M. И. Калинин. Кадр из кинохроники
Точно так же решительно неинтересны и наши сюжеты, если они создают только общее представление о явлении, но если в них нет желания схватить какие-то специфичные его детали.
...Хетагуровки уезжают на Дальний Восток. Мы видим, как к стеклу окна приплюснулось лицо девушки. А у поезда стоит парень, кото
рый делает девушке знак: «Пиши». Она отвечает жестом: «Напишу». Эти делает сюжет теплым, оживляет его и вызывает у зрителя свежее чувство.
Недавно происходил отлет Фариха. Фарих прощается с сыном и делает ему жест: «Учись хорошо». Это де
лает снятый сюжет искренним и зритель хорошо его воспринимает.
Если оператор не умеет уловить эти жизненно-правдивые моменты, он скатывается к ошибкам.
(Недавно мы получили материал одного оператора Фотовыставка в Белостоке. Показано, как жители Белостока приходят на выставку. Но оператор сделал акцент не на жите
лях Белостока и не на том, как они реагируют на новые для них фото
графии, а на самих фотографиях, т. е. на том, что нашему зрителю прекрасно известно. Это - пример отрицательный.
Другой пример - положительный. Оператор Беров снимал сюжет Первые ясли в Белостоке. Он показал, как в бывшем барском доме
живут дети рабочих. Казалось бы - ясли, как ясли. Но оператор показал одну деталь. Он показал матерей, которые впервые принесли своих ребят
Академик А. Бах открывает первое заседание Первой сессии Верховного Совета СССР. 1938 г.
его так, что зерно сюжета пропало- Все дело было в том, чтобы показать это испытанное в боях париж
ских коммунаров знамя, но его так пригладили, что оно показалось новым.
В той же беседе с корреспондентами «Соцаемледелия» т. Калинин сказал: «Если вы хотите, чтобы ваша корреспонденция задевала людей, то надо в нее немного своей крови влить. Если пишешь и сам волнуешься и переживаешь, то и в корреспонденции это чувствуется, и она получается живой...»
Это целиком относится и к операторам кинохроники. Напомним старую съемку Кармена - пуск Косогорской домны. В съемке схвачено одно - ожидание первого металла. Кармен создал драматургическое напряжение маленькой корреспондентской съемки: ночное ожидание метал
ла. Строители, их жены, руководство предприятия, инженеры и другие с нетерпением ждут пуска домны
и вот появился, потек первый металл. Этот сюжет до сих пор резко отличается от всех сюжетов о пуске дом
ны: в нем показана живая деталь, создано драматургическое напряжение.
Только волнуясь сам, только воспитывая в себе эмоциональный подход (в сочетании с политическим) к явлениям, оператор может добиться хо
рошей съемки. Вспомним, например, схемы пограничных сюжетов: погра
ничник обязательно стоит на одном колене и смотрит в бинокль, обязательно около него собака. Хабаровский оператор Русанов вышел из
в ясли, не знали до тех пор, что такое ясли и как можно отдать своего ребенка в них хотя бы на один день. Они смотрят на своих детей в ще
лочку замка. Беров показал матерей, смотрящих через щель замка. Эта деталь сразу оживила, свежо повернула тему.
Надо помнить об одном: когда зритель смотрит кинохронику, он знает, что кинохроника говорит подчас о
тех же фактах, о которых сообщают газеты, радио. Но в хронике он хочет увидеть новую сторону явле
ния, факта, которых газета, радио не могут показать. Он хочет войти в атмосферу события, увидеть такие детали, такие стороны жизни, которые может охватить только киносъемочный аппарат.
Беда многих наших киножурналов в том, что мы часто «спасаем» ту или иную съемку дикторским текстом. Зритель слышит дикторский текст, т. е. то, что он читал в газете, но не то, что он должен увидеть в ки
но; когда работники хроники этого не замечают, они засушивают сю
жет, делают его однообразным и неинтересным.
Часто к ошибкам приводит неумение (применять кинотехнику, техни
ческие приемы, свет. Маленький, но интересный пример: московский опе
ратор снимал участника Парижской Коммуны. В съемке как фон фигури
ровало знамя парижских коммунаров. Это было дырявое, старое, ветхое знамя - знамя, дошедшее от парижских коммунаров. Но на экране оно - казалось новым. Оператор осветил