торыми оно очень богато, не стесняют его движения вперед. Оно разрабатывает, развивает и высоко совершенствует избранные и излюбленные отрасли художества и мастер
ства, входящие в жизненный оборот народного вкуса, его творческих симпатий и склонностей. Все то, что приходится ему заимствовать из чужих искусств и культур, преобразует оно в том едином характерном и общем художест
венном выражении, которое избирается народным вкусом.
Оно делает национальным всякое заимствование, глубоко воспринимая и перерабатывая его в своих недрах.
Производителями этого вещественного искусства, наполняющего не музеи и галлереи, а живой повседневный быт, являются народные мастера-художники, кустари и ремес
ленники: плотники, столяры, резчики, живописцы, гончары, кузнецы, чеканщики, вышивальщицы, кружевницы, токари, набойщики, скульптора, ткачи, игрушечники и др. предста
вители многообразного художественно-бытового труда. Огромная армия народных художников-практиков, являющихся собирательным автором бытового искусства, обладает много
сторонними художественно-техническими навыками, уменьем и сноровками. Мастера эти художественно обрабатывают самые различные материалы. Их творчество всегда отлича
ется внутренней осмысленностью, целесообразностью, дает прямой и точный ответ на потребности жизни, лишено на
думанной и показной красоты. В их изделиях практическое назначение всегда трезво и прочно сочитается с бытовой
красотой. Предметы их творчества — полный круг вещей и изделий самого разнообразного типа и назначения, которые наполняют бытовую народную жизнь в ее повседневном течении и обиходе.
В творчестве широких художественных масс заложена неиссякаемая созидающая энергия, разнообразное и тонкое мастерство, начала всех прикладных искусств; в этих художественно-бытовых изделиях ярко и выразительно запе