но горизонтали и здесь естественно, напрашивалась не ассиметрическая, а именно симметричная, центрально-осевая, а не сме
щенная к углу композиция. Ибо центральное, осевое решение своим сильным членением всего объема горизонтали, выгодно нейтрализует чрезмерную распластанность по горизонтали, соз
дает тем самым более равномерное соотношение высотной и продольной координат, сокращает повторность однообразных метрических члене
ний рядами оконных проемов и т. и. Об этом свидетельствует анализ всех лучших образцов мировой архитектуры. Конечно, неправильно бы
ло бы утверждать, что симметрическая схема архитектурной композиции является единствен
но приемлемой. Как видно будет из рассмотрения далее жилого дома на Петровке в некоторых случаях (например, при решении небольших, собранных к углу улицы объемов со слабо развитыми продольными координатами) может быть оправдано и ассиметричное решение. Но, нужно
оказать прямо, художественные рессурсы обоих этих принципов далеко не равноценны.
Это подтверждает я дом РЖСКТ на Писцовой у л., который характерен своей внешней архитектурой, решенной, в целом, по принципу плоскостной композиции ортодок
сального конструктивизма. Архитектурная композиции объема пятиэтажного здания крайне
схематична и элементарна: два равно-высотных параллелепипеда приставлены один к другому по торцовой стороне так, что они своими перпен
дикулярными плоскостями образуют прямой угол. Придавая некоторую игру объемам, выявляя их трехмерность, этот прием все же довольно примитивен, не только в смысле всей объемной композиции в целом, но и с точки зрения обработки самого угла здания.
Так же схематично и элементарно решается фасад здания. Несмотря на применение объем
ных элементов для членения стены (балконы, эркеры), вследствие высокого парапета и нали
чия большой глухой плоскости, фасад решается в основном плоскостно. Балконы и эркеры -органически не увязаны со стеной. Из-за их неравно
мерного распределения, одни части фасада ими перегружены, другие, напротив, ничем не заполнены.
Подобная мертвенность, бездушность в членении здания по вертикали и горизонтали объ
ясняется тем, что в основу его не положено никакой идеи. Непревзойденная пока и, видимо, незаменимая классическая система трехчленного деления здания по вертикали в целях выявле
Общежитие
работников милиции. Угол Петровки
и Петровского пер.