ДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В. В. МАЯКОВСКОГО

Работа Маяковского

в советском кино

Вен. Вишневский

„Если у меня есть понимание, что миллионы обслуживаются кино, то я хочу внедрить свои поэтические способности в кинематографию, так как ремесло сценариста и поэта в основе своей имеет одну и ту же сущность“
(из выступления В. Маяковского на диспуте о Совки но 15 октября 1927 г.).
О работе В. В. Маяковского в кино написано уже немало статей, опубликованы все сто сохранившиеся сценарии и значительная часть высказываний о кино. Но серьезная работа по углубленному изучению проблемы «Маяковский и кино» до сих пор еще не начата.

У многих исследователей творчества поэта еще существует предубеждение против этой проблемы. Многие из них рассматривают работу В. В. Маяковского в кино как работу третьего или четвертого плана, хотя изучение но

вых материалов убеждает все более, что Маяковский придавал этой работе серьезное принципиальное значение.
Маяковский отдал немало времени творческой, публицистической и, как можно теперь утверждать, органи
зационной деятельности в советской кинематографии. Но Маяковского всегда, на каждом шагу подстерегали не
удачи. Почти на протяжении всех 15 лет его работы в кинематографе каждое начинание В. Маяковского в области кино встречали либо откровенным непониманием, либо замаскированной враждебностью либо плохо скры
той иронией невежды. Маяковского-киноноватора никто не хотел принимать всерьез. Руководителя Совкино и ВУФКУ рассматривали его как начинающего и сомнительного киноавтора, его искания считали чудачеством...
В одном из своих писем ВУФКУ Маяковский писал: «Во всех моих взаимоотношениях со сценарной частью ВУФКУ была сплошная недомолвка: меня перекидывали от редактора к редактору; редакторы выдумывали несу
ществующие в кино принципы - особые на каждый день - и явно верили только в свои сценарные способности. Думаю, что в отношении художественной части сценариев моя квалификация позволяет мне настаивать на необходимости проведения в картинах и моих сценарных принципов».
Несчастье Маяковского состояло в том, что он был почти одинок в своих исканиях, ему не удалось при жизни встретить равного по дарованию и близкого по твор
ческим взглядам интерпретатора его кинозамыслов. Фильмы, которые были поставлены по его сценариям бездарными режиссерами при участии неквалифицированных консультантов, нельзя рассматривать иначе как издевательством над творческими замыслами Маяковского.
Так расценивал «экранизацию» своих сценариев и Маяковский. В своем выступлении на диспуте о Совкино в 1928 году он отозвался о постановках ВУФКУ так: «Я дал несколько сценариев, и начали с хвоста, с самого скверного, причем сделали такое, что я не пошел на просмотр картины. Я не мог пойти. Как это называет
ся?. . Вы даете сценарий на фабрику, перерабатывают его, получается рабочий сценарий, и потом разводят руками: вышло что-то не похожее, ведь такого ничего не было... Это все получается оттого, что во главе учреждения стоят люди, которые в кинематографе ничего не понимают».
Маяковский - природный боец, превосходный полемист, умевший разить противников, ничего не мог поделать с бюрократической машиной тогдашних кинофабрик. Особенно возмутительна история с его сценарием Как поживаете?, описанная им в статье, красноречиво озаглавленной «Караул!».
Виктор Шкловский вспоминает: «Я помню одно заседание в Совкино. Было очень скучно.. Сперва был прочтен и принят сценарий Татьяна Русских. Фамилия сценариста Смолин, а режиссер - Бассалыго. Фильм впоследствии, несмотря на большие затраты по декораци
ям, никакого успеха не имел. Потом читал Маяковский отрывок из своего сценария. Это был один из первых ва
риантов сценария Как поживаете. Сценарий не был принят, хотя, конечно, было интереснее экранизировать сценарий Маяковского, чем сценарий Смолина,
даже с Бассалыго» (Газета «Кино» № 17 от 11 апреля 1937 г.).
Л. Кулешов, предполагавший поставить сценарий Маяковского, писал: «Очень интересный сценарий был Как поживаете. Этот сценарий мы вместе с ним пытались провести в правлении Госкино. Какая это бы
ла канительная приемка!» (газета «Ротфильм» № 18 от 17 апреля 1934 г.).
Маяковский страстно боролся за нормальную творческую обстановку на кинопроизводстве, но не встречал со
чувствия и товарищеского общения с кинопроизводственниками. В одном из писем ВУФКУ он писал: «Сценарии отправляю только корректированными, так как при самой большой щепетильности не мог найти ничего, тре
бующего изменений. Изменения буду производить только в результате обсуждения сценариев с режиссером-поста
новщиком, а окончательную редакцию надписей дам только при монтаже фильма. Таковую работу должен производить каждый сценарист над каждым сценарием вне зависимости от предварительных литературных качеств сценария. Как вы помните, об этом я и говорил при заказе и при сдаче сценария и даже просил внесения в договор пункта об оплате мне дороги до места по
становки с целью «вмешательства в производство». Именно такое отношение я считаю добросовестностью сценариста.»