя индивидуальную ценность
памятника, не нарушить ансамбля нового города? Борьба за качество, преодоление трудностей должно и здесь остаться руководящим лозунгом планировщика.
Город растет. Появляются улицы и магистрали значительней протяженности. Непрерывный фронт домов утомляет. Чтобы избежать скучного однообразия сплошной застройки, можно улицу расчле
нить на отдельные отрезки чисто архитектурными средствами — то постановкой сооружений значитель
ной высотности, то отступлением вглубь квартала с раскрытием более глубокой перспективы.
На протяжении магистрали в несколько километров воздвигаются десятки новых сооружений. Как ускорить создание нового облика магистрали: застраи
вать ли отдельные участки сплошным фронтом новых домов или размещать их отдельными удар
ными группами на протяжении всей магистрали? Решение этого вопроса в отношении реконструи
руемой улицы несомненно иногда сложнее, чем создание архитектурного ансамбля совершенно новой магистрали.
Поскольку у нас в архитектурном оформлении отсутствует монополия какого-либо одного течения, а творчески соревнуются различные направления, возникает вопрос — как сочетать правление творчества различных направлений водном гармоническом целом?
Исключительное место в архитектурной реконструкции столицы занимает планировка набережных Москва-реки, образующих главнейшую магистраль города. Сочетание воды и зеленых массивов, при разнообразии рельефа берегов, создает чрезвычай
но благоприятную обстановку для архитектурного оформления, а расположение по берегу реки таких исключительных сооружений, как Дворец советов и Кремль, делает еще более благодарной и вместе с тем более сложной задачу планировки.
В связи с тем, что районы, тяготеющие к реке, предназначаются под обширное жилищное строи
тельство, возникает ответственный вопрос, как произвести застройку набережных жилыми корпусами, чтобы на отрезать город от реки, как расположить эти массивы, чтобы не стеснить естественного просто
ра, как наилучшим образом использовать изгибы реки для создания сменяющих одна другую перспективных панорам, как увязать все богатство и своеобразие отдельных элементов этой магистрали в едином ансамбле, пронизанном лентой реки?
Задача, достойная коллективных усилий лучших мастеров Союза.
С реконструкцией города на малоосвоенных участках уплотняется застройка, повышается этажность зданий, исчезает естественный простор. На