смену естественному простору должен притти простор архитектурно-организованный.
Площади должны стать архитектурно-оформленными пространствами, удовлетворяющими всем
предъявляемым к ним практическим требованиям и имеющими архитектурную выразительность в соответствии с их местом в системе города и с их идеологическим содержанием.
Если в прошлом делались те или иные усилия для придания главным улицам города и некоторым площадям более или менее приличного вида, то дворовые фасады и надворные корпуса представляют, как правило, безотрадную картину. На многих улицах города наружные фасады, украшенные эмблемами классической архитектуры, венками ампира и т. п. лишь прикрывали лишенные всякой архитектурной заботы дворы. Пора подойти вплот
ную к реконструкции существующих кварталов и создать обстановку, окружающую жилье, удовлетворительную как в санитарно-гигиеническом, так и в эстетическом отношении.
При реконструкции центральных кварталов города часто неизбежна застройка магистралей сплошным фронтом домов. Но магистрали и улицы, далеко уходящие за центр города, открывают возможности широкого применения свободной застройки. Таково, например, продолжение ул. Горького — Ленинградское шоссе — протяжением в несколько километров. Различная ширина магистрали дает разнообразные возможности архитектурной его трактовки: на одном участке свободно размещенные большие объемы домов с промежутками, заполненными зелеными массивами, на другом — чередова
ние вертикальных объемов с горизонтальными, то приближенных к фронту улиц, то углубленных в кварталы.
Не только гигиена, но и эстетика города требуют большого, подчиненного определенной системе, озеленения. Необходимость объединения зелени в большие парковые массивы общепризнана. Ставя
своей главной задачей создание больших зеленых пятен и не увлекаясь „газончиками , мы не долж
ны забывать о декоративном значении партерной зелени, о необходимости использования ее при оформлении внутриквартальных дворов, перед отдельными сооружениями, на некоторых площадях в виде зеленых островков, в известной сте
пени помогающих организации уличного движения. Учет архитектурных качеств зелени (не только цвета, но и формы) сыграет большую роль в построении отдельных ансамблей.
В создании архитектурного облика города на помощь архитектору должны притти скульптор и художник. Если в теории синтез архитектуры, скульптуры и живописи пользуется широким признанием, то на практике мы крайне редко встречаем образцы совместной работы архитектора,
скульптора и художника. Можно надеяться, что встреча представителей этих родственных видов искусств поможет объединению их усилий сделать паши города красивыми.
Так называемые малые формы архитектуры (доски почета, памятники, фонтаны, ограды скверов и набережных, сходы к реке, киоски, вывески и т. д.) кажутся в архитектурном отношении не столь
значительными, как крупные сооружения, но при правильном размещении и при высоком мастерстве исполнения они становятся действительным украшением города. И этого надо добиться.
Нельзя обойти молчанием и вопроса об окраске сооружений. Можно преобразить цветовой колорит города по окраске по строго продуманному плану. Было бы ошибкой упрощать задачу до разграничения города на цветовые полосы или зоны. Воп
рос гораздо сложнее: окраска — не самодовлеющая отрасль, а одно из средств усиления архитектур
ной выразительности. Окраской можно подчеркнуть хорошую архитектуру и затенить плохую. Неудачной окраской можно и повредить. Например не
удачна окраска старого здания Университета и излишне желта окраска торцов зданий, обращен
ных к манежу. Не переносит ли слишком яркая окраска архитектурный акцент площади со здания Университета на торцы, ожидающих своего сноса, двух-трех домов? Установление руководящих принципов окраски требует серьезной проработки.
Несомненно, привлечет внимание съезда и так называемая яичная архитектура — самое мощное сред
ство усиления архитектурной выразительности в вечернее и ночное время. Большой театр, новая гостиница Моссовета и еще несколько зданий в ночное время сохраняют свою видимость, а некокоторые из них становятся даже более выразительными. Между тем освещенные окна жилых и обще
ственных сооружений, витринный фронт нижних этажей на магистралях и площадях, транспаранты, светящиеся вывески могут быть использованы как средство усиления архитектурной выразительности целых ансамблей.
Применение световых лозунгов, портретов и т. д. придаст еще большую заостренность отдельным ударным точкам и явится мощным средством политической, научной и технической пропаганды.
Основные установки, данные нам т. Сталиным по вопросу об архитектурной реконструкции Москвы, постоянное руководство творческой работой архитекторов со стороны т. Кагановича, создают уверенность, что коллективный опыт, знания и куль
тура советских зодчих наметят правильные пути дальнейшего развития советской архитектуры, ускорят превращение наших городив в города высокой архитектуры, а столицу СССР — в красивейший город в мире.