Москва-река ночью. Кадр из кинохроники
этой схемы и сумел построить единый сюжет, вызвавший живой отклик у зрителей, в частности у красноармейцев.
Оператор должен предупреждать себя от лобового разрешения темы, от того, чтобы показать только внеш
ние признаки явлений, привычные для нашего восприятия и восприятия этого оператора. Если же он заста
вит себя подойти с другой точки зре
ния, посмотреть с другой стороны, то он будет избавлен от схем.
Ростовский оператор Мазрухо столкнулся с такой темой - пока
зать кандидатов на Сельскохозяйственную выставку. Что же показать? Показать колхозницу - это хорошо, но это уже часто показывалось. Жи
вотноводов уже показывали. Показать процесс полевых работ - хорошо, но это тоже показывали много раз. Он показал редакцию краснодарской газеты «Колхозный путь» - кандида
та на Выставку. Казалось бы, он мог спять так: вот газета печатается, вот
ее читают и т. д. Но он подошел иначе. Съемка начинается с того, что на колхозном дворе, окруженная птицами, работает птичница, и ее снимает какой-то старичок, очень въед
ливый и дотошный фотолюбитель. Он щелкает аппаратом, она ему позирует. Оказалось, что это селькор газеты тов. Гайдук, который действительно часто снимает для газеты.
Сюжет целимом снят мгонтажно. Следующая часть: показана фотография, затем эта фотография, помещенная в газете. Затем номер разбирают на редакционной летучке. Все это уложилось в 36 метров.
Оператор Мазрухо внес в съемку сюжета свежесть, выдумку. Это вы
шло, потому что предварительно он продумал построение сюжета.
В чем отличие оператора хроники от оператора художественной картины? В том, что для оператора ху
дожественного фильма перед съемкой все приготовлено. А оператор хро
ники очень часто сталкивается с со
бытиями и снимает их так, что он должен многое отбирать в процессе самих событий, когда не все подготовлено для него и оператор должен, как журналист, при
готовиться сам, чтобы это схватить. Здесь большое значение имеет процесс отбора в момент съемки. Отсю
да - предварительная подготовка, сценарное деление и сценарный план
Работа операторов Шафрана, Трояновского и - с другой стороны - Кармена в Арктике, их общеизвест
ная переписка, советы друг другу как снимать лучше всего говорят о значении плана и тщательного продумывания всего процесса съемок.
Больной вопрос - инсценировки. Нужно договориться раз и навсегда, что такое инсценировка. Когда опера
тор, вместо того чтобы снимать подлинных людей, подлинные вещи, заставляет их позировать для аппара
та, действовать так или иначе не потому, что они так сами хотят, а по
тому, что так хочет оператор, - это инсценировка. Вся беда усугубляется тем, что, заставляя людей действовать так, оператор ставит их в несвойственные положения, вынуждая их