Ленинские указания хронике

и учебному кино

Владимир Ильич Ленин уделял большое внимание делу развития хроникальной и учебной кинематографии.
Сохранился ряд документов, показывающих, какое значение Ленин придавал этим двум важнейшим отраслям кинематографии. Ленин предлагал использовать кино для производственной пропаганды, для распространения зна
ний, для ознакомления широких масс с различными вопросами науки и техники. В кинохронике Владимир Ильич видел образную советскую публицистику, выполняющую своими средствами те же задачи, что и наша партийная и советская печать. Известно, что по непосредственному указанию Владимира Ильича был снят ряд учебных и хроникальных кинокартин, что Ленин следил за продвижением этих фильмов к зрителю.
Партия и ее вожди - великие Ленин и Сталин всегда видели в кинематографе могучее средство коммунистического просвещения масс и распространения знаний в народе.
Благодаря заботам партии и правительства и вниманию соратника Ленина товарища Сталина к самому массовому и самому важному из искусств советская кинематография за годы сталинских пятилеток получила мощную материальную базу. В стране создана собственная киноиндустрия, выросла огромная сеть городских и сельских кино

театров, построены многочисленные киностудии, воспитаны

кадры киноработников. Советская хроникальная и учебная кинематография получила все возможности для реше
ния выдвинутых перед ней еще Лениным задач. Но эти возможности реализованы ею до настоящего времени далеко еще не полностью.
Ее достижения бесспорны и несомненны. Отважными советскими кинохроникерами создано множество замеча
тельных картин, зафиксировавших исторические события в жизни нашей родины, героизм и преданность ее людей делу соцализма. Учебная кинематография выпустила ряд
хороших кинопособий и популярных фильмов, имеющих важное значение для школьного и внешкольного образования.

Но сделанного недостаточно. В фильмах и журналах,

выпускаемых кинохроникой, еще много серого, невыразительного материала. Можно прямо сказать, что киножурналы Союзкинохроники не поднялись еще до уровня наших лучших газет. Ряд интереснейших событий не полу
чил в них должного отражения, а порой и вовсе выпал. Оформление текста - литературное и дикторское - хрони
кальных фильмов часто находится на низком уровне, возможности звука далеко не использованы. Хроникеры еще недостаточно оперативны, часто запаздывают со своими съемочными аппаратами или снимают одни и те же объекты, что лишает хронику необходимого разнообразия.
Очень часто наши зрители, желающие увидеть в кадрах кинохроники документы подлинной жизни, встречают вме
сто этого инсценировку имевших место событий. Передать нашу жизнь в ее доподлинном ярком звучании, увидеть в этой жизни наиболее типическое и интересное, выразительно и лаконично рассказать об этом - вот основная задача мастеров хроники, художников советского кинодокумента.
Следует указать и на ряд серьезных недостатков в работе учебной кинематографии. Несмотря на специальное правительственное решение тематическое планирование, имеющее в учебной кинематографии еще большее значение, чем в художественной, страдает серьезными изъяна
ми. Методика создания учебною и научно-популярного фильма не разработана. Опыт лучших картин не учтен. Чрезвычайно плохо обстоит дело с продвижением учеб
ных фильмов в школьную и курсовую сеть, с учетом их посещаемости и воздействия на зрителя.
Прошедшие недавно творческие совещания работников учебной и хроникальной кинематографии позволили вскрыть недостатки в работе студий Главных управлений хроникальной и учебной кинематографии. Они ознакоми
ли режиссеров, операторов, сценаристов с опытом лучших мастеров, выявили возможности резкого улучшения рабо
ты хроникальной и учебной кинематографии, полного использования огромных материальных ресурсов, которые правительство предоставило в распоряжение советской кинематографии.
Хроникальная и учебная кинематография - образная публицистика и образная педагогика - получили в нашей стране государственное значение.
Когда Владимир Ильич требовал «хорошую хронику, серьезные и просветительные картины», молодая советская кинематография могла ответить на это требование единичными лентами, печатавшимися в очень маленьком тираже.
Благодаря вниманию партии и правительства и лично товарища Сталина советская хроникальная и учебная ки
нематография имеет возможности полностью выполнить ленинские указания и обслужить многие десятки миллионов зрителей.
Для этого нужно проявить больше оперативности, передать опыт лучших мастеров всем творческим работникам, правильнее планировать тематику учебных фильмов, улучшить их продвижение к зрителю.

Дело за самими киноработниками!