чатлевается характер и дух русского искусства, хранится высокоценное наследие общенародного художественного дарования.
Крестьянское искусство составляет богатый черноземный слой русского народного бытового искусства. Оно является источником развития многих главных отраслей и форм художественного ремесла и кустарной промышленности. В нед
рах крестьянского населения зарождались и развивались многие виды художественного труда, позднее обслуживавшего все слои населения. Крестьянское искусство быта являлось той сокровищницей, откуда постоянно черпались формы, построения, узоры, мотивы, разновидности техники и ма
стерства; это искусство, сильное глубиной художественных привычек, в неприкосновенности сберегло здоровые и жизнеспособные начала национального художественного творчества.
Кустарная промышленность была и остается на корнях крестьянского искусства. Ее дальнейшее развитие в новых условиях политической и экономической жизни должно сохранить эти органические связи и вековые сплетения. Крестьянское искусство — здоровая кровь кустарной промышленности.
Указанная вековая связность — почти единство — крестьянского искусства и кустарной промышленности определяется их исторической судьбой.
Зарождение кустарных промыслов относится к эпохе натурального хозяйства, когда машина и фабрика не играли роли в промышленности, и население, работая в одиночку или собираясь в небольшие артели, производило «вручную»,
домашними средствами и орудиями все те разнообразные изделия и предметы быта, которые необходимы были ему в нешироком кругу его малого хозяйства. Кустарные промыслы зародились и развивались в бытовой толще многомиллионного крестьянства и из него черпали свои художе