Боевой участок

киноискусства

Недавно страна наша праздновала Первое мая. Первомайский праздник прошел как всенародный смотр свобод
ного, созидательного труда. Миллионы советских людей
гордо шествовали по улицам и площадям городов и сел, подводя итоги своей успешной работы по развитию социалистического хозяйства, культуры, военной мощи нашей родины.
В этот день первыми вышли на улицы и площади режиссеры и операторы кинохроники. Народ только собирался к победным знаменам своих заводов, колхозов, ин
ститутов и только начинали выстраиваться, готовясь к параду, военные части, еще безмолвствовали радиорупоры, а кинооператоры давно уже находились на постах, готовясь к боевому съемочному дню. Демонстранты видели их,
как и всегда видят в этот день, в Минске и Хабаровске, Ленинграде и Ташкенте, Киеве и Сталинабаде, в дагестанских аулах и грузинских селах.
В этом году наши хроникеры впервые снимали Первомай в новых советских городах — Львове, Белостоке, Выборге. Двадцать пять операторов снимали праздник Первого мая на Красной площади и улицах столицы.
Первомайские съемки 1940 года явились первой большой работой всего коллектива советских кинохроникеров после недавно прошедшего в Москве всесоюзного творческого совещания по хроникально-документальному кино
Это совещание, несомненно, сыграет значительную роль в развитии советской кинохроники, вся творческая практика которой подверглась серьезному и глубокому обсуждению. Операторы, режиссеры, редакторы намечали пути дальнейшего улучшения хроникальных фильмов, журна
лов, операторской работы. Высокий идейно-творческий теоретический уровень совещания - свидетельство роста мастеров хроники. После совещания должна быть развер
нута еще более яростная борьба с ремесленничеством, штампом, безынициативностью, однообразием, неповоротливостью, борьба за высокое искусство документального кино, за яркий, правдивый показ нашей жизни.
Ответственная задача по выпуску первомайских фильмов хорошо выполнена всеми студиями кинохроники. Коллектив Украинской студии в фильме о праздновании
Первого мая в Киеве продемонстрировал свои первые
успехи в освоении цветной хроники. Фильм Первое мая, созданный в Москве, - образец живого, острого, художественно выразительного, эмоционального кинорепортажа!.
Важнейшая задача работников хроники - всеми силами совершенствовать кинорепортаж, ибо это - основа хроники.
Кинорепортер, киножурналист - высокое, благородное звание.
Пора от часто произносимых и правильных слов о киножурналистике перейти к делу, начать планомерное повседневное воспитание журналистов - операторов, прибли
зить весь творческий отряд хроникеров к прессе, к коллективам газет. Хроника подобно большевистской печати должна уметь быстро откликаться на злободневные со
бытия, зорко подмечать их, предвидеть, предупреждать. Каждый режиссер и оператор хроники должен быть поли
тически целеустремленным, крепко связанным с жизнью страны, - большевистским киножурналистом, для которого превыше всего - интересы народа, страны, партии.
У хроникеров должна быть развита благородная любознательность, стремление до всего доискаться. Важен тем
план, помогающий всегда видеть основное, освещать цен
тральные, главные вопросы, но нужна и широко развитая инициатива. Хроникерам надо беспрерывно разъезжать по стране, снимать все новое, живое, значительное. Нуж
но побродить с кино аппаратом но тайге, по улицам наших городов, по аулам, проникнуть в творческие будни школы, институтов, рабочей и колхозной семьи. В будни! Мы лю
бим и умеем снимать праздники, парады, рекорды, из ряда вон выходящие явления. Но будни, слагающие их чудесные факты, мы снимаем хуже, бледнее.
Выше качество художественной документации нашей жизни! Операторам хроники надо в совершенстве владеть всеми техническими средствами кинематографи
ческого отображения подлинной жизни, чтобы и на экране она выглядела ярко и полнокровно. Хроникер, не владеющий всеми средствами своего искусства, обречен на съемку оживленной фотографии, не больше.
Хронике предстоит воспитать кадры своих сценаристов, сценаристов документального кино, умеющих в сценарии организовывать факты, которые будут запечатлены в будущем фильме эмоционально, а не схематически.
Пришло время развернутых поисков новых жанров, новых путей показа нашей жизни. Хроника не может и не должна терпеть трафарета, стандарта, рутины. Следует решительнее отказываться от сложившихся привычных норм, искать и творить. Работники хроники должны обладать великолепным чувством большевиков,
чувством нового. Большое поле деятельности открывают короткометражные фильмы. Вот где нужны настоящие ав
торы-операторы! Задача всех студий - создать высококачественные короткометражные очерковые, видовые фильмы.
Зрители ждут дальнейшего улучшения периодических изданий. Они любят Союзкиножурнал, Советское искусство, Пионерию, иск они хотят, чтобы эти журналы, как и многочисленные издания местных студий, строились живее, культурнее, свежее по оформлению и содержанию. Создание образцовых всесоюзных журналов - дело чести всех -студий кинохроники.
В студиях должна быть поднята на большую высоту роль редактора, значение и работа которого сейчас недооцениваются. Редактор - политический руководитель режиссера и оператора, влияющий на ход всего идейно-творческого процесса в студии.
Необходимо, не ожидая специальных больших совещаний, в процессе повседневной работы обобщать творче
скую практику, анализировать проделанное, смело ставить теоретические вопросы документального кино, вовлекая в их разработку весь коллектив хроникеров. Именно с этой целью «Искусство кино» посвящает значительную часть этого номера проблемам кинохроники. Мы надеемся, что поставленные в статьях вопросы вызовут живой отклик у всех работающих в области образной кинопублицистики, будут способствовать глубокому критическому анализу достоинств и недостатков кинохроники сегодняшнего; дня и этим помогут дальнейшему повышению качества произве
дений документального кино, - острейшего политического участка общего фронта нашего киноискусства.