Л. М. КАГАНОВИЧ Последний этап строительства первой очереди метро*

I.
Не ослаблять качества и темпов на последнем этапе строительства
Товарищи! Очень хорошо, что мы доставили сегодня на пленуме вопрос о метрополитене. Мы находимся сейчас на послед
нем этапе строительства первой очереди. Некоторые думают, что раз дело идет к концу, то уже не следует обсуждать оператив
ных вопросов строительства. Некоторые товарищи хотят вместо оперативной работы заняться подведением итогов и писанием истории. Но надо со всей категоричностью заявить, что рано переключаться на историю метро. Историю писать нужно, но еще важнее — ее творить. (Аплодисменты).
Товарищи, выступавшие в прениях, уже говорили о том положении, которое было к концу 1933 года, ко времени слета удар
ников Метростроя в декабре месяце 1933 года, после которого было вынесено всем известное решение МК, МГК ВКП (б), Мо
сковского областного и городского исполнительного комитета советов.
За год проделана поистине колоссальная работа. Достаточно привести следующую таблицу:
Характер работы
Сооружено тоннеля (в погонных метр................................. Выемка грунта (в тыс. куб. метр.).................................. Кладка бетона (в тыс. куб. метр.)..................................
Как бетонные, так и в особенности земляные работы, в основном закопчены. Если взять мировой рекорд бетонной кладки, достигнутый нами на Днепрострое, который составил 518 тыс. кубометров кладки бетона в год, то увидите, что па строительстве метрополитена, несмотря на то, что работы велись в стесненных условиях под землей, объем работы выполнен еще боль
ший, составив за неполный 1934 год 741 тыс. кубометров бетона.
Самое существенное, что весной этого года, благодаря указаниям ЦК и лично товарища Сталина, нам удалось обеспечить хорошее качество работ. (Аплодисменты).
Год тому назад, когда мы поставили перед собой задачу повышения темпов бетонных и земляных работ в несколько раз, многим товарищам из самих строителей казались неосуществимыми намеченные планы. Пройденный год еще лишний раз по
казал, как велики наши силы и возможности, если всем дружно взяться за работу и настойчиво преодолевать препятствия.
Однако, было бы крайне вредным для успешного завершения строительства метро, если бы мы с вами, подходя к концу, под
дались бы настроениям самоуспокоенности и самодовольства. Бывало так с рядом людей, организаций и строев, когда к са
мому концу работы напряжение падало, энергия выдыхалась и из-за этого окончание строительства затягивалось на сроки боль
шие, чем основные работы. Последний этап любого строительства требует более кропотливой, более тщательной работы. Это отно
сятся особенно к строительству метрополитена. На первых этапах его преобладала массовые земляные, бетонные работы, но требовавшие особенной квалификации. А сейчас остался монтаж эска
латоров, отделка станций, т. е. работы, требующие высоких квалификаций, культуры труда, тщательности отделки, безукоризненного качества.
* Речь на пленуме МГК ВКП)б.) от 28 декабря 1934 г.
Для последнего этана строительства метро требуется новая мобилизация сил. И доклад т. Хрущева, сделанный со всем знанием существа дела и деталей, и последующие выступления товарищей, начиная от руководителей Метростроя, инженеров,
начальников шахт, бригадиров н кончая рабочими, показывают, что мы дело строительства метрополитена знаем, его любим и на каждом этапе строительства выдвигаем то, что сейчас особенно важно.
Вчера и сегодня в перерыве между заседаниями пленума мы — члены бюро МК и МГК — посетили ряд шахт метро и провели совещание с начальниками шахт, парторгами и руководителями
Метростроя, одно из тех совещаний, которые широко у нас практиковались не раз на всем протяжении строительства метро
политена. На этом совещании просмотрели конкретно шаг за шагом все строительство и разработали по каждой шахте и участку работ практические предложения для успешного окончания последнего этапа.
II.
Состояние работ на отдельных участках
Каково же состояние отдельных участков строительства на сегодняшний день?

Выполнено

Три станции — „Сокольники , „Красносельская и „Комсомольская площадь — и тоннель между ними строительством и монтажей закончены. Там осталась лишь часть отделочных работ и завершение строительства вестибюлей. Надо скорее закончить доделки, чтобы потом товарищей, освобождающихся с этих станций, перебросить для работы па отстающие участки.
Па кессонном участке, бывшем одним нз наиболее трудных, к 4 января все работы должны быть закончены.
Станция „Красные ворота почти готова. К 3 января ее сдадут окончательно, а в ближайшие 10 — 15 дней будет за
кончена и ее отделка. В строительстве этой станции мы шли на большой риск, допуская, при большом давлении грунта, сооружение третьего среднего тоннеля-прохода, но этот риск себя оправ
дал. Основные трудности преодолены, н строителям необходимо сосредоточить внимание на монтаже эскалаторов и отделке станций.
На тахтах №№ 19 — 20 и 15 — 17 все работы заканчиваются 3 — 4 января, за исключением маленького участка на площади им. Дзержинского. В этот же срок заканчиваются ра
боты и па Кировской станции, где останутся только отделочные работы и монтаж эскалаторов.
Вчера мы осматривали работы на станции „Площадь им, Дзержинского . Сама станция почти гот, ва, кроме отделки, которая производится. Наклонный ход близок в окончанию, скоро должен начаться монтаж эскалаторов, но необходимо предупредить тт. Ба
рышникова, Погребинского, что им необходимо налечь на работу, а то они сорвут сроки.
Затем идет более трудный участок — щитовая проходка. Проходка щитами успешно закончена. Осталось положить примерно 900 пог. метров железобетонной рубашки. Чтобы добиться высо
кого качества этих работ, имеющих большое значение особенно для этого участка с громадным притоком воды, мы установили