ственно-творческие силы. Домостроительство деревни во всех его направлениях было основной практической задачей самозарождающейся кустарной промышленности.
Творчество кустарей, глубоко коренящееся в условиях старого быта русского крестьянства, впитало в себя образы и формы, художественные приемы и вкусы крестьянского бытового искусства. Из этого живого источника непрерывно потекли, расширяясь и разветвляясь, многочисленные ручьи кустарного творчества. Вскоре возникли артели, образовались местные очаги разнохарактерных промыслов, и кустарное дело широко раскинулось и зацвело на всем обширном пространстве страны.
Позднее, с развитием более сложной хозяйственной жизни, потребителем кустарных изделий становится и город — с его ремесленной и фабричной жизнью, с его расширяю
щейся торговлей, с его капиталистическим развитием. Город стал пользоваться продуктами кустарной промышленности, приноравливая ее к своим хозяйственным потребностям, извлекая из нее то, что обходится дешевле, что производится кустарями просто, быстро и прочно. Капиталистичес
кое хозяйство вовлекло неорганизованные силы кустарей в область своих экономических интересов и стало их широко эксплоатировать; если оно иногда и содействовало некоторым формам их организации, то только лишь для того, что бы с большей легкостью и уверенностью пользоваться выгодами, которые давало кустарное производство, не требовавшее от капитала затрат и риска.
Те отрасли кустарного дела, которые все же не попадали под непосредственное влияние городского нарождающе
гося и крепнущего капитала, продолжали свое развитие, главным образом, в пределах разнообразного местного обслуживания хозяйственных и бытовых нужд деревни и про
винции. Внутренняя связь, соединяющая крестьянское бы
товое искусство и кустарные промыслы, продолжала сохра