ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО КИНО

Русская кинематография кануна Октябрьской

социалистической революции

ОЧЕРК I

Н. Лебедев

Советская кинематография создавалась на базе того наследства, которое она получила от русской дореволюционной кинематографии.
Первые советские фильмы снимали режиссеры и операторы, работавшие до революции в предприятиях и под идейным руководством Ханжонковых и Ермольевых. Первые советские фильмы ставились в «ателье», (построенных и оборудованных теми же Ермольевыми. Первые советские фильмы прокатывались по киносети, сложившейся до революции.
Без учета этого идеологического и материально-технического наследства невозможно правильное понимание истории возникновения и первых этапов развития кинематографии советской.
Каково же это наследство?
Основной материальной ценностью, оставшейся от дореволюционного кинохозяйства, являлась сеть киноустановок.
В период первой империалистической войны на территории бывшей Российской империи насчитывалось около 1000—4200 работающих кинотеатров. Все они принадлежали частным предпринимателям.
В большинстве своем это были каменные сараи на 200—300 мест, кое-как приспособленные для демонстра
ции картин. Лишь в Петрограде, Москве да в некоторых крупнейших губернских городах можно было найти кинотеатры на 500—600 мест. И лишь единицами на всю Россию насчитывались театры на 1000 и больше зрителей.
Кроме этих коммерческих кинотеатров в стране не существовало никакой иной киносети — ни клубной, ни школьной, ни сельской.
По приблизительным подсчетам справочника «Вся кинематография» за 1916 год годовой доход сети кинотеат
ров в начале войны достигал 142 миллионов рублей (за сезон 1914/15 года)
Снабжение фильмами шло через сеть частных про
катных контор. В 1916 году их насчитывалось около ста (включая периферийные отделения крупнейших столичных фирм). Свыше трети этих контор приходилось на долю Москвы и Петрограда (по 18 контор).
Фильмы, поступившие на экраны, делились на две группы: иностранные и русские.
До войны около 80% общего числа картин составляла первая группа. Иностранные кинопредприниматели видели в России молодой и быстро растущий кинорынок и торопились захватить на нем «командные высоты». Такими высотами были торговля фильмами я прокат их. Импортируя по дешевым ценам копии фильмов своего производства (уже амортизованных у себя на родине), иностранные фирмы, вопервых, экономически душили русское производство; во-вторых, прививали русскому зрителю свои вкусы, приучали к своим жанрам, популяризировали своих собственных «кинозвезд».
(По данным А. А. Ханжонкова 2, накануне войны в одной Москве насчитывалось свыше пятидесяти представи
тельств (иностранных кинопредприятий, начиная с таких крупных, как французские фирмы «бр. (Пате», «Гомон», «Эклер»; итальянские — «Чинес», «Амброзио»; американ
ские — «Эдисон», «Витаскоп»; немецкая — «Мастер»; скандинавская — «Нордиск», и кончая никому неведомыми
и явно спекулянтскими «Люксами», «Рексами», «Несторами», «Викингами» и другими.
Бешеная конкуренция между иностранными фирмами оказалась наружу и некоторой части Первых русских кинопредпринимателей. Используя свои знания условий местного рынка, более ловкие из них получали от иност
ранных фирм полномочия в качестве представителей «на Россию», осваивая в этом качестве технику кинематографической торговли, и затем, сколотив несколько тысяч
рублей, организовывали собственные «торговые дома». Таково происхождение крупнейших из дореволюционных кинопредприятий «Торгового дома А. Ханжонков и К°», «И. Н. Ермольев», «Тиман, Рейнгардт, Осипов и К°», «Т-во М. Трофимов и К°» и других.
Начало производства русских картин относится к 1907—1908 годам. До этого времени на экранах появ
лялись лишь отдельные кинохроники из русской жизни, снятые операторами иностранных фирм. Начиная с 1907 года, кинохронику пробует снимать А. О. Дранков, первый русский кинооператор, позже превратившийся в кинопредпринимателя.
Тем же Дранковым была выпущена (в октябре 1908 года) и первая русская игровая картина Стенька Разин (Понизовая вольница) длиной в 224 метра в постановке некоего (В. Ф. Ромашкова; снимая картину сам А. О. Дранков.
В 1909 и последующих годах в производство фильмов втягивается ряд других русских кинопредприятий, занимавшихся до того продажей и прокатом иностранных картин: «Ханжонков», «Тиман и Рейнгардт», «Хари
1 «Вся кинематография». Настольная и справочная книга. Изд. Ж. Чибрарио де-Годен. М., 1916, ст.р. 192.
2 Воспоминания А. А. Ханжонкова (рукопись имеется в кабинете киноведения Государственного института кинематографии). В сокращенном виде воспоминания выпу
щены издательством «Искусство» под названием «Первые годы русской кинематографии». Москва, 1937.