путешествие из соображений экономических и чисто научных, проникали в заповедную, таинственную область вечных льдов и ступили ногой на ту точку земного шара, где находится оконечность воображаемой земной оси, на крайнем севере и на крайнем юге. Тайна, окружавшая оба полюса Земли, наконец была раскрыта. Разумеется, эта победа была достигнута лишь после упорной борьбы, на которую была затрачена масса энергии и труда и не мало принесено в жертву человеческих жиз
ней. — Но всякое открытие, всякое научное завоевание — всегда стоили жертв. Ведь сколько путешественников заплатили жизнью за свое стремление исследовать неизвестные страны, дебри и пустыни в разных частях света, найти новые пути сообщения, в которых нуждалась промышленность! И полярные страны потребовали жертв, но никакие лишения, опасности и страдания не могли остановить исканий человека.
Северный полюс гораздо раньше Южного стал привлекать к себе внимание человека, и это обгоняется отдаленностью Южного полюса, который окружен беспредельной морской пустыней, между тем как Северный окружен материками и группами населенных островов.
Природа полярных стран так резко отличается от той, которая нас окружает, что, кажется, будто она принадлежит другому миру. Там не существует смены дня и ночи, и небесные светила не восходят и не заходят в течение целых суток. Там магнит
ная стрелка становится вертикально, теряет свою, указывающую на север силу. В странах вечных льдов наблюдаются порази
тельные явления на небе и к числу их принадлежит долгое беспрерывное присутствие солнца.
Но этот длинный день сменяется еще более долгой полярной ночью. Холод и тьма, — вот чем отличается полярная зима. На полюсах существует только один день и одна ночь в году. Там нет времен года и нет обычных четырех стран света. На Северном полюсе перед нами только юг, а на Южном, во все стороны простирается только север.
Но долгая полярная ночь время от времени вознаграждает чудным зрелищем человека, зимующего среди вечных льдов в ожидании появления солнца и возможности продолжения путешествия. Взор путешественников иногда радует дивное, чарующее зрелище — северное сияние.